Работа с младшими школьниками

Индивидуальная работа

Упражнение «Я хороший!»

Цель: формирование адекватного «образа Я», повышение самооценки.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами, таблички с надписями «Нравятся», «Не нравятся».


Ход упражнения:

Ребенку предлагается выбрать из набора качеств те, которые, по его мнению у него есть, и разложить их перед собой; остальные карточки убираются. При необходимости психолог объясняет значения непонятных ребенку качеств.

Психолог кладет перед ребенком две таблички с надписями «Нравятся», «Не нравятся» и говорит: «Разложи, пожалуйста, карточки с названиями твоих качеств на две группы. В одну положи те качества, которые тебе в себе нравятся (например, тебе нравится, что ты добрый). А во вторую сложи качества, которые тебе в себе не нравятся, ты считаешь, что они тебе не нужны, и ты хотел бы от них избавиться».

Психолог просит ребенка рассказать про каждое качество из группы «Нравятся», вспомнить, когда он бывает таким и что он при этом чувствует. В завершение психолог обращает внимание ребенка на его сильные стороны: «Смотри, сколько у тебя хороших качеств!».

Психолог просит ребенка рассказать про каждое качество из группы «Не нравятся», вспомнить, когда он бывает таким, что он при этом чувствует, кто считает его таким (мама, папа, учитель, одноклассники). Затем психолог задает вопросы: «А кто считает по-другому? А ты сам как считаешь?»

Психолог может предложить ребенку добавить в группу «Нравятся» ряд качеств, которые ему присущи по мнению психолога. Желательно, чтобы в результате в группе положительных качеств было не меньше карточек, чем в группе отрицательных.

Ребенку предлагается разложить качества из каждой группы в столбик и сравнить два получившихся столбика: «Смотри, сколько у тебя хороших и сколько не очень хороших качеств. Видишь, хороших качеств больше (не меньше), чем плохих».

Упражнение «Ресурсы и ограничения»

Цель: формирование адекватного «образа Я», представлений ребенка о собственных ресурсах и ограничениях, планирование путей саморазвития.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами, таблички с надписями «Помогают», «Мешают».


Ход упражнения:

Ребенку предлагается выбрать из набора качеств те, которые у него есть, и разложить их перед собой; остальные карточки убираются. При необходимости психолог объясняет значения непонятных ребенку качеств.

Психолог кладет перед ребенком две таблички с надписями «Помогают», «Мешают» и говорит: «Разложи, пожалуйста, карточки с названиями твоих качеств на две группы. В одну положи те качества, которые помогают тебе в жизни (в учебе, общении и т. д.), благодаря которым тебе легче жить. А сюда положи качества, которые тебе мешают, от которых ты хотел бы избавиться, считаешь, что они тебе не нужны».

Психолог просит ребенка сказать про каждое качество из группы «Помогают», почему он положил его именно сюда, чем и в каких ситуациях оно помогает. Обсуждается, в каких ситуациях оно еще может помочь. В заключение психолог говорит: «Взгляни еще раз на эти качества, все это – твои ресурсы, те возможности, о которых ты должен знать и которые тебе надо научиться использовать, чтобы добиваться успеха».

Психолог просит ребенка рассказать о каждом из «мешающих» качеств: вспомнить, в каких ситуациях и каким образом оно ему мешает и какие это вызывает эмоции. Очень важно на этом этапе максимально конкретизировать рассказ ребенка, привести примеры ситуаций, когда такая черта была помехой, а также попробовать вспомнить (или придумать) ситуации, когда то же самое качество могло бы ему помочь. Можно также обсудить с ребенком, что каждое качество может мешать, если оно выражено слишком сильно, а если человек умеет управлять собой, то любое качество может стать его ресурсом. Акценты обсуждения на этом этапе работы будет легче расставить, если у психолога уже есть какая-то информация о проблемах ребенка.

Психолог предлагает ребенку выбрать из «мешающих» качеств одно-два, являющихся для него наибольшей помехой. Далее ребенок вместе с психологом составляет план работы над изменением этого качества.

Упражнение «Я глазами других»

Цель: повышение самооценки ребенка, развитие умения отделять оценки других людей от самооценки, формирование позитивного эмоционального отношения к себе.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами, лист бумаги формата А3, маркеры или фломастеры нескольких цветов.


