По мере развития международного торгового сотрудничества между различными странами мира, а также в связи с использованием этими странами своих национальных классификаторов возник вопрос о выработке единого международного классификатора, который мог бы использоваться во всех странах при осуществлении участниками внешнеэкономической деятельности внешнеторговых операций на таможнях. Кроме того, подобный классификатор должен позволять вести анализ внешней торговли по отдельным товарам, товарным группам и видам товаров.
В период с 1851 по 1908 г. было проведено несколько международных экономических конгрессов, имевших целью подготовить единую статистическую номенклатуру. На первом из конгрессов (Брюссель, 1853 г.) участники высказались за единообразную международную тарифную номенклатуру в качестве основы международной статистической номенклатуры. Конгресс исходил из того, что статистические номенклатуры большинства государств разрабатывались на основе их тарифных номенклатур и изменения в одной влекли аналогичные перемены в другой.
Другие международные статистические конгрессы по данной проблематике проводились в Гааге (1869), Санкт-Петербурге (1872) и Будапеште (1876). Для координации работ этих форумов в 1885 г. был учрежден Международный институт статистики.
Первая практическая единообразная статистическая номенклатура товаров, учрежденная международной Конвенцией, была принята Второй международной конференцией по коммерческой статистике, проходившей в Брюсселе в 1913 г. Эта Конвенция была подписана 29 государствами 31 декабря 1913 г. Номенклатура состояла из 186 товарных позиций, сгруппированных в 5 групп:
•
животные; 7 товарных позиций,
•
продовольственные товары и напитки; 42 товарные позиции,
•
сырье и полуфабрикаты; 48 товарных позиций,
•
готовые изделия; 84 товарных позиций,
•
золото и серебро необработанные, золотые и серебряные монеты; 4 товарные позиции.
Брюссельская номенклатура послужила базой первого сравнительного анализа коммерческой статистики, проведенного Бюро торговой статистики в 1922 г. Кроме того, эта номенклатура прямо или косвенно использовалась в тарифных целях 29 странами.
Одним из важных направлений на пути унификации и упрощения таможенных процедур стала разработка в 1937 г. Комитетом Лиги Наций проекта Таможенной номенклатуры. Номенклатура имела множество недостатков и была принята лишь небольшим числом стран. Однако именно в ней были заложены основные принципы классификации товаров для целей международной торговли.
Ни одна из разработанных в разное время международных номенклатур не отвечала в полном объеме тем требованиям, которые предъявляли к ней отдельные страны и международные организации. С точки зрения различных стран и организаций каждая из номенклатур, помимо бесспорных преимуществ, обладала и определенными, а в ряде случаев – существенными недостатками.
Окончание Второй мировой войны явилось началом нового этапа в развитии международного торгового сотрудничества. Сотрудничество стран по таможенным вопросам развивалось под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), или (ГАТТ). 15 декабря 1950 г. был создан Совет таможенного сотрудничества (Customs Cooperation Council, ССС), или (СТС).
Одновременно с Конвенцией о создании СТС была подписана Конвенция по таможенной номенклатуре, которая вступила в силу 11 сентября 1959 г. в рамках СТС был создан постоянный Комитет по номенклатуре, который занимался разработкой основы классификации товаров и выработкой единообразного подхода к классификации.
Номенклатура – (лат. nomenclatura – «перечень, список») – сводка терминов, названий, основных понятий, употребляемых в какой-либо отрасли знания. В основе любой правильно построенной номенклатуры всегда лежит определенная система классификации (Философская энциклопедия // под ред. Ф. В. Константинова. В 5 тт. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970).
Номенклатура представляет в систематизированном виде товары, обращающиеся в международной торговле. Эти товары группируются в ней в разделы, группы и подгруппы, снабженные наименованиями, указывающими в предельно сжатой форме категории или типы товаров, которые они охватывают. Во многих случаях, однако, в разделе или группе классифицируется такое разнообразие и количество товаров, что все их невозможно охватить или перечислить конкретно в наименованиях. (Пояснение I к Основному правилу интерпретации 1 ТН ВЭД ЕАЭС).
Первое издание номенклатуры, разработанной Комитетом по номенклатуре СТС, было выпущено в 1955 г. и известно как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). За ее основу была взята таможенная номенклатура Лиги Наций. Изменения в структуре международной торговли заставляли СТС постоянно пересматривать БТН, вносить в нее изменения и дополнения (в 1959, 1965, 1972 гг.). Последний вариант БТН был опубликован в 1976 г.
