Биофизические ограничения

Экологическое истощение

Цивилизация – экологический паразит. Она присваивает себе материю и энергию, которые ей не принадлежат. Каждая известная цивилизация в той или иной степени причиняла вред окружающей среде и провоцировала экологическую деградацию. Иначе быть не может, потому что цивилизация – детище неолитической революции[1]. Повсеместное принятие сельского хозяйства в качестве способа производства вызывает выщелачивание и потерю верхнего слоя почвы, а также другие негативные экологические последствия, включая изменение климата.

Цивилизация может существовать только благодаря систематической эксплуатации природной периферии. Именно эта эксплуатация обеспечивает более высокий уровень социальной и экономической сложности, характеризующий цивилизацию. Избыточное потребление наносит ущерб широкому спектру экологических ресурсов.

Городу нужна вода, поэтому приходится строить плотины. Необходима древесина для производства топлива и мебели, поэтому приходится рубить леса. Для монет, мечей и щитов нужен металл, поэтому приходится копать шахты. Камень нужен для возведения дворцов, дворов, храмов и стен, поэтому приходится крушить горы. И так далее.

Если бы древняя цивилизация состояла из небольших независимых фермерских общин, которые мирно сосуществовали, ущерб, возможно, был бы незначительным. Однако земледельческий способ производства неизбежно влечет за собой образование городовгосударств. Затем эти мелкие государства входят в состав империй – крупных городов, которые безжалостно добывают в завоеванных провинциях человеческие и природные ресурсы ради величия метрополии.

Экологический империализм заложил основу римского богатства и могущества. Неудивительно, что Рим оставил в наследство человечеству пустынные пейзажи там, где когда-то шумели леса, по которым бродили дикие звери.

Хотя не каждая цивилизация была настолько склонна к эксплуатации, как Римская империя, экологическое истощение было свойственно всем цивилизациям. Доступность ресурсов приводила к увеличению численности более богатого населения, которое потребляло все больше, а повышенный спрос стимулировал эксплуатацию ресурсов. Возобновляемые ресурсы, такие как леса и рыба в водоемах, подвергались чрезмерной эксплуатации и не успевали восстанавливаться, а невозобновляемые запасы ресурсов, такие как полезные ископаемые, истощались.

В погоне за величием люди лишь демонстрируют свою биологическую природу.

Бактерии в чашке Петри растут, пока не используют все питательные вещества, а затем умирают в ядовитом бульоне собственных отходов.

Все живые организмы склонны расширять свою среду обитания и использовать имеющиеся ресурсы. Те, кто преуспевает в этом, побеждают в эволюционной гонке. Мы, люди, делаем то же, что и все существа, и добились заметного успеха. Однако конечный результат не всегда бывает благоприятным, поскольку мы потребляем наши собственные экологические «питательные вещества».

Цивилизация напоминает пузырь – превращает найденное (или завоеванное) экологическое богатство в экономические блага и прирост населения и увеличивается в размерах, не думая о завтрашнем дне. В конце концов ресурсы истощаются и огромный спрос сталкивается с сокращающимся предложением, и цивилизация начинает разрушаться.

Стремительный рост

Цивилизации склонны рассматривать мир природы как рог изобилия или как бесплатный банкет, на котором можно объедаться без ограничений. В значительной степени это заблуждение объясняется тем, что люди не понимают природу и силу экспоненциального роста.

Когда банк выплачивает сложные проценты, платеж добавляется к основной сумме, которая затем становится основой для следующего расчета процентов.

Загрузка...