Ход упражнения:

Карточки заранее раскладываются по парам с названиями противоположных по значению качеств (смелый – трусливый, умный – глупый и т. д.). В данном упражнении можно использовать не все карточки, лучше выбрать актуальные именно для ребенка. Лист бумаги располагается вертикально. Далее психолог выкладывает перед ребенком карточки с первой парой полярных качеств, например «внимательный – невнимательный» (их выкладывают сверху листа справа и слева). Между двумя карточками чертится линия. Психолог объясняет ребенку, что это шкала, на которой он будет отмечать, каким его видят другие люди.

Психолог дает ребенку первый маркер и поясняет: «Отметь, пожалуйста, на этой шкале, каким тебя считает твоя мама, скорее внимательным, или скорее невнимательным. Если она считает тебя очень внимательным, то расположи точку на линии максимально близко к карточке с названием этого качества, если не совсем внимательным, то помести значок на некотором расстоянии от карточки. Если, по ее мнению, тебя трудно назвать внимательным, но и невнимательным тоже нельзя, поставь точку в середине линии, и т. п.». После того как ребенок отметил свое местоположение на шкале, ему задается вопрос «Как ты думаешь, твоей маме нравится, что ты такой, или скорее не нравится?». В зависимости от ответа над точкой на шкале ставится знак «+»,» – » или «0» (нейтральное отношение).

Процедура повторяется, только теперь ребенок смотрит на себя глазами лучшего друга, глазами учителя и т. д.

Комментарий. Если вы располагаете информацией о том, кто является для ребенка наиболее значимыми людьми и как они к нему относятся, можно поменять список значимых людей, например, это могут быть мама, папа и бабушка. Важно, чтобы были представлены полярные мнения.

Аналогичным образом проводится работа с каждым качеством. По ходу этой работы на примере некоторых качеств становится очевидным, что разные люди по-разному видят ребенка и что некоторым нравится в нем то, что другим не нравится. Психологу важно обратить внимание ребенка на эти противоречия.

Психолог выбирает несколько пар качеств, при работе с которыми наиболее очевидно обозначились различные мнения окружающих по поводу ребенка, а также те пары, в ходе работы с которыми ребенок давал наиболее эмоциональные реакции («Мама терпеть не может, когда я так себя веду!»). Следует еще раз обратить внимание ребенка на выявленные противоречия, задав например, такой вопрос: «Получается, что мама считает тебя умным, а твой учитель – глупым. Почему так выходит? А как ты считаешь сам?». Ребенок отмечает собственное представление о себе на той же шкале. Часто ребенку с заниженной самооценкой бывает сложно выделить именно свое мнение, отделив его от негативных оценок окружения, наличие же такого очевидного «разрыва» помогает ему взглянуть на себя более объективно. В заключение можно спросить: «А нравится ли тебе это твое качество?»

Ребенок выбирает из всех разложенных карточек те, на которых написаны качества, которые ему больше всего нравятся в себе, несмотря на мнение об этом окружающих людей. Ребенок берет эти карточки в руки, психолог просит его произнести фразу «Я хороший! Ведь я…» и закончить ее, зачитав качества с выбранных карточек.

Упражнение «Хочу быть таким»

Цель: рефлексия ребенком собственных особенностей и образа идеального «Я», планирование путей саморазвития.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами.


Ход упражнения:

Психолог дает ребенку набор карточек с названиями качеств и предлагает выбрать из них те, которые ему кажутся важными, нужными для достижения успеха, и составить портрет человека, которым ему хотелось бы быть.

Ребенок вместе с психологом анализирует каждое качество, размышляет над тем, есть ли оно уже у него, как оно проявляется. Карточки с названиями качеств, которых, по мнению ребенка, у него нет, складываются отдельно.

По каждому из отсутствующих качеств намечается план действий, помогающих его развить.

Групповая работа

Упражнение «Качество на спине»

Цель: получение детьми обратной связи от сверстников о своих личностных качествах, формирование позитивного представления о себе

Материалы: несколько наборов карточек с написанными на них качествами (желательно исключить из набора явно негативные качества), скотч, аудиозаписи энергичной музыки


Форма работы: групповая.

