Схождение в ад (лат.).
Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung (R. F. C. Hull, Trans.). Vol. 9. Part 2. Aion: Researches into the Phenomenology of the Self. Bollingen Series XX. Princeton University Press, 1978, p. 78. А также:
Как ни парадоксально,
Тот, кто принимает на себя людские унижения,
Вполне может стать правителем;
И тот, кто берет на себя бедствия страны,
Способен повести за собой народ.
[Lao Tzu. The concerns of the great. In Tao Te Ching (S. Rosenthal, Trans.), 1984].
«Иногда смотрю я на кудрявого социалиста-интеллектуала, который носит пуловер, пишет социалистические трактаты и цитирует Маркса, – и задаюсь вопросом, что, черт побери, им движет на самом деле. Трудно поверить, что это любовь, особенно к рабочему классу, от которого он далек, как никто другой». [Orwell G. The road to Wigan Pier. London, Penguin, 1981].
Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2013.
Там же.
Десять лет спустя, когда я заканчивал эту рукопись, моя студентка Хайди Тремль написала: «Во время путешествия из Египта в Ханаан нетерпеливые израильтяне стали обвинять Бога и Моисея в том, что они ведут их в пустыню умирать. В наказание Яхве наслал на израильтян ядовитых змей. Те, кого не укусили, покаялись и попросили Моисея заступиться за них перед Богом. Яхве велел изготовить бронзового [или огненного] змея и водрузить его на верхушку шеста. Укушенным надо было посмотреть на змея, чтобы сохранить жизнь. Моисей сделал так, как ему повелел Бог, и всякий раз, когда змея кусала кого-то, этот человек смотрел на бронзовую статую и не умирал (Чис. 21:5–10). Иоанн Богослов говорит Никодиму: “И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3: 14–15)».
Госпожа Тремль отметила, что многие называют змею орудием смерти (потому что она ядовита) и символом преображения и возрождения (потому что она сбрасывает кожу). Благодаря этим откровенно противоположным характеристикам змея считается подходящим воплощением божественного начала (согласно Рудольфу Отто, мысли которого описаны далее в этой книге). Божественность вызывает страх и трепет (mysterium tremendum), а также обладает мощной притягательностью (mysterium fascinans). Хайди Тремль продолжает: «Если человек мог выдержать взгляд змея, который символизировал его самый большой страх, он получал исцеление».
Почему на моем рисунке и в Новом Завете Христос уподоблялся змею? (Кстати, создавая тот набросок, я вообще ничего не знал о такой ассоциации.) Это имеет некое отношение к описанию его как судьи в Апокалипсисе:
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Отк. 3: 15–19)».
Спаситель непременно представляется в роли судьи – причем самого неумолимого, – потому что он является мифологическим воплощением идеала, а идеальное всегда вершит суд над действительным. Архетипический образ Спасителя, символизирующий совершенство и полноценность, ужасает точно так же, как мысль человека о том, насколько он далек от безупречности.
Джойс Дж. Улисс. М.: АСТ, 2019.
Юнг К. Психология и алхимия. M.: АСТ, 2008.
Там же.
В 1996 году измерительная лента Жаклин Кеннеди Онассис была продана за 45 000 долларов [Gould L., Andrews D., Yevin J. The spy 100 line-up. Spy Magazine, 1996, December, p. 46].
Юнг К. Mysterium Coniunctionis. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
Там же.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Критерион, 2002.
Jung C. G. Modern man in search of a soul. New York: Harcourt Brace, 1933, p. 204.
Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. М.: Эксмо-Пресс, 2018. В оригинале Ницше упоминал англичан, но точка зрения, которую он критиковал, получила такое широкое распространение, что мне показалось уместным вместо этого написать «современные западные люди».
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005.
Ницше Ф. Веселая наука. Злая мудрость. М.: Эксмо, 2010.
Существует по крайней мере четыре разных шумерских повествования (включая поэму «Энума элиш», подробно разбираемую далее), которые описывают происхождение космоса. Элиаде предполагает, что такая множественность традиций, скорее всего, произошла от народов, объединившихся в шумерскую цивилизацию [Элиаде М. История веры и религиозных идей. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Критерион, 2002].
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Критерион, 2002.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. М.: Эксмо-Пресс, 2017.
Там же.
Достоевский Ф. М. Записки из подполья. СПб.: Вита Нова, 2011.
Frye N. Words with power: Being a second study of the Bible and literature. London, Harcourt Brace Jovanovitch, 1990, pp. 90–92.
