3. Механизмы экономического роста и преодоления отсталости

3.1. Как создать самую богатую страну: комбинированный подход

СССР был 2-й экономикой мира, а после реформ 1990-х годов в России было разрушено много советских предприятий, началась массовая безработица, которая привела к демографической катастрофе. Поэтому я считаю эти реформы ошибочными и преступными.

Но Китай поступил по-другому. В 1980-е годы Китай был гораздо беднее СССР, а сейчас коммунистический Китай является первой экономикой мира, самой богатой страной, ВВП которой примерно равен сумме ВВП США и России (по ППС) [15]. Благодаря некомпетентным политикам сегодня Россия в несколько раз беднее Китая. Темпы роста ВВП Китая составляют 7—15% в год.

Из этих фактов следует вывод, что экономический путь Китая оказался гораздо умнее, чем путь России и даже умнее, чем путь США – ведь Китай обогнал и Россию и Америку.

Как им это удалось? В США был и остался только рынок. В СССР был Госплан, но в РФ Госплан был уничтожен и построен корявый рынок вместо Госплана, который остается несовершенным до сих пор. А в Китае и сохранили Госплан и развили рынок – там развивали экономику и плановыми и рыночными методами – сохраняли предыдущие предприятия, их модернизировали и строили новые. Причем и то и другое делали очень грамотно – с сильнейшим подъемом науки и образования. Этот комбинированный путь позволяет использовать преимущества и нивелировать недостатки обеих систем – и плана и рынка. Именно этот комбинированный путь – Госплан плюс рынок – я и предлагаю для обеспечения народа рабочими местами. Подобный стиль экономики существовал во время Сталина – тогда сохранялись артели и кустари, но был создан и Госплан. Этим путем Сталин смог за 3 пятилетки провести индустриализацию, догнать Германию и победить в войне [13].

Плановая экономика имеет ряд преимуществ над рыночной – в ней нет безработицы, нет инфляции, нет дефицита квалифицированных кадров, нет проблемы поиска инвесторов, она дает экономическую независимость от иностранного капитала, в ней можно быстро реализовывать сколь угодно масштабные проекты даже в военное время. Плановая экономика по сравнению с рыночной – это как многоклеточный организм по сравнению с одноклеточными – это огромный шаг эволюции. Однако в природе до сих пор существуют и одноклеточные и многоклеточные организмы. Поэтому по крайне мере на данном историческом этапе комбинированный подход «Госплан плюс рынок» наиболее эффективен и целесообразен для быстрого создания рабочих мест.

Согласно опросам в интернете, около 65% опрошенных за социализм и Госплан [14].

Но Россия продолжает идти по пути саморазрушения – если раньше уничтожали советские заводы, то теперь сносят «незаконные постройки» – рынки, магазины, рестораны, в Москве чиновники запретили даже маршрутки и создали транспортный кризис, чиновники и полиция постоянно «кошмарят» уличную торговлю, таксистов и иных частников. Эти глупейшие меры лишь усугубляют безработицу и нищету населения, разжигают ненависть у народа к власти и потому они также крайне опасны и ошибочны, как и сумасшедшие реформы 1990-х годов, развалившие экономику СССР. Этот процесс саморазрушения должен быть прекращен – если завод производит ненужную продукцию, значит надо сменить директора завода, но сохранить и модернизировать сам завод, и если «незаконная постройка» ничему особо не мешает – лучше ее узаконить, чем сносить более-менее конкурентоспособное предприятие и увеличивать безработицу и создавать еще один пустырь. И уличная торговля – это лучше, чем вымирание и озлобленность безработного населения. Надо не мешать, а помогать тем, кто может обеспечить работой и себя и других.

Поэтому для развития экономики России я предлагаю комбинацию плановых и рыночных методов, следующий комплекс действий:

1. Установить ключевую ставку ЦБ РФ на уровне 0% (ноль%) – как во всех развитых странах, а ставки по кредитам банков – на уровне 1%. Это значительно облегчит финансирование и развитие существующих предприятий, облегчит кредитное бремя у юрлиц и физлиц. Также провести кредитную амнистию для самых бедных слоев населения.

2. Существующие предприятия по мере возможности не трогать – не приватизировать госкорпорации и не «кошмарить» частников. Надо дать людям работать, дать возможность развиваться и тем и другим параллельно. А для малого бизнеса и ИП надо снизить налоговую нагрузку.

3. Реализовать мою программу «Кредиты на создание бизнеса», опубликованную в журнале «Экономика и финансы» 2013, №1 и в моей книге «Выход из кризиса» [9]. Там детально проведен SWOT-анализ этой концепции и предложены методы снижения банковских рисков – например, можно выдавать кредиты на франшизы людям с экономическим образованием и пр. Это позволит увеличить количество рабочих мест рыночными методами.

