Фантазия художника всегда ограничена имеющимися средствами воплощения замысла. Во все времена живописцы занимались поисками подходящих материалов, текстура которых наиболее адекватно передавала бы предстающие перед их воображением картины. Зерна и семена в этом плане дают огромный простор для творчества. Прежде всего поражает разнообразие «палитры», находящейся в распоряжении «зернописца». Для создания мозаичных картин можно использовать любые зерна и крупы, встречающиеся в природе. Чаще всего используют рис, гречку, пшено, перловку и т. д. Причина популярности этих материалов в их доступности. Эти крупы найдутся в любом кухонном шкафчике. Купить их тоже не проблема. Однако люди, которые серьезно увлекаются созданием картин из зерен, обычно не ограничиваются только простыми крупами. В ход идут и более экзотические материалы, вплоть до семечек и косточек тропических фруктов.
Главное условие: материал для картин должен быть хорошо высушенным и непривлекательным для насекомых. Строго запрещено использовать в работах содержащие влагу материалы, такие, как изюм, чернослив и другие сухофрукты. Семена и зерна, которые вы заготавливаете сами, тоже нужно тщательно высушивать.
В противном случае даже клеевое или лаковое покрытие не спасет вашу картину от гнили и жучков.
Акриловые краски представляют собой воднодисперсные краски на основе полиакрилатов и сополимеров. Они хорошо ложатся на любую нежирную поверхность. При высыхании акрил темнеет. Свежую акриловую краску можно легко смыть водой, засохшую же способен удалить только специальный растворитель.
Зерна различаются по форме и размеру. Это надо учитывать при выборе материала для выкладывания той или иной детали картины. Мелкие зерна и семена обычно используют для создания фона, а более крупные, фактурные – для выкладывания отдельных деталей, хотя иногда поступают и наоборот. Строгих правил здесь нет. Все зависит от дизайнерских предпочтений художника.
Перечислим наиболее простые и доступные материалы для картины из зерен.
Рис. Этот злак бывает трех видов: длиннозерный, среднезерный и круглозерный. Длиннозерный рис тонкий и длинный. У среднезерного более короткое и широкое зерно по сравнению с предыдущим видом риса. Кроме того, он менее прозрачен. Круглозерный рис непрозрачный и почти круглый. Белые, прозрачные и полупрозрачные зерна риса легко и равномерно окрашиваются в любой цвет.
Дикий черный рис. Несмотря на название, это растение не имеет прямого отношения к рису, хотя и принадлежит к тому же семейству. Черный рис – это семена травы цициании водной. Растение имеет множество других названий: зизания водная, цицания водяная, индейский рис, канадский рис, водяной овес, сумасшедший овес. Семена этого растения длинные, тонкие, окрашенные в черный цвет. В мозаике это незаменимый материал для выкладывания тонких темных линий, границ, прожилок растений, контуров фигур, штрихов и других подобных элементов.
Гречневая крупа, или гречка. Темные крупинки гречки имеют оригинальную форму. Они не слишком крупные, но при этом круглые и выпуклые. Поверхность, выложенная гречкой, получается достаточно рельефной.
Перловая крупа, или перловка. Представляет собой цельные зерна ячменя, прошедшие первичную обработку. Это достаточно грубая крупа. В картинах могут использоваться отдельные зернышки перловки для создания крупных «штрихов». Перловкой также выкладывают выпуклые элементы, которые надо зрительно выдвинуть на первый план.
Ячневая крупа, или ячка. Это мелкорубленая перловая крупа, по размеру и форме зерен напоминающая манку. Однако ячка темнее и крупнее манки. Ячневую крупу используют для создания плоского фона, тонких деталей, а также элементов, расположенных на переднем плане поверх других деталей (например, верхний стебелек и листик в букете цветов).
Кукурузная крупа. Получается при дроблении кукурузных зерен. По размерам, форме и свойствам она напоминает ячку, но имеет яркожелтую окраску.
Манная крупа, или манка. Это пшеничная крупа грубого помола. Диаметр манки составляет всего от 0,25 до 0,75 мм. Белая манка красиво смотрится даже без дополнительного окрашивания. В картинах ее используют так же, как ячку.
Просо. Это зерна растения семейства злаковых. Просо продолговатое и достаточно крупное.
Используется для создания выпуклых поверхностей с достаточно грубым рельефом.
Пшено. Это крупа, которая получается при обработке проса. Мелкие круглые желтые зернышки пшена напоминают бисеринки. Работать с ними легко и приятно. Зернышки пшена плотно ложатся, достаточно равномерно образуя однородное полотно.
Горох. Для картин удобнее использовать не цельный, а дробленый горох, так как круглые горошины трудно приклеить. Однако цельные горошины можно использовать как отдельные элементы картины. Покупая горох для творчества, обращайте внимание на его цвет. Он может быть зеленым или желтым. Первый можно использовать без дополнительного окрашивания для создания картин природы. Желтый горох также можно использовать в натуральном виде, но уже для выкладывания других деталей либо окрасить в требующийся цвет. Детали из гороха получаются выпуклыми, фактурными.
Кориандр. Для создания картин используют семена этого пряного растения. Продолговатые семена кориандра довольно крупные, выложенные ими поверхности получаются выпуклыми и крупнорельефными.
Зерна мака. Мелкие черные зернышки мака по размеру и форме напоминают нечто среднее между манкой и ячкой. Их можно использовать как для заполнения деталей поверхности, так и для создания контуров, штрихов, тонких линий. Там, где черный дикий рис оказывается слишком грубым и крупным, на помощь художнику приходит мак.
