Глава I Киберсоциализация: особый вид социализации человека

Киберпространство – один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным – часто даже более реальным, чем действительность.

Дж. Сулер

1.1. Информационные революции как предпосылки зарождения феномена киберсоциализации человека

XXI век. Объективным феноменом современности является устойчивое развитие информационной сферы. Кардинальные изменения в области обработки информации, происходящие в истории человеческой цивилизации – информационные революции – выступают предпосылками появления социально-психолого-педагогического феномена киберсоциализации человека.

Первая информационная революция человечества произошла в момент изобретения и распространения письменности (считается, что около 3 500 лет до н. э.), когда появилась возможность качественно по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) закономерно была вызвана следующим достижением человечества – изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обуславливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться людьми телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. Началась эпоха киберкоммуникации. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.

Четвертая по счету – уже не просто информационная, но информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков произошедшая в середине XX в., заключалась в появлении микропроцессорной техники, создании компьютеров, появлении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, развитии информационных, коммуникационных, электронных, цифровых и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация практически в любом объеме.

Факт.

В марте 2000 г. Роб Мак-Ивен, руководитель золотодобывающей компании Goldcorp Inc., выложил в Интернет все геологические данные разработок с 1948 г. По старым представлениям – это уничтожение собственной компании. За свои исследования сразу же взялись люди из совершенно разных областей из пятидесяти стран мира: математики, физики, студенты, военнослужащие и т. д. Подход Wiki – экономики (Викиномики) – использование ресурсов всего человечества – позволил убыточному предприятию увеличить свои обороты в 100 раз!

«XVII Международный психологический конгресс (Вашингтон, 1963 г.) отразил становление новых направлений психологической науки, обусловленное связью психологии с техническими науками и кибернетикой. На нем обсуждались использование в психологии ЭВМ, технизация процесса обучения и другое»![28].

Одним из первых отечественных ученых, обратившихся к проблеме влияния компьютерных технологий на психологию человека, был О. К. Тихомиров, доктор психологических наук, профессор, работавший с 1990 по 2001 гг. заведующим кафедрой общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, специалист в области психологии мышления и структуры мыслительной деятельности, родоначальник психологии компьютеризации[29]. Его ученик и последователь А. Е. Войскунский в 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преобразование общения, опосредованного компьютером»[30], ныне – доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Современная информационная революция и формирование информационной сети Интернет породили целый спектр утопических и дистопических ожиданий и опасений: от ожиданий, связанных с формированием на основе Интернета “электронной агоры” и электронной прямой демократии, до апокалиптических опасений, связанных с пришествием божественного Разума Сети, который подчинит себе человечество. Образы мужественных “киберпанков”, воюющих на новом электронном “фронтире” со всесильными электронными корпорациями, успешно эксплуатируются массовой культурой и уже успели лечь в основу нескольких голливудских блокбастеров»[31].

Развитие исследований в сфере информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий напрямую зависит от развития самих этих технологий. Эволюцию человечества можно рассматривать с точки зрения изобретения и освоения обществом новых технологий.

Динамичное развитие и внедрение современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека затрагивает коренные вопросы трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, поколение назад перешедшего, фактически, на сетевой уровень эволюции и деятельности – киберэволюцию.

«Эволюцию человечества можно рассматривать с точки зрения изобретения и освоения обществом новых технологий (Burke, 1985). По-видимому, стоит признать, что наиболее явное воздействие оказывают те технологические новшества, которые непосредственно влияют на наши средства коммуникации (Bagdikian, 1983; Cutler, 1994). В самом деле, не обязательно иметь ученую степень в области общественных наук, чтобы осознавать весь объем психологических и социологических изменений, которые были вызваны изобретением радио, телевидения и видеомагнитофонов. Во многих отношениях мы являемся культурой телекоммуникации (Anderson, 1990).

Кажется, на данном этапе исторического развития мы вновь стоим на пороге применения новой глобальной, всеохватывающей разновидности информационных технологий, которая во многих отношениях являет собой качественный прорыв по сравнению со своими предшественниками. Эта новая технология вошла в нашу жизнь в форме международной компьютерной телекоммуникационной сети, известной как Интернет, и возможно, она окажет такое же огромное воздействие на человеческую культуру, какое оказало изобретение печатного станка (Dertouzos, 1991; Stock, 1993)»[32].

Благодаря перманентной киберэволюции компьютерных технологий и особенно всемирной глобальной сети Интернет (англ. World Wide Web), современный человек – Homo Sapiens – на рубеже XX–XXI вв. становится еще и Homo Cyberus’ом, человеком, включенным в процесс инновационного вида социализации – киберсоциализации …

Продолжается эра информационных технологий…

Началась Эпоха киберсоциализации человека – жизнедеятельности личности в киберпространстве[33].