4. Восстановить Госплан, как в СССР. Объявить 14-ю пятилетку и включить в нее проведение индустриализации и восстановления промышленности и сельского хозяйства нашей страны. При этом новый Госплан должен быть значително усовершенствован с учетом информационных технологий – в него надо внедрить системы ОГАС и Киберсин, а также добавить интерфейс социальной сети и гигантского интернет-магазина. Это позволит предотвратить дефицит – теперь каждый будет видеть на сайте Госплана, где конкретно застрял поезд с колбасой и по чьей вине, и эту информацию сайт Госплана сможет автоматически отправлять в СМИ и полицию и так предотвращать возникновение дефицита коррумпированными чиновниками. Также электронный Госплан позволит точнее определять, какие конкретно товары и услуги нужны людям, в каком количестве и какого функционала. Это уже позволит ликвидировать дефицит на стадии производства.

Возможно, этот план в будущем потребует некоторой корректировки по мере реализации. Но по крайней мере сегодня, в целом, китайский путь комбинации плана и рынка – самый мощный путь из того, что есть.

Этот план позволит достичь темпов роста ВВП, как в Китае – 7—15% в год. А с моей программой преодоления экономической отсталости (глава 3.3.) – значительно больше 15% в год.

3.2. Преодоление дефицита квалифицированных кадров

Дефицит квалифицированных кадров бывает двух типов – это нехватка грамотных управлецев, умеющих логически мыслить и создавать конкурентоспособную продукцию, и нехватка специалистов определенных профессий, на которые спрос выше предложения. Первый тип связан с экономической отсталостью и решается в следующей главе 3.3. А второй тип – следствие стихийной природы рыночной экономики и решается введением Госплана. При плановой экономике в СССР он отсутствовал – там планировали, сколько и каких специалистов может потребоваться через несколько лет. Учебные заведения и предприятия находились в единой структуре Госплана. После окончания учебного заведения специалисты распределялись на предприятия, получая гарантированные рабочие места. Поэтому не было и безработицы.

Поэтому комбинация плана и рынка позволит решить дефицит квалифицированных кадров по крайней мере в структуре Госплана.

3.3. Преодоление экономической отсталости и повышение производительности труда

Директора предприятий России жалуются на дефицит квалифицированных управленческих кадров, низкую производительность труда и неконкурентоспособность, отсталость собственной продукции. Путин повторяет слова Сталина: «нужен прорыв, иначе нас сомнут» [7] но повторить сталинский прорыв нынешние чиновники не могут, несмотря на многолетние попытки [1—7].

Подробно эта задача решена в моей книге «Импортозамещение через инновации: методы повышения конкурентоспособности предприятий» [].

Ниже кратко рассмотрен предлагаемый мной комплекс из 8 способов преодоления технологическо-экономической отсталости.


3.3.1. Эпоха Просвещения – ключ к преодолению отсталости

Главная причина длящегося несколько веков экономического лидерства стран Запада – внедрение научного метода познания в эпоху Просвещения. Великие ученые и просветители Европы – Коперник, Галилей, Бруно, Декарт, Дидро, Руссо, Ньютон, Кеплер, Локк, Вольтер, Дарвин и пр. – научили Европу мыслить по-научному, освободили ее от шаблонного мышления, догматизма, фанатизма и доверчивости. И именно развитие научного мышления позволило Европе научиться создавать великие научные открытия, новые технологии, конкурентоспособные и даже культовые товары, а также разумные законы, способные решать ключевые проблемы стран. Именно эпоха Просвещения дала Европе квалифицированные управленческие кадры и в экономике и в политике.

И хотя логика преподается в Европе с XI века и по сей день (начиная с Кембриджа, Оксфорда, Сорбонны), все же именно в эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения Европа научилась создавать новые технологии. Почему? Дело в том, что реформаторы и просветители не только научили Европу рационализму и научному методу познания, но и подорвали авторитет церкви и в итоге освободили европейцев от религии. А религия сковывает мышление, приучает к догматизму, фанатизму, шаблонному мышлению, доверчивости и осуждает сомнение. И чем сильнее человек практикует религию, тем более косным, заторможенным становится его мышление, тем труднее ему принять новые, интересные решения проблем. Все эти качества религиозного мышления в корне противоречат научному мышлению. Например, в христианстве сомнение считается грехом, а в науке сомнение и критическое мышление – не просто благо, а важнейший инструмент отсева истины ото лжи. Вот почему именно научный атеизм, познанный Европой в эпоху Просвещения, и позволил Европе научиться создавать новые технологии и конкурентоспособные товары.

С эпохи Просвещения и по сей день Западная Европа и Северная Америка продолжают оставаться преимущественно атеистическими.

Факт остается фактом – все страны с преимущественно атеистическим населением могут создавать новые технологии, а преимущественно религиозные страны не могут. Потому что научный атеизм учит думать и ракрепощает мышление от догматизма, мешающего принимать новые идеи, а религия, напротив, развивает догматизм, который и приводит к технологической отсталости.

