Источники права – это способы (или формы) выражения и закрепления норм права, придающие им общеобязательный характер.
Это определение требует пояснения. Дело в том, что для введения в жизнь новых правил нужна специальная процедура. Власти государства не могут просто объявить, что, например, с завтрашнего дня на улицах запрещено курение. Нет, это правило надо как-то выразить (то есть передать словами или сформулировать) и где-то закрепить (желательно в письменным виде). Власти делают это разными способами или в разных формах. Отсюда и определение – «способы (формы) выражения и закрепления…»
Если же упростить, то источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин могут заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно это документ, содержащий общеобязательные правила по определенной теме или ситуации.
Существуют следующие виды источников права:
• нормативные правовые акты (в том числе законы и подзаконные акты);
• международное право (нормы международного права);
• правовые обычаи;
• прецеденты (судебные прецеденты);
• нормативные договоры;
• правовая доктрина (юридическая наука);
• акты высших судов (в России – Конституционного и Верховного);
• священные книги (религиозные нормы);
• принципы права.
Нормативные правовые акты (встречаются под аббревиатурой НПА) – это документы (или письменные акты), изданные государственным органом либо принятые гражданами на референдуме и содержащие нормы права. Обычно содержание нормативного правового акта упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.
Нормативный правовой акт – это главный источник права в большинстве стран. В России не меньше 90 % правил поведения, установленных государством, прописаны именно в нормативных правовых актах.
Нормативные правовые акты делят на две разновидности: законы и подзаконные акты. Начнем с законов. Итак, закон – это нормативный правовой акт, принятый законодательным органом (либо гражданами на референдуме), который обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.
Юридическая сила – это применимость правового акта в определенное время на определенной территории. При этом она может быть выше или ниже по сравнению с другими правовыми актами. Это значит, что акты с более низкой юридической силой не должны противоречить актам с более высокой юридической силой. А если они по каким-то причинам противоречат, то должен применяться акт с более высокой юридической силой.
Соответственно, закон имеет более высокую юридическую силу, нежели подзаконные акты. При этом сами законы тоже отличаются по этому показателю: высшую юридическую силу среди них имеет Конституция РФ, за ней идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), а за ними – федеральные законы (ФЗ).
В названии закона обычно кратко указано, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О полиции», «О Конституционном суде РФ», «Об оружии», «О гражданстве РФ», «Об акционерных обществах», Семейный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.
Принять закон может только парламент страны или сам народ на референдуме. Правда, в России есть только один закон, принятый на референдуме (точнее, на всенародном голосовании в 1993 г.) – Конституция РФ. Все остальные либо приняты парламентом, либо достались нам в наследство от советского времени.
Итак, главный закон страны – Конституция РФ, где изложены основные принципы и правила, по которым устроено наше государство и право. Другое название – «Основной закон». Все остальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции. Подробнее о смысле и предназначении Конституции читайте главу 11 «Конституционное право».
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это особая категория законов, которая имеет более высокую юридическую силу, нежели остальные законы[3]. Принимают их в случаях, прямо предусмотренных Конституцией. В некоторых статьях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или об определенной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом»[4]. Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»). Их общее количество невелико – всего несколько десятков.
ФКЗ может быть принят или изменен только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.
И большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г. законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название, например Закон РФ «О защите прав потребителей».
Важная разновидность законов – кодексы. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные из них: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее у них та же юридическая сила. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить (например, «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»[5]). Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.
Вторая разновидность нормативных правовых актов – это подзаконные акты. Так называют нормативные правовые акты, принятые президентом либо органами исполнительной власти, направленные на развитие и исполнение законов и имеющие меньшую юридическую силу.
Дело в том, что в законе иногда невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит лишь общие и главные предписания. А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие госорганы, то парламент оставляет им возможность конкретизировать все в специальных документах. Эти документы и называются подзаконными актами.
Например, в Уголовном кодексе существует несколько статей о причинении тяжкого, среднего или легкого вреда здоровью. Однако нет пояснения, как именно определяется тяжесть вреда. Чтобы узнать это, надо открыть Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»[6]. И из него можно узнать, что, например, нанесением тяжкого вреда здоровью считается потеря зрения, речи или слуха, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица и некоторые другие ситуации. Так что для правильной квалификации преступления следует ознакомиться не только с Уголовным кодексом, но и с подзаконными актами, которые дополняют и уточняют его.