Перед международным сообществом возникла задача: добиться рационализации и гармонизации внешнеторговых данных, торговой документации и, в частности, максимально унифицировать систему кодирования информации, касающейся стран, единиц измерения, видов транспорта и, самое главное, самих товаров. Этим было обусловлено начало обсуждения указанных проблем экспертами Совета таможенного сотрудничества с представителями других заинтересованных международных организаций.
Развитие технических средств автоматизированной обработки и передачи данных давало реальную возможность решить названную проблему, однако лишь в том случае, если для идентификации товара использовался бы единый международно признанный код.
Работы по изучению данной проблематики проводились в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), в рабочей группе по унификации и упрощению процедур международной торговли.
В результате в начале 70-х гг. на заседании Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Совету таможенного сотрудничества было поручено изучить возможности создания единой международной товарной классификационной системы, которая впоследствии получила название Harmonized Commodity Description and Coding System (сокращенно Harmonized System, HS) на русском языке – Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).
Разработка ГС была начата в 1973 г. и длилась около десяти лет. В соответствии с общими принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система должна была основываться на взаимно сопоставимых классификациях:
•
Номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (СТС),
•
Стандартной международной торговой классификации
(СМТК).
Разрабатываемая номенклатура должна была стать пригодной и для таможенных, и для статистических целей. Эта необходимость была продиктована значительным расширением и усложнением номенклатуры товаров в международной торговле в условиях научно-технического прогресса. Разработчики стремились к тому, чтобы создаваемая классификация, с одной стороны, наиболее полно охватывала бы товары, обращающиеся в международной торговле, а с другой стороны, чтобы описание и кодирование товаров в классификации лучше отражали бы технологию их изготовления. Таким образом, еще на этапе разработки Гармонизированная система была задумана как многоцелевая товарная номенклатура, отвечающая одновременно потребностям таможенных и статистических органов, построенная на принципах максимально тесной увязки между внешнеторговой и производственной статистикой различных государств. Одним из центральных принципов ГС стал принцип обязательной сопоставимости национальных и международных данных о внешней торговле той или иной страны.
Был учтен также широкий круг прочих товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на номенклатуре СТС (например, таможенный тариф Японии), другие развивались самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного союза; Всемирная классификация авиационных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации Вест-Индских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товарно-транспортный код.
Всего в работе Комитета по Гармонизированной системе и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи предложений, замечаний, комментариев.
Главная цель создания номенклатуры Гармонизированной системы (ГС), как указывается в преамбуле Международной конвенции о Гармонизированной системе, заключается в том, чтобы:
•
содействовать международной торговле;
•
упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле;
•
уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, и способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;
•
унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку и т. д.
Стороны, присоединившиеся к Конвенции, обязуются применять ГС в качестве основы своей таможенно-статистической номенклатуры. В этом понятии объединены номенклатура таможенного тарифа и статистическая номенклатура. В данном случае номенклатура таможенного тарифа означает ту номенклатуру, которую при декларировании импортируемых товаров предписывает применять внутреннее законодательство участника (для взимания таможенных пошлин), а под статистической номенклатурой понимается система классификации товаров, которая в соответствии с внутренним законодательством участника Конвенции используется для сбора статистических данных по экспорту и импорту товаров.
При построении вышеуказанных классификаторов участнику Конвенции о ГС запрещается произвольно удалять отдельные товарные позиции и субпозиции ГС, изменять и дополнять кодирование на уровне первых шести цифр ГС, корректировать установленные в приложении Основные правила интерпретации, изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций ГС. Номенклатуру ГС можно детализировать с помощью внесения в нее дополнительных подразделов, кодированных по большему числу знаков, чем в Гармонизированной системе.
Гармонизированная система, по замыслу ее создателей, всегда должна отвечать требованиям времени и меняющейся структуре международной торговли. С этой целью в Конвенции о ГС предусмотрена специальная процедура внесения поправок как в саму Конвенцию, так и в приложение к ней.
Еще на Первой сессии Комитета по ГС стороны условились обновлять номенклатуры ГС не реже, чем раз в четыре-пять лет.
