Поскольку принимать решение о том, куда пойти учиться (и на кого) нужно прямо сейчас1, я решил не затягивать с этой книгой (являющейся первой в серии «Как стать профи») и предлагаю ее вниманию выпускников школы, их родителей и знакомых, кто влияет на выбор будущего молодого человека или девушки.
Книга состоит из 6 глав и некоторого количества приложений.
В первой главе мы поговорим о том, как профессионально, с точки зрения современного управления, нужно принимать решения.
Вторая глава содержит полезные инструкции, которые помогут выпускнику школы в жизни. Например, как за 5 минут стать грамотным, или как научиться бороться со своей ленью.
3 главу можно было бы назвать центральной частью книги – в ней я предлагаю свой рецепт, основанный на неплохо прожитой жизни2, как выбрать вуз, факультет и специальность.
4 глава о том, какой образ жизни вы можете выбрать, когда станете студентами.
5 глава (Как быстро и максимально дешево пройти переподготовку) – это глава скорее для родителей, поскольку в ней описываются разнообразные методы приобретения глубоких знаний.
А в 6 главе мы поговорим на тему целей и средств их достижения, – это своеобразное введение в стратегию карьеры.
Еще одна глава из первого издания нами убрана – она содержала несколько сказок, которые относятся к общественному достоянию, с моей управленческой интерпретацией (Колобок и др.).
Но добавлена новая часть – про отделение 12+ школы миллиардеров, что с лихвой компенсирует такую потерю
(сказки для топ-менеджеров, которые интересны и школьникам, легко найти в инете по поиску, либо найти полное собрание таких сказок в магазинах электронных книг).
Спрашивается, кто лучше всех знает предмет в классе? Конечно, преподаватель. Тому много причин. Преподаватель не только специализируется в своем предмете, но еще и вынужден отвечать на вопросы слушателей. А потому ему постоянно приходится пополнять свой научный багаж.
Впервые мы использовали эту очевидную истину в программе дополнительного экономического образования в 1992 году, которую реализовали при физфаке нижегородского университета. По договоренности с преподавателями, читавшими лекции, практические занятия со студентами старших курсов – слушателями нашей программы вели… сами старшекурсники. По окончании чуть больше годового обучения на вопрос: какого качество обучения было у ваших коллег, ответы были такие:
Сами слушатели отметили: «Качество преподавания было на уровне. Если бы практические занятия с нами вели профессиональные преподаватели, лучше бы не было». А вот те же «слушатели, но в роли преподавателей» ответили так: «Тот предмет, по которому мы вели практику как преподаватели, нами освоен на порядок лучше, чем теми, кто выполнял под нашим руководством практические упражнения».
Чуть позже, когда мы начали проводить консультационную работу по разработке стратегии для наших клиентов, точно такую же практику мы применяли для руководителей фирм: кроме консультационного проекта в компаниях-клиентах одновременно шел годовой семинар по менеджменту, который по нашей рекомендации вел сам генеральный директор или его ближайший заместитель. Цель такого «упражнения» – приобретение высокой управленческой (теоретической) квалификации топ-менеджментом фирмы.
Обучение менеджменту через обучение других
Итак, по любому предмету нужно знать и теорию и практику. Приведу пример по такой дисциплине, как менеджмент. Лучше сначала овладеть теорией менеджмента. Но вспомните свою студенческую молодость3 – «выучил-сдал-забыл».
Именно по этой причине мы апробировали одну американскую методику специально (а некоторые читатели это знают – невольно) – изучение предмета через обучение других. Именно проведение семинара по менеджменту (как метода глубокого изучения научного управления, например, генеральным директором компании) для своих подчиненных мы рекомендуем, когда консультируем бизнес:
– приходится глубже изучать материал,
– отвечать на «дурацкие» вопросы своих слушателей,
короче говоря – углубляться постоянно в предмет, в данном случае теорию менеджмента.