Таким образом, подзаконные акты принимаются государственными органами на основе законов и для их исполнения.
Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов. Самый важный у нас – президент, чуть менее важный орган власти – правительство, ниже правительства – министерства и ведомства.
Итак, особо важные вопросы доверяют решать президенту – так появляются указы президента (иногда – распоряжения президента). Например, в ФЗ «О гражданстве РФ» сказано, что «Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»[7]. В соответствии с этой нормой издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»[8], где расписана вся эта процедура. И если закон лишь перечисляет требования, которые должен соблюсти человек, желающий получить гражданство (например, владение русским языком и наличие законного источника средств к существованию), то указ поясняет, какими документами можно подтвердить соблюдение данных требований и куда и как нужно подавать эти документы для получения российского паспорта.
Для регулирования менее важных вопросов, но таких, где требуется согласовать мнения разных министерств, издается постановление правительства. Скажем, ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорит, что «порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством РФ» (ст. 27 ч. 3). Видимо, такая норма появилась из-за того, что здесь нужно учесть позиции МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов. В результате вышло Постановление Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами»[9]. В нем перечислены виды водительских удостоверений, порядок сдачи экзаменов и выдачи документов.
Если же для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт. Так и возникают приказы министерств и ведомств. Например, ФЗ «Об образовании в РФ» только в самых общих чертах перечисляет принципы проведения Единого государственного экзамена. Одновременно он дает министерствам и ведомствам, отвечающим за образование, полномочия самим прописать конкретный порядок и форму ЕГЭ[10]. А уже эти органы выпустили ряд документов на эту тему, например совместный приказ Минпросвещения и Рособрнадзора «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»[11].
Итак, повторю основную идею. В законах прописывают общие принципы и положения. Иногда их достаточно, чтобы урегулировать общественные отношения. Но часто необходимы подзаконные акты, которые будут конкретизировать правила, упомянутые в законе. Это могут быть указы и распоряжения президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств.
Если же расположить все виды нормативных правовых актов в порядке убывания юридической силы, это будет выглядеть так:
1) законы:
А) Конституция РФ;
Б) федеральные конституционные законы (ФКЗ);
В) федеральные законы (ФЗ);
2) подзаконные акты:
А) указы и распоряжения Президента РФ;
Б) постановления Правительства РФ;
В) приказы министерств и ведомств.
Соответственно, те нормативные правовые акты, которые находятся в этом перечне ниже, не должны противоречить тем актам, которые находятся выше.
В общих чертах появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту – Федеральному Собранию – предлагают рассмотреть проект закона (законопроект). Это называется внесением законопроекта. Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. Вносят законопроект в Государственную Думу (нижнюю палату Федерального Собрания). После этого законопроект должен пройти в Госдуме три чтения, то есть три голосования, на разных этапах которого в текст еще можно внести поправки.
Если Государственная Дума в трех чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации (верхней палате Федерального Собрания). Иногда Совет Федерации обязан высказать мнение о законопроекте, но в большинстве случаев он может выбирать, голосовать или нет. Если Совет Федерации проголосовал «за» или проигнорировал законопроект, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, законопроект становится законом.
Если же Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его (наложил вето), Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние 20 лет такого не происходило – либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за то, что отверг президент.
После принятия текст закона публикуют в «Российской газете» (официальном печатном издании Правительства) и на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, и с ним могут ознакомиться все желающие. Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации[12], либо с того момента, который указан в нем самом (например, «настоящий закон вступает в силу с 1 января 2020 года»).
У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств и передают на подпись своему руководителю. Тот подписывает документ, а затем подзаконный акт передают в Министерство юстиции РФ для регистрации. После этого документ нужно опубликовать в «Российской газете», и в течение десяти дней он тоже вступит в силу.
Изменения в нормативные правовые акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ», где прописывает, что в Налоговом кодексе в такой-то статье нужно убрать два лишних слова, еще одно слово заменить на другое, а какую-то статью изложить по-новому. Аналогичным образом госорганы издают подзаконные акты об изменении действующих подзаконных актов.
