Цветы – это самый прекрасный дар Господа Бога нашему миру.
Завершив это упражнение, вы получите «цветок» с семью «лепестками» (один из них – сердцевина). Он отражает семь сторон ВАШЕЙ личности, или семь точек зрения на вашу личность, или семь способов описать вас – на языке трудовой деятельности:
Если вы предпочитаете иную метафору, то можно представить себя в виде алмаза с семью гранями, которые переливаются на свету.
1. Вы – и люди. Вы можете описать себя через то окружение, с которым предпочитаете работать или сотрудничать – перечислив такие характеристики, как возраст, проблемы, ограничения здоровья, географическое положение и так далее.
2. Вы – и рабочая обстановка. Вы также можете описать себя через приятную вам рабочую обстановку или условия труда, перечислив те из них (работа в помещении / на открытом воздухе, в небольшой/крупной компании, в здании с окнами / без окон и так далее), которые позволят вам работать наиболее продуктивно и эффективно.
3. Вы – и навыки. Кроме того, вы можете описать себя с точки зрения своих способностей и предпочтительных базовых/универсальных навыков. Ведь именно они – ключ к наиболее продуктивной и эффективной работе.
4. Вы – и ваша жизненная цель. Вы также можете описать себя сквозь призму своих жизненных целей, или предназначения, или призвания. Кроме (или вместо) этого, вы можете подробно описать, какие цели или задачи должна преследовать та организация, в которой вам будет приятно работать.
5. Вы – и ваши знания. Далее вы можете представить себя через ваши знания – и определить, какие знания и интересы вы предпочитаете больше всего из накопленных.
6. Вы – и зарплата/ответственность. Помимо этого, вы можете описать себя с точки зрения предпочтительного уровня зарплаты и ответственности (работать на себя, быть частью команды, контролировать других, вести всех за собой), который, судя по вашему опыту, характеру и предпочтениям, подойдет вам лучше всего.
7. Вы – и географическое положение. Вы также можете описать себя по тому, какое местоположение (здесь или за границей, с теплым/холодным климатом, на севере/юге, на западе/востоке, в горной местности / на побережье, в городе/пригороде/деревне/селе) принесет вам наибольшую радость, позволит работать наиболее эффективно; где вам понравится жить в течение целого года, или сезона, или выходных, или отпуска – сейчас, или пять лет спустя, или на пенсии.
Пытаясь найти работу, вы можете обращать внимание только на одну, две или три стороны своей личности – скажем, на «знания», или на «навыки», или на «зарплату».
Однако «цветочная схема» направлена на то, чтобы описать вашу личность с семи точек зрения на одной странице. В конце концов, ваша личность не одномерна. Она включает в себя все перечисленные аспекты. Ваша «цветочная схема» – это ваш полноценный портрет. Показывающий вас со всех сторон. В контексте трудовой деятельности.
И поверьте мне, этот портрет стоит затраченных на него усилий. Сейчас объясню почему.
Допустим, что какая-то вакансия согласуется лишь с одним вашим «лепестком», лишь с одной стороной вашей личности, лишь с одной точкой зрения по отношению к вам: скажем, она предполагает применение вами имеющихся у вас знаний. Однако этим все и ограничится.
Полученная должность не позволит вам применить предпочтительных навыков, не даст работать с приятными вам людьми, не будет подразумевать рабочую обстановку, в которой вы раскрылись бы во всей красе.
И что же это за работа? По меньшей мере – скучная. Вы все время будете думать: дожить бы до пятницы! Некоторым из нас хорошо знакома эта песня. Слишком хорошо.
А теперь давайте представим, что вместо этой работы вы можете найти другую, которая соответствует всем семи граням вашей личности. Всем семи «лепесткам». Как будет называться эта работа? Правильно, это и будет работа вашей мечты.
Таким образом, полноценная «цветочная схема» – это полноценное представление о вашей личности. И в то же время это полноценное представление о той работе, которая подходит вам лучше всего и задействует весь ваш потенциал. На ней вы добьетесь невероятных высот, ведь она раскроет ВАШИ лучшие стороны.
Поставьте себе цель – заполнить «цветок» до конца. И воспринимайте это упражнение не как обязанность, а как игру. С самого начала приготовьтесь к веселью. Ведь это упражнение должно развеселить вас. И оно развеселит.
Читатели просили меня представить полный список источников, в которых описывается данное упражнение. Вот три основных ресурса:
• в данной главе. Самый очевидный вариант. Бумажная версия. И она бесплатна, если вы уже купили книгу;
• в рабочей тетради. Как я говорил ранее, она называется «What Color Is Your Parachute? Job-Hunter’s Workbook», и ее преимущество в том, что в ней крупные страницы;
• в интернете. По многочисленным просьбам читателей несколько лет назад мы наконец-то создали онлайн-видеокурс, в котором я пошагово объясняю, как выполнять упражнение «Цветок». Чтобы пройти курс, необходимо наличие компьютера и принтера с бумагой (чтобы распечатывать рабочие листы). Читателям данной книги предоставляется скидка. Подать заявку можно по эксклюзивной ссылке: www.eParachute.com/para.
Также отвечаю на ваш вопрос о том, есть ли другие интернет-источники, посвященные «цветочной схеме» и данной книге. Вы можете найти десятки видео по одной ссылке: www.youtube.com/results?search_query=Richard+Bolles. И множество статей по другой: www.jobhuntersbible.com. Краткое предупреждение: не тратьте много времени на эти ресурсы. Ваша основная задача – заполнить свой личный «цветок» в какой бы то ни было форме. Впоследствии вы сможете как следует изучить дополнительные материалы.
А теперь давайте перейдем к самим «лепесткам». И начнем с первого.
Первый «лепесток»
Зачем заполнять «лепесток». Чтобы, основываясь на прошлом опыте, избежать неприятного окружения. Ведь люди, с которыми вы работаете, могут как радовать, так и портить настрой на весь день, неделю и даже год.
Что необходимо получить. Во-первых, четкое представление о том, какое социальное окружение позволит вам работать продуктивнее и эффективнее всего. Во-вторых, четкое представление о том, каким людям вы готовы подчиняться или помогать: их возраст, проблемы, местонахождение и так далее.
Как заполнять «лепесток». Записывать эпитеты, которые можно отнести к людям («добрый», «терпеливый»), или типы личности по Холланду / типологии Майерс – Бриггс (См. с. 68 и 69, соответственно).
Верно заполненный «лепесток». Тип личности по Холланду: IAS.
1) Добрый, щедрый, понимающий, веселый, умный.
2) Безработный, ищущий себя, в любой точке мира, любого возраста.
Неверно заполненный «лепесток». Человек в беде, молодой, умный, живет в городе.
Ошибки. От такого описания мало проку. Оно слишком размытое.
ШЕСТИГРАННИК, ИЛИ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЧЕРИНКА»
Любая должность подразумевает свое социальное окружение. По интересующей вас профессии можно в общих чертах определить, с какими людьми вы предпочитаете работать (из шести вариантов). Можно пойти в обратном направлении: сначала решить, с какими людьми вам приятно работать – выбрав из тех же шести вариантов, а после определить, какие профессии подразумевают комфортное для вас окружение.
Данную теорию предложил доктор Джон Холланд; более того, он придумал, как ее применять. Опросив всевозможных сотрудников, он сделал вывод, что существует шесть основных видов рабочего окружения. Вот они (цитаты – это определения, данные самим Джоном):
1. Реалистичное окружение: состоит из людей, которые предпочитают деятельность, связанную с «конкретными, методичными или систематичными манипуляциями над предметами, инструментами, механизмами или животными». (Слово «реалистичный» отсылает нас к концепции Платона, который называл «реальным» все, что можно познать с помощью органов чувств. Постучите по дереву!)