Ход упражнения:

Каждому ребенку выдается 7—10 карточек с названиями качеств и дается задание – пока играет музыка, прикреплять карточки к спинам тех ребят в группе, у кого есть это качество. Сам психолог тоже может поучаствовать в упражнении.

Комментарий. Для прикрепления карточек к спине лучше всего использовать скотч, заранее отрезанные кусочки которого прикрепляются к самим карточкам либо на какую-то поверхность, чтоб ребята могли брать их сами.

Дети помогают друг другу снять со спины таблички, смотрят, какие качества видят в них другие участники.

Проводится обсуждение по вопросам:

Какие возникли сложности?

Что было приятнее – дарить или получать?

Согласен (на) ли ты со мнением ребят, всеми ли названные ими качествами тебе присущи?

Что больше всего удивило?

Почему некоторым одним ребятам прицепили досталось много карточек качеств, а другим мало?

Упражнение «Идеальный друг»

Цель: формирование у детей представлений о дружбе, о качествах хорошего друга, рефлексия этих качеств

Материалы: 2—3 набора карточек с качествами личности


Ход упражнения:

Группа разделяется на подгруппы по 4—5 человек, каждая подгруппа получает набор карточек с качествами. Психолог дает задание: в течение 15—20 минут выбрать их этих качеств те, которые присущи «хорошему другу» и подумать над тем, как должно проявляться каждое качество, почему оно важно.

Каждая подгруппа рассказывает о результатах своей работы, выбранные качества фиксируются на доске. Остальные группы задают вопросы или выражают свои суждения по поводу услышанного.

Формируется список основных качеств (которые были выбраны во всех подгруппах, и важность которых была доказана).

Каждый ребенок индивидуально размышляет над тем, какие качества у него есть, а каких ему не хватает, чтоб быть «идеальным другом». Желающие ребята высказываются в общем кругу.

Упражнение «Подарки»

Цель: получение обратной связи от сверстников о своих личностных качествах

Материалы: список качеств личности (для каждого ребенка), бумага, фломастеры, коробка.


Ход упражнения:

Дети получают задание – выбрать из группы трех человек, подумать о каждом из них и решить, какого качества ему не хватает, какое качество они хотят ему «подарить», чтоб он был более успешным (в учебе, в общении с разными людьми и т. д.).

Каждый ребенок записывает названия качеств, которые хотелось бы «подарить» каждому из трех участников, на трех отдельных листочках и подписывает, кому оно предназначено. Все листочки складываются в одну коробку.

Психолог раздает детям их «подарки»

Каждый ребенок высказывается о подаренных ему качествах и отвечает на вопросы:

Что удивило?

Согласен (на) ли ты с тем, что эти качества помогут быть успешным?

Проводится обсуждение вопроса, почему некоторым детям подарили много качеств, а другим- мало?

Упражнение «Самые-самые»

Цель: получение обратной связи от сверстников, формирование позитивного представления о себе.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами (явно негативные качества в набор не включаются).


Ход упражнения:

Каждый ребенок по очереди достает случайную карточку из набора. Его задача – объяснить значение качества и выбрать человека из группы, у которого это качество развито сильнее всего, сказав «Я считаю, что самый… в этой группе – это…». Затем можно перемешать карточки и повторить процедуру, уже без объяснения значений, таким образом узнав мнение о каждом «самом-самом» нескольких детей.

Комментарий: если остались дети, которых ни разу не назвали «самым-самым», психолог говорит: «Все мы разные и каждый из нас хоть в чем-то „самый-самый“, а набор качеств здесь, конечно, ограничен… Как вы думаете, в чем „самый-самый“ у нас /имя ребенка/?»

Рефлексия упражнения по вопросам:

Что было самым сложным?

Что удивило?

В чем ты еще самый-самый?

Упражнение «Качество на букву»

Цель: формирование у детей представления о разнообразии личностных качеств

Материалы: не требуются.


Ход упражнения:

Ведущий называет букву алфавита, дети по очереди называют качества на эту букву. Кто не может назвать – выбывает. И так до последнего участника.

Упражнение «Назови героев»

Цель: формирование у детей представления о личностных качествах на основе анализа сказочных персонажей.

Материалы: не требуются.