Иногда изменений накапливается слишком много или нормативный правовой акт радикально устаревает. Тогда проще принять новый документ, чем переписывать старый. Скажем, с 1 января 1997 г. в России начал действовать новый Уголовный кодекс. По этому поводу в 1996 г. был принят ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», где, в частности, было указано, что Уголовный кодекс РСФСР утратит силу с 1 января 1997 г.
Граница между законом и подзаконным актом
Нет четкой границы между тем, что должно быть в законе, а что – в подзаконном акте. Иногда одни и те же вещи регулируют то законом, то подзаконным актом, то вообще каким-то другим источником права. Так, например, произошло с техническими регламентами. Эти документы устанавливают обязательные требования к некоторым товарам и процессам производства.
Порядок принятия регламентов указан в ФЗ «О техническом регулировании». Когда в 2002 г. принимали закон, там в ч. 1 ст. 9 прописали, что «технический регламент принимается федеральным законом». Конечно, в самой Госдуме не собирались их писать, а перепоручили все экспертам из правительства. Но депутаты посчитали, что все равно должны изучать новые регламенты и решать, стоит их принимать или нет.
В 2007 г. депутаты решили отдать этот вопрос на усмотрение правительства. Формулировку в законе поменяли: «Технический регламент… принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ». После этого технические регламенты утверждало в основном российское правительство.
А в 2011 г., когда был создан Таможенный союз, в законе указали: «Технический регламент может быть принят международным договором РФ». После этого технические регламенты стали разрабатывать совместно Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны Таможенного союза (позже – Евразийского экономического союза). Таким образом, теперь технические регламенты основаны на нормах международного права.
Нормативные правовые акты регионов
Поскольку Россия – это федеративное государство, то законы и подзаконные акты у нас существуют не только на общегосударственном уровне, но и на региональном.
В частности, региональные парламенты могут принимать региональные законы. Во-первых, у каждого российского региона есть своя конституция или устав (например, Конституция Республики Карелия или Устав Вологодской области), где описаны способы формирования и полномочия региональных органов власти.
Во-вторых, власти регионов могут сами заниматься некоторыми второстепенными вопросами. Соответственно, там тоже появляются свои законы и кодексы: например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Социальный кодекс Ярославской области, закон Амурской области «О Правительстве Амурской области», закон Приморского края «О транспортном налоге» и другие.
В-третьих, в российских регионах есть свои подзаконные акты, которые принимают для исполнения региональных законов: указы глав регионов, постановления региональных администраций, приказы региональных министерств и департаментов.
Таким образом, в каждом российском регионе есть своя система законодательства, которая по форме похожа на федеральную, но регулирует намного меньшее количество вопросов.
Международное право – это совокупность правил, о которых договорились между собой два и более государства. Делают они это при помощи международных договоров, носящих разные названия. Это может быть как просто «договор», так и «пакт», «декларация», «конвенция» и т. д. Вот некоторые важнейшие международные договоры, которые подписывали российские власти:
• Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.;
• Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г.;
• Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г.;
• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
• Венская конвенция о дорожном движении 1968 г.;
• Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.;
• Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Также существуют многочисленные договоры о безвизовом режиме между Россией и другими странами, договоры об избежании двойного налогообложения, договоры о правовой помощи (в том числе о выдаче преступников) и многие другие.
Чтобы понять практическое значение международного права, возьмем Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 г. Страны, подписавшие ее, договорились, что установят более или менее единые правила дорожного движения и требования к автомобилистам. Благодаря этому граждане России, имеющие водительское удостоверение, могут ездить на автомобиле в других странах, подписавших конвенцию, а граждане этих стран, в свою очередь, могут ездить по нашей стране.
Процесс принятия международного договора выглядит следующим образом: дипломаты ведут переговоры со своими коллегами из других стран и согласовывают текст документа, а потом парламенты этих стран ратифицируют его. Ратификация международного договора выглядит примерно так же, как принятие закона. То есть представители народа, избранные в парламент, голосуют, и если большинство выступает «за», то международный договор и его нормы начинают действовать внутри страны и становятся обязательными для российского руководства и граждан. В случае необходимости действие международного договора можно прекратить в том же порядке, в каком он был принят – то есть проголосовать за это в парламенте. Данный порядок прописан в ФЗ «О международных договорах РФ» и применяется в отношении всех важных международных договоров, которые заключает наша страна.
