Сколько сходу вы назовете прилагательных, описывающих личность человека? Добрый, умный, веселый, грубый, жадный, скромный… В русском языке очень много слов характеризуют личность – стабильные ее качества, отношения, ценности. В Словаре личностных качеств в этом издании их более 470, и это далеко не предел. А сколько слов назовет ребенок? Спросите трехлетнего малыша – для него все люди «хорошие» и «плохие», спросите первоклассника – он уже различает «добрых» и «злых», «жадных» и «нежадных», «умных» и «глупых». Обратитесь к подростку – он назовет вам еще с десяток пар качеств, употребив среди них и слова своего подросткового сленга, так же служащие для описания личности. Значит, с возрастом в лексиконе человека появляется все больше таких слов?
Следуя психологическому закону о связи мышления и речи, мы можем говорить о том, что среди прочего с возрастом у каждого из нас развивается и дифференцируется представление о человеке – о самом себе, о других людях, а для обозначения этого представления требуется все больше слов. В какой-то момент человеку для описания людей становится уже недостаточно существующих в его лексиконе слов, появляются все новые определения, и это говорит о том, что постепенно он начинает различать все больше оттенков, нюансов личностных качеств, придавать им смысл. А понимать их – значит, и уметь видеть их в самом себе, в других, а следовательно, и учиться управляться с их проявлениями.
Эта книга посвящена особому виду психологической (коррекционной и развивающей) работы с детьми, построенной на освоении детьми Словаря личностных качеств людей. Специально организуя процесс изучения и осознания личностных качеств, психолог создает ситуацию для более полноценного, активного развития личности ребенка, ускоряет процесс его самопознания, становления мировоззрения. Особенно важна такая работа в подростковом возрасте. Ведь основная особенность этого возрастного этапа – появление активного интереса ребенка к самому себе, своему внутреннему миру. Подросток становится способным сделать себя самого объектом анализа. И очень часто ему в буквальном смысле не хватает слов, чтобы обозначать все то, что он открывает в себе самом, в мире, в других людях. Предлагаемые в соответствующем разделе книги упражнения для работы с подростками позволяют сделать этот возрастной процесс более содержательным, осмысленным и активным.
Разнообразная работа с понятиями, обозначающими личностные качества, по сути, направлена на дифференциацию образа Я подростка. А сама в некотором смысле проективная форма анализа слов, использованная во многих из предложенных упражнений, дает возможность создать безопасную ситуацию для такой личностной работы. Упражнения для подростков направлены на актуализацию процесса самопознания, получение обратной связи от сверстников, принятие образа Я, постановку задач саморазвития. Все они не требуют сложной подготовки или особых условий проведения, основной методический материал для них – Список качеств личности, приведенный в Приложении.
Как показывает наш опыт, подростки с большим интересом включаются в работу на тему «качества личности», активно используют предлагаемые упражнения как инструмент работы с собой. А новые слова усваиваются ими и становятся частью их обычного лексикона.
На работе с личностными качествами можно построить целостную программу развивающих занятий для подростков и использовать ее, например, в рамках уроков психологии. В таком случае целесообразно начать с упражнений на знакомство с различными понятиями, а затем включать в работу упражнения на самоанализ и получение обратной связи от других членов группы. Закончить же программу логично большой психологической игрой, в которой подростки смогут обобщить все полученные знания.
Упражнения для работы с младшими школьниками, описанные в книге, также направлены на развитие у ребенка умения оценивать себя и других с точки зрения проявления тех или иных личностных качеств. Конечно, работа с младшими школьниками ведется не на таком глубоком уровне, как с подростками. Она призвана, прежде всего, ознакомить детей с основными качествами, научить их различать поведенческие проявления, характерные для тех или иных качеств. Формы групповой работы с младшими школьниками на тему качеств личности носят в большей степени игровой характер, они более разнообразны, включают в себя разные виды деятельности: рисование, ролевые игры, двигательные техники и т. д.
В разделе, посвященном работе с младшими школьниками, мы приводим несколько индивидуальных психокоррекционных упражнений, которые могут быть полезны в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, негативный образ себя.
В чем суть этой работы? Мы уже сказали о том, что трехлетний малыш оценивает людей (и в том числе и самого себя) прежде всего как «хороших» и «плохих». В норме к младшему школьному возрасту это отношение дифференцируется, ребенок обретает способность выделять разные качества. У детей же, имеющих проблемы с принятием себя, чаще всего связанные с особенностями семейной ситуации, подобный недифференцированный подход к себе сохраняется и в младшем школьном возрасте (а иногда и далее). Образ Я такого ребенка прочно связан с эмоциональными оценками его близкого окружения и нередко включает лишь одно представление о себе – «Я плохой»..
Следует отметить, что примерно в 8—9 лет у многих детей наблюдается снижение самооценки как возрастной феномен. Завышенная самооценка, характерная для старшего дошкольника, часто резко снижается. Дети становятся излишне критичны к себе, чувствительны к любым обидам, малейшая неуспешность в учебе или отношениях со сверстниками становится поводом для серьезных переживаний. В этой ситуации необходима своевременная диагностика личностной сферы ребенка и развивающие занятия, направленные на повышение самооценки, на формирование адекватного представления о себе.
Упражнения, направленные на работу с личностной сферой младшего школьника, помогают ребенку осознать, какими качествами он действительно обладает; какие из них ему мешают, а какие помогают в жизни, и таким образом отойти от эмоционально негативного «образа Я». Наш опыт показывает, что такая работа очень эффективна. Для ребенка с низкой самооценкой становится настоящим открытием то, что он – разный, что в нем так много хороших качеств, что плохие не так уж страшны и их можно исправить. Кроме того, работа по осознанию своих качеств, расширению и обогащению «образа Я», помогает ребенку научиться разделять представление о себе и мнения о нем других людей, способствует формированию адекватной самооценки. Целью работы с личностными качествами младшего школьника может стать и построение образа идеального «Я», к которому ребенок будет стремиться и постепенно продвигаться, спланировав вместе с психологом эту работу.
В работе с младшими школьниками используется набор качеств, актуальный для анализа в данном возрасте. Удобнее всего использовать этот методический материал в виде карточек. Примерный набор качеств, рекомендуемых для работы, содержится в Приложении, однако целесообразно добавлять в набор и другие определения, если они по каким-то причинам важны для конкретного ребенка или группы.
Хотелось бы добавить, что описанные упражнения – лишь некая основа для работы. Цель – показать многообразие форм работы с личностными качествами. Не сомневаюсь, что любой специалист, только начав проводить занятия по этой теме, сам придумает не одну вариацию на предложенную тему, подберет индивидуальные формы заданий для каждого конкретного ребенка.
Мы будем очень рады, если вслед за нами, взрослыми, составлявшими «Словарь личностных качеств», и подростками, которые работали с этим словарем на уроках психологии, вы и ваши ученики так же увлеченно начнете обсуждать составляющие характера человека и спорить о том, а чем же таким значимым отличается «уверенность в себе» от «самовлюбленности» и «высокомерия»; хорошо или плохо быть принципиальным, где проходит граница между «принципиальностью» и «ригидностью», и что же это, такое – «целостная личность»…
Удачи вам!