Введение Учитесь преуспевать

«В самом учении – безмерная награда».

УИЛЬЯМ ХЭЗЛИТТ

Начав работу над новым изданием этой книги, я не знал, сколько поправок предстоит внести. Изменили ли современные технологии – от интерактивных досок и смартфонов до миллионов приложений и триллионов веб-сайтов – сферу образования настолько, что большинство из моих советов и техник, о которых я рассказывал ранее, сегодня уже не актуальны?

Размышления о всех технических новинках последнего десятилетия побудили меня пересмотреть темы, к которым я обращался в этой книге. Не существует ли сегодня более простых и эффективных методов выполнения вековых задач, все так же стоящих перед современным учеником? Не появились ли новые сложности, на которые стоит обратить внимание? Не устарели ли те рекомендации и инструменты, о которых я писал?

С радостью сообщаю вам: так как, согласно Мишелю де Монтеню, «человек должен постоянно учиться», чтобы преуспеть в этом деле, современному человеку необходимо освоить все тот же базовый набор навыков обучения. А вот спектр наиболее эффективных способов их освоения за последние годы значительно расширился и развился, особенно в области инструментария. Поэтому в данном издании книги «Как учиться» вы по-прежнему найдете подсказки, советы и техники для чтения, понимания и запоминания того, о чем читаете; для ведения записей во время занятий, конспектирования учебников и онлайн-материалов; для подготовки и прохождения разного рода экзаменов; для проведения исследований, составления устных докладов и написания значимых научных работ; для организации своего учебного расписания так, чтобы получать максимальный результат в короткие сроки. Помимо этого, важное значение имеют некоторые другие навыки, на первый взгляд никак не связанные с обучением, а также определенные шаги, которые вам следует предпринимать с самого начала. О них речь пойдет в первую очередь.

Начните

«Учение без размышления бесполезно. Размышление без учения опасно».

КОНФУЦИЙ

Развивать полезные в учебе навыки – все равно что бежать с друзьями наперегонки: прежде чем объявить победителя, следует определиться с тем, что считается финишем. Иными словами, как вы собираетесь измерять степень владения этими навыками? Что будет хорошим результатом, а что плохим?

Более того, вы не сможете даже начать эту гонку, пока не определитесь с линией старта – что особенно сложно, если каждый видит ее по-своему.

Глава 1 начинается с подробного рассмотрения навыков обучения и разъяснения, как они могут и должны функционировать в вашей жизни. После этого возможно определить, где проходит ваша линия старта.

Из Главы 2 вы узнаете о том, как важно выбрать, где, как и когда учиться, и начнете создавать среду, идеально подходящую вам для учебы.

Формирование правильных привычек – не волшебный эликсир. Если вы не сильны в математике и естественных науках, книга «Как учиться» не сделает из вас нобелевского лауреата по физике, даже если выучите ее наизусть. Людей, талантливых во всем, не существует, однако у каждого есть сильные стороны. Вы сможете определиться с тем, что вам нравится и не нравится, и с тем, что получается лучше, а что хуже.

Глава 2 также освещает различные «мелочи», связанные с уравнением успешного обучения: обстановка дома, ваше отношение, мотивация. Если вы преданы поставленной задаче и мотивированы на достижение определенной цели, будет проще справиться с другими факторами, влияющими на привычки в обучении. Вера в этику образования – ключ к успеху.

Наконец, для уверенного старта вам понадобится овладение еще несколькими важными составляющими любого процесса обучения. К ним относятся способность «читать» преподавателя, разрабатывать инструкции, работа над собственным перфекционизмом и гибкостью.

Читайте и осмысляйте

Глава 3 посвящена двум базовым навыкам, без которых процесс обучения представить попросту невозможно – это чтение и осмысление. Не имеет значение то, как мастерски вы научились делать конспекты, как усердно готовитесь к экзаменам, насколько хорошо знакомы с библиотекой и умеете искать информацию онлайн, – если вы читаете невнимательно (или мало), не понимаете или не запоминаете прочитанного, проблемы с учебой обеспечены.

Большинство учится читать в детстве, но если с этим навыком у вас до сих пор возникают проблемы, пришло время наверстать упущенное!

Развивайте свою память

В Главе 4 я вновь осветил рекомендации, упражнения и техники развития памяти, которые уже приводил в прошлых изданиях. Это сделано с целью сохранить необходимый объем книги, однако я считаю, что навыки запоминания чисел и длинных списков, а также составления рассказов на основе ассоциаций слишком важны, и их не следует оставлять за бортом. Кроме того, в эту главу я включил некоторую информацию, ранее находившуюся в Главе 3, в частности, о