Нормы международного права обычно имеют приоритет перед внутренним законодательством. Иначе говоря, если Россия присоединилась к международному договору, она обязана его соблюдать, что бы ни было написано в других российских источниках права. И если российский закон говорит одно, а международный договор, подписанный Россией, – другое, должна применяться норма международного договора.
Правовые обычаи – это правила, которые сложились в результате многократного применения и одобрены государством в качестве источника права. В древние времена, когда государство и право были не очень развиты, обычаи регулировали почти все сферы общественной жизни. Тот период существования права в научной литературе обозначают как «обычное право». «Обычное» здесь означает «основанное на обычае», а не что-то противоположное «необычному».
Однако и сегодня обычаи играют важную роль, поскольку законы не могут учесть все детали и аспекты современной жизни. Например, обычаи важны в бизнесе и вообще в сфере имущественного оборота между гражданами (купля-продажа, услуги, аренда и т. д.). По закону люди должны исполнять свои обязательства «в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями»[13].
Таким образом, обычай имеет вспомогательное значение и применяется в том случае, если текст закона или договора не помогает разрешить правовой спор.
Например, вы записали в договоре, что за поставку какого-то товара ваш партнер должен вам «120 000 (двести тысяч) рублей». То есть получилась ошибка: цифрами написано одно, а прописью – другое. Каждый участник договора трактует это положение в свою пользу. Но если спор дойдет до суда, тот, скорее всего, примет решение исходя из следующего обычая – если в договоре сумма указана и цифрами, и прописью, то в случае расхождения приоритет имеет пропись: «Суды верно отметили, что преимущественное значение сумм и чисел, указанных прописью в договоре, над теми же значениями, указанными в цифрах, является общеизвестным и широко применяемым обычаем»[14]. Данное правило основано на здравом смысле (ведь слова сложнее подделать, чем цифры), однако ни в одном законе такого правила нет. Тем не менее для суда это не является помехой – как видите, он просто признает такое правило обычаем.
Важно знать, что обычай может быть использован как источник права только в гражданско-правовых спорах. В уголовных и административных делах его применять нельзя.
Судебные прецеденты – это решения судов по конкретным делам, которыми другие суды впоследствии обязаны руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел. В переводе с латыни «прецедент» означает «предшествующий».
Такой способ решения дел возник в Англии при решении имущественных споров. В XI в. там была создана единая судебная система. Судьи в разных уголках страны разбирали споры между людьми на основании обычаев, королевских указов и здравого смысла. Если одна из сторон была недовольна решением, она подавала жалобу в вышестоящие суды в Лондоне, а те уже решали – правильное это было решение или нет, и подробно обосновывали свое мнение.
Такое решение вышестоящего суда с подробным обоснованием и называется прецедентом. В последующем при рассмотрении аналогичных дел нижестоящие суды обязаны были учитывать эти обоснования вышестоящих судов.
Такая практика продолжалась столетиями, в результате чего у англичан появилась своя оригинальная система, где главным источником права стали прецеденты. В то время как в других странах Европы писали подробные законы, в Англии большинство этих вопросов регулировалось решениями судов. Так происходит и по сей день. И если французский, немецкий или российский юрист при столкновении с правовым вопросом смотрит прежде всего на закон, то английский – на прецеденты по этому поводу.
Система прецедентного права пришла в английские колонии и сегодня действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах.
Одна из самых известных в мире правовых норм возникла благодаря прецеденту. Речь о так называемом правиле Миранды, по которому в США полицейские при задержании говорят предполагаемому преступнику: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде. Вы имеете право на адвоката…» и т. д.
Случилось это благодаря судебному процессу, начавшемуся в 1963 г. Тогда Эрнесто Миранда, житель штата Аризона, был арестован по обвинению в похищении и изнасиловании. После нескольких часов допроса без адвоката Миранда признался, после чего суд признал его виновным и приговорил к тюремному сроку. Адвокат Миранды обжаловал решение и дошел в итоге до Верховного суда США.
Судьи Верховного суда США, рассмотрев дело, отменили решение аризонского суда, поскольку решили, что действия полицейских не соответствовали американской конституции. В ней, среди прочего, сказано, что «никто не должен принуждаться в уголовном деле свидетельствовать против самого себя»[15]. Судьи решили, что раз это право записано в главном законе страны, о нем необходимо извещать всех задержанных: «Перед допросом подозреваемый должен быть ясно и недвусмысленно уведомлен о своем праве на молчание и том, что все сказанное может быть использовано против него в суде»[16].
