Татьяна Плотникова, Анастасия Колпаков

Введение

Посещая художественные галереи, музеи, дворцы, старые храмы, мы любуемся дивными произведениями искусства, созданными творцами былых времен и современными художниками. Сердце замирает от восхищения! Подумать только: ведь эту необыкновенную красоту создали не инопланетяне, не волшебники, а обычные люди, такие же, как мы с вами. В их распоряжении не было никаких фантастических материалов, доступных только избранным. Каждый может взять кисточку, краски и холст, но не каждый может стать Пикассо. У обочины лежит множество камней самых разных форм и размеров, но, чтобы превратить их в скульптуру, достойную звания шедевра мирового искусства, надо быть Роденом.

И все же не стоит думать, что искусство – это удел немногих. В любом человеке есть творческая жилка. Просто не каждому хватает упорства и веры в себя, чтобы развить ее, превратив из тонкого чистого ручейка в необъятный океан.

Чтобы создавать картины, вовсе не обязательно становиться профессиональным художником. Многие люди находят себя в совершенно иных областях, а изобразительное искусство становится для них хобби, способом отвлечься от основной работы, выразить себя, свои чувства, свои мировосприятие посредством визуальных образов. История искусства показывает, что нередко самоучки впоследствии становятся известными художниками.

Однако наивысшая ценность творчества вовсе не в славе и успехе, а в наслаждении, которое вы будете испытывать в процессе создания своего произведения, и позже, когда будете любоваться плодами своего труда.

Само по себе умение сотворить из Ничего Нечто стоит многого. Поэтому не бойтесь экспериментировать, искать себя.

Книга, которую вы держите в руках, посвящена очень необычному, сложному, но невероятно увлекательному искусству создания картин из зерен. Выполняются они в технике мозаики, которая заключается в формировании изображения путем компоновки, набора и закрепления на поверхности отдельных кусочков какого-либо материала. Чаще всего мозаичные картины выполняют из разноцветных камней, керамических плиток, смальты (разноцветного непрозрачного и очень плотного стекла). Эти материалы отличаются своей прочностью и долговечностью. В принципе для мозаики подойдет любой материал, который можно поделить на небольшие фрагменты. Например, в последнее время все большую популярность приобретает некогда забытое искусство складывания мозаичных картин из бисера. В детских школах-студиях и кружках малыши нередко создают мозаики из кусочков цветной бумаги. В этой книге мы предлагаем вам научиться выкладывать мозаику из зерен и крупы. Возможно, кому-то покажется, что такой «прозаичный» материал, как рис, гречка, пшено, ячка совершенно не подходит для создания произведений искусства. Из риса можно приготовить вкусный гарнир, плов или кашу, но использовать рис для декорирования – едва ли удачная идея. Но давайте задумаемся: много ли необычного в камне, стекле или масляных красках? А ведь именно этими средствами художники, архитекторы и скульпторы от глубокой древности до наших дней создавали свои шедевры. Поэтому давайте отбросим предубеждения и полетим на легких крыльях творческой фантазии, не знающей правил и границ. Наша цель – познакомиться с искусством мозаики и научиться своими руками создавать картины из зерен. Итак, приступим.

Точное происхождение слова «мозаика» неизвестно, однако наиболее распространенной и убедительной является точка зрения, согласно которой «мозаика» восходит к латинскому выражению opus musivum, что переводится как произведение, посвященное музам.

История мозаики насчитывает уже несколько тысяч лет. Считается, что это искусство зародилось примерно во второй половине 4 тыс. до н. э. Мозаика украшала стены дворцов и храмов Урука, Ура и Эриду – древнейших городов Шумера – государства в Месопотамии. Шумеры выкладывали мозаику из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см. Крепились они глиняным раствором. Изображение формировалось из торцов этих палочек, которые раскрашивались в красный, черный и белый цвета. В основном выкладывались узоры из геометрических фигур: треугольников, ромбов, зигзагов.


Древнеримский император Адриан, живший во II веке н. э., всегда брал с собой в походы архитекторов и художников. В их обязанность входило украшать здания, которые возводились в разных городах Римской империи по приказу императора. Во многих городах эти художники создали мозаичные мастерские.

Один из наиболее значимых древних памятников мозаики «Штандарт из Ура», относящийся к 2600–2400 годам до н. э. Он представляет собой ранний пример техники инкрустации, который лег в основу техники флорентийской мозаики.

Около VIII века до н. э. для создания мозаики начинают применять необработанную гальку. Орнаментированные галечные полы украшали дворец в Арслан-таше (Ассирия) и Алтын-тепе (Восточная Анатолия). Истинным шедевром считаются галечные мозаики Гордиона, столицы древнего государства Фригии.