Термин киберсоциализация (изначально – виртуальная компьютерная социализация[34]) введен в научный оборот нами в 2005 г. В течение последних лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.

Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber– в настоящий момент, связанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и / или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идет разговор о компьютерной технике + англ. Socialization – социализация) – социализацию личности в киберпространствекак процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Существуют другие префиксы, которые можно рассматривать как альтернативные и / или дополняющие префиксу Cyber-: Е– (электронный), I– (интернет), Virtual– (виртуальный), Net– (сетевой), Info– (информационный), тематически используемые для ряда терминов. Например, e-mail (электронная почта, как средство для киберкоммуникации), электронная книга (альтернативное бумажной книге устройство для чтения), электронная сигарета (имитирующее процесс курения устройство-ингалятор); интернет-социализация (вид киберсоциализации, как социализация в Интернете); «виртуальные миры» (часто используемый термин для обозначения киберпространства компьютерных и приставочных игр) и т. п.

Киберпространство, как мы считаем, есть некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы[35].

Темпы развития киберпространства в XXI в. высоки и продолжают динамически нарастать как за счет роста объемов информации в мире, распространения сотовых (мобильных) технологий, так и за счет увеличения количества пользователей компьютерами и сетью Интернет во всех регионах земного шара, ставшей за последнее десятилетие не только чрезвычайно масштабным сектором киберпространства, но и удобной средой и средством удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Данные веб-мониторинга, проведенного в период с июня по август 2011 г. Т. В. Обидиной[36], показывают, что за рубежом пользователи сети Интернет активно обсуждают феномен киберсоциализации человека, иногда используя при этом сочетание слов «Cyber Socialization».

Так, международная поисковая система Google.com по запросу «Cyber Socialization» (на 29 августа 2011 г.) отображает более 2 500 документов, в которых встречается данное словосочетание. В национальной поисковой системе Yandex.ru по запросу «Cyber Socialization» по состоянию на ту же дату было обнаружено порядка 100 документов. Расхождение в количестве документов, отображаемых по запросу названными поисковыми системами, по мнению Т. В. Обидиной, связано с тем, что в поисковой системе Yandex.ru встречается меньшее число слишком похожих ответов на запрос по сравнению с поисковой системой Google.com, поэтому более детальному анализу были подвергнуты именно результаты, полученные с помощью поисковой системы Yandex.ru.

Просмотр источников позволил отобрать всего 18 документов для более детального анализа (первый документ датируется декабрем 2005 г.). Анализ документов показывает, что словосочетание «Cyber Socialization» в основном используется в статьях, размещенных на различных сайтах и в обсуждениях пользователей сети Интернет (всего 16 источников).

В большинстве подобных источников [7 документов, один из которых не подписан, авторство остальных указано с помощью фамилий и имен: Maria Perevalova (2008 г.), Manila Bulletin, David Bohan (2009 г.) или никнеймов: PollardNet (2009 г.), Sharon Ross (D’Blonco) (2010–2011 гг.) и Blessygooding (2010 г.)] описываются достоинства Интернета, в числе которых: удобный способ ведения бизнеса, совершения покупок, получения необходимой информации, общения с родными и близкими на расстоянии, знакомства с новыми людьми, поиска друзей или своей «второй половины», организации сообществ по интересам и т. д.

В других источниках [3 документа, авторами которых являются пользователи, указавшие никнеймы: dyke trophy wife (2006 г.), bishopman (2009 г.) и пользователь Joe Francica (2009 г.)] повествуется о личном киберкоммуникационном опыте или опыте своих знакомых, отмечается отличие киберкоммуникации от общения в условиях реальной жизнедеятельности. Темой обсуждения на страницах пользователей Сети является также роль сетевых игр в овладении определенными навыками для реальной жизнедеятельности, активизации мыслительной деятельности, снятии стресса и т. д. с указанием на такие игры, как Halo 3, Cuitar Hero, Diablo 2, Wii Sports [два документа, авторами которых являются Sande Chen (2009 г.) и пользователь под никнеймом zcat8 (2008 г.)].

