Дрындолёт, рассекая звёздное небо, стремительно летел по направлению к Луне. Отважные астронавты сидели в удобных креслах и смотрели сквозь толстое стекло иллюминатора на сказочно красивое звёздное небо.
Самоделкин управлял космическим кораблём с помощью специальных приборов. А Карандаш с профессором Пыхтелкиным рассказывали ребятам о космосе: – Луна вращается вокруг Земли, потому что она наш спутник, – начал профессор Пыхтелкин.
– А Земля вращается вокруг Солнца, потому что Земля спутник Солнца, – добавил Карандаш.
– А другие планеты вокруг чего вращаются, – спросил любопытный Чижик. – Вокруг Земли или вокруг Солнца?
– Марс, Венера, Юпитер, Плутон, Сатурн, Нептун, Уран и Меркурий вращаются вокруг нашего Солнышка, – ответил Карандаш.
– Ничего себе, – удивилась Настенька. – Я не знала, что в космосе столько разных планет существует.
– Что ты! – засмеялся профессор Пыхтелкин. – В космосе миллионы планет, просто они очень далеко от нас, и мы вряд ли сможем долететь до них, – пояснил Семён Семёнович.
А тем временем в комнате, где были сложены вещи, проснулись разбойники.
– Кажется, мы уже летим, – неуверенно произнёс разбойник Дырка.
– Отлично! – потёр руки капитан Буль-Буль. – Значит, наш коварный план сработал. Самоделкин и его команда вылетели в космос вместе с нами. Теперь самое главное, чтобы они не поймали нас раньше времени.
– Правильно, нам лучше переждать немного, – кивнул головой длинноносый шпион. – А то Самоделкин развернёт свою ракету и высадит нас на Земле. Тогда нам не видать лунных сокровищ, как своих ушей!
– Пойди пошпионь, что они там делают? – приказал рыжебородый пират. – Узнай, долго ли нам лететь до Луны. И самое главное, укради что-нибудь поесть, а то я проголодался.
Шпион Дырка осторожно приоткрыл дверь комнаты и на цыпочках побежал по узкому длинному коридору в сторону капитанской кабины, где сидели Карандаш и Самоделкин с ребятами. Подкравшись к двери, шпион Дырка незаметно приоткрыл дверь и стал внимательно слушать, о чём говорят маленькие астронавты.
– Семён Семёнович, а на Луне живут люди? – спросил Прутик.
– Нет, к сожалению, на Луне нет людей, – ответил профессор Пыхтелкин. – А всё потому, что на Луне совсем нет воздуха.
– А Луна такая же горячая, как и Солнце? – спросил Чижик.
– Нет, Луна – холодная, – ответил Карандаш. – Разве вы не знаете, что Луна сама не светит, а лишь отражает солнечный свет.
– Луна такая красивая! – шёпотом произнесла Настенька.
– Древние люди думали, что Луна золотая. Поэтому ей поклонялись как божеству, – продолжил Самоделкин.
– А что интересного можно увидеть на Луне? – полюбопытствовал Прутик.
– Ой, там много всего интересного, – весело подпрыгнул профессор.
– На Луне есть моря, океаны, горы и даже болота, – пояснял Семён Семёнович. – А ещё на Луне есть кратеры, потухшие вулканы, пещеры и расщелины, упавшие метеориты, астероиды и даже кометная пыль, – гордо заявил профессор Пыхтелкин. – Но самое невероятное это то, что на Луне можно прыгать на высоту в несколько метров, а всё потому, что на там очень слабое притяжение.
– И что это значит? – пожал плечами Чижик.
– Это значит, что на Луне ты будешь весить в шесть раз меньше, чем на Земле. Если захочешь, то сможешь подпрыгнуть на 15 метров вверх и не разобьешься, – пояснил Самоделкин.
– А что, на Луне и вправду есть моря и океаны? – спросил Прутик. – – Есть, ответил Карандаш, – я сам видел на лунной карте Море Облаков и Море Спокойствия, Море Дождей и Океан Бурь.
– Правильно, – согласился профессор. – Только в этих морях и океанах совсем нет воды. В этих морях вместо воды лишь одна космическая пыль.
– А почему же тогда они называются морями? – удивился Чижик. – Разве бывают моря и океаны без воды?
