Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними.
Все увеличивающиеся темпы жизнедеятельности современного человека на рубеже XX—XXI вв, вызванные, в частности, во всем мире наращивающимися оборотами процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки, образования и производства характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т. п.
Согласно докладу «Измерение информационного общества» за 2011 г., который был подготовлен Отделом статистических данных и информации по ИКТ (ИКТ – информационно-комуникативные технологии) в структуре Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи (МСЭ), «за последние два года мир стал свидетелем непрерывного расширения сферы услуг ИКТ и ускорения темпов их внедрения во всем мире. Все 152 страны, включенные в индекс IDI[1], улучшили свои показатели, подтверждая тенденцию непрерывного распространения ИКТ и развития глобального информационного общества. Несмотря на то, что в числе стран – лидеров по индексу IDI – большинство все еще относится к развитым странам, весьма обнадеживает тот факт, что наиболее динамичные темпы в этой области демонстрируют развивающиеся страны. Большинство из них, однако, относится к категории стран со средним уровнем дохода, а бóльшая часть наименее развитых стран по-прежнему имеют самые низкие показатели по этому индексу … Это должно стимулировать все страны к проведению активной политики в области ИКТ»[2].
Факт
По данным МСЭ в 2010 г. десятью ведущими странами по индексу IDI (по порядку места в классификации) были: Республика Корея, Швеция, Исландия, Дания, Финляндия, Гонконг (Китай), Люксембург, Швейцария, Нидерланды и Соединенное Королевство. Все эти страны, кроме двух, относятся к Европе, и все они характеризуются высокими темпами расширения доступа и использования интернета и широкополосной связи. Они в целом соответствуют категории стран мира с высокими доходами, учитывая тесную корреляцию между уровнем развития ИКТ и объемом ВВП.
Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека, если говорить в широком смысле, к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека.
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX—XXI вв., фактически, превращается в уникальный новый вид – “Homo Cyberus” (человек киберсоциализирующийся), а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена – процесса киберсоциализации человека.
Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве – киберсоциализацию вообще, медиасоциализацию и интернет-социализацию, в частности, – подрастающие поколения: дети, подростки и молодежь.
У современной молодежи – активных пользователей социальных сетей и других ресурсов интернет-среды – иначе, чем у «киберстерильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по-другому воспринимают внешний мир и составляющее его окружение – как бы в ином социально-временном сетевом измерении. Речь идет не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур[3], понятийного поля и многообразных представлений, мировоззрения.
Факт.
По данным МСЭ на 2011 г. 47 % населения (свыше 2,5 миллиардов человек) развивающихся стран составляет молодежь в возрасте до 25 лет, что определяет колоссальные перспективы увеличения числа пользователей Интернета.
Вообще житель мегаполиса, крупного населенного пункта, а сейчас уже и малого города, чтобы считаться «по-настоящему современным», практически обязан быть всегда «онлайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «Вконтакте» и «Одноклассники»).
За последние пять лет число пользователей Интернета удвоилось, и сегодня по всему миру их насчитывается более двух миллиардов человек. Темпы роста в этой области в развивающихся странах весьма высоки (14 % за 2009–2010 гг.), при этом основными движущими силами роста интернет-аудитории в абсолютных цифрах являются крупные страны, такие как Бразилия, Китай, Индия, Нигерия и Российская Федерация.
На конец 2010 г. Интернетом пользовались примерно 30 % мирового населения по сравнению с примерно 12 % в 2003 г. и 6 % в 2000 г.[4]
Необходимость становления личности в киберпространстве и, непосредственно, потребность организовывать жизнедеятельность в интернет-среде с каждым днем все более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и, напрямую, киберсоциализированности личности в современном социуме. Для человека XXI в., практически вне зависимости возраста вставшего на путь киберсоциализации, уже моветон (от фр. mauvais ton – дурной тон, плохие манеры) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог. Наличие электронной почты и сотового (мобильного) телефона является же просто обязательным условием успешности современного человека.
Во всемирной «глобальной паутине» (распространенный в обществе синоним сети Интернет), занявшей в XXI в. ключевую позицию в континууме киберпространства – нового жизненного пространства человека – можно наблюдать целую «галактику» сервисов и ресурсов, ставших настоящим полигоном социального воспитания современного человека в контексте киберсоциализации.
Исходя из сказанного, можно смело отметить, что киберсоциализация человека, с одной стороны, являясь относительно инновационным феноменом, с другой стороны, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, а также двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса человеческого общества. Говоря об интернет-социализации, необходимо сделать акцент на том, что сама по себе интернет-среда стала новым уровнем социального сетевого (и востребованного, что доказывает перманентный рост количества пользователей) взаимодействия современных людей практически всех возрастов, по крайней мере, от подростков до пожилых людей, в процессе их киберсоциализации.
Однако особенность современной ситуации в области информационно-коммуникационной инфраструктуры киберпространства состоит в том, что изменения в данной индустрии столь стремительны и обладают таким всеобщим масштабным действием, что сегодняшние инновационные достижения в этой сфере становятся завтра, как говорится, уже «вчерашним днем», соответственно, необходимо одновременно изучать данные процессы и прогнозировать тенденции их развития, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
В новом тысячелетии современные информационно-коммуникационные, компьютерные и цифровые технологии предоставляют колоссальные возможности для сокращения разрыва между уровнями социально-экономического развития различных стран. Современные технологии позволяют осуществлять обмен знаниями и опытом, они способны активизировать диалог между культурами. Устранение «разрыва в цифровых технологиях» между развитыми и развивающимися странами должно стать важнейшей стратегической задачей в деятельности многих международных организаций, занимающихся вопросами образования и, прежде всего, Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО).