Вот мое общее представление об этом виде окружения: R (от англ. «Realistic») = люди, которые любят природу, или растения, или животных, или спорт, или оборудование и механизмы, или свежий воздух.
2. Интеллектуальное окружение: состоит из людей, которые предпочитают умственную деятельность, в частности «наблюдение и символическое, методичное, творческое изучение физических, биологических или культурных явлений».
Вот мое общее представление об этом виде окружения: I (от англ. «Investigative») = люди, которые очень любознательны и любят изучать или анализировать объекты, или людей, или данные.
3. Артистичное окружение: включает в себя людей, которые предпочитают заниматься «свободной, неограниченной, вольной деятельностью и созданием творческих произведений или продуктов».
Вот мое общее представление об этом виде окружения: A (от англ. «Artistic») = очень творческие и артистичные люди, которые обладают богатым воображением, оригинально мыслят и не любят дедлайны[51].
4. Социальное окружение: состоит из людей, которые предпочитают деятельность, подразумевающую «манипуляции над другими людьми с целью осведомления, обучения, развития, лечения или просвещения».
Вот мое общее представление об этом виде окружения: S (от англ. «Social») = люди, которые склонны помогать окружающим, учить или обслуживать их.
5. Предприимчивое окружение: состоит из людей, которые предпочитают деятельность, связанную с «манипуляциями над другими людьми для достижения цели – своей или организации».
Вот мое общее представление об этом виде окружения: E (от англ. «Enterprising») = люди, которые любят запускать проекты, или учреждать организации, или продавать что-то, или влиять на окружающих, или убеждать их, или вести их за собой.
6. Конвенциональное окружение: состоит из людей, которые предпочитают заниматься «конкретной, методичной, систематической деятельностью, связанной с данными, такой как ведение учета, картотек, распечатывание материалов, классификация письменных и числовых данных в соответствии с указаниями, работа с оргтехникой и машинами для обработки данных». Кстати, «конвенционность» данного окружения в первую очередь относится к «общепринятым, конвенционным идеалам», которые обычно преследуют его представители – и, как показала история, большая часть американцев.
Вот мое общее представление об этом виде окружения: C (от англ. «Conventional») = люди, которые любят досконально в чем-то разбираться, выполнять поручения и завершать проекты.
По мнению Джона, каждый из нас способен освоиться в любом из шести окружений – было бы время. Но вместо этого за то короткое время, что начинается с нашего детства и заканчивается зрелостью, мы обычно вырабатываем предпочтения и навыки выживания, уместные лишь в трех окружениях из шести; все зависит от того, с кем мы росли, кем восхищались и каков был наш трудовой опыт в том или ином окружении. Из шести букв – R, I, A, S, E и C – необходимо выбрать три наиболее близкие вам. Комбинация из трех букв и будет вашим «кодом» (например, SIA). Теперь вы наверняка задаетесь вопросом: но какие три буквы близки лично мне?
Я дружил с Джоном много лет, и в далеком 1975 году мне удалось найти простой и быстрый способ определить свой код – на основе составленного Джоном теста (Self-Directed Search, SDS). Оказалось, что мой метод в 92 % случаев дает те же результаты, что и тест Джона (что всегда смешило последнего).
В общем, если вам нужен более точный ответ, пройдите тест Джона (который доступен за 9,95 доллара США по ссылке: www.self-directed-search.com). Однако если вам некогда, то мой метод будет в самый раз. И за него не придется платить. Придуманное мной упражнение носит название «Вечеринка». Его необходимо выполнять (ну пожалуйста) следующим образом:
Представьте, что этажом ниже, в просторной комнате, идет вечеринка. Все гости (по какой-то причине) разошлись по разным углам в соответствии со своими интересами. Комната – шестиугольная.
1. К какому углу вас потянуло бы в первую очередь? С какими людьми вам было бы приятнее всего провести вечер? (Забудьте о стеснении и необходимости поддерживать беседу; с вас достаточно желания хотя бы послушать разговор.)
Укажите соответствующую букву:
2. Прошло пятнадцать минут, и компания из вашего любимого угла уехала на другую вечеринку, в другом конце города. А вы тем временем остались в комнате. К какой группе из оставшихся вы примкнете? В каком углу вы бы хотели провести остаток вечера?
Укажите соответствующую букву:
3. Через пятнадцать минут и эта группа покинула комнату ради другой вечеринки. К какой группе из оставшихся вы готовы присоединиться до конца вечера?
Укажите соответствующую букву:
Три выбранные буквы – это и есть ваш «код»[52].
Запишите его сюда:
А теперь перепишите код на первый «лепесток» («Комфортное окружение», с. 138). Вот и молодцы!
ТАБЛИЦА: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВАМПИРЫ И ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
Почему так важно знать, с какими людьми нам приятно работать – в глобальном смысле? Потому что люди, с которыми мы работаем, могут как высасывать из нас силы, так и быть их источником. Они либо тянут нас вниз, из-за чего страдает наша работоспособность, либо вдохновляют нас, благодаря чему эффективность нашего труда взлетает до небес.
Следующее упражнение поможет вам определить, кто для вас энергетический вампир, а кто – источник энергии. Возможно, следующую таблицу будет лучше для начала распечатать на бумаге формата А4.
Сначала, конечно же, следует заполнить первый столбец, после чего переходить ко второму.
При заполнении третьего могут возникнуть затруднения.
Как именно упорядочить список из второй колонки? Что ж, для того и существует «решетка приоритетов», как бумажная, так и электронная (кстати, заполненный ее вариант, представленный в четвертой главе, относится именно к этому этапу).
РЕШЕТКА ПРИОРИТЕТОВ НА 10 ПУНКТОВ
Упорядочив список с помощью «решетки», вернитесь к таблице (с. 72). Перепишите пять первых пунктов из раздела Г в третий столбец таблицы. В итоге получится упорядоченный список неприятных вам характеристик. Однако необходимо получить список приятных черт.
Для этого возьмите пять отрицательных характеристик из третьего столбца и запишите их антонимы в четвертом. Под «антонимами» необязательно подразумевается «полная противоположность». Если в третьей колонке вы указали: «Наблюдал за каждым моим шагом в течение всего рабочего дня», – то в четвертом столбце необязательно писать: «Совсем меня не контролирует». Возможно, вам нужен «умеренный контроль» или что-то в этом духе. Мыслите шире.
Помните: если вы как следует упорядочите неприятные вам характеристики (в третьем столбце), то «зеркальный» список положительных характеристик (в четвертом) будет состоять из черт, свойственных наиболее приятным вам людям.
И, наконец, перепишите пять характеристик из четвертого столбца на первый «лепесток» («Комфортное окружение», с. 138). Вот мы и подошли к концу (первого «лепестка»).
Теперь обратимся к новой грани ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ.
Второй «лепесток»
Зачем заполнять «лепесток». Чтобы определить, в каких условиях и предметном окружении вы ощущаете себя наиболее комфортно и, соответственно, наиболее работоспособны.
Что необходимо получить. Основываясь на прежнем опыте, избежать дискомфорта на новом рабочем месте.
Как заполнять «лепесток». Описать предметное окружение.
Верно заполненный «лепесток». Здание, в котором много окон, с видом на зеленые насаждения, относительно тихое; приличное время на обед; нестрогие рамки начала/окончания рабочего дня; всяческие магазины поблизости.
Неверно заполненный «лепесток». Понимающий начальник, хорошие коллеги, приятные клиенты и так далее.
Ошибки. Это описание следует переместить на первый «лепесток». Второй же посвящен предметному, а не социальному, окружению. Естественно, поскольку «цветок» у каждого свой, вы можете выходить за установленные рамки и в случае необходимости добавлять дополнительные сведения на те или иные «лепестки». Однако для четкого представления о себе полезно разграничить ответы на такие вопросы, как: «В какой обстановке мне комфортно работать?» и «С какими людьми мне приятно сотрудничать?» / «С какими проблемами и каким посетителям мне было бы приятно помочь?».