Технологические изменения, а также сдвиги в структуре международной торговли, о которых говорится в Преамбуле Конвенции, отслеживает Комитет по ГС. По итогам этого мониторинга Комитет в соответствии с п. 1 (а) ст. 7 Конвенции предлагает любые поправки к ней, которые представляются ему желательными, с учетом, в частности, потребностей пользователей, а также изменений в технологии и структуре международной торговли.
Международно-правовая основа внесения поправок в номенклатуру ГС – ст. 16 Конвенции. Механизм, введенный этой статьей, отражает, с одной стороны, используемый в СТС принцип консенсуса при разрешении всех противоречий (путем общего согласия и учета различных мнений), а с другой стороны, жестко устанавливает сторонам сроки, в которые участники Конвенции о ГС обязаны привести в соответствие с поправками к номенклатуре ГС свои статистические номенклатуры, таможенно-тарифные номенклатуры или комбинированные тарифно-статистические номенклатуры.
Согласно тексту Международной конвенции о Гармонизированной системе, сама Гармонизированная система – это номенклатура, приведенная в приложении к Конвенции о ГС, и она составляет неотъемлемую часть Конвенции о ГС (ст. 1 и 2 Конвенции).
При этом под Гармонизированной системой понимают Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и от носящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации (ст. 1 (а) Конвенции).
Номенклатура ГС включает в себя следующие элементы:
•
товарные позиции, субпозиции;
•
относящиеся к товарным позициям и субпозициям цифровые коды;
•
примечания к разделам, группам и субпозициям;
•
основные правила интерпретации.
Два экземпляра Конвенции о ГС, на английском и французском языках, сданы на хранение Генеральному секретарю СТС. Все участники Конвенции о ГС получают заверенные копии. Кроме того, Генеральный секретарь СТС обязан официально уведомить стороны и Генерального секретаря ООН:
1)
об уведомлениях развивающихся стран о частичном применении ГС;
2)
о подписаниях, ратификациях и присоединениях к Конвенции о ГС;
3)
о моменте вступления Конвенции в силу;
4)
о денонсации Конвенции любой из сторон;
5)
о поправках к Конвенции о ГС;
6)
о несогласиях с рекомендуемыми поправками какой-либо из сторон и о снятии этого возражения;
7)
о принятых поправках к Конвенции о ГС, а также дате их вступления в силу.
Если представить Гармонизированную систему как совокупность норм права, закрепленных в Конвенции о ГС и приложении к ней, то во всех случаях, когда какой-либо субъект в рамках каких бы то ни было правоотношений (например, таможенных) классифицирует товар по номенклатуре ГС, можно говорить о толковании этих международно-правовых норм.
Толкование правовых норм – это деятельность по уяснению или разъяснению смысла, вложенного в норму права правотворческим органом, для ее правильного применения.
В силу юридико-технического уклона большинства норм, составляющих номенклатуру ГС, процесс толкования чаще именуют интерпретацией (от лат. interpretatio – «истолкование, разъяснение»). Деятельности, связанной с классификацией товара, непосредственно предшествует интерпретация, которая заключается в уяснении смысла применения Основных правил интерпретации, с учетом примечаний к разделам, группам и субпозициям, с учетом составляющих материалов, функционального назначения и других свойств товара, для правильного присвоения конкретному товару классификационного кода.
Правильность интерпретации товаров имеет решающее значение, поскольку именно на основе кода и наименования товара устанавливается ставка таможенной пошлины и применение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза. Соответственно, ошибочная интерпретация может привести к определению неправильного кода товара, а это может повлечь самые неблагоприятные последствия, в первую очередь для декларанта-импортера.
В Гармонизированной системе существует два вида средств интерпретации:
• внутренние, или юридически-обязательные, – это Основные правила интерпретации, содержащиеся в приложении к Конвенции о ГС, а также примечания к разделам, группам и субпозициям;
• внешние, или рекомендательные, – это Пояснения к ГС, издаваемые на французском и английском языках Советом таможенного сотрудничества, а также Сборник (так называемый Компендиум) классификационных мнений Комитета по ГС.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров, как говорилось выше, – это Номенклатура, приведенная в приложении к Конвенции о ГС и включающая в себя:
Товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды;
Основные правила интерпретации, определяющие порядок классификации товаров в Номенклатуре.
Примечания к разделам, группам и субпозициям, которые позволяют разрешить сомнения и определяют приоритет при выборе той или иной товарной позиции.
