Книга, которую вы, уважаемый читатель, держите в руках, – долгожданная, трудовая, знаменательная.
Долгожданная – потому что после выхода в 2018 г. на русском языке «Корпоративного племени»[1] – первой книги по корпоративной антропологии (в 2016 г. она была признана в Нидерландах «Книгой года по менеджменту») мы многое сделали для развития темы корпоративной антропологии в России. И в процессе проб у нас и у наших клиентов возник запрос на понимание практик культурной трансформации.
«Мы» – это голландская часть нашего партнерства: один из авторов книги – Итске Крамер, руководитель компании Human Dimensions, глубокая и искрометная Итске, уже несколько раз побывавшая в России за последние три года. И «мы» – российская часть партнерства: компания «Тренинг-Бутик». Компания, которая с 2008 года разрабатывает и реализует системные проекты по трансформации корпоративной культуры – как вместе с клиентами, так и в своей компании (смеем надеяться, что мы «сапожники с сапогами»).
Почему корпоративная антропология? Имея большой опыт системного описания и измерения корпоративной культуры[2], мы постоянно сталкивались с тем, что феноменологический уровень исследования корпоративной культуры – наблюдения и описания – не менее (а порой более) важен, чем любая типология или таблица с данными измерений. Одна деталь, например жестко затянутый узел галстука у первого лица и всех сотрудников мужского пола в компании, может сказать о ее культуре больше, чем все количественные данные, вместе взятые. И этим искусством «видеть паттерны» лучше всех в мире владеют именно культурные антропологи, уже двести лет изучающие жизнь племен на всей планете. Их современное продолжение – антропологи корпоративные, привносящие эти компетенции в жизнь организаций (в американских источниках можно встретить вариант «бизнес-антропология», включающий методы работы с субкультурами как сотрудников, так и потребителей).
И вот, достигнув определенного искусства в наблюдении и интерпретации, мы вместе с нашими клиентами все чаще задавались вопросом: а как? Как перейти от фазы погружения в культуру и ее описания к фазе трансформации? Какие практики – а культура живет и проявляет себя через практики и привычки – помогают компаниям «прочищать трубы» и «жить в переходе» (лиминальной фазе)? Сегодня на российском рынке уже созрел запрос на практики работы с пространствами, ритмами, встречами, расставаниями, символами и историями. Фокус внимания смещается с концепций на ежедневную практику, позволяет интегрировать исследование и трансформацию.
Эта книга отвечает на вопрос о корпоративно-антропологическом инструментарии трансформации: как изменить культуру компании? Как это сделать через практики совместности (со-в-местности)?
Книга эта – трудовая: русский перевод ее вновь опережает английскую версию. Мы благодарны издательству «Альпина» за принятый вызов: перевод с голландского. Задача оказалась нелегкой, результат – перед вами.
В процессе издания книги мы успели бóльшую часть практик, изложенных в ней, проверить на себе (то есть на компании «Тренинг-Бутик»). И можем ответственно сказать: это работает. В формате костровых практик мы обсуждаем важнейшие для компании проекты. Мы на собственном примере прочувствовали, что каждая из них требует адаптации. Как перейти из обыденного времени в волшебное, где возможен честный глубокий разговор? Как выбрать для обсуждения вождя, если за проект отвечает команда?
Теперь ваша очередь. Что из предложенных практик подойдет для вашей компании? Каков будет сценарий костра для конкретной ситуации? Мы будем рады любой обратной связи о том, как эти практики сработали для вас (пишите нам на aa@tboutique.ru). А мы будем рады поделиться международным и российским опытом организации и проведения разговоров у костра.
Книга эта – знаменательная. Она знаменует собой эпоху разговоров у костра. Таких близких и понятных нашей культуре. Таких востребованных: дефицит искренних и уважительных разговоров в российских компаниях огромен. Совещания в российских компаниях слишком часто превращаются в одностороннее «вещание» выступающего. В этой книге вы найдете девять конкретных техник с опорой на вековой опыт культуры: принятие решений с учетом мнения меньшинства, взаимоотношения с конкурентами и клиентами, практики работы с изменениями, инновациями и конфликтами, принесение извинений за собственные ошибки и прощание с важными людьми.
Мы благодарим наших голландских партнеров за вклад в развитие российского кадрового рынка, издательство – за развитие темы корпоративной антропологии, сотрудников и клиентов «Тренинг-Бутика» – за внимание к культурному коду своих компаний и готовность быть пионерами в становлении нового для России направления.
И вас, уважаемый читатель, за то, что вы открыли эту книгу и прочитали предисловие до конца.
Наш разговор у костра начинается…