Рабочая обстановка может как вдохновлять, так и угнетать. Важно уяснить это до того, как вы решите принять предложение о какой бы то ни было работе. Как показывает опыт, лучше всего начать с воспоминаний о тех условиях труда, которые мешали вам на прежних местах работы, после чего, совсем как при заполнении прошлого «лепестка», подобрать к ним антонимы.
Растения, которые цветут и благоухают на уровне моря, обычно погибают в горах. Так же и мы: в одних условиях работаем лучше всех, а в других – теряем работоспособность. Поэтому спросите себя: «В какой обстановке мне комфортнее всего работать?» – что на самом деле значит: «В каких условиях я буду наиболее работоспособным сотрудником?»
ТАБЛИЦА: БЛАГОПРИЯТНАЯ РАБОЧАЯ ОБСТАНОВКА
Как было упомянуто выше, проще всего нужно заполнить данную таблицу, вспомнив все, что вам не нравилось на каждом из прежних мест работы, после чего – «отразить» список. (При желании можно перед заполнением распечатать таблицу на листе формата А4.) В столбец А можно записывать такие характеристики, как: «слишком шумно», «повсюду камеры», «нет окон», «обязательно приходить к шести утра» и так далее.
Как и в прошлый раз, чтобы заполнить столбец Б, упорядочьте список с помощью «решетки приоритетов» (с. 78).
Однако теперь, сравнивая два пункта, спрашивайте у себя следующее: «Если бы я выбирал между двумя рабочими обстановками, в первой из которых не было бы пункта 1, зато был бы пункт 2, а во второй – наоборот, то что бы я выбрал?»
Упорядочив список, перепишите первые пять пунктов из Раздела Г в Столбец Б расположенной выше таблицы.
Выписав пять самых неприятных условий труда (от худшего к лучшему), перейдите к Столбцу В и запишите частично или полностью противоположные характеристики точно напротив каждого из пунктов в Столбце Б.
Наконец, перепишите пять позиций из Столбца В на второй «лепесток» («Комфортные условия труда», с. 118–119).
Замечательно. А теперь перейдем к новой грани ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ.
РЕШЕТКА ПРИОРИТЕТОВ НА 10 ПУНКТОВ
Третий «лепесток»
Зачем заполнять «лепесток». Чтобы определить, какие базовые навыки вы хотели бы задействовать прежде всего. Под базовыми навыками подразумеваются врожденные навыки или те, к которым вы, по крайней мере, изначально предрасположены, что способствует их освоению в наиболее полной мере.
Что необходимо получить. Список того, что вы умеете и при этом больше всего любите делать.
Как заполнять «лепесток». Использовать глаголы (например, «изучать») или отглагольные существительные (например, «изучение»).
Верно заполненный «лепесток». Согласно этим историям я умею: оптимизировать, влиять, изучать, классифицировать, наставлять, обсуждать. ИЛИ (если использовать отглагольные существительные), согласно этим историям мне хорошо удается оптимизация, влияние, изучение, классификация, наставление, обсуждение.
Неверно заполненный «лепесток». Податливый, обаятельный, надежный, догадливый, осмотрительный, активный, упорный, разносторонний.
Ошибки. Все перечисленное – черты характера, или навыки самоконтроля. Другими словами, они лишь описывают манеру использования ваших лучших, предпочтительных для вас универсальных навыков. Эти характеристики важны, однако они не относятся к универсальным навыкам.
Кстати, последние десять лет то тут, то там упоминается такая категория, как «гибкие навыки». На самом деле данный термин – всего лишь иное название совокупности навыков работы с людьми (и/или самоконтроля), поскольку в качестве примера гибких навыков обычно приводят такие качества, как: «соблюдающий профессиональную этику», «дружелюбный», «готовый к сотрудничеству», «уступчивый», «стрессоустойчивый» и «восприимчивый к критике».
КРАТКИЙ КУРС: НАВЫКИ, ТАЛАНТЫ, УМЕНИЯ
«Навыки» – слово, которое в мире труда чаще всего понимают неверно. Все начинается еще с поиска подработки в старшей школе: «У меня нет никаких навыков», – говорят кандидаты. Неправда!
Студенты вузов поют ту же песню: «Я проучился в вузе четыре года. Мне некогда было приобретать навыки». Неправда!
И даже в зрелом возрасте, особенно при смене профессии, человек заявляет: «Мне необходимо опять поступить в вуз и получить новое образование, ведь иначе мне не хватит навыков для освоения новой профессии». Или: «Допустим, я заявлю, что владею некими навыками. Но тогда мне с самого начала предъявят высокие требования». Неправда!
Путаница со словом «навыки» происходит из-за того, что многие понимают его в корне неверно. Причем не только среди кандидатов, но и среди работодателей, сотрудников отделов кадров и других так называемых специалистов по трудоустройству.
Усвоив истинное значение этого слова, вы будете на шаг впереди других кандидатов. Подобное особенно важно при желании сменить работу: это позволит сэкономить ценное время, которое в ином случае вы потратили бы на распространенную среди взрослых глупость: «Мне не помешало бы вернуться в школу и доучиться».
Я говорил это раньше и сейчас повторю: быть может, вас и нужно чему-то доучить, вот только в большинстве случаев работу можно поменять безо всякой переподготовки. Все зависит от положения дел. И вы не сможете заявлять о наличии или отсутствии у вас необходимых навыков до тех пор, пока не заполните все «лепестки».
А теперь – с самого начала. Просто. Четко. Ясно. Что такое навыки? Согласно Сидни Файн, «отцу» словаря «Dictionary of Occupational Titles», существует три вида навыков – или умений, или талантов, называйте их как хотите.
Третий «лепесток» посвящен первому виду навыков (универсальные навыки) и третьему (навыки самоконтроля).
Второй вид навыков (специальные навыки) подождет до пятого «лепестка». Что ж, давайте начнем с базовых, или универсальных, навыков.
Сегодня модно разделять базовые навыки на:
• «активные» или «навыки коммуникации/общения»;
• «гибкие навыки»;
• «технические навыки»;
• «исследовательские и аналитические навыки»;
• «навыки управления, надзора и руководства»;
• «навыки делопроизводства и администрирования»;
• «навыки по решению задач и разработке»;
• «финансовые навыки» и так далее.
Возможно, эта классификация будет вам полезна. Если да, то пользуйтесь ею. Однако мне удобнее делить универсальные навыки на три простые категории:
1) навыки работы с информацией, данными и так далее;
2) навыки работы с людьми;
3) навыки работы с предметами.
Специалист Сидни Файн предлагает разбить эти категории следующим образом:
Список уже устарел, однако вот основные моменты, которые автор попытался отразить перевернутыми треугольниками (и которые будут актуальны всегда):
Ваши универсальные (базовые) навыки – это мельчайшие частицы (атомы) подходящей вам должности или профессии.
Заявляя о своих навыках, никогда не занижайте планку; основываясь на прошлом опыте, ориентируйтесь на максимум своих возможностей.
На схеме видно, что в каждой категории есть простые навыки, над которыми располагаются более сложные. Именно поэтому их можно изобразить в виде перевернутой пирамиды, в нижней части которой будут находиться простые навыки, а над ними – более сложные. Такой формат подходит для всех видов навыков: и работы с данными, и работы с людьми, и работы с предметами.
Кстати, как правило – из которого есть исключения, – каждый навык уровнем выше требует овладения навыками, расположенными ниже. Так что, если вы обладаете навыком повыше, можете уверенно заявлять, что обладаете и навыками, расположенными ниже. Однако в первую очередь необходимо подчеркивать наличие у вас тех навыков, которые расположены выше других в каждой из пирамид.
