В этой небольшой, но неприятной (извините) для прочтения главе, как я обещала, поговорим про те истинные страхи, что терзают вас, отдаляя начало вашей карьеры в качестве спикера, эксперта, публичного человека.
ОСНОВНЫЕ СТРАХИ
• Боязнь ошибки (я вполне компетентен, но вдруг ошибусь, что про меня тогда подумают?).
• Боязнь оценки (что про меня подумают безотносительно того, компетентен ли я и ошибусь ли я; вдруг подумают хуже, чем я есть на самом деле?).
• Сомнения в себе/компетентности (достаточно ли я компетентен, чтобы выступать?).
• Убеждение в негативном настрое как живой, так и виртуальной аудитории (вряд ли я компетентнее аудитории, она обязательно это заметит и укажет мне на это).
• Животный ужас перед негативными комментариями (что делать, если мне напишут/скажут плохое?!).
• Вопросы из серии «а кому это надо?» (убеждение, что то, что известно мне, – известно всем).
• Страх быть заметным, проявленным, значимым (вряд ли я достоин ТАКОГО внимания).
• Естественный страх камеры и публичных выступлений (тут нечего добавить, этот страх и правда естественный).
Согласитесь, список-то коротюсенький. Более того – и его можно ещё сократить. Так, первые три пункта (боязнь ошибки, оценки, сомнения в себе/компетентности) – по сути боязнь показаться смешным, неуместным, недостаточно умным и компетентным. То есть боязнь чужого мнения о себе. Согласитесь, не страшно ошибиться, если этому нет свидетелей.
Не страшно ошибиться, если этому нет свидетелей.
Следующие два пункта – про настрой аудитории – опять же боязнь оценки окружающих, но теперь уже не воображаемой, а реально проявленной (да-да, имейте в виду: как только вы начнёте выходить в сторис, вести эфиры, выступать перед публикой или выкладывать видео на YouTube, вам ОБЯЗАТЕЛЬНО напишут, что вы делаете НЕ ТАК. И церемониться с выбором выражений не будут!).
Шестой и седьмой пункты в целом означают БОЯЗНЬ ЖИТЬ так, чтобы на вас кто-то обратил внимание. И это опять про оценку окружающих. Паттерн скромности как истинного достоинства вшит в нас на глубочайшем уровне. Фольклор тому подтверждение.
Скромность всякому к лицу.
Скромность красит человека.
Любому молодцу скромность к лицу.
Гордость пучит, скромность учит.
Тому и почет огромный, кто скромный.
Скромный человек сам своих заслуг не оценивает.
Кто скромен, тот и отважен.
Кто скромнее, тот умнее.
Разрешаю вырезать этот фрагмент с пословицами прямо из книги и… убрать подальше. Или – перечеркнуть, смять, съесть, сжечь. Считайте это небольшим аутотренингом. Я не призываю отказаться от скромности вообще, но предлагаю чуть убавить её мощность, чтобы вы смогли НАЧАТЬ. Не шучу: прямо сейчас берите ножницы и вырезайте. Вы ведь наверняка обратили внимание, что ниже в тексте есть пробел. Это не брак, возникший при печати. Издательство АСТ не печатает ничего с браком. Это сделано специально, чтобы вы могли вырезать эту часть страницы, не потеряв ни грамма смысла.
Я не призываю отказаться от скромности вообще, но предлагаю чуть убавить её мощность.
Кстати, парировать эту народную мудрость я могу гариком Игоря Губермана (именно так он сам называет свои четверостишия), с которым у меня в своё время было интереснейшее интервью.
Я люблю, когда слов бахрома
Золотится на мыслях тугих.
А молчание – признак ума,
Когда признаков нету других.
Или интернет-мемом, который, попавшись мне на глаза, вызвал гомерический хохот: «На вас всем и так пофиг, а вы ещё и скромный!» И ведь действительно: в глобальном смысле даже самому ярому вашему хулителю интересен прежде всего он сам. Он напишет вам гадость под постом и тут же забудет об этом. А вы можете по особой впечатлительности даже страничку из-за этого закрыть. Ну не глупо ли?
На вас всем и так пофиг, а вы ещё и скромный!
Все эти семь страхов зиждутся на одном основном: страхе оценки со стороны. А он, в свою очередь, означает, что у вас нет твёрдого, непоколебимого, сформированного, веского ХОРОШЕГО собственного мнения о себе. В таком случае ваша самооценка зависит не от того, что думаете ВЫ, а от того, что КТО-ТО ДУМАЕТ ПРО ВАС.
В этом случае ваша самооценка зависит не от того, что думаете ВЫ, а о того, что КТО-ТО ДУМАЕТ ПРО ВАС.
Это в корне противоречит самому понятию САМОоценка. Соответственно, «лечатся», искореняются все эти сдерживающие страхи работой с самооценкой, постепенным обретением уверенности в себе и своих компетенциях и, конечно, умением брать волнение под контроль – чем мы и займёмся в этой книге.
И лишь восьмой пункт из нашего «страшного списка» стои́т особняком: страх камеры и публичных выступлений (читай: толпы) – истинный, естественный и трудно поддающийся корректировке. Он зашит в нас на уровне инстинктов. Об этом прекрасно сказали многие специалисты по ораторскому искусству, в том числе Радислав Гандапас в его легендарной книге «Камасутра для оратора». Именно в ней я впервые прочла, что этот страх на уровне инстинктов сопоставим со страхом смерти, потому что нашими древними структурами мозга мы инстинктивно воспринимаем аудиторию как опасность (их много, а ты – один!).
Рецепт борьбы с этим демоном рептильного происхождения такой же древний, как и он сам: практика, практика, практика. Без действия не будет результата. Увы, не могу обещать вам ничего. Однако выдам вам на руки все инструменты по обретению уверенности в себе, созданию грамотной структуры текстов и выступлений, закрепив всё это работающими советами по обретению неповторимого индивидуального стиля спикера.
Рецепт борьбы со страхом перед публикой – этим демоном рептильного происхождения – такой же древний, как и он сам: практика, практика, практика.
Выступать публично и записывать видео действительно страшно (страх уйдёт ТОЛЬКО с длительной практикой); негативные комментарии (что бы и как бы вы ни делали) вы всё равно получите; возможно, в вашем окружении найдутся даже те, кто отвернётся от вас, презрительно хмыкнув: мол, и вы туда же – в блогинг под старость лет! Всё это будет. Гарантия 100 %. Я не просто узнавала это, я это проходила и ПРОХОЖУ ежедневно вот уже 20 лет. И как видите, не просто жива, но очень счастлива, реализована, востребована и любима (!) аудиторией в полмиллиона человек как минимум.
Людское осуждение (в основном из зависти, что вы решились публично проявиться, а они нет) – это как налог, своеобразная плата за ваш выбор.
Людское осуждение – это как налог, своеобразная плата за ваш выбор.
Заплатите его и живите… нет, не спокойно, а очень даже беспокойно, ярко, зрелищно, пронзительно, смело! И пока кто-то будет вас обсуждать и осуждать – говорите чётче, зарабатывайте больше, сияйте ярче! Такой расклад.
Есть только один истинный страх – страх камеры и толпы, все остальные страхи – сигналы о проблемах с самооценкой.
И напоминаю: для качественного «прочтения» этой главы вам понадобятся… ножницы.