Некоторые пользователи Сети [Taylor DeMaio, Nancy Todisco (2009 г.) и пользователь под никнеймом atoparties (2011 г.)] описывают негативное влияние Интернета на жизнедеятельность человека:

• призывая проявлять бдительность, не размещать на своих страницах в социальных сетях интернет-среды и персональных сайтах компрометирующие материалы, поскольку настройки приватности не являются полной гарантией конфиденциальности: ничего из Сети не удаляется окончательно:

• говоря о необходимости размещать в Интернете минимум информации о себе, не стремиться встречаться со своими «виртуальными друзьями» в условиях реальной жизнедеятельности, не оказывать им материальную помощь:

• предупреждая о возможности взломов профилей страниц социальных сетей интернет-среды хакерами ради развлечения или с серьезными намерениями, с целями мошенничества или спам-рассылок и т. д. Следует отметить, что более подробно проблемы киберпреступности обсуждаются в интернет-журнале «International Journal of Cyber Criminology»[37], выходящем с 2007 г.

Только два документа, найденные в поисковой системе по запросу «Cyber Socialization», по мнению Т. В. Обидиной, являются научными исследованиями: работа Nalan Linda Fraim «Cyber Socialization: What's Missing in my life»[38] и Laura Owence «The Internet and Social Relationships»[39], опубликованные в декабре 2005 г. и в апреле 2009 г. соответственно.

В исследовании Nalan Linda Fraim указывается на широкие возможности Интернета для получения доступа к информации, играм, фильмам и т. д., но также отмечается, что чрезмерное пользование Интернетом может привести к социальной изоляции и одиночеству, указывается на плюсы и минусы анонимности, возможной в Интернете. В работе Laura Owence дается опровержение мнения о том, что использование Интернета приводит к асоциальному поведению, трате времени в ущерб «живому общению» и указывается на то, что общение посредством Интернета способствует личностному росту, а пользование Интернетом является лишь дополнением, а не отвлечением от условий реальной жизнедеятельности. Говорится о том, что проведенное в Сети время заменяет время просмотра телевизионных программ, чтения газет, а не «живое общение».

Примером освещения достоинств и недостатков использования возможностей, предоставляемых Интернетом, является недавно состоявшаяся дискуссия на странице Jim(a) Moonan(a)[40]. Среди достоинств отмечалось, что киберкоммуникация хороша уже тем, что это коммуникация, возможность общения с близкими людьми на расстоянии, дополнительные возможности для учебы, самореализации и самопрезентации и т. д. Среди недостатков обсуждали замену некоторыми пользователями Сети социальной активности в условиях реальной жизнедеятельности на киберкоммуникацию, злоупотребление анонимностью, замена чтения литературы более легким способом получения информации из Интернета и т. п.

Поскольку слово «Socialization» может быть образовано от глагола «socialize», который в переводе на русский язык имеет значения: 1) общаться (с людьми), 2) национализировать, 3) (разг.) вести светский образ жизни, мы делаем вывод, что контекст большинства документов указывает на использование данного словосочетания именно в значении «общение», так как обсуждения в большинстве случаев сводятся исключительно к коммуникации с помощью Интернета, а в упомянутом исследовании «Cyber Socialization: What^s Missing in my life» автор определяет словосочетание «Cyber Socialization» как опосредованное компьютером взаимодействие знакомых и незнакомых людей с целью исследования, развлечения, создания дружеских или романтических отношений, сексуального удовлетворения. Таким образом, анализируя результаты веб-мониторинга англоязычных упоминаний феномена киберсоциализации человека, необходимо отметить, что все они были опубликованы позже 1 июня 2005 г. (дата рождения термина «киберсоциализация»), также, несмотря на встречающееся в перечисленных документах и на некоторых ресурсах Интернета словосочетание «Cyber Socialization» (но не слова «cybersocialization»), мы не можем с полной уверенностью утверждать, что оно используется именно в значении термина «киберсоциализация человека».

Модель киберсоциализации личности в современном информационном обществе представляет собой, с нашей точки зрения, единство 4-х ипостасей человека:

1. как объекта киберсоциализации (влияние киберпространства на жизнедеятельность),

2. как субъекта киберсоциализации (удовлетворение потребностей в киберпространстве),

3. как жертвы киберсоциализации (негативные последствия),

4. как жертвы неблагоприятных условий киберсоциализации (опасности киберпространства и их источники).

1.2. Человек как объект киберсоциализации: влияние киберпространства на жизнедеятельность

Киберпространство является новым пространством для организации жизнедеятельности человека, предъявляя к нему определенные требования, влияет на его социализацию, что позволяет воспринимать человека как объект киберсоциализации.