1. Чем выше ваш универсальный навык, тем свободнее ваша трудовая деятельность
Стрелки указывают на то, что более простые навыки могут входить (и обычно входят) в список предписаний самого работодателя.
Так что если вы заявите, что обладаете только простыми навыками, вам придется «подстраиваться» под остальных – следуя указаниям начальства и в точности выполняя все требования.
Чем выше располагаются доступные вам навыки, тем свободнее вы будете в своих действиях. Может дойти до того, что уже все вокруг будут подстраиваться под вас.
2. Чем выше ваши универсальные навыки, тем меньше у вас будет конкурентов, поскольку сотрудников с подобными навыками редко ищут привычными всем способами.
Классические объявления, резюме и агентства по трудоустройству – не для вас. Я не шучу: если вы действительно уверены, что обладаете навыками, расположенными в верхней части пирамиды, то вам следует придерживаться пошаговых указаний, представленных в следующей главе.
Суть «парашютного подхода» к поиску работы заключается в том, что, едва определив, какие универсальные навыки и специальные знания вы хотели бы задействовать, вы можете обратиться к интересующей вас организации и выяснить, есть ли у них для вас место.
Естественно, если посещать работодателей самостоятельно – в частности, тех, которые не размещают объявлений о вакансиях, у вас будет намного меньше конкурентов.
По правде говоря, если вы придете к работодателю и покажетесь ему достаточно симпатичным, он, возможно, даже введет новую должность специально для вас. В таком случае у вас вообще не будет конкурентов, поскольку вы будете единственным кандидатом на новую должность. И хотя подобное происходит не всегда, меня поражает то, насколько часто это на самом деле происходит.
Все потому, что многие работодатели задумываются о введении новой должности еще до встречи со столь необычным кандидатом – но у них никак не доходят до этого руки. А тут появляетесь вы.
И восхищаете работодателя настолько, что он желает удержать вас любой ценой, ведь хорошие сотрудники встречаются настолько же редко, насколько и хорошие работодатели. И вдруг его озаряет: он ведь уже несколько недель или даже месяцев думает ввести новую должность. Как итог, работодатель возвращает эту идею к жизни и вводит новую должность, которую немедленно предлагает вам! А если введенная должность не только нужна организации, но и нравится лично вам, то вы получаете работу своей мечты.
И все довольны. И всем хорошо.
Такой расклад прекрасен даже в национальных масштабах. Ведь чем больше людей активно заинтересованы в том, чтобы найти работу, тем больше появляется рабочих мест – что с каждом новым годом двадцать первого века все больше походит на добрый обычай.
Ведь так здорово помочь не только себе, но и своей стране!
3. Не путайте универсальные навыки с чертами характера.
Базовые/универсальные навыки часто путают с чертами характера, темпераментами или типами личности. Мы часто полагаем, что универсальные навыки – это:
• живость,
• скрупулезность,
• дружелюбие,
• целеустремленность,
• стрессоустойчивость,
• чуткость,
• проницательность,
• упрямство,
• энергичность,
• надежность и так далее.
Однако все перечисленное – это не базовые/универсальные навыки, а черты характера, или навыки самоконтроля, или манера использования универсальных навыков.
Допустим, одна из ваших черт – это «внимание к деталям». И предположим, что один из ваших универсальных навыков – это «умение проводить исследования». В таком случае «внимание к деталям» описывает, как именно вы проводите исследования.
Я расскажу об этом подробнее чуть позже.
ТАБЛИЦА НАВЫКОВ: СЕМЬ СЧАСТЛИВЫХ ИСТОРИЙ
Теперь, когда вы знаете, что на самом деле называется универсальными навыками, вас ожидает новая задача – выявить свои универсальные навыки. Если вам повезло их знать, то поздравляю. Составьте упорядоченный список и перенесите его на свой «цветок» (с. 138).
Однако если вы не знаете, какими навыками обладаете (а 95 % сотрудников этого не знают), то вам понадобится помощь. К счастью, существует упражнение, которое поможет определиться.
Оно состоит из нескольких этапов.
1. Опишите случай из жизни (первый из семи)
Да, знаю, знаю. Вы не можете выполнить это упражнение, потому что не любите писать. Ведь для этого нужен талант. Я слышал это оправдание тысячи раз в течение многих лет. И все эти годы я ему верил – пока в нашей жизни не обосновалась «электронная переписка».
Давайте начистоту: мы, люди, – создания «пишущие». Едва речь заходит о чем-то захватывающем или касающемся лично нас (например, о нашей жизни), в нас немедленно просыпается гений писательства – дайте только ручку или клавиатуру.
Поэтому, если вам так легче, относитесь к семи историям о себе, которые необходимо написать в рамках упражнения, как к вашему личному офлайн-блогу. Главное – начните писать. Умоляю.
Если вам сложно вспомнить целых семь случаев из жизни, то вот как другие люди выбирали, о чем писать:[53]
Оказывается, я выбрал случай, который:
в какой-то мере необычен и выбивается из привычного ритма моей жизни;
связан с тем, как я проявил свои умения на людях;
произошел в сфере (досуга, обучения и так далее), далекой от моей трудовой деятельности;
вспомнился мне благодаря яркому финалу;
связан с тем, как я справился со сложной задачей / является поводом для гордости, поскольку я совершил то:
• чего не мог совершить прежде;
• чего не смогли совершить мои друзья;
• чего от меня не ожидали;
• на что, как я думал, способен (а) лишь отец (мать);
• на что бывают способны лишь квалифицированные/опытные специалисты;
• чего я, по словам окружающих, сделать не мог;
• чего не сделали / не могли сделать мои сверстники;
• чего не сумел сделать лучший/талантливый/знаменитый представитель профессии;
• для чего у меня не было соответствующей степени/образования;
• что обычно делают люди противоположного пола;
связан с тем, что мне хотелось бы повторить:
• в похожих/иных условиях;
• с теми же / с другими людьми;
• на этот раз бесплатно / на этот раз за деньги;
вызвал у меня бурю эмоций, потому что:
• я впервые совершил подобное;
• я совершил то, что было запрещено;
• я рисковал здоровьем;
• я рисковал финансами;
• никто прежде такого не делал;
• это потребовало от меня кучу времени и (физических/умственных) усилий;
• я отстоял свои права;
связан с приятным опытом, потому что:
• мне нравится заниматься подобным;
• я испытал его с чрезвычайно приятными мне людьми;
• это ничего мне не стоило;
с его помощью можно подкрепить/обосновать мои профессиональные стремления.
Не забудьте про навыки, не связанные с вашей трудовой деятельностью, например те, которые вы используете или развиваете, играя в видеоигры (стратегическое планирование, ориентация в переменчивой среде, активное слушание, общение, работа в команде и так далее). Они полезны не только в различных профессиях и сферах деятельности.
Даже сами по себе навыки, приобретенные во время игры, способны помочь вам получить стипендию для обучения в вузе – по крайней мере, в Университете Роберта Морриса в штате Иллинойс.
Если вы никак не можете вспомнить ни одного случая, когда были по-настоящему счастливы и сумели чего-то достичь, попробуйте поступить следующим образом.
Опишите семь наиболее приятных должностей, которые вы занимали; или семь ролей, которые вы уже успели примерить на себя. Например: жена, мать, повар, домохозяйка, волонтер, гражданин, швея, учащийся и так далее. Расскажите, чем вы занимались в каждой из ролей, чего достигли.
И на следующем этапе начинайте, собственно, писать. Вот пример случая из жизни одного человека:
Несколько лет назад мне захотелось летом отвезти жену и детей в путешествие. Я был очень ограничен в деньгах и не смог бы разместить семью в мотеле. Мне пришло в голову превратить наш микроавтобус в жилой фургон.
Первым делом я отправился в библиотеку и взял несколько книг о фургонах. Прочел их. Далее составил план, чтобы правильно обустроить микроавтобус как изнутри, так и снаружи. Затем отправился в магазин и приобрел необходимые стройматериалы.