Семена укропа. Мелкие овальные, практически плоские семена укропа пригодны для создания ровных поверхностей или мелких деталей. Неокрашенные семена укропа передадут картине свой мягкий пряный аромат. Обратите внимание, что использовать можно только хорошо высушенные семена укропа. Они имеют серо-коричневый цвет. Зеленые, плохо просушенные семена скорее всего станут пищей для мелких насекомых, и картина будет безнадежно испорчена.
Фасоль. Разумеется, речь идет о бобах, а не о зеленой стручковой фасоли. Если собрать фасоль разных видов, то даже безо всякой дополнительной окраски можно получить богатую палитру. Фасоль бывает белой, бежевой, бордовой, красной, коричневой, черной, оранжевой, розовой, пестрой. Перечислить все оттенки фасолевых бобов невозможно. Недостаток фасоли как материала для создания картин – крупный размер и достаточно своеобразная форма. Из-за этого разноцветная фасоль подходит далеко не для каждой картины. Фасоль совершенно непригодна для картин с мелкими деталями и ровным рельефом. Зато из нее может получиться превосходный галечный пляж или далекое облако, отдельные листики деревьев или лепестки ромашки. Фасоль можно использовать также в картинах, состоящих из небольшого количества простых деталей, например, выложить фасолью избушку или большую собаку. Целые зерна фасоли почти невозможно приклеить, да и картина получится грубой, поэтому перед использованием бобы разделяют вдоль на половинки.
Арбузные семечки. Крупные плоские овальные или каплеобразные семена арбуза подойдут и для фонов, и для выкладывания основных деталей рисунка. К сожалению, в большинстве регионов нашей страны арбузные семечки доступны только в определенное время года, поэтому заготавливать их надо заранее. На картинках арбузные семечки рисуют обычно черными. На самом деле они могут быть коричневыми, желтовато-белыми, пестрыми. Все зависит от сорта и степени зрелости арбуза. Заготовленные семечки надо тщательно высушить.
Тыквенные семечки. Как и фасоль, золотистые крупные овальные семечки тыквы имеют ограниченную сферу применения. При заготовке тыквенные семечки надо просушить в духовке до золотистого оттенка, иначе они сгниют или станут пищей насекомых.
Зерна кофе. Выпуклые темно-коричневые зерна кофе используют не слишком часто. Выложенные из них детали получаются объемными, рельефными. Картина, выложенная кофейными зернами, станет чудесным подарком любителям этого ароматного напитка.
Для создания картин из зерен вам потребуются следующие материалы.
1. Клей ПВА (белый клей). Его можно купить не только в канцелярском, но и в строительном магазине. Если вы планируете всерьез заняться созданием картин из зерен, вам понадобится много клея, поэтому выгоднее будет приобретать его не маленькими пузырьками, а килограммовыми ведрами. Клей ПВА может быть разной консистенции: более густой или более жидкой. Иногда густая масса клея оседает на дно, а на поверхность всплывает мутная жидкость. В этом случае клей нужно долго и тщательно перемешивать деревянной палочкой, пока он вновь не станет однородным. Клей ПВА нужен не только для наклеивания материала, но и для покрытия готовой картины. Несмотря на то что клей имеет белый цвет, при высыхании он становится прозрачным, образуя блестящую пленку. Она надежно защищает картину от влаги и пыли, а также предотвращает осыпание зерна.
2. Гуашь или акриловые краски. Природная окраска зерен, конечно, причудлива и разнообразна, но такая палитра все же слишком бедна для создания интересных, сложных, многоцветных полотен. Поэтому зерна чаще всего окрашивают акриловыми красками или гуашью. Выбор краски зависит исключительно от ваших предпочтений и финансовых возможностей.
3. Холст. Зерна приклеивают на какую-либо твердую основу. В качестве холста нужно брать плотную бумагу, картон, фанеру или доску. Если зернами будет заполнена только часть холста, то желательно перед началом работы наклеить на него лист бумаги подходящего цвета.
4. Контурный эскиз. При создании картины вы станете заполнять разноцветными зернами отдельные детали выбранного рисунка. Чтобы четко видеть границы каждой детали, сделайте эскиз, на который будут нанесены только контуры рисунка и всех его элементов без цветной заливки. Именно этот эскиз перечерчивается на холст через копирку.
5. Цветной образец. Цвета зерен и их расположение определяют заранее, до начала работы. Импровизация и надежда на вдохновение приводят к плачевным результатам. Поэтому заранее сделайте копию выбранного рисунка и раскрасьте его. На этот образец вы будете ориентироваться, заполняя детали зернами соответствующих цветов.
6. Копировальная бумага. С ее помощью выбранный рисунок переносят на холст.
7. Мягкий карандаш или шариковая ручка. Контуры рисунка на холсте должны быть прорисованы очень четко, иначе детали картины получатся расплывчатыми, бесформенными.
8. Спирт или одеколон. Требуется для разведения слишком густой краски.
9. Одноразовые перчатки. И акриловая краска, и гуашь плохо смываются с рук, поэтому при окрашивании зерен обязательно надевайте одноразовые перчатки.
10. Кисточка. С ее помощью вы будете наносить клей ПВА на отдельные детали картины. Желательно иметь набор кисточек разной толщины, чтобы одинаково удобно было покрывать клеем как крупные детали, так и мелкие элементы.
Гуашевые краски изготавливают из смеси пигментов, клея и белил. Благодаря белилам, гуашь приобретает матовую бархатистость. Однако у этих красок есть и недостаток: при высыхании цвета становятся несколько светлее своего первоначального вида. Эту особенность гуаши нужно учитывать при подборе цветов.
11. Стека для лепки. Это небольшая палочка, обычно пластмассовая. Один конец ее прямоугольный, широкий, а другой заостренный. Такой палочкой очень удобно выкладывать и поправлять зерна.