В этой главе я призываю каждого из вас стать немного Микеланджело Буонарроти. О своём таланте скульптора он говорил подчёркнуто легковесно: «Я беру камень и просто отсекаю всё лишнее». Я призываю вас тоже отсечь лишнее и сфокусироваться на главном. Однако в отличие от Микеланджело, который намеренно слукавил, мы с вами понимаем, что отсечь лишнее очень даже непросто!
Отсечь лишнее и сфокусироваться на главном.
Если бы это было так, если бы люди легко умели расставлять приоритеты правильно, мы не знали бы ни управленческих проблем, ни проблем с тайм-менеджментом, ни многих других. Однако мы сталкиваемся с ними чуть ли не ежедневно. Так же как и с проблемами в коммуникации.
С чего начать распутывать этот клубок? Предлагаю со списка. В этой главе вас ждёт исчерпывающий список типичных коммуникативных и сопряжённых с ними проблем, которые известны мне. Возможно, к этому списку вы добавите и что-то своё. И далее вас ожидает сложная задача – выбрать те, которые более всего мешают вам совершить буквально квантовый скачок в искусстве коммуникации.
Возможно, я стану единственным автором в истории, который сам СОВЕТУЕТ вам НЕ ЧИТАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ. Во всяком случае – с начала. Я предлагаю такой вариант занятий с этой книгой:
• знакомитесь со списком-навигатором из этой главы;
• проводите тщательную самодиагностику по предложенным мной вопросам;
• выделяете свою основную коммуникативную проблему (одну или две, не больше);
• и сразу переходите к главам, посвящённым их решению.
Далее – обязательная многократная практика!
И только после этого можно вернуться к чтению книги, ещё раз пройтись по списку проблем, определить для себя те, над которыми хотелось бы поработать, чтобы огранить уже имеющиеся навыки коммуникатора. И снова – обязательная многократная практика.
Я абсолютно уверена, что нет ни одного, даже самого неопытного спикера, который нуждался бы в корректировке по всем 10 пунктам нашего списка. У каждого из нас есть одна-две основные проблемы, решив которые мы получим 80 % результата, тогда как все остальные пункты – оставшиеся 20 % к нашему усовершенствованию. Да-да, и здесь работает правило Парето (эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий – лишь 20 % результата»).
Итак, вторя Микеланджело и цитируя одного из моих самых любимых героев интервью Давида Яна (одного из технологических пионеров мира, миллиардера, основателя ABBYY и ещё десятка компаний), сказавшего, что выдающиеся результаты зависят от того, насколько вы сможете сконцентрировать своё внимание на их достижении, повторю задание: прочтите список, отсеките лишнее, выберите главное. Сфокусируйтесь!
1. Самая опасная: отсутствие смыслового ядра, смысловая дезориентация. Увы, как мы с вами уже говорили, иногда эта проблема относится не столько к речи спикера, сколько к его жизни в целом.
Как распознать:
Человек не может объяснить, чем и для чего (с какой целью) он занимается. А если и пытается, то делает это путано, сбивчиво, невнятно, неубедительно.
Почему эта проблема отнесена мной именно к спикерам-новичкам? Ответ простой: до момента, пока люди не начинают пытаться проговаривать важные вещи вслух, порой даже им самим неочевидно, насколько они не разбираются в предмете говорения.
Часто эту проблему можно перепутать с пунктом 4 из нашего списка – «сбивчивая, путаная речь». Однако она гораздо проще поддаётся корректировке: когда глобальный смысл предмета повествования спикеру понятен, достаточно просто составить грамотную структуру выступления, чаще практиковать говорение вслух, отточить основные формулировки – и всё пойдёт как по маслу. В случае же со смысловой дезориентацией главная и, не побоюсь этого слова, жизненно необходимая задача ученика – прежде всего отыскать смысл того, что он делает и о чём собирается говорить публично.
Жизненно необходимая задача ученика – прежде всего отыскать смысл того, что он делает и о чём собирается говорить публично.
Как я впервые столкнулась с этой проблемой на практике. Естественно, я не так наивна, чтобы полагать, что все люди на планете выбрали дело по сердцу, ходят на работу с удовольствием, ежедневно подпитывая себя мыслью о том, каков высокий смысл их деятельности. Но что так много людей, успешных с социальной точки зрения, страдают отсутствием или потерей смысла деятельности, я не предполагала, пока не открыла Школу интервью и коммуникации и не стала лично общаться с учениками (в основном предпринимателями и управленцами). Это были те самые люди из нашей второй главы, которые просили научить их «именно рассказывать о своей работе», мол, со всеми остальными темами у них проблем нет.