По выходным я в течение шести недель выстроил: сначала, на подъездной дорожке, каркас для «второго этажа» жилого фургона. Затем в этом каркасе вырубил двери, окна и разместил внутри комод с шестью ящиками.
Поднял второй этаж на крышу фургона и зафиксировал его, загнав доски (два на четыре) под раму на крыше фургона. Затем оснастил салон фургона – а точнее, его багажное отделение, где разместил стол и скамью, которые смастерил сам.
В итоге получился полноценный жилой фургон, который как раз подоспел к началу нашего путешествия; а когда мы возвратились домой, я его разобрал.
Мы путешествовали в нем четыре недели и при этом вписались в рамки бюджета, поскольку нам не приходилось останавливаться в мотелях. По моим подсчетам, благодаря своей сноровке я сэкономил 1900 долларов.
Совсем как в представленной истории, в вашей должны присутствовать следующие моменты:
1) Цель: чего вы желали достичь: «Несколько лет назад мне захотелось летом отвезти жену и детей в путешествие».
2) Какое-то препятствие, барьер или ограничение, с которым вы столкнулись (надуманное или реальное): «Я был очень ограничен в деньгах и не смог бы разместить семью в мотеле».
3) Описание своих действий, шаг за шагом (как вы, в конце концов, достигли вышеупомянутой цели, невзирая на указанные препятствия или ограничения): «Мне пришло в голову превратить наш микроавтобус в жилой фургон. Первым делом я отправился в библиотеку и взял несколько книг о фургонах. Прочел их. Далее, составил план, чтобы правильно обустроить микроавтобус как изнутри, так и снаружи. Затем я отправился в магазин и приобрел необходимые стройматериалы. По выходным я в течение шести недель выстроил…» – и так далее и тому подобное.
4) Описание последствий или результатов: «Мы путешествовали в нем четыре недели и при этом вписались в рамки бюджета, поскольку нам не приходилось останавливаться в мотелях».
5) Любая измеримая/количественная выгода, которая приходит в голову: «По моим подсчетам, благодаря своей сноровке я сэкономил 1900 долларов».
Теперь, пользуясь предложенным примером, напишите свою историю.
Не описывайте случаи, связанные с крупными достижениями, в духе: «как я десять лет шел к ученой степени». Для начала напишите хотя бы краткую историю о том, как с вами что-то произошло или как вы что-то сделали – и получили удовольствие!
Но в то же время не будьте слишком кратки. У нас тут не Twitter.
2. Изучите первую историю с помощью «решетки навыков» и выявите свои универсальные навыки
На следующей странице над цифрой 1 напишите краткий заголовок вашей первой истории. Затем заполните первый столбец, на каждой строчке спрашивая себя: «Я использовал этот навык в описанном мной случае?»
Если ответ положительный, закрасьте соответствующую ячейку (допустим, красной или любой другой ручкой).
Прогоните первую историю через всю «парашютную решетку навыков».
3. Напишите еще шесть историй и проанализируйте их, чтобы выявить свои универсальные навыки
Вуаля!
Вы закончили с первой историей. Вот только «одна ласточка не делает весны», поэтому те навыки, что вы использовали в одном случае, не дадут вам точных результатов. Необходимо написать еще несколько историй – в идеале их должно быть семь или хотя бы пять, – поскольку вы ищете закономерности, то есть те универсальные навыки, которые фигурируют в одной истории за другой.
Они появляются снова и снова, потому что вы любите их использовать (если вы описываете случаи, когда испытывали искреннюю радость). Итак, опишите еще один случай из вашей жизни, прогоните его через решетку навыков – после чего повторите процесс. И не останавливайтесь до тех пор, покуда не напишете и не изучите все семь историй.
На это упражнение хватит и двух выходных! За это время вы сможете как следует изучить свое прошлое и понять, какую работу вы хотели бы получить в будущем. (Естественно, при желании вы можете растянуть упражнение на несколько недель, посвящая ему час-два в неделю. Только вам решать, насколько быстро вы закончите это упражнение.)
4. Закономерности и предпочтения
Итак, завершив эту часть упражнения и изучив семь ваших достижений/успехов/должностей/ролей (или что вы там описывали), вы наверняка желаете взглянуть на заполненную решетку навыков и выявить некие ЗАКОНОМЕРНОСТИ или ПРЕДПОЧТЕНИЯ.
Закономерности – потому что вам важны не те навыки, которые вы использовали раз в жизни, а те, которые вы используете раз за разом. «Однажды» не считается; «вновь и вновь» – уже весьма убедительно.
Предпочтения (то есть навыки, которые для вас важнее всего) – потому что, как мы заключили ранее, найденная работа может и не позволить вам раскрыться во всей красе. Необходимо знать, что вы желаете задействовать в трудовой деятельности, а что – нет. Для этого необходимо определить, какие навыки или группы навыков для вас важнее всего.
Поэтому, изучив семь историй (или, если вам некогда, пять), взгляните на «решетку навыков» и попробуйте прикинуть, какие десять навыков могут нравиться вам больше всего. Выбирайте лучшие варианты из тех, что вы прикинете, и самые интересные вам навыки: не те, которые, как вам кажется, нужны рынку, а те, которые вам больше всего нравится задействовать.
Составьте список из десяти пунктов и строго упорядочьте его по степени важности. Список того, что вы прикинули, можно ранжировать с помощью «решетки приоритетов» (с. 97) и, закончив Раздел Г, перенести готовый список из десяти пунктов на расположенную ниже схему, а также – на третий «лепесток» («Предпочтительные универсальные навыки», с. 138–139).
Зачем размещать универсальные навыки на пирамиде.
Предположим, самые важные для меня навыки – это:
• анализировать;
• обучать;
• исследовать;
• писать;
• диагностировать;
• синтезировать;
• развлекать;
• классифицировать;
• делиться теплом;
• главенствовать;
• вдохновлять.
Возможно, я бы предпочел образовать от этих глаголов существительные:
• анализ;
• обучение;
• исследование;
• писательство;
• диагностика;
• синтез;
• развлечение;
• классификация;
• утешение;
• главенство;
• вдохновение.
Если я расположу эти пункты на кубиках по степени важности, то по верхушке можно будет определить, какая профессия или должность мне ближе всего.
Если я размещу на вершине «анализ», то по душе мне будет профессия аналитика.
Но если я заменю «анализ» на «обучение», то, возможно, мне следует быть учителем.
И точно так же можно поступить как с «исследованием», так и с «писательством», «диагностикой» и так далее. Я могу выбрать несколько целей.
РЕШЕТКА ПРИОРИТЕТОВ НА 10 ПУНКТОВ
5. Теперь давайте обратимся к навыкам самоконтроля, или чертам характера
САМЫЕ ЯРКИЕ ЧЕРТЫ МОЕГО ХАРАКТЕРА
Я очень…
Теперь давайте подробнее изучим вопрос.
Как правило, навыки самоконтроля описывают:
• То, как вы относитесь ко времени и скорости.
• То, как вы относитесь к людям и эмоциям.
• То, как вы относитесь к власти и указаниям.
• То, как вы относитесь к надзору и указаниям.
• Боретесь ли вы с эмоциональными вспышками – или, наоборот, постоянно следите за собой.
• Делаете ли вы первый шаг – или, наоборот, следуете за другими.
• То, как вы реагируете на сложное положение дел или переломные моменты.
Если вы желаете изучить свой характер или свои навыки самоконтроля, вам поможет тест по типологии Майерс – Бриггс.
Вот буквально несколько онлайн-подсказок по поводу черт характера, или «типов личности»:
Working Out Your Myers-Briggs Type
www.teamtechnology.co.uk/tt/t-articl/mb-simpl.htm[54]
Статья для ознакомления с типологией Майерс – Бриггс.