Русский царь Петр I Великий, который отливал пушки из церковных колоколов, ослабил церковь, отодвинул ее на второй план и подчинил государству, и во главу угла поставил науку и образование, создав Академию Наук и Университет, смог преодолеть технологическую отсталость нашей страны и создать могущественную Российскую империю. Именно реформы Петра Великого дали нам Санкт-Петербург, русский флот, Ломоносова, Менделеева и Пушкина и много иных великих достижений. Петр I, который учился в просвещенной Европе, судя по его реформам, прекрасно понимал, что ключевой фактор прогресса страны – замена религиозного мышления на научное через развитие науки и ослабление церкви.

А крайне религиозный Николай II, строивший храмы и монастыри вместо заводов, развалил созданную Петром Великим Российскую империю, доведя нашу Родину до нескольких войн, революций и неизбежного краха. По тому же опасному пути клерикализации идет и современная РФ. И именно поэтому РФ не может преодолеть отсталость.

Затем атеист Сталин, который сносил церкви и на их месте строил заводы, фабрики, вузы и школы, смог преодолеть технологическую отсталость России и создать индустриальную и ядерную сверхдержаву – СССР и даже фундаменты космонавтики и информатики были заложены именно при Сталине.

Атеистический Советский Союз эпохи Сталина в первые пятилетки демонстрировал колоссальные успехи в проведении индустриализации [17] и долгое время был второй экономикой мира, но Хрущев решил повернуть вспять. В 1956 году Хрущев отменил преподавание логики и затем руководители страны начали совершать логические ошибки. Начались застой и догматизм. Отойдя от атеизма и легализовав религию в 1991 году, Россия, оказалась в глубочайшем экономическом и демографическом крахе, и сегодня никак не может преодолеть технологическую отсталость. Потому что без замены догматизма вообще и религиозного мышления в частности на научное мышление невозможно преодолеть отсталость. Затем в РФ отменили преподавание в школе астрономии и ввели ЕГЭ с добровольной сдачей экзаменов по физике и химии – фундаментальным наукам, формирующими логическое мышление. Теперь массовая дебилизация школьников идет полным ходом, а значит, впереди нас ожидает еще больший крах России.

Еще более религиозной страной является Украина и там экономическая ситуация еще хуже, чем в России.

А первой экономикой мира сегодня является атеистический Китай.

Корреляция между научным атеизмом и прогрессом очевидна.

Итак, клерикализация и развал науки и образования усугубляют косность мышления народа, что усиливает экономическую отсталость, поэтому преодолеть отсталость России в условиях клерикализации и развала науки и образования в принципе невозможно. Необходимо вернуть конституционный светский характер нашего государства – надо отменить все законы, защищающие религию (282 ст УК РФ, закон об оскорблении религиозных чувств верующих и пр.), надо полностью отделить религию от государства, образования, СМИ и экономики. Надо срочно вернуть в школы, вузы и СМИ обязательное преподавание атеизма, логики, астрономии, физики и химии и прекратить клерикализацию.

Согласно интернет-опросу, 86% опрошенных поддерживают эту мою инициативу и лишь 14% опрошенных против, было опрошено 358 человек [14]. Так что подавляющее большинство народа на моей стороне.

И для этого нам нужен президент-атеист – автор книги «Научный атеизм» [12] Устин Чащихин, который хорошо понимает важность атеизма для прогресса. Тема атеизма и проблема клерикализации рассмотрены кратко в 5 главе этой работы и подробнее в моей книге «Научный атеизм» [12].

Понятно, что проще будет реализовать фильтр для отсева догматиков в создаваемом Госплане. Когда экономика, хотя бы ее новая плановая часть – Госплан, будет отфиьтрована от догматиков и бюрократов с костным мышлением, тогда начнется ничем не ограниченный стремительный экономический рост. А нынешние отсталые предприятия, набирающие догматиков, просто не выдержат конкуренции с новым Госпланом.

Сталин говорил: «кадры решают все», а я уточняю: «кадры, освобожденные от догматизма, преодолеют отсталость».


3.3.2. Прекратить дискриминацию умных

К отсталости ведет также и дискриминация умных – при приеме на работу умных в России гонят со словами «Вы для нас слишком умный». Этот порок изобличал еще А.С.Грибоедов в 1824 году в произведении «Горе от ума», которое было с восторгом принято декабристами. Гнал умных еще царь Николай I (1825—1855), критерий отбора которого был: «Мне нужны не умники, а верноподданные» [16]. И верноподданные царя проиграли в войне и привели к политической и экономической деградации России и краху монархии в феврале 1917 года. Этот же порок погубил и поздний СССР – из-за дискриминации умных в экономику и власть пролезли дураки, неспособные решать нестандартные задачи, принимать правильные решения и производить конкурентоспособную продукцию, и потому еще раз развалившие нашу страну. Теперь дискриминация умных не позволяет России стать высокотехнологичной и экономически независимой страной. Хотя ведь все есть – и умники и ресурсы, просто надо дать ресурсы умникам и у нас будет лучшая страна в мире. Россия наступает на те же грабли уже в который раз. При этом эту экономическую отсталость быстро преодолевали Петр I и Сталин, но возврат к дискриминации умных снова и снова возвращал отсталость и приводил нашу страну к краху.

Загрузка...