И поскольку в Америке прецедентная система, данное решение стало обязательным для всех американских судей и полицейских. Теперь ни один американский суд не примет признательные показания подсудимого, если полицейские не докажут, что предупредили его перед допросом о праве хранить молчание (например, при помощи видеозаписи или заявления с подписью подсудимого). В свою очередь, полицейские, зная, что суд не примет признание без таких доказательств, стали предупреждать задержанных об их правах.
В России с прецедентами сложилась запутанная ситуация. С одной стороны, прецеденты у нас официально не считаются источниками права, с другой стороны, фактически они действуют и играют важную роль. Законы в нашей стране часто неясные, туманные и чересчур абстрактные, не поспевают за жизнью и оставляют после прочтения много вопросов. Так что российские вышестоящие суды, рассматривая жалобы на решения нижестоящих, все равно восполняют пробелы в законе и толкуют его неясности. А нижестоящие суды впоследствии стараются следовать этим решениям. Но, повторюсь, формально прецедент не является источником права и не упомянут ни в одном российском законе.
Нормативные договоры (они же договоры нормативного содержания) – редкий источник права. Настолько редкий, что большинство юристов никогда с ним не сталкивались. Нормативным договором называют соглашение двух и более субъектов государственной власти об установлении, изменении или отмене норм права. Например, такое соглашение могут заключить субъекты федерации (регионы) внутри одного государства или федеративное государство с субъектами федерации.
В частности, в начале 1990-х годов, до принятия Конституции РФ, в нашей стране появилось несколько договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Все они были включены в так называемый Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Среди прочего, там было сказано, что статус и защита государственной границы, уголовное и гражданское законодательство относятся к ведению федерального центра (и регионы в решении этих вопросов вообще не участвуют), а, например, природопользование, административное и трудовое законодательство – в совместном ведении федерального центра и регионов.
Позже эти вопросы были прописаны в Конституции РФ, принятой в 1993 г., так что Федеративный договор утратил значение. Но все же такой вид источников права существует, и про него стоит знать.
Правовая доктрина – это правила и принципы, заимствованные из юридической науки. «Доктрина» в переводе с латыни означает «учение, наука».
В России и большинстве других стран научные труды официально не являются источником права, однако судьи все равно иногда обращаются к мнению авторитетных ученых. Это касается случаев, когда другие источники права ничего не говорят об определенной ситуации.
Например, Гражданский кодекс РФ предписывает в ряде случаев взыскивать моральный ущерб, а как рассчитывать его размер – не говорит. Точнее, говорит, но очень расплывчато: «Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда»[17]. В результате судьи стали назначать суммы морального вреда так, как им вздумается, оценивая нравственные страдания где-то в тысячу рублей, а где-то в миллион.
Профессор МГЮА им. Кутафина Александр Эрделевский в своей монографии «Компенсация морального вреда» предложил свою методику определения размера компенсации морального вреда. И суды уже несколько раз применяли ее на практике: «Определяя размер компенсации морального вреда, суд применил методику Эрделевского А. М., приняв во внимание степень нравственных и физических страданий истца. Данные исчисления размера компенсации морального вреда не противоречат требованиям закона»[18].
В России действует два высших (главных) суда: Верховный и Конституционный. Подробнее об их деятельности рассказано в главе 8 «Российские суды». Они принимают много разных правовых актов, но здесь я расскажу только о тех, которые играют роль источников права.
Начнем с Конституционного суда. Выше я уже писал, что российские законы должны соответствовать российской Конституции (поскольку та имеет высшую юридическую силу). На Конституционный суд возложена задача решать, противоречат нормы какого-либо закона Конституции РФ или нет. Свои решения он облекает в форму постановлений Конституционного суда.
Данные постановления можно считать источником права. Дело в том, что если Конституционный суд признает, что норма противоречит Конституции РФ, то суды воздерживаются от ее применения. Конечно, позже парламент, скорее всего, и так исключит эту норму из закона, чтобы не было противоречий. Но даже до этого момента она перестанет действовать вследствие издания постановления Конституционного суда РФ. И получается, что постановление Конституционного суда, признающее неконституционность нормы права, имеет бóльшую юридическую силу, нежели закон с этой нормой. Правда, постановление не создает новые правовые нормы, а лишь отменяет действующие, однако это тоже важная функция, играющая существенную роль в регулировании общественных отношений.