Рихард Вильгельм перевел китайское Дао – «основание бытия», «путь» – как sinn, немецкий эквивалент английского слова meaning (смысл) [Wilhelm R. The I Ching (C. Baynes, Trans.). Princeton, Princeton University Press, 1971, p. lV. «Путь» подразумевает жизненную стезю, которой управляют процессы, проявляющиеся вне области, ограниченной четкими, логическими когнитивными схемами, не имеющими внутренних противоречий. С этой точки зрения значимые переживания можно рассматривать как ориентиры, обозначающие путь к новому способу бытия. Таким ориентиром может в принципе служить любая форма искусства, которая является эстетически привлекательной или содержит важный смысл [см. Solzhenitsyn A. I. Beauty will save the world. In Pelikan J. (Ed.) The world treasury of modern religious thought. Boston, Little, Brown and Company, 1990, pp. 623–630].
См., например, Элиаде, М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1996.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982; Gray J. A. The psychology of fear and stress: Vol. 5. Problems in the behavioral sciences. Cambridge, Cambridge University Press, 1987; Gray J. A., McNaughton N. The neuropsychology of anxiety: Reprise. Nebraska Symposium on Motivation, 1996, 43, pp. 61–134; Gray J. A., Feldon J., Rawlins J.N. P., Hemsley D. R., Smith A. D. The neuropsychology of schizophrenia. Behavioral and Brain Sciences, 1991, 14, pp. 1–84.
Sokolov E. N. The modeling properties of the nervous system. In Maltzman I., Coles K. (Eds.) Handbook of Contemporary Soviet Psychology. New York, Basic Books, 1969, pp. 670–704.
Там же.
Эти «карты» настолько важны и жизненно необходимы, что их простое абстрактное описание (передаваемое через устное или письменное действие) интересно само по себе и способно вовлечь нас в моделируемый мир [см. Oatley K. A taxonomy of the emotions of literary response and a theory of identification in fictional narrative. Poetics, 1994, 23, pp. 53–74].
Vinogradova O. The orientation reaction and its neuropsychological mechanisms. Moscow: Academic Pedagogical Sciences, 1961; Vinogradova O. Functional organization of the limbic system in the process of registration of information: facts and hypotheses. In Isaacson R., Pribram K. (Eds.) The hippocampus, neurophysiology, and behavior. Vol. 2, pp. 3–69. New York, Plenum Press, 1975; Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2018.
Lao Tzu. Sincerity. In Tao Te Ching (S. Rosenthal, Trans.), 1984.
Ohman A. The orienting response, attention and learning: An information-processing perspective. In Kimmel H. D., Van Olst E. H., Orlebeke J. F. (Eds.) The Orienting Reflex in Humans. Hillsdale, NJ, Erlbaum, 1979, pp. 443–467; Vinogradova O. The orientation reaction and its neuropsychological mechanisms. Moscow: Academic Pedagogical Sciences, 1961.
Там же.
Obrist P. A., Light K. C., Langer A. W., Grignolo A., McCubbin J.A. Behavioural-cardiac interactions: The psychosomatic hypothesis. Journal of Psychosomatic Research, 1978, 22, pp. 301–325.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. М.: Эксмо-Пресс, 2017.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982.
Я использую здесь термин «обещание» отчасти потому, что он кажется мне подходящей противоположностью термина «угроза». В данной книге это слово означает «поощрительное вознаграждение», «сигнал к удовлетворению» или «сигнал к завершающему вознаграждению».
И первый, и второй термины вряд ли уместно применять для описания положительного состояния при столкновении с новизной, которую едва ли можно отнести к категории «награда»; кроме того, положительные эмоции могут появляться при соприкосновении с новизной без каких-либо условий [Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982], поэтому слово «намек» кажется здесь неуместным.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Критерион, 2002; Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung (R. F. C. Hull, Trans.). Vol. 11. Psychology and Religion: West and East. Bollingen Series XX. Princeton University Press, 1969.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982; Gray J. A. The psychology of fear and stress. Vol. 5. Problems in the behavioral sciences. Cambridge, Cambridge University Press, 1987; Gray J. A., McNaughton N. The neuropsychology of anxiety: Reprise. Nebraska Symposium on Motivation, 1996, 43, pp. 61–134.
Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2009.
Там же.
Obrist P. A., Light K. C., Langer A. W., Grignolo A., McCubbin J.A. Behavioural-cardiac interactions: The psychosomatic hypothesis. Journal of Psychosomatic Research, 1978, 22, pp. 301–325.
Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2009.
Юнг К. Mysterium Coniunctionis. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung (R. F. C. Hull, Trans.). Vol. 5. Symbols of Transformation: An Analysis of the Prelude to a Case of Schizophrenia, 1967. Vol. 9. Part 1. The Archetypes and the Collective Unconscious, 1968. Vol. 13. Alchemical Studies, 1967. Bollingen Series XX. Princeton University Press; Элленбергер Г. Открытие бессознательного. История и эволюция динамической психиатрии. От первобытных времен. М.: Академический проект, 2018; Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2018; Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект, 2019; Piaget J. The development of thought: Equilibration of cognitive structures (A. Rosin, Trans.). New York, Viking, 1977; Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Критерион, 2002.