Великолепные образцы мозаики подарили миру мастера Античности. Первые известные нам античные мозаики из необработанной гальки были сделаны в Коринфе в V веке до н. э. Сюжеты их значительно более разнообразны, чем у шумерских мозаик. Древнегреческие художники выкладывали контурные изображения людей, животных, мифических существ. Картины дополнялись геометрическим и растительным орнаментом. Мозаика выполнялась в черно-белых тонах.

Своего расцвета античная мозаика достигла в эпоху эллинизма (IV–I века до н. э.). В это время была изобретена техника подколки камешков, а в распоряжении художников оказалось цветное стекло, благодаря чему изображения стали более красочными и реалистичными. Древнейшая из известных нам мозаик в технике подколки была создана в III веке до н. э. в сицилийском городе Моргантина.

Исключительной популярностью мозаика пользовалась в Древнем Риме. Чаще всего изображения выкладывали из маленьких кубиков смальты, однако использовали также мелкие камешки и гальку. Мозаика украшала полы и стены дворцов, вилл, римских бань – терм. Одной из жемчужин древнеримского искусства является мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна. Картина площадью 15 м2 изображает финальную сцену битвы Александра Македонского с царем Дарием при Иссе. Считается, что это копия живописного полотна, принадлежащего кисти древнегреческого художника Филоксена из Эритреи, жившего во времена Александра. Мозаика состоит из полутора миллионов черных, белых, красных и желтых кубиков, выточенных из горных пород. Кусочки собирались один к одному и располагались по извилистым линиям.

Высочайший взлет мозаичного искусства приходится на эпоху Византийской империи (IV–XV века н. э.). Византийская мозаика являет собой образец утонченности. Изображение выкладывали из мельчайших камешков на золотом фоне.

В XVIII веке в Европе получила распространение мозаика из раковин морских моллюсков. Богачи и аристократы украшали ею интерьеры. Кроме того, в моде была мозаика из бисера. Отдельные бисеринки выкладывали по воску на бумагу или картон. В качестве эскизов брались схемы для вышивки крестиком. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие бисерные мозаики того времени. В 1750–1770 годы подобные мозаики создавали на германской мануфактуре ван Зелова. Однако впоследствии секрет технологии был утрачен. Бисерной мозаикой украшали не только плоские поверхности, например столешницы, но и объемные предметы: бутылки, статуэтки.

На Руси искусство мозаики стало известно с принятием христианства, однако развития не получило. Причина была сугубо экономическая: смальта поставлялась из Константинополя и была очень дорогой из-за существовавшей в Византии государственной монополии на вывоз этого материала.

Попытку возрождения мозаики в России предпринял в XVIII веке М. В. Ломоносов. К сожалению, со смертью великого ученого интерес к мозаике угас.

Подобное пренебрежение к искусству мозаики обернулось серьезной проблемой, когда в 1840 годы решено было перевести живописные иконы для Исаакиевского собора в мозаику. Специалистов подобного профиля в России не нашлось, и правительству пришлось отправить в Рим выпускников Императорской Академии художеств. Им предстояло постичь технику создания мозаичных изображений у мастеров Студии мозаики Ватикана. Из Рима в свою очередь были приглашены технологи-стекловары, которые должны были наладить в России производство смальты.

Наконец в 1851 году была открыта Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Главной задачей, которая ставилась перед мастерами, было создание мозаик для Исаакиевского собора. Художники трудились в течение 66 лет, однако революционные события начала XX века прервали их работу.

Разумеется, мозаики Исаакиевского собора были не единственными творениями художников Мозаичной мастерской. Более чем за полвека ими были созданы мозаики для иконостаса собора Спаса на Крови в Петербурге, для иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики московского храма Христа Спасителя, портреты членов царской семьи, а также ряд частных заказов.

Итальянский мозаичист XIX века Антонио Сальвиати изобрел способ мозаичного набора, впоследствии получивший название «обратного» или «венецианского». Мозаику выкладывали в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание. Эту заготовку перевозили на постоянное место, где и укладывали.

В 1888 году Академия художеств командировала в Венецию группу мастеров, в числе которых был А. А. Фролов. Целью их было освоить выгодный с экономической точки зрения «венецианский» способ мозаичного набора. Впоследствии Академия отвергла эту технику. Однако А. А. Фролов, понимавший перспективность «венецианской» мозаики, открыл собственную студию.

Позже, уже при его брате В. А. Фролове, она стала самой успешной студией мозаики в России. Более того, именно благодаря студии Фроловых, были заложены основы советского мозаичного искусства.

Загрузка...