Номенклатура ГС состоит из 21 раздела. Основу классификации товаров составляет совокупность различных признаков товаров данных разделов, основными из которых являются:
•
происхождение (разделы I, II, V);
•
функциональное назначение (разделы IV, XI, XII, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX, ХХI);
•
химический состав (разделы III, VI, VII);
•
вид материала, из которого изготовлен товар (разделы VIII, IX, X, XIII, XIV, XV).
При образовании групп в Номенклатуре используется принцип последовательности обработки товаров – от сырья к получению полуфабрикатов и готовых изделий.
Группировка товаров в Номенклатуре производится на уровне позиций и субпозиций. Как правило, из позиции или субпозиции выделяют один или несколько видов продукции, наиболее широко обращающихся в мировой торговле, для остальных же видов предназначается обобщенная классификационная группировка «прочие».
При построении подгрупп, товарных позиций и субпозиций в каждой группе используется свой набор признаков, главными из них являются: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого товар изготовлен; удельный вес товара в мировой торговле.
Таким образом, Номенклатура состоит из 5 уровней: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, субпозиции. Количество элементов, составляющих различные уровни номенклатуры, схематически можно распределить следующим образом:
Классификационная схема Гармонизированной системы соблюдает три условия:
•
товары делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Все звенья классификации являются самостоятельными и их можно подразделить внутри себя;
•
одновременно товары классифицируются только по одному главному признаку;
•
классификация товаров осуществляется сначала по более общим признакам, затем более подробным (специфическим).
Для цифрового обозначения разделов и подгрупп в Номенклатуре используются римские цифры, для обозначения групп, товарных позиций и субпозиций используются арабские цифры.
Пройдя длительный период по созданию, согласованию и подписанию странами – участниками международной торговли, Гармонизированная система описания и кодирования товаров вступила в силу 1 января 1988 г.
В СССР, с 1 января 1991 г., была введена в действие Гармонизированная система (Постановление Совета министров СССР № 1004 от 12 августа 1988 г. «О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров»).
С 1 января 1991 г. в СССР была введена в действие «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР (ТН ВЭД СССР)» (Постановление Совета Министров СССР № 1343 от 25 декабря 1990 г. «Об утверждении товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СССР»).
С 1 января 1997 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров»).
На основе ГС описания и кодирования товаров в СССР и в Российской Федерации были созданы:
•
с 1 января 1991 г. в СССР – девятизначная ТН ВЭД СССР (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР), заменившая Единую товарную номенклатуру внешней торговли стран – членов СЭВ;
•
1992–1997 гг.– девятизначная ТН ВЭД России (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России);
•
с 1 января 1997 г. – девятизначная ТН ВЭД СНГ (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран – участников Содружества Независимых Государств);
•
с 1 апреля 2000 г. – десятизначная ТН ВЭД РФ (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации);
•
01.01.2010 – 31.12.2014 – десятизначная ТН ВЭД ТС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза);
•
с 01.01.2015 – десятизначная ТН ВЭД ЕАЭС (единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).
Таким образом, Товарные номенклатуры, как уже отмечалось ранее, необходимы для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, т. е. для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. Также Товарные номенклатуры используются для целей автоматизированной обработки информации о продукции при использовании в различных сферах деятельности, а именно: для изучения потребительских свойств и качества товаров, для учета и планирования товарооборота, для составления каталогов и прейскурантов, для совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.
В настоящее время на таможенной территории ЕАЭС применяется Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 19.03.2019) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»).
Ввоз товаров на таможенную территорию Союза (ЕАЭС) – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) – Номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, сгруппированные по определенным признакам в группы и разделы, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила толкования Гармонизированной системы (ОПИ) (информация с сайта Евразийской экономической комиссии «Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС»).
Готовые изделия – (англ. finished/complete product) – изделие, законченное производством на данном промышленном предприятии, полностью укомплектованное, соответствующее действующим стандартам, принятое ОТК или иным внутренним органом, осуществляющим контроль за качеством продукции, фактически сданное на склад готовое изделие и оформленное сдаточными документами (Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010).
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 7 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Заготовка – изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие или часть (например, бутылочные заготовки из пластмасс, являющиеся полуфабрикатами, имеющими форму трубки, с одним закрытым концом и одним открытым концом с резьбой для закрывания завинчивающейся крышкой, участок ниже конца с резьбой предназначается для выдувания до желаемых размера и формы).
