1

Имидж (от англ. image – «образ», «изображение», «отражение») – искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создаётся пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

2

Денисова Г. С., Уланов В. П. «Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса» // Ростов-на-Дону, 2003.

3

Денисова Г. С., Уланов В. П. «Русские на Северном Кавказе…»

4

Официальные данные переписи населения.

5

Там же.

6

Денисова Г. С., Уланов В. П. «Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса» // Ростов-на-Дону, 2003.

7

Дзадзиев А. Б. Русское население республик Северного Кавказа: современные миграционные установки // Северный Кавказ в национальной стратегии России. – М., 2008. С. 136–144.

8

В подготовке материалов Главы 1 также принимали участие: Варивода Н. В., Черноус В. В., Карпец В. И.

9

Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. – Краснодар, 1996. С. 91–107.

10

Этнос – есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение и обладающих комплексом обычаев, хранимых и освящённых традиций, укладом жизни, и отличаемых ею от таковых других групп. Существование этноса циклично и основано на превалировании сакральности, ввиду чего социальное устройство этноса выстраивается вокруг фигуры жреца, шамана или иного рода сакрального «интерфейса», осуществляющего связь земного с небесным в обрядовом смысле. Средой существования этноса является аграрное пространство, а быт и уклад преимущественно связан со скотоводством и земледелием.

11

Варивода Н. В. Уроки взаимодействия и проблемы взаимоотношений русского народа и северокавказских этносов. Опубликовано как: Русских остановит только Федеральный Центр // Северо-Кавказское новостное агентство [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://skfonews.info/article/26

12

Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа в XVI–XVII вв. И их связи с Россией М., 1963; Мальбахов Б., Эльмесов А. Средневековая Кабарда. Н., 1994; Мальбахов Б. К., Дзамихов К. Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством. Н., 1996; Ахмадов Я. З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI–XVII вв. Грозный, 1988.

13

Потто В. А. Два века терского казачества. Ставрополь, 1991; Заседателева Л. Б. Терские казаки (сер. XVI – нач. XX в.) М., 1974.; Козлов С. А. Кавказ в судьбах казачества (XVI–XVIII в.). СПб, 1996 и др.

14

Караулов М. А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ, 1912. С. 89.

15

Вилинбахов В. Б. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. Нальчик, 1982 г. С. 241.

16

Фадеев А. В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957 г. С. 100.

17

Омельченко И. Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991 г. С. 63.

18

Тотоев М. С. Взаимоотношения горских народов с первыми русскими поселенцами на Северном Кавказе // Известия Северо-Осетинского НИИ. Т. XII. 1948 г. С.152.

19

Патракова В. Ф., Черноус В. В. Русские на Северном Кавказе: исторический экскурс // Южнороссийское обозрение. Вып. 10. Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. Р-н/Д., 2002 г. С. 43.

20

Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – нач. XX в. М., 1974.

21

Яндаров А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата. 1975, Акаев В. Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994, и др.

22

Варивода Н. В. Уроки взаимодействия и проблемы взаимоотношений русского народа и северокавказских этносов. // Северо-Кавказское новостное агентство [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://skfonews.info/article/190

23

Дзидзоев В. Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1998.

24

Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Мах., 1978; Дзидзоев М. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии (вторая половина XIX – нач. XX вв.). Орд., 1979; Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в нач. XX в. (1903–1917). Орд., 1968; Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана XIX в. М.,1968; Кумыков Т. Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй пол. XIX – нач. XX вв. Нальчик, 1996 и др.

25

Гаспринский И.-Б. Русское мусульманство // Тарих. Махачкала, 1994–1996.

26

См.: Ю. А. Жданов. Введение // Современное кавказоведение. Справочник персоналий. Ростов-на-Дону. 1999. С. 4–5.

27

Черноус В. В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1993. № 3; Славянские народы на Северном Кавказе: проблемные вопросы. Ростов-на-Дону 2003; Славянские народы на Северном Кавказе: состояние и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2005, и др.

28

Коков В. М. ислам: гуманистические традиции // Научная мысль Кавказа. 2000. № 1. С. 40.

29

Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999; Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике (на примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа). Ростов-на-Дону, 2000, и др.

30

См. напр., совм. Обращение епископа Майкопского Пантелеимона и муфтия Республики Адыгея Нурбия Емижа // Ансимов Ю. Н., Алтунин В. Н. Антитеррористическая деятельность: опыт, организация, правовая основа. Майкоп, 2003. С. 3.

31

Акаев В. Х. Евразийский традиционализм: постиндустриализация плюс традиция // Северо-Кавказское Новостное Агентство [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://skfonews.info/article/203

32

Василенко С. Б., Сидоренко А. В. Феномен тбилисской неблагодарности // Сегодня. ru [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=10&newsid=11190

33

Там же.

34

Утверждение русского владычества на Кавказе, под ред. А. Берже, тт. I–IV. Тифлис 1901–1905 // Игамбердыев М. Иран в международных отношениях первой трети XIX века. Самарканд, 1961, с. 6.

35

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. С. 36.

36

Эпистема – структура, существенно обусловливающая возможность определённых взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

37

Гордин Я. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века. Спб., 2000.

38

Русско-персидская война 1804–1813 годов, причиной которой послужило присоединение Восточной Грузии к России, принятое ещё Павлом I 18 января 1801 года.

39

Русско-персидская война 1826–1828 – конфликт между Российской и Персидской империями за господство в Закавказье и Прикаспии, в результате которого Россия окончательно закрепилась в этом регионе и присоединила к своей территории Восточную Армению.

40

Игамбердыев М. Иран в международных отношениях первой трети XIX века. Самарканд, 1961, с 4.

41

«История войны и владычества русских на Кавказе», т. IV, с. 384–385// (цит. по) Игамбердыев М. Иран в международных отношениях первой трети XIX века. Самарканд, 1961, с. 6.

42

Фадеев Р. А. Шестьдесят лет Кавказской войны. 1860, с. 8–9.

43

Покровский М. Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М., 1924. С. 179.

44

Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею. Тифлис, 1866–1888. Т. 6. Ч. 1. С. 717.

45

Белозеров В. С. Этническая карта Северного Кавказа. М., 2005. С. 188.

46

Варивода Н. В. Уроки взаимодействия и проблемы взаимоотношений русского народа и северокавказских этносов // Северо-Кавказское новостное агентство [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://skfonews.info/article/26

Загрузка...