В XXI в. есть все основания полагать, что усилия ЮНЕСКО и других международных организаций, совместно обеспечат необходимые условия для устойчивого развития мирового информационного общества. ЮНЕСКО активно проводит политику по усилению потенциала наций за счет:
• расширения доступа к полезной информации,
• совершенствования профессионального мастерства людей, несущих образование в массы,
• поощрения научных исследований и обмена научными знаниями посредством развития сетевых структур, средств коммуникации и информационных систем.
Факт
По данным МСЭ за последние два года целый ряд стран, в частности некоторые развивающиеся страны, добились весьма существенных улучшений по индексу IDI, как в абсолютном, так и в относительном выражении. К этим «динамичным» странам относятся (в алфавитном порядке): Азербайджан, Армения, Беларусь, Вьетнам, Грузия, Исландия, Катар, Кения, Кипр, Макао (Китай), Марокко, Молдова, Оман, Португалия, Российская Федерация, Саудовская Аравия и Финляндия. В этих странах высокие и выше средних темпы роста наблюдались как по субиндексу доступа, так и по субиндексу использования, что указывает на развитие в них информационного общества.
В 2010–2011 гг. разработка теории киберсоциализации человека, ведущаяся нами с 2005 г., получила государственное внимание в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека»[5], активно позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «Киберсоциализация вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» на страницах известного во всем мире и самого широко аудиторного «Живого журнала» (Лауреата премии Рунета 2009 г. в номинации «Государство и общество», в народе называемого сокращенно «ЖЖ»)[6] и на официальной страничке киберсоциализации «ВКонтакте»[7] – популярной в Рунете социальной сети интернет-среды, – успешно выполняющей функции Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации.
За последние шесть лет под нашим руководством на факультетах педагогики и психологии в МПГУ и МОСПИ выполнено более семи десятков исследований в рамках курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ, посвященных феномену киберсоциализации человека. Авторы работ этой тематики регулярно награждаются дипломами лауреатов конкурса МПГУ на лучшую научную работу студентов[8][9].
С 2005 г. осуществляется регулярная работа по продвижению исследований феномена киберсоциализации среди профессорско-преподавательского состава СПО[10][11][12] и ВПО[13][14] и студенческой аудитории[15]: доклады на методологических семинарах и конференциях, мастер-классы и проблемные обсуждения.
С 2010 г. в рамках ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии существует самостоятельная секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве»[16][17].
С 2011 г. в рамках ежегодной научно-практической конференции «Психология и педагогика в контексте современности: теория и практика» существует секция «Киберсоциализация личности»[18].
В 2010–2011 учебном году были разработаны и апробированы спецкурсы для студентов и магистрантов очной и очно-заочной форм обучения факультетов педагогики и психологии МПГУ и МОСПИ «Основы киберсоциализации человека»[19], «Киберсоциализация человека»[20][21], «Преодоление негативных последствий киберсоциализации».
В августе 2011 г. на портале «Сеть творческих учителей», в рамках Дня Полезного Интернета[22], состоялась интернет-встреча по проблемам киберсоциализации школьников[23].
В октябре 2011 г. наша программа «Патриотическое воспитание российской молодежи в контексте киберсоциализации»[24] заняла первое место во Всероссийском творческом конкурсе долговременных программ патриотического воспитания среди молодых ученых[25] в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» Минобрнауки РФ.
Всего за семь лет интенсивного исследования феномена киберсоциализации человека подготовлено и опубликовано учеными из России, Украины, Кыргызстана, Армении, Азербайджана, Болгарии, Польши и Чехии порядка 60 статей, написанных представителями журналистики, социологии, педагогических и психологических, филологических, исторических и философских наук, в которых раскрываются те или иные особенности этого феномена. Также в настоящий момент в этой области проводят свои исследования аспиранты и соискатели ученой степени кандидата наук в РФ и на Украине, готовятся к защите докторские диссертации.
Таким образом, мы считаем, что перед современными специалистами в области обществознания и человекознания, главным образом, перед специалистами в сфере социальных и психолого-педагогических наук закономерно встает перспектива создания киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека.
Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности современного человека призвана обосновывать потенциал использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, интернет– и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека[26].
Сегодня такие слова и словосочетания, как «киберпространство», «киберспорт», «киберполитика», «электронная демократия», «киберпреступность», «киберугроза», «кибератака хакеров», «кибершпионаж», «кибервойна», «кибертерроризм», «кибермошенники», «киберхулиганы», «кибербезопасность», «киберэкономика», «кибербизнес», «киберрынок», «киберрелигия», «кибертерапия», «электронные деньги», «электронная школа», «электронный дневник школьника», «школьный электронный журнал», «сетевая журналистика» и многие другие считаются «трендовыми» (от англ. trend – направление, тенденция), их активно используют политики, экономисты, ученые разных областей наук, а также журналисты в своей речи.
Теория киберсоциализации человека разрабатывается нами на интегративной основе в рамках концепции педагогики и психологии жизненного пути личности (психовозрастной онтологии), с опорой на ведущие положения научных школ сотрудников факультета педагогики и психологии МПГУ:
члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А. В. Мудрика «Социальное воспитание в контексте социализации»,
• академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В. А. Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование»,
• академика РАО, доктора психологических наук, профессора В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности»,
• доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой «Психопластика личности в образовании».
Педагогам и психологам обязательно нужно знать и учитывать в своей работе тот факт, что поколение человечества рубежа XX—XXI вв. – поколение киберсоциализации – поколение “Homo Cyberus” – выросшее в тесном контакте с компьютерными и медиа-технологиями, сотовой (мобильной) связью, отличается по мировоззрению, структуре самосознания личности и мотивационно-потребностной сфере в социальном, психологическом и духовно-нравственном плане[27].