– На Луне бывают, – ответил Самоделкин. – А всё потому, что давным-давно, древним учёным, которые смотрели на Луну сквозь свои телескопы, казалось, что на Луне есть моря. Поэтому они и назвали некоторые участки Луны – морями и океанами. А один смешной учёный назвал два кусочка Луны – болотами. Гнилое болото и Туманное болото.
– А ещё на Луне есть озёра, – продолжил профессор Пыхтелкин. – Озеро Сновидений и Озеро Смерти.
– Может, пообедаем? – предложил волшебный художник Карандаш. – А то я что-то проголодался.
– Давайте-давайте, – загалдели Прутик, Чижик и Настенька.
Карандаш подошёл к стальной стенке и начал рисовать. Не успели ребята опомниться, как рядом, на столе лежали – овощи, фрукты, картошка, хлеб, жареные котлетки, спелые бананы и много ещё чего. Профессор Пыхтелкин с удивлением смотрел на Волшебного художника, ведь учёный никогда не видел, как рисуются волшебные картинки. А весёлый Карандаш рисовал и, чтобы было веселей, пел весёлую песенку:
Меня зовут Карандашом!
Я с каждым дружен малышом.
Один, два, три, четыре, пять,
Я всё могу нарисовать!
И всех ребят, и всех ребят
Я научить рисунку рад!
Но только помни: – хороши
Лишь острые карандаши!
Меня зовут Карандашом!
Я с вдохновеньем дружен,
Я очень нужен малышам,
А так же – взрослым нужен!
Через полчаса обед был готов. Поставив Дрындолёт на автопилот, Самоделкин сел к столу вместе с остальными астронавтами. Каждый набирал в свою тарелку то, что ему нравилось. За обедом профессор Пыхтелкин продолжил свою учёную лекцию.
– Вы слышали о том, что на Луне ночью очень холодно? – спросил учёный у ребят.
– Ночью везде холодно, потому что солнышко не греет, – отозвался Прутик. – У нас на Земле тоже по ночам холодно.
– Да, но на Луне особенно холодно. Сто пятьдесят градусов мороза, – пояснил Семён Семёнович. – Если мы не наденем скафандры, то превратимся в снеговиков.
– А если мы прилетим на Луну не ночью, а днём? – спросил Прутик. – Тогда мы не замёрзнем?
– А днём на Луне очень жарко, – ответил Самоделкин. – Больше ста градусов жары. Такой жары нет даже в Африке.
– Как же мы будем ходить по Луне, если там днём такая жара, а ночью такой ужасный холод? – спросила Настенька.
– Для этого я вмонтировал в наш космический корабль специальный приборчик, с помощью которого мы сможем спокойно ходить по Луне, и нам будет ни горячо, ни холодно, – пояснил железный мастер Самоделкин.
– А как мы будем разговаривать на Луне? – спросил профессор Пыхтелкин у Карандаша и Самоделкина.
– Что значит, как? – не понял Карандаш. – Как раньше говорили, так и на Луне будем разговаривать – языком и губами, – засмеялся волшебный художник.
– Но ведь на Луне совершенно нет воздуха! – вскочил со стула учёный профессор.
– Ну и что, что нет воздуха? – пожал плечами Карандаш.
– Как, ну и что? – забегал вокруг стола профессор Пыхтелкин. – Вы разве забыли, что звуки передаются только по воздуху. А раз на Луне нет воздуха, значит, мы не услышим друг друга.
– Вы хотите сказать, что если я что-то скажу Самоделкину, то он не услышит моих слов? – удивился Волшебный художник.
– Вот именно, дорогой мой Карандаш! – улыбнулся Семён Семёнович. – Даже если вы встанете близко-близко к Самоделкину, и будете кричать ему в самое уху, то и тогда ваш Железный друг ничего не услышит.
– Ничего страшного, – успокоил всех Самоделкин. – Я смастерю крошечные наушники, и мы будим слышать друг друга даже, если потеряемся.
– Вот здорово! – обрадовался Чижик. – Значит, на Луне можно не только прыгать, как лягушка на несколько метров, но ещё и кричать во всё горло, и никто тебя за это ругать не будет, потому что моего крика всё равно не будет слышно, – весело засмеялся мальчик.
– Я раньше не знала, что на Луне столько разных чудес происходит, – сказала Настенька.
– Хорошо бы жить на Луне, – мечтательно произнёс Прутик. – Жалко только, что там воздуха нет, – грустно добавил мальчик.
– Профессор, скажите, а почему на Луне нет воздуха? – спросила Настенька. – Куда он подевался? Или его на Луне и не было никогда? – засыпала вопросами девочка учёного профессора.