Что касается меня лично, то хотя я люблю обучаться у других (и в этом преуспел), но реальное управленческое образование получил за 10 лет преподавательской работы на кафедре экономики в нижегородском инязе – когда читал те курсы, которые мне были нужны для повышения моей квалификации. При этом моим студентам это не вышло боком – я работал не хуже моих коллег.
Поэтому вывод:
Если сила воли (вернее мотивация) в освоении теории менеджмента4 велика, то мой совет, проверенный опытом: если у вас уже есть одно хорошее высшее образование, то не нужно терять деньги на обучение по программам МВА, нужно найти аудиторию и начать обучаться в ходе преподавания этой аудитории основ менеджмента (имея всегда в голове шутку, которая не так далеко от истины, что
«преподаватель отличается от студента только одним – он знает новый материал на одну ночь раньше студента»).
Петя Сидоров (Петр – далее) – Я правильно понял, что вы, Владимир Федорович, мне рекомендуете пойти учиться на преподавателя?
Автор – Можно, Петр, я буду обращаться к тебе на «ты» и по имени?
Петр – Конечно.
Автор – Тогда, чтобы было равенство, и ты ко мне обращайся также на ты и по имени – Владимир.
Итак, по поводу на кого пойти учиться. Об этом мы поговорим в 3 главе. Но в данном случае я не говорю о том, что нужно идти учиться на преподавателя (тем более, что на преподавателя в нашей стране не учат – учат только на учителя в школе, как это ни странно).
Я лишь говорю, на примере обучения менеджменту (так как я специалист по вопросам управления) – что для того, чтобы серьезно овладеть предметом, нужно найти возможность не учиться, а кого-то учить. А формы такого «учения через обучение других» могут быть самые разные. Мы об этом еще поговорим далее.
Однако менеджмент5 – это не только теория, но и обязательная практика. Спрашивается, а можно ли в ходе преподавания получить практический опыт управления? Можно, пускай не в полной мере. Так, многие функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль и др.) можно практически закрепить, если подойти к управлению классом с точки зрения научного управления. Каждое занятие преподаватель планирует, ставит цели, мотивирует своих слушателей, и т. д.
В качестве иллюстрации последней мысли я привожу результаты одного моего исследования на эту тему:
Несомненно, при выборе учебного заведения важную роль играет возможность хорошо устроиться после окончания вуза, что в немалой степени зависит от престижности вуза и полученной специальности.
Однако, все большее значение для принимающих решение о поступлении в вуз приобретает уровень подготовки на конкретном факультете, который может значительно колебаться даже в пределах одного учебного заведения.
Именно этим можно объяснить повышенный интерес к радиофаку ННГУ и переводческому факультету НГЛУ (он не всегда совпадает с конкурсом, т.к. при выборе факультета абитуриент обязательно учитывает свой шанс на поступление). Особый уровень подготовки подчеркивает и Государственный университет «Высшая школа экономики», филиал которой работает в нашем городе.
В свете сказанного, среди факультетов г. Н. Новгорода начинает особо выделяться филологический факультет НГЛУ, студенты которого уже не первый год показывают блестящие результаты на областной олимпиаде7.
Небольшое исследование, проведенное автором с участием студентов отделения международного бизнеса НГЛУ показало, что феномен филологического факультета не случаен и обусловлен в большой мере тремя следующими причинами:
1. Своеобразием учебного плана, «заставляющего» студентов упорно трудиться все пять лет,
2. Высоким уровнем профессионализма преподавательского состава и положительным взаимодействием студентов и преподавателей на данном факультете. (Речь идет не только о преподавателях филологического факультета, но и всех, кто работает с будущими филологами: когда студент желает серьезно изучать предмет, это «поднимает настроение» любого преподавателя).
3. Необычной (с точки зрения обыкновенного студента) студенческой атмосферой, способствующей постоянному стремлению хорошо учиться.
Попробуем проанализировать эти причины с точки зрения современного управления.
По мнению декана, наиболее важной причиной, работающей на особое качество образования филфака НГЛУ, является учебный план, обеспечивающий гармоничный синтез различных дисциплин.