Благодаря использованию людьми (особенно активно молодежью) многочисленных ресурсов сотовых (мобильных). цифровых и интернет-технологий радикально меняется (и. безусловно, дальше будет продолжать динамично меняться) поток постоянно растущих объемов информации, но далеко не всегда знания (в наше время особенно остро встает проблема соотношения информации и знания!). Тем не менее, это приводит к тому, что у активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие, как:

– познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь:

– эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно, эмоции и чувства, потребности и мотивация:

– личностные характеристики, непосредственно: характер и даже темперамент, многочисленные индивидуальные особенности:

– а также сознание, персональная жизнедеятельность, специфика межличностных и групповых отношений, обретая характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего современную реальность.

В процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, кибер-пространство существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентаций, являясь зачастую средой неформального образования и просвещения.

Как отмечает Брахима Сану – директор Бюро развития электросвязи (БРЭ) Международного союза электросвязи: «Для того, чтобы информационное общество приобрело поистине глобальный и открытый для всех характер, необходимо еще многое сделать для того, чтобы донести его блага до беднейших слоев нашего общества. Это означает, что будущие меры политики должны быть направлены на решение проблем, связанных не только с доступом, но и с такими аспектами, как:

цена;

ширина полосы;

скорость и качество обслуживания;

навыки;

контент и язык;

и приложения, предназначенные для малообеспеченных пользователей»[41].

1.3. Человек как субъект киберсоциализации: удовлетворение потребностей в киберпространстве

Киберпространство стало новой средой для жизнедеятельности человека как субъекта киберсоциализации. В этом контексте киберпространство имеет плюсы в его использовании для удовлетворения человеком собственных актуальных потребностей, прежде всего, это мобильность и оперативность, относительная безопасность и доступность, свобода самовыражения, а также демократичные возможности выражения взглядов и позиций в ситуации легкости нахождения единомышленников и оппонентов.

Особенности жизнедеятельности (в том числе, специфика коммуникации) в киберпространстве оказывают влияние на реальную идентичность пользователей на основании того, что киберпространство обеспечивает отличные от условий реальной жизнедеятельности возможности коммуникации, принадлежности человека к определенным социальным категориям, референтной группе и относительно безопасное экспериментирование с идентичностью.

Известно, что коммуникация в киберпространстве обладает рядом функций: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной и т. д. Киберкоммуникация предоставляет пользователям возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного киберсредой общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные (прямые) контакты: действительные, либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или инвалидность, психические заболевания.

Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях киберпространство фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек квазисоциализируется. Тем не менее, для достаточно большого числа людей с особыми возможностями и потребностями подобная квазисоциализация может рассматриваться как, к сожалению, чуть ли не единственная альтернатива социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

Необходимо сделать акцент на том, что в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, киберпространство же воспринимается человеком как «не настоящее» как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своем содержании опасности, не требующее обязательной ответственности за свои поступки, не создающее «стрессы на каждом шагу». Как отмечают сами пользователи Интернета (а также геймеры, особенно те, кто предпочитают онлайн-проекты), в «виртуальном мире» киберпространства им легко и свободно, в нем стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя. К сожалению, большинство активных пользователей Интернета, проводящих все свободное время в киберпространстве (зачастую в ущерб жизнедеятельности в реальном мире) не осознают, что, встав на путь киберсоциализации, они, к сожалению, фактически, скорее квазисоциализируются[42], что эта желаемая ими самореализация в виртуальном пространстве нередко является псевдосамореализацией

В процессе киберсоциализации одни люди нередко стремятся обезопасить себя, намеренно ограничивая количество доступной для всех персональной информации. Другие люди. наоборот, предпочитают указывать подробную личную информацию: например, используют настоящие имена при регистрации в тех или иных ресурсах интернет-среды, отмечают свои интересы, желания, адреса мест жительства, отдыха, работы и т. п.

В процессе подобной «кибержизнедеятельности» человек создает кибер-альтер-эго как воплощение своей личности в киберпространстве. При этом кибер-альтер-эго часто является результатом неосознаваемых представлений человека о себе, образом его идеального «Я», не всегда идентичным с его реальным «Я». Можно предположить, что в XXI в. онлайн-идентичность стала не просто еще одной характеристикой личности, но сама по себе олицетворяет современную потребность человека в самопрезентации в киберпространстве: выбор имени (или никнейма, от англ. Nickname – первоначально «кличка», «прозвище»; также сетевое имя – псевдоним, используемый пользователем в Интернете, например, «Сир_ DuoHuC», «Don_Victorio»), графического изображения [аватара (от санскр. «нисхождение» божества) или юзерпика (от англ. user picture – «картинка пользователя») – изображения, используемого для персонализации пользователя каких-либо сетевых сервисов], репутации и т. д. и т. п.

Соответственно, онлайн-идентичность (киберидентичность)

Загрузка...