Bruner J. Actual minds, possible worlds. Cambridge, Harvard University Press, 1986.
Eliade M. Rites and symbols of initiation: The mysteries of birth and rebirth (W. R. Trask, Trans.). New York, Harper and Row, 1965.
Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung (R. F. C. Hull, Trans.). Vol. 5. Symbols of Transformation: an Analysis of the Prelude to a Case of Schizophrenia, 1967. Vol. 9. Part 1. The Archetypes and the Collective Unconscious, 1968. Vol. 11. Psychology and Religion: West and East, 1969. Vol. 13. Alchemical Studies, 1967. Bollingen Series XX. Princeton University Press; Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Критерион, 2002.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. М.: Эксмо-Пресс, 2017.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Критерион, 2002.
Frankl V. Man’s search for meaning: An introduction to logotherapy. New York, Pocket Books, 1971, pp. 70–72.
Скиннер Б. Поведение организмов. М.: Оперант, 2016; Skinner B. F. Contingencies of reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts, 1969.
Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918–1956: опыт художественного исследования. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982; Gray J. A., McNaughton N. The neuropsychology of anxiety: Reprise. Nebraska Symposium on Motivation, 1996, 43, pp. 61–134; Pihl R. O., Peterson J. B. Etiology. Annual Review of Addictions Research and Treatment, 1993, 2, pp. 153–174; Pihl R. O., Peterson J. B. Heinz Lehmann Memorial Prize Address: Alcoholism: The Role of Differential Motivational Systems. Journal of Psychiatry and Neuroscience, 1995, 20, pp. 372–396; Tomarken A. J., Davidson R. J., Wheeler R. E., Doss R. C. Individual differences in anterior brain asymmetry and fundamental dimensions of emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, 62, pp. 672–687; Wheeler R. E., Davidson R. J., Tomarken A. J. Frontal brain asymmetry and emotional reactivity: a biological substrate of affective style. Psychophysiology, 1993, 30, pp. 82–89; Tomarken A. J., Davidson R. J., Henriques J. B. Resting frontal brain asymmetry predicts affective responses to films. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 59, pp. 791–801; Davidson R. J., Fox N. A. Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants. Science, 1982, 218, pp. 1235–1237.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982; Ikemoto S., Panksepp J. Dissociations between appetitive and consummatory responses by pharmacological manipulations of reward-relevant brain regions. Behavioral Neuroscience, 1996, 110, pp. 331–345.
Wise R. A. Psychomotor stimulant properties of addictive drugs. Annals of the New York Academy of Science, 1988, 537, pp. 228–234; Wise R. A., Bozarth M. A. A psychomotor stimulant theory of addiction. Psychological Review, 1987, 94, pp. 469–492.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982.
Mowrer O. H. Learning theory and behavior. New York, Wiley, 1960.
Wise R. A. Psychomotor stimulant properties of addictive drugs. Annals of the New York Academy of Science, 1988, 537, pp. 228–234; Wise R. A., Bozarth M. A. A psychomotor stimulant theory of addiction. Psychological Review, 1987, 94, pp. 469–492.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982.
Рассмотрено там же.
Скиннер Б. Поведение организмов. М.: Оперант, 2016; Skinner B. F. Contingencies of reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts, 1969.
Panksepp J., Siviy S., Normansell L. A. Brain opioids and social emotions. In Reste M., Field T. (Eds.), The psychobiology of attachment and separation. New York, Academic Press, 1985, pp. 1–49.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982.
Там же; Dollard J., Miller N. Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning, thinking, and culture. New York, McGraw-Hill, 1950.
Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Рассмотрено там же.
Рассмотрено в работах: Gray J. A. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septal-hippocampal system. Oxford, Oxford University Press, 1982; Wise R. A., Bozarth M. A. A psychomotor stimulant theory of addiction. Psychological Review, 1987, 94, pp. 469–492; Dollard J., Miller N. Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning, thinking, and culture. New York, McGraw-Hill, 1950.
Wise R. A. Psychomotor stimulant properties of addictive drugs. Annals of the New York Academy of Science, 1988, 537, pp. 228–234; Wise R. A., Bozarth M. A. A psychomotor stimulant theory of addiction. Psychological Review, 1987, 94, pp. 469–492.
Dollard J., Miller N. Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning, thinking, and culture. New York, McGraw-Hill, 1950.
Там же.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2018.
Goldman-Rakic P. S. Circuity of primate prefrontal cortex and regulation of behavior by representational memory. In Plum F. (Ed.) Handbook of physiology: Volume 5: The nervous system. Baltimore, American Physiological Society, 1987, pp. 373–417; Shallice T. Specific impairments in planning. Philosophical Transactions of the Royal Society of London (Biological Sciences), 1982, 289, pp. 199–209; Milner B., Petrides M., Smith M. L. Frontal lobes and the temporal organization of memory. Human Neurobiology, 1985, 4, pp. 137–142.