Полуфабрикаты – еще не имеющие характерной формы готовых изделий (такие как бруски, диски, трубы и т. д.), не рассматриваются как «заготовки» (Пояснения II к Основному правилу интерпретации 2 (а) ТН ВЭД ЕАЭС).
Запреты и ограничения – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (п. 10 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Классификатор – свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации, расположенных особым способом.
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Кодирование – образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а также классификационным признакам и группировкам.
Код – это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.
Многокомпонентные изделия – товары, состоящие из разных компонентов, соединенных между собой механическим, химическим способом или простым смешиванием, и представляющие собой неделимое целое.
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (п. 27 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Полуфабрикаты – продукты труда, которые должны пройти еще одну или несколько стадий обработки, прежде чем стать готовыми изделиям, годными для потребления. Готовая продукция одного предприятия может служить полуфабрикатом для другого (Большой Энциклопедический словарь. 2000).
Принадлежности (аксессуары) товаров – это составные элементы товаров, расширяющие их функциональные возможности, выполняющие вторичную, или зависимую, роль, несущественную для выполнения основной функции, способные повышать эффективность машины, оборудования, аппарата или прибора, для которых они предназначены.
Смесь – 1. Совокупность предметов разных сортов, видов. 2.
Соединение, сочетание чего-либо разного, разнородного. 3. Продукт смешения, соединения каких-либо веществ (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000).
Смеси – твердые, жидкие, газообразные вещества, которые смешиваются таким образом, что они образуют единое целое, неделимое или делимое.
Сырьевые товары – продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от ее обработки.
Таможенная декларация (ДТ) – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (п. 32 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Официальный документ установленной формы, используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу РФ, при изменении таможенного режима, под который помещался товар.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (п. 33 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (п. 41 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.
Таможенно-тарифное регулирование – относится к таможенному регулированию. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08 2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таможенный союз – это поэтапная система интеграции, предполагающая унификацию законодательства в части перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п. 45 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
ТН ВЭД ЕАЭС – Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов (п. 1 ст. 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01.01.2018).
Цель кодирования товара – систематизация последних путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой товар среди множества других.
Части товаров – составные элементы изделий, необходимые для их функционирования. Они определяются как опознаваемые компоненты изделия, машины, аппарата, оборудования, прибора или специфического товара и являются составными (интегральными) в конструкции и существенными при выполнении функции, для которой используется это изделие.
Иллюстрация создана по заказу ООО «Аривист». Художник: Полевая В.Т.
Итоги главы № 2
Создание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров корнями уходит в XIX век. На фоне развития международной торговли возникла необходимость разработать единую для всех стран систему, которая бы позволила упростить статистический учет, анализ товаропотоков при международной торговле и упростить таможенное оформление за счет выработки единых подходов при классификации товаров. На базе Гармонизированной системы возникает возможность каждому государству создавать свою номенклатуру таможенного тарифа, свод ставок для уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границу.
Гармонизированная система построена по принципу шестизначного кода, и все государства, принимающие данную Гармонизированную систему, должны придерживаться данного принципа. Тем не менее государства, принимающие данную Гармонизированную систему, могут дополнять ее еще несколькими уровнями детализации. Например, в ТНВЭД ЕАЭС используется десятизначная система, построенная на базе Гармонизированной системы, дополненная еще четырьмя знаками.
Гармонизированная система вводится решением государства путем присоединения к Международной конвенции по Гармонизированной системе. С учетом изменений в международной торговле, изменений в номенклатуре производимых товаров требуется периодически пересматривать Гармонизированную систему. В Международной конвенции заложено, что периодический пересмотр номенклатуры производятся не реже чем раз в четыре-пять лет.
Разобраться в порядке использования Гармонизированной системы для кодирования (классификации) товаров помогают: основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям. Дополнительно для целей классификации используются пояснения к Гармонизированной системе и Сборник классификационных мнений.
Структурно Гармонизированная система состоит из 5 уровней:
•
Разделы (21).
•
Группы (96).
•
Подгруппы (33).
•
Товарные позиции (1 241).
•
Субпозиции (5019).
Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была принята в 1988 г. С 1 января 1997 г. Российская Федерация присоединилась к данной конвенции. С учетом норм конвенции после присоединения к ней товарная номенклатура государств должна строиться на базе Гармонизированной системы.