Ход упражнения:

Ведущий называет какое-то личностное качество, задача детей – вспомнить как можно больше героев сказок, мультфильмов, которым присуще это качество. Ведущий уточняет у детей, почему они назвали именно этого персонажа, просит привести примеры эпизодов из сказки, в которых это качество было бы очевидным.

Упражнение «Угадай героя»

Цель: формирование у детей представления о личностных качествах на основе анализа сказочных персонажей.

Материалы: не требуются.

Форма работы: групповая.

Ход упражнения:

Ведущий зачитывает характеристику какого-то сказочного персонажа, задача детей – угадать персонаж. Например:

Хитрый, ловкий, хвастливый, самоуверенный, наивный – Колобок

Скромная, добрая, послушная – Золушка

Веселый, добрый, любопытный, наивный – Буратино

Комментарий: в более простом варианте можно сразу дать ребятам список персонажей, тогда их задача будет лишь выбрать по описанию наиболее подходящего.

Упражнение «Незнайка»

(в соавторстве с Кравцовой А. Ю.)


Цель: формирование у детей представления о личностных качествах на основе анализа литературных персонажей.

Материалы: небольшой отрывок из любой повести про Незнайку, Список качеств личности 4—5 экземпляров), бумага, цветные карандаши.


Ход упражнения:

Психолог читает отрывок, фиксируя внимание детей на персонажах.

Дети отвечают на вопрос: «С какими героями вы познакомились?». Имена персонажей можно записать на доске.

Дети разделяются на несколько подгрупп, каждая выбирает для работы одного из персонажей. В подгруппах проводится обсуждение личностных качеств каждого из персонажей: «Как можно описать героя? Какой он?» (для этой работы дети могут воспользоваться Списком личностных качеств). Результат работы дети должны будут представить в виде рисунка этого персонажа с написанными рядом качествами.

Каждая подгруппа представляет результат своей работы, проводится общее обсуждение.


Комментарий. Для упражнения можно использовать и другие литературные произведения для детей, мультфильмы, отрывки фильмов. Важно, чтобы герои были достаточно характерными, о характере которых детям будет легко судить.

Упражнение «Покажи качество»

Цель: формирование у детей представления о полярных личностных качествах (через невербальные проявления).

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами.


Ход упражнения:

Каждый из детей получает карточку с названием качества, психолог предупреждает, что ее никому нельзя показывать. Важно, чтобы в группе были представлены полярные качества личности (например, можно использовать карточки с качествами «веселый», «грустный», «усидчивый», «неусидчивый», «жадный», «щедрый», «аккуратный», «неряшливый», «сильный», «слабый»).

Психолог просит детей встать в круг и по сигналу начать без слов изображать качество, написанное на его карточке. Задача каждого ребенка при этом – найти человека, который изображает качество, противоположное тому, что досталось ему.

Детям постарше можно на следующем этапе дать задание в парах обсудить, какое из их качеств лучше и почему. Придумать ситуации, в которых каждое из пары качеств будет более выигрышным.

Упражнение «Качество, замри»

(в соавторстве с Кравцовой А. Ю.)


Цель: формирование у детей представления о личностных качествах (через телесный образ).

Материалы: не требуется.


Ход упражнения:

Игра проводится аналогично классической детской игре «Море волнуется, раз…», только замирают дети не в случайных позах, а изображая различные названные ведущим качества личности. Дети беспорядочно двигаются по помещению под слова:

«Море волнуется, раз,

море волнуется, два,

море волнуется, три,

смелый, замри!»

Дети замирают, изображая названное качество.

Психолог акцентирует внимание детей на удачных образах, например «Посмотрите, ребята, как устойчиво стоит Ваня, а сколько смелости в глазах у Лены…» и т. п.

Дети демонстрируют следующее качество, противоположное по значению предыдущему. Психолог может обратить внимание детей на то, что тяжело находиться долго в одном положении, если качество показано ярко. Это говорит о том, что любое качество хорошо в меру, а если выражено слишком сильно, то может мешать, напрягать.

В игре рекомендуем использовать следующие качества: смелый – трусливый, добрый – злой, внимательный – невнимательный, вежливый – грубый, скромный – хвастливый, аккуратный – неряшливый.

Упражнение «Нарисуй качество»

(в соавторстве с Кравцовой А. Ю.)


Цель: формирование у детей представления о личностных качествах (через зрительный образ).