Преподаватели отмечали особое значение второй причины.
А студенты объясняли «феномен филологического факультета», в первую очередь, студенческой атмосферой, которая способствует углубленному изучения сложнейшей образовательной программы филфака.
Более глубокое исследование позволило выяснить следующее.
Действительно, учебный план филфака, обеспечивающий изучение одного иностранного языка (ряд студентов изучают и второй иностранный язык в качестве факультатива), литературы (русской и зарубежной) и русского языка (не говоря об общеобразовательных дисциплинах) необычен. Его освоение возможно лишь при постоянной и достаточно интенсивной работе каждого студента и преподавателей. По сути, именно учебный план заставляет студентов постоянно работать над собой.
С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство разработало для своих подчиненных напряженный, но исполнимый план. Цель ясна и «ведет в светлое будущее».
Итак, цель разработана и поставлена. А как идет работа по реализации этой цели? Вот что нам рассказала одна из преподавателей факультета. Двум достаточно молодым преподавателям декан поставил задачу разработать программу курса, аналога которому скорее всего нет в России. Работая над задачей, этим преподавателям пришлось перерыть массу литературы. При этом им была дана достаточная свобода и в тоже время оговорены конкретные сроки завершения задачи. В ходе работы появилась не только программа но и… два «новых» преподавателя, значительно выросших при выполнении данного задания.
С точки зрения менеджмента это звучит так: подчиненные (в данном случае преподаватели) на факультете мотивированы, в первую очередь, интересом к самой работе. Им поручают сложные задания, заставляющие постоянно развиваться, что создает условия для более полного раскрытия потенциала каждого члена коллектива.
Студенческая атмосфера на факультете – важнейшая составляющая успеха, она обусловлена целым рядом факторов и помимо сложности обучения на факультете. Я не хочу обижать деканов других факультетов, но только от студентов филфака НГЛУ можно услышать такое мнение: «Мы можем зайти в деканат и выпить там чаю». Вы догадываетесь, кто является единственным деканом в ИНЯЗЕ, у кого нет своего кабинета. Может быть частично и по этой причине, все студенты и преподаватели души не чают в своем руководителе.
С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство понимает, что качество производимого на факультете «продукта» зависит от отношения к работе не только преподавателей, но и самих студентов. Неформальные отношения (особо проявляющиеся при подготовке к Дню филфака, когда студенты могут запросто «выгнать» декана из деканата, чтобы там переодеться) и творческая атмосфера, которые царят на факультете, способствуют формированию необычной, по сути «новой генерации» студентов и специалистов.
В заключении приведу высказывание декана Глинских Г. В. по поводу того, какие требования предъявляются к поступающим на факультет: «Мы не можем предъявлять к абитуриентам какие-то особые требования, сверх существующих. Однако, нам конечно хотелось бы видеть среди поступающих людей более раскрепощенных, с творческими способностями в самых разных сферах».
С моей точки зрения, главная причина феномена филфака объясняется просто хорошим менеджментом.
А с точки зрения теории стратегического маркетинга можно сказать, что филологический факультет НГЛУ обладает сегодня долговременными конкурентными преимуществами, которые позволят ему в ближайшие годы расти и развиваться.
А если к этому прибавить еще имидж престижного вуза, каковым считается ИНЯЗ, да еще УТП факультета (УТП – это уникальное торговое предложение организации, которого не могут дать конкуренты) – получение дополнительной специальности «Русский язык как иностранный», то становится понятным, почему сегодня ряд студентов с разных факультетов НГЛУ проявляют неподдельный интерес к филфаку с целью получения второй профессии «РУСИН». Поступившие же на факультет имеют возможность получить за 5 лет обучения по сути целых три специальности, что несомненно расширяет возможности дальнейшего трудоустройства выпускников.
А поскольку статья все-таки про менеджмент, позволю в заключении напомнить, что легендарный менеджер 20 века Ли Якокка отмечал, что его головокружительной карьере особенно помогли приобретенные в учебном заведении умения публично выступать и письменно излагать свои мысли.