– Когда-то, давным-давно, на Луне был и воздух и вода, но потом воздух постепенно улетучился с поверхности Луны, а вода испарилась, – пояснил девочке профессор Пыхтелкин.
– А почему улетел лунный воздух? – удивился Прутик.
– А потому, что Луна очень маленькая, – объяснил профессор. – А чем меньше планета, тем сложнее ей удержать возле себя воздух и воду. И всё потому, что на маленьких планетах очень слабое притяжение.
– Значит на нашей Земле так много воздуха и воды потому, что она притягивает их? – спросил Чижик.
– Да, мой мальчик. Если наша Земля не будет притягивать, то воздух улетучится, а вода испарится и больше не вернётся, – ответил Семён Семёнович Чижику.
– А хорошо было бы, если б наша Земля была чуть ближе к Солнцу, – предложила Настенька. – Тогда у нас на Земле не было бы зимы.
– Если Солнышко приблизится чуть ближе к нашей планете, то тогда случится что-то ужасное, – схватился за голову профессор Пыхтелкин.
– А что будет? – заинтересовался Самоделкин.
– Тогда вода в морях и океанах закипит, точно в кастрюле, а деревья вспыхнут, точно факелы, – ужаснулся Семён Семёнович.
– А если Солнышко, наоборот, чуть дальше отодвинуть от нашей Земли? – продолжал задавать вопросы Карандаш.
– Ну, тогда на нашей земле начнётся такой холод, что вода в морях замёрзнет до самого дна вместе со всеми рыбами и китами, – поморщившись, ответил профессор Пыхтелкин. – И вообще, вся Земля покроется толстым слоем льда, не тающим даже летом. И вообще, на всех планетах погода разная, на одних – «жарища», на других «холодища», – рассказывал учёный. – А где-то в самый раз, как на нашей Земле, например.
– А правда, что на Луне день длится две недели? – спросил Прутик.
– Правда, – кивнул головой профессор.
– А ночь? – спросил Чижик.
– Ночь тоже – ровно две недели, – отвечал профессор Пыхтелкин.
Вдруг о стенку космического корабля что– то стукнулось: – Бух! Бух! Бух– Бух– Бух– Бух– Бух – Бух – Бух – Бух – Бух, – один за другим посыпались удары на Дрындолёт со всех сторон.
Космический корабль вздрогнул, посуда со страшным грохотом посыпалась со стола. Перепуганные астронавты повскакивали со стульев и заметались по комнате.
– Ой, мамочки, что случилось? – закричала испуганно Настенька. – Самоделочкин, что это такое?
– Не волнуйтесь, – успокоил всех Железный мастер. Он подскочил к пульту управления космического корабля и нажал какой-то рычаг. Удары тут же прекратились.
– Что это? Что случилось? – засыпали капитана корабля вопросами отважные путешественники.
– Не беспокойтесь, – повторил Самоделкин. – Это метеоритный дождь.
– Дождь? Какой такой дождь? – удивился Чижик.
– Метеоритный дождь – это, когда ракета встречается в космосе с маленькими и большими камнями, которые летают, как стая птиц, между планетами и звёздами, – пояснил Самоделкин.
– А почему этот дождь так быстро прекратился? – спросила Настенька у Самоделкина.
– Я включил один специальный приборчик, и теперь нам не страшны метеориты, – объяснил Самоделкин. – Космические камни пролетают теперь рядом с нашим кораблём, но не задевают его.
– Идите скорей все сюда! – позвал учёный друзей к большому иллюминатору. – Посмотрите, как красиво!
Карандаш с ребятами подошли к большому стеклянному окну и с восторгом стали наблюдать за удивительным космическим дождём.
А шпион Дырка, который всё это время внимательно подслушивал под дверью и, увидев, что все путешественники отошли от стола, и разглядывают космические камни в иллюминатор, тихонько приоткрыл дверь и очень тихо, на цыпочках, подкрался к обеденному столу. Он стал запихивать за пазуху всё, что попадалось под руку – помидоры, хлеб, огурцы, котлеты, бананы. Не забыл длинноносый шпион Дырка и про бутылку газированной воды, которая стояла в центре стола. Затем, так же тихо разбойник вернулся к двери и незаметно выскользнул в коридор. Никто из путешественников ничего не заметили, потому что все с интересом всматривались в звёздную космическую бездну.