Что касается Верховного суда, то он выносит судебные решения по самым разным делам, а также издает ряд документов, которые тоже можно условно отнести к источникам права.
Прежде всего, Верховный суд выполняет функции, схожие с Конституционным, но на уровне подзаконных актов. Как я уже писал, законы должны соответствовать Конституции, а подзаконные акты – законам. И если охраной первого правила занимается Конституционный суд, то охраной второго – Верховный суд. Соответственно, когда Верховный суд признает, что правило из подзаконного акта противоречит закону, то его тоже не должны применять.
Например, в России до 2011 г. действовало правило, по которому иностранец, уезжая из страны, отдавал отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет (в просторечии «регистрацию») человеку, который предоставлял ему жилье, а тот должен был отправить ее в Федеральную миграционную службу. Такой порядок был установлен постановлением правительства и вызвал целую волну штрафов: с людей, не знавших, что «регистрацию» нужно куда-то отправлять, взыскивали по 2–4 тыс. руб.
Однако позже кто-то подал жалобу в Верховный суд, и тот в июле 2011 г. признал, что это правило не соответствует закону: «Действующая редакция статьи 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» не предусматривает также обязанность принимающей стороны направлять в соответствующий орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. При таких обстоятельствах подпункт «а» пункта 37 и пункт 39 Правил не могут быть признаны законными, поскольку противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу»[19].
Кроме того, Верховный суд занимается толкованием законов и дает рекомендации нижестоящим судам. Для этого он выпускает два вида документов. В постановлениях пленума Верховный суд разбирает моменты, по которым могут возникнуть недопонимания и разночтения в законе. Каждый такой документ обычно посвящен одной теме: назначению уголовного наказания, коррупционным преступлениям, добровольному имущественному страхованию и т. д. А обзор судебной практики Верховного суда – это разбор решений нижестоящих судов с указанием того, какое из них лучше соответствует закону и почему. Иногда обзор практики тоже посвящен какой-то конкретной теме, иногда он просто обобщает наиболее важные решения за истекший период (например, «Обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 года»).
Подобные акты вызывают ассоциации с судебными прецедентами: ведь это тоже акты вышестоящего суда, которыми руководствуются нижестоящие. Разница состоит в том, что если прецедент – это судебное решение по конкретному спору, то в постановлениях пленума и обзорах судебной практики Верховный суд не принимает решение, а просто дает рекомендации, как понимать какие-либо правовые нормы.
Государство вполне может признать священные книги или отдельные религиозные нормы официальным источником права. Например, в Российской империи некоторые вопросы семейного права регулировались религиозными нормами: заключение брака между православными происходило по правилам, установленным Русской православной церковью, между мусульманами – согласно нормам ислама и т. д.
Сегодня влияние религиозных норм в наибольшей степени заметно в исламских странах. Скажем, в Иране некоторые правовые нормы напрямую заимствованы из Корана (например, запрет на употребление вина и обязанность женщин покрывать голову платком).
Впрочем, не во всех странах с мусульманским населением религиозные нормы имеют такое же значение. Больше всего на них ориентированы Иран и Саудовская Аравия. Но, например, в Турции уже около ста лет законодательство построено исключительно на светских началах, и религиозные нормы не играют в нем роли. То же касается республик бывшего СССР (Казахстан, Азербайджан, Киргизия). Так что в современном мире это уже экзотичный источник права.
Принципы права – это основополагающие идеи добра, справедливости и разумности, известные правовой науке еще со времен Древнего Рима. Большинство из них, впрочем, и так закреплены в законе, в частности, принципы «нельзя дважды предъявлять иск по одному и тому же делу», «пусть будут выслушаны обе стороны», принцип презумпции невиновности (человек считается невиновным, пока его вина не доказана) и другие.
Также существуют принципы, которые нигде не прописаны, но активно применяются судами. Например, старый принцип римского права lex specialis derogat legi generali («специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон») – он означает, что норма, регулирующая специальный вопрос, имеет приоритет над нормой, регулирующей общий вопрос.