The 16 Personality Types
www.personalitypage.com/high-level.html
Полезный сайт о типологии Майерс.
What Is Your Myers-Briggs Personality Type?
www.personalitypathways.com/type_inventory.html
www.personalitypathways.com
Еще одна статья о типах личности; кроме того, там можно найти страницу с приложениями, основанными на типологии Майерс – Бриггс, и ссылки на ресурсы с самим тестом.
Домашняя страница компании «Myers-Briggs Foundation»
www.myersbriggs.org
Официальный сайт, множество ресурсов для тестирования.
Human Metrics Test (Jung Typology)
www.humanmetrics.com/cgi-win/JTypes2.asp
Бесплатный тест, частично основанный на типологии Майерс – Бриггс.
Myers-Briggs Type Indicator Online
www.discoveryourpersonality.com/MBTI.html
На данном сайте находится официальный тест по типологии Майерс – Бриггс.
The Keirsey Temperament Sorter
http://keirsey.com
Бесплатный тест, похожий на тест по типологии Майерс – Бриггс.
Вы можете добавлять навыки самоконтроля к универсальным навыкам и таким образом варьировать описание своих умений.
Давайте возьмем в качестве примера навык организации. Вы гордо заявляете: «Мне хорошо удается организация». Неплохая попытка описать свои умения, но, к сожалению, не слишком успешная.
Организация ЧЕГО? Людей на вечеринке? Болтов и гаек в мастерской? Или информации на компьютере? А ведь это три совершенно разных навыка. Одно лишь слово «организация» не скажет, какой из трех видов навыков относится именно к вам.
Так что, прошу, взгляните на самые важные для вас универсальные навыки и спросите себя: можно ли украсить их каким-либо дополнением. О данных/сведениях, людях или предметах. Плюс о навыках самоконтроля, или чертах характера, или манере работы (в виде наречия или прилагательного).
Почему так важно упоминать черты характера? Что ж, «я умею скрупулезно и логично организовывать данные» и «я умею организовывать данные мгновенно, по наитию» – два совершенно разных навыка. Разница между ними прослеживается не в глаголе и не в существительном, а в сочетании с наречием или прилагательным. Так что расширяйте определение десяти самых важных для вас навыков, выбранных в соответствии с моими указаниями.
Когда вы окажетесь один на один с человеком-способным-нанять-вас, необходимо будет объяснить, что отличает вас от девятнадцати других кандидатов, которые, по сути, способны на то же, что и вы. И часто жизнь кандидату спасает упоминание навыка самоконтроля, черты характера – прилагательного или наречия.
А теперь пришло время переключиться на четвертую грань ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ.
Четвертый «лепесток»
Зачем заполнять «лепесток». Чтобы узнать, какими нравственными ориентирами или духовными ценностями вы желаете руководствоваться в своей жизни. По-настоящему побеждает тот, кто посвящает свою жизнь великой цели или призванию.
Что необходимо получить. Определение своей жизненной цели и своего призвания. Это способно помочь вам выбрать ту организацию или компанию, цели которой совпадают с вашими устремлениями.
Как заполнять «лепесток». Подробно описать ту сферу жизни, которую вы желали бы улучшить.
Верно заполненный «лепесток». Цель моей жизни – спасать души людей. Я хочу вселять в семьи веру, сострадание, прощение, поскольку я выжил в этом мире.
Неверно заполненный «лепесток». Чтобы в мире было больше справедливости.
Ошибки. Цель хороша, но она слишком размыта. Нельзя понять, какой именно справедливости вы ищете.
Важен не только тот год, в течение которого вы собираетесь искать работу, но и возможный исход всей вашей жизни. Какой отпечаток вы желаете оставить на нашей планете после того, как ваш путь окончится? Определитесь с этим, и вы найдете жизненную цель и призвание.
Знаменитая цитата Джона Холланда звучит следующим образом: «Глядя на темную дорогу, нужно устремлять свой взгляд дальше, чем простирается свет уличного фонаря».
Под дорогой подразумевается жизненный путь.
СХЕМА: ДЕВЯТЬ СФЕР РЕАЛИЗАЦИИ
Как правило, реализовать себя можно в одной из девяти сфер – в зависимости от вашей природы. Взгляните на схему (с. 104) и спросите себя: какая сфера больше всего подходит вам? Пришло время как следует призадуматься (ай!). Итак, изучайте схему неторопливо. Не жалейте времени на то, чтобы все как следует обдумать и взвесить.
А теперь давайте внимательнее изучим схему. Воспринимайте перечисленные сферы как окружения или арены, на которых вам хотелось бы сыграть.
1. Сфера ощущений. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы после вас на Земле стало больше красоты? Если да, то какая именно красота приводит вас в восторг? Это искусство, музыка, цветы, фотографии, картины, представления, продукты, ремесла, одежда, украшения или что-то другое? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
2. Сфера здоровья. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы после вас на Земле стало больше здоровых, спортивных, активных и крепких людей; чтобы было больше перевязанных ран; чтобы голодающих чаще кормили, а бедным – чаще давали кров? Какая проблема из перечисленных интересует вас в первую очередь? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
3. Сфера имущества. Спросите себя: вас чаще всего волнует нередко мнимая привязанность к материальному имуществу? Хотите ли вы, чтобы после вас люди на Земле лучше распоряжались своим имуществом – на индивидуальном, групповом, национальном, глобальном уровне? Хотите ли вы, чтобы значение слова «достаточно» упростилось и его качество (а не количество) обрело большую значимость, нежели слова «больше, больше»? И если да, то какие области человеческой жизни интересуют вас в первую очередь? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
4. Сфера воли, или сознания. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы после вас на Земле было больше нравственности, справедливости, правды и честности? Какие сферы человеческой жизни или этапы истории интересуют вас в первую очередь? Какой населенный пункт? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
5. Сфера добра. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы после вас на Земле было больше любви и сострадания? Кому должны предназначаться эти чувства? Или чему? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
6. Сфера развлечений. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы благодаря вам у людей на Земле осталось меньше забот; чтобы у них было больше надежды на светлое будущее и им чаще помогали на время забыть о своих тревогах; хотите ли вы, чтобы благодаря вам люди на Земле чаще смеялись и радовались? Если да, то какие развлечения вы могли бы предложить этому миру? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
7. Сфера природы. Спросите себя: вы чаще всего переживаете за нашу планету? Хотите ли вы, чтобы благодаря вам Землю лучше оберегали, чтобы тщательно изучали мир и вселенную – изучали, не использовали; чтобы чаще решали проблемы, связанные с природой и ее ресурсами? Если да, то какие трудности и сложности в первую очередь вас тревожат? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
8. Сфера одухотворенности. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы благодаря вам мир стал более одухотворенным, чтобы в нем было больше веры, сострадания, прощения, любви к Богу и всем людям на Земле? Если да, то каких возрастных категорий, народов или сфер человеческой жизни это должно касаться в первую очередь? Если вы узнаете себя, то ваше предназначение кроется в сфере одухотворенности, или (если для вас предпочтительнее другой вариант) в Царстве Божием. Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
9. Сфера разума. Спросите себя: хотите ли вы, чтобы благодаря вам на Земле стало больше знаний, истины, ясности? Что волнует вас в первую очередь: знания, истина или ясность? Если в этом и заключается ваша жизненная цель, опишите ее одним абзацем.
Подводя итоги, хочу напомнить вам: все перечисленные цели и призвания ценны, важны и даже необходимы нашему миру. Вопрос в том, что из этого привлекает вас сильнее всего. На что из этого вы с удовольствием потратили бы свой ум, силы, навыки и таланты; чему больше всего рады были бы служить в течение жизни?[55]
МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ В МИРЕ СТАЛО БОЛЬШЕ… (НА ВАШ ВЫБОР)
Вы можете выбрать более одного варианта.
Напишите эссе на одну страницу.
Перенесите его краткое содержание на четвертый «лепесток»
(«Жизненная цель, стремление или призвание», с. 138–139).
Определившись со своим призванием, перенесите краткое его содержание на четвертый «лепесток» («Жизненная цель, стремление или призвание», с. 138–139).
ЭССЕ: ВАША ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Заполняя этот «лепесток», вы можете столкнуться с двумя трудностями.
Во-первых: даже изо всех сил напрягая свой разум, вы можете так и не выбрать жизненной цели. В этом нет ничего плохого. Если вы желаете получить ответ на вопрос, просто забросьте мысль об этом в уголок сознания. Вас обязательно ждет озарение – завтра, на следующей неделе, в следующем месяце или через год. Проявите терпение.
Во-вторых: вам в принципе не интересна эта тема. Ладно. Тогда вместо того, чтобы описывать свое жизненное стремление или призвание, составьте одно предложение, в котором заключалось бы ваше личное представление о жизни: для чего мы существуем, для чего рождены вы и так далее. Ответ на вопрос о своем предназначении часто называют «жизненной философией».
Описывая свою жизненную философию, не стоит превышать лимит в две страницы (с одинарным интервалом), можно написать даже меньше текста.
Эссе должно включать в себя те из перечисленных ниже компонентов, которые вы считаете наиболее важными; выбирайте их по собственному усмотрению. Вам необязательно упоминать все элементы. В большинстве случаев достаточно пары-тройки предложений на каждый выбранный компонент.
Выбор: какова его природа и в чем его важность.
Высший разум: ваше понимание его сути и представления о том, что позволяет вселенной существовать.
Герои и героини: кто ваши герои и героини и почему.
Действительность: в чем, по вашему мнению, заключается ее природа и каковы ее составляющие.
Духовность: насколько она важна для человека, как нам следует воспринимать ее.
Истина: ваши мысли о ней; самые важные, по вашему мнению, истины.
Красота: какая красота вас трогает, для чего в нашем мире существует красота.
Любовь: что вы думаете о ее природе и важности, а также о близких ей понятиях: сострадании, прощении, милосердии.
Нравственные вопросы: какие из них, по вашему мнению, требуют наиболее пристального внимания, немедленных действий, помощи в решении.
Общность: что вы понимаете под принадлежностью людей друг другу; что думаете по поводу взаимной ответственности людей.
Парадоксы: как вы относитесь к тому, что они существуют в нашей жизни.
Поведение: как, по вашему мнению, должны вести себя люди.
Предусмотрительность: что делать с тем, что даровано нам Господом.
Самосознание: ограничивается ли существование физическим обликом, что означает вера в себя.
Свобода воли: является ли наша судьба «предопределенной», или мы сами выбираем ее.
Своеобразие: что, по вашему мнению, делает каждого из нас непохожим на других.
Смерть: что вы думаете о ней и что, по вашему мнению, происходит после нее.
Смятение: как с ним жить и бороться.
События: что, по вашему мнению, приводит к тем или иным происшествиям, как можно объяснить их причины.
Сострадание: в чем, по вашему мнению, его важность и польза.
Счастье: в чем заключается истинное человеческое счастье.
Торжество: как лично вы предпочитаете веселиться или праздновать.
Убеждения: каковы ваши самые стойкие убеждения.
Цель: зачем мы существуем, в чем смысл жизни.
Ценности: ваши мысли о человечестве и о мире, упорядоченные по степени значимости (лично для вас).
Человечество: в чем, по вашему мнению, заключается человеческая суть и смысл нашего существования.
Закончив эссе, перенесите его краткое содержание на четвертый «лепесток» («Жизненная цель, стремление или призвание», с. 138–139).
А теперь перейдем к новой грани ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ.
Пятый «лепесток»
Зачем заполнять «лепесток». Чтобы кратко описать все накопленные вами знания. Что необходимо выявить (обязательно): темы, в которых вы уже разбираетесь благодаря прошлому опыту и которые любите обсуждать. Что можно выявить (дополнительно): темы, которые вы могли бы изучить в будущем.
Что необходимо получить. Намек на то, в какой области вам будет приятнее всего работать.
Как заполнять лепесток. В основном список состоит из существительных, однако ниже будут и исключения.
Верно заполненный «лепесток». Графический дизайн, анализ данных, математика, ремонт машин, видеоигры, кулинария, музыка, принципы машиностроения, управление организацией, китайский язык и так далее.
Неверно заполненный «лепесток». Расторопный, дотошный, анализировать, настойчивый, общаться.
Ошибки. Знания – всегда существительные. Слова в неверном примере – нет. Если вдруг любопытно, то вот точный состав:
• черта характера (прилагательное);
• черта характера (прилагательное);
• универсальный навык (глагол);
• черта характера (прилагательное);
• универсальный навык (глагол).
В итоге получилась куча мала! Все указанные характеристики важны, однако этот «лепесток» должен быть посвящен только знаниям.
Как я упоминал в указаниях к третьему «лепестку», мы привыкли называть навыками три категории характеристик:
1) знания, с которыми мы и будем работать на данном этапе;
2) базовые навыки, также известные как универсальные навыки;
3) черты характера, или навыки самоконтроля.
И, как мы уже усвоили, основной принцип данного упражнения в том, что;
• знания – это существительные;
• универсальные навыки – глаголы или отглагольные существительные;
• черты характера – прилагательные или наречия.
Если эти знания все упростили, то здорово; если нет, выбросьте их из головы!
Всеобъемлющее и основополагающее правило данной книги заключается в том, что если вам помогают обобщения, или метафоры, или примеры, то используйте их.
Но если они только сильнее все запутывают, не обращайте на них внимания!
Заполнив пятый «лепесток», вы получите список предпочтительных знаний/интересов, упорядоченных по степени важности лично для вас (с. 138–139).
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ: ДЕСЯТЬ БЫСТРЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛИТЬ БЛИЗКИЕ ВАМ ЗНАНИЯ, ТЕМЫ, ИНТЕРЕСЫ ИЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (КАК БЫ ВЫ ИХ НИ НАЗЫВАЛИ)
Возьмите чистый лист бумаги и запишите ответы на любой (или на все) из десяти вопросов:
1. На какие увлечения или интересы вы с радостью можете потратить кучу времени? (На компьютеры? Садоводство? Испанский язык? Изучение закона? Физику? Походы в универмаги? Больницы? И так далее и тому подобное.) Начните составлять список.
2. О чем вы любите разговаривать? Спросите себя: если бы вы оказались на необитаемом острове с человеком, который способен обсудить с вами лишь несколько тем, какие темы вы бы ему выделили?
3. Если бы вы пришли на вечеринку и начали беседовать с кем-то, кто заинтересован одновременно в двух близких вам темах, то в сторону какой темы вы бы охотнее повернули разговор? Что обсудили бы в первую очередь?
4. Если бы вы могли целый день говорить о чем-либо со специалистом мирового уровня из любой области, то какую область вы бы выбрали? Включайте в список любые мысли, которые возникают у вас при ознакомлении с вопросами.
5. Какие журнальные статьи вы любите читать? Точнее, на какие темы? В вас просыпается искреннее любопытство, когда вы видите в журнале статью на… какую тему? Добавляйте в список любые мысли, что придут в голову.
6. Какие газетные статьи вы любите читать? В вас просыпается искреннее любопытство, когда вы видите в газете статью на… какую тему? Добавляйте в свой список любые мысли, которые приходят в голову.
7. Если вы ищете товары в книжном магазине, к какой секции вас тянет сильнее всего? Книги на какую тему вы находите наиболее интересными? Добавляйте в свой список любые мысли, которые приходят в голову.
8. Какие интернет-сайты привлекают вас сильнее всего? Каким темам они посвящены? Какие из них по-настоящему завораживают вас? Добавляйте в свой список любые мысли, которые приходят в голову.
9. Если вы смотрите телевикторину, какие темы интересуют вас больше всего? Если вы смотрите образовательную передачу, какие темы не позволяют вам переключить канал? Добавьте свои мысли в список.
10. Просматривая каталог курсов, которые вы могли бы посетить в своем городе (или объявления в интернете), на чем вы заостряете внимание? Добавляйте в свой список любые мысли, которые приходят в голову.
11. Если бы вы могли написать книгу, но не автобиографию или биографию другого человека, то какую тему вы выбрали бы? Добавьте ответ в список.
12. С большинством из нас случалось такое, что мы увлекались чем-то и теряли счет времени. (И, например, кому-то приходилось напоминать нам о том, что пришло время ужина, и так далее.) Если с вами такое бывало, то какое задание вы выполняли, какую тему изучали? Что именно поглотило ваше внимание настолько, что вы забыли о часах? Добавьте ответ в свой список[56].
ТАБЛИЦА ОСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ: РЫБОЛОВНАЯ СЕТЬ
Возможно, следующую таблицу будет лучше распечатать на бумаге формата А4, чтобы в каждой из четырех ячеек было больше пространства.
Эта таблица похожа на коммерческую рыболовную сеть, которую забрасывают в море, чтобы поймать как можно больше рыбы, а уже потом выбирать из улова лучшие образцы. Так что для начала следует поймать как можно больше.
Каким образом заполнять таблицу? Что ж, решайте сами. Вы можете заполнить всю таблицу сразу. Можете носить ее с собой и записывать все, что придет в голову, в течение следующих двух-трех недель: любые блестящие мысли, догадки, давние мечты, подсказки чутья.
Этот «лепесток» важен – крайне важен, – поскольку именно он покажет вам, в какой (их) профессии (ях) вы действительно хотите работать. Так что на него стоит потратить время.
Вот несколько подсказок, которые помогут вам заполнить первые три ячейки.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧТО Я УСВОИЛ БЛАГОДАРЯ ТРУДОВОМУ ОПЫТУ
Если вам уже приходилось где-то работать, то вы наверняка освоили множество знаний, которые теперь воспринимаете как должное. «Естественно, я знаю это!»
Однако подобные знания могут быть важны как в связке, так и сами по себе; кроме того, они способны стать ценной подсказкой на будущее. Так что не бойтесь записывать все подробно.
Например, вы можете записать следующие знания:
• бухгалтерский учет;
• работа с заявлениями;
• сбор просроченных кредитных выплат;
• набор сотрудников;
• международный бизнес;
• менеджмент;
• маркетинг;
• сфера продаж;
• мерчендайзинг;
• упаковка;
• разработка политики;
• решение задач;
• устранение неисправностей;
• публичные выступления;
• вербовка, организация конференций;
• системный анализ;
• зарубежная культура;
• иностранные языки;
• заключение государственных контрактов и так далее.
Вспомните все места, в которых вы работали, и запишите, что освоили на каждой из должностей. Например:
«Работал на складе: научился пользоваться электропогрузчиком и подъемным краном, делать описи, работать со средствами программного обеспечения для автоматизации логистических решений, с системами управления складом, усвоил принципы командной работы и надзора за сотрудниками».
Или:
«Работал в ресторане фастфуда: умею готовить и подавать еду, обслуживать клиентов, высчитывать сдачу, откликаться на жалобы, обучать новых сотрудников и так далее».
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЧТО Я ОСВОИЛ ВНЕ РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Записывайте любые знания, которые вы начали осваивать сами – только потому, что вам это было интересно. Например:
• антиквариат;
• садоводство;
• кулинария;
• распределение бюджета;
• оформление интерьера;
• фотография;
• ремесла;
• религия;
• спорт;
• кемпинг;
• туризм;
• починка предметов;
• блошиные рынки;
• скрапбукинг;
• шитье;
• музейные экспонаты;
• организация волонтерской деятельности или участие в ней и так далее.
а) Кроме того, вспомните, что вы изучали в старших классах (или в вузе) и не забыли до сих пор: слепой метод печати? Китайский язык? Бухгалтерский учет? Географию? Важны ли эти знания для вас?
Подумаете об этом позже. Сейчас ваша цель – поймать как можно больше рыбы.
б) Вспомните, чему вы обучались на курсах, семинарах, конференциях и так далее – возможно, это было связано с вашей прежней работой. Или вы сами захотели расширить кругозор. Записывайте все, что можете вспомнить. Важны ли эти знания для вас?
Подумаете об этом позже. Сейчас ваша цель – поймать как можно больше рыбы.
в) Вспомните все, что вы изучали дома, через онлайн-курсы, мобильные приложения, программы на кассетах (которые вы наверняка включали в машине по пути на работу), телевизионные программы и так далее. Важны ли эти знания для вас?
Подумаете об этом позже. Сейчас ваша цель – поймать как можно больше рыбы.
Записывайте все, что можете вспомнить.
г) Вспомните все, что вы узнали благодаря окружающему миру. Например:
• как запустить флешмоб;
• как организовать протест;
• как создать фонд для определенных целей;
• как пробежать марафон;
• как починить унитаз и так далее.
Важны ли эти знания для вас?
Подумаете об этом позже. Сейчас ваша цель – поймать как можно больше рыбы.
Записывайте все, что вспомнится, во вторую ячейку таблицы.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КАКИЕ СФЕРЫ, ПРОФЕССИИ ИЛИ ОТРАСЛИ МЕНЯ ИНТЕРЕСУЮТ
В широком смысле рынок труда делится на шесть сфер:
• сельского хозяйства;
• производства;
• информации;
• технологий;
• финансов;
• услуг.
Уже выбрали, какая из шести категорий для вас привлекательнее всего? Если да, то запишите ответ в третью ячейку таблицы.
Если вы желаете подробнее изучить эти шесть сфер, то лучше всего отправиться на государственный сайт O*Net OnLine[57].
Там расположены разнообразные списки профессиональных кластеров, или отраслей, или сфер. Ниже представлен их краткий обзор.
Пожалуйста, прочтите следующий список и выпишите темы, которые вы хотели бы изучить подробнее (лучше выписать несколько вариантов, чтобы у вас был широкий выбор и, соответственно, больше шансов преуспеть), в третью ячейку таблицы.
• административное и вспомогательное обслуживание;
• архитектура, техника и строительство;
• военная деятельность;
• горнодобывающая, нефтяная и газовая промышленность;
• гостиничное дело и туризм;
• гостиничное и ресторанное обслуживание;
• деловые операции, менеджмент и административное управление;
• дизайн, развлечения, спорт и СМИ;
• естественные, физические и социальные науки;
• закон, общественная безопасность, исправительные меры и охрана;
• здравоохранение, медицина и социальное обеспечение;
• земледелие, лесное хозяйство, рыбалка и охота;
• информатика и математика;
• информация и информационные технологии;
• искусство, аудио-, видеотехнологии и средства связи;
• коммунальные и социальные услуги;
• коммунальные услуги;
• личная гигиена и сфера услуг;
• маркетинг, сбыт и обслуживание;
• наука, технология, техника и математика;
• недвижимость, аренда и лизинг;
• обработка еды и обслуживание;
• обучение, профессиональная подготовка и библиотечное дело;
• охранные службы;
• правительство и государственные органы;
• производство;
• промышленность;
• профессиональные, научные и технические услуги;
• развлечение и отдых;
• религия, вероисповедание и связанная с ними деятельность;
• розничная торговля, сбыт и связанная с этим деятельность;
• самозанятость;
• сбыт и логистика;
• сельское хозяйство, продовольствие и природные ресурсы;
• социальные услуги;
• транспортировка, складское хранение и перемещение;
• управление компаниями и предприятиями;
• финансирование и страхование;
• экологически безопасные отрасли и профессии.