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами, лист ватмана (либо магнитная доска с магнитами, либо пробковый стенд), маркеры, фломастеры и листы формата А5 на каждого ребенка.


Ход упражнения:

Психолог говорит: «Перед вами пустой лист, на котором есть только названия разных качеств человека. Наша с вами задача этот лист заполнить. Делать это мы будем таким образом: каждый из вас сейчас получит карточку с одним из качеств, ее не следует никому показывать. Затем вам нужно будет нарисовать это качество. После этого каждый будет показывать свой рисунок, а остальные ребята – угадывать, какое качество изображено. Когда качество угадают, мы расположим его на нашем листе под его названием».

Дети вытягивают по одной карточке и рисуют качество на листке.

Дети по очереди показывают свои рисунки, остальные угадывают, какое качество изображено. Психолог уточняет у детей, по каким признакам они определяли качество и насколько удачно оно, по их мнению, изображено. Затем рисунок помещается на ватман.

Проводится рефлексия упражнения по вопросам:

Что было сложнее – рисовать или отгадывать?

Какие качества было легче угадать и почему?

Какое качество было нарисовать сложнее всего?

Упражнение «Рассказ по качествам»

Цель: формирование у детей более глубокого представления о личностных качествах.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами, листы формата А4, фломастеры.


Ход упражнения:

Группа разбивается на несколько подгрупп, каждая из них получает по 6—7 карточек с названиями качеств.

Психолог озвучивает задание: в течение 15 минут составить рассказ, в котором бы были использованы все названия качеств.

Каждая группа читает свой рассказ. Остальные (в том числе и психолог) оценивают, насколько он получился связным и интересным, насколько правильно употреблены названия качества.


Комментарий. Можно устроить соревнование на лучший рассказ по этим критериям.

Упражнение «Маленький театр»

Цель: формирование у детей более глубокого представления о личностных качествах через анализ жизненных ситуаций.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами.


Ход упражнения:

Психолог разделяет детей на подгруппы по 3—4 человека. Каждая группа вытягивает карточку с названием качества и получает задание: придумать сценку, иллюстрирующую проявление этого качества.

Группы по очереди показывают сценки. Задача остальных – угадать, какое качество было загадано.

Проводится общее обсуждение.

Упражнение «Назови противоположное»

Цель: формирование у детей более глубокого представления о полярных личностных качествах.

Материалы: не требуется.


Ход упражнения:

Группа разбивается на две команды. Первая команда называет любое личностное качество, задача второй – назвать противоположное ему. Затем вторая команда предлагает свое качество, а другая команда ищет противоположное. И так далее.

Упражнение «Кумиры»

Цель: формирование у детей образа идеального Я.

Материалы: Список качеств личности (3—5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).


Ход упражнения:

Каждому из детей предлагается вспомнить кого-то из литературных персонажей, киногероев и т. д., кто бы ему очень нравился, возможно, некоторые дети даже смогут назвать кого-то своими кумирами. Дети называют, психолог записывает на доске.

Среди названных героев выбираются 3—4, которые встречаются в списке наиболее часто. Дети объединяются в несколько групп (в зависимости от выбора кумира). Если кто-то из детей назвал кумира, не совпадающего с выбором других, или просто не хочет присоединяться к другим группам – можно предложить этому ребенку работать на следующем этапе индивидуально.


Группам дается задание: используя Список качеств, выделить, какие именно качества им нравится в их кумире. И, возможно, выделить те качества, которые им не нравятся.

Каждая группа представляет свою работу. Психолог говорит: «Вы проделали очень важную работу, выделили те черты, которые вам нравится в ваших кумирах. Эти вполне человеческие качества, которые и вы можете развить у себя, и именно они обеспечивают такую притягательность этому человеку. Подумайте, какими из этих качеств вы хотели бы обладать и как вы их можете развить?» Желающие высказываются.

Упражнение «Приседаем»

Цель: анализ детьми собственных личностных качеств.

Материалы: Список качеств личности.


Ход упражнения:

Ведущий называет различные личностные качества, задача детей – приседать в той степени, в какой это качество выражено у них. Если качество выражено очень сильно, ребенок должен присесть очень низко, а если чуть-чуть, то ребенок лишь слегка сгибает колени.

Загрузка...