Впрочем, это даже не столько правовой принцип, сколько требование здравого смысла. Логично, что если у нас есть правило, касающееся конкретной ситуации, оно имеет приоритет над более общим правилом. Возьмем такую норму – в России «общий срок исковой давности составляет три года» (ст. 196 ГК РФ). Это означает, что если кто-то нарушит ваши права, у вас есть три года, чтобы обратиться в суд. Одновременно существует норма, по которой «срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год» (ч. 3 ст. 797 ГК РФ).
Казалось бы, эти правила вступают в противоречие. Но понятно, что перевозка груза – это более конкретная ситуация, поэтому и правила, касающиеся этой ситуации, должны быть применены в первую очередь. Соответственно, если транспортная компания повредила или потеряла ваш груз при перевозке, то в суд вы можете обратиться в течение одного года, а не трех лет.
1. Если ФЗ «Об образовании в РФ» будет противоречить Указу Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ», то какой из этих актов должен применяться? Почему?
Ответ: ___________________________
2. Укажите правильный порядок принятия закона:
1) подписание закона Президентом РФ;
2) принятие закона Государственной Думой РФ;
3) публикация текста закона в «Российской газете» и на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru;
4) одобрение закона Советом Федерации.
Ответ: ___________________________
3. Могут ли органы власти в России придумать свой дизайн дорожных знаков и свои правила дорожного движения, отличающиеся от европейских? Что им сперва нужно сделать, прежде чем они начнут делать подобные изменения?
Ответ: ___________________________
4. Представьте, что вы в договоре указали, что оплата производится в долларах по курсу ЦБ на день расчетов. Вы предполагали, что речь идет о долларах США, однако ваш партнер расплатился с вами так, будто речь шла о канадских долларах. Если спор дойдет до суда, на что вы можете сослаться в обоснование своей правоты?
Ответ: ___________________________
5. Британский Закон о кражах 1968 г. (1968 Theft Act) вводит более жесткое наказание за кражу со взломом. Таковой считается кража, совершенная с «проникновением в здание». В деле взломщика Брауна обвиняемый разбил витрину магазина и просунул верхнюю половину своего тела в отверстие, роясь внутри магазина, чтобы украсть товары. Суд первой инстанции осудил его за кражу со взломом, после чего Браун подал апелляцию, утверждая, что его нельзя обвинять в данном преступлении, поскольку он фактически не входил внутрь. Однако Апелляционный суд Англии и Уэльса постановил, что человек может быть признан проникнувшим в здание, если находится достаточно близко, чтобы иметь возможность что-то вынести из него[20]. Должны ли английские суды в последующем истолковывать схожие ситуации именно таким образом?
1) Да.
2) Нет.
Ответ: ___________________________
6. Может ли судья при вынесении решения применить принципы, заимствованные из юридической науки, если они противоречат действующему законодательству?
1) Да.
2) Нет.
Ответ: ___________________________
7. Можно ли правовой обычай применять при вынесении приговора по уголовному делу?
1) Да.
2) Нет.
Ответ: ___________________________
8. Как вы думаете, почему в юридической науке деятельность Конституционного суда иногда называют негативным нормотворчеством?
Ответ: ___________________________
9. В Законе РФ «О защите прав потребителей» прописана неустойка за нарушение договора о выполнении работ или оказании услуг – 3 % от цены договора за каждый день просрочки. При этом существует Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», который регулирует вопросы строительства многоквартирных домов на деньги граждан. Схема похожа на выполнение работ – люди платят деньги строительной компании, та строит на эти деньги дом и после окончания строительства передает его клиентам. Если строительная компания сдала дом позже, чем написано в договоре, то гражданам положена уже другая неустойка – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора за каждый день просрочки (ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об участии в долевом строительстве…»).
Если строительная компания нарушит сроки строительства дома, то норма какого закона должна быть применена к данной ситуации?
Ответ: ___________________________
10. Укажите название соответствующего источника права:
А) Решение суда, которое применяют при разрешении схожих дел.
Б) Правило, которое появилось в результате многократного применения и которому государство придало обязательный характер.
В) Юридическая наука.
Г) Правила, прописанные в договорах, заключенных между двумя и более государствами.
1) Нормы международного права.
2) Прецедент.
3) Правовой обычай.
4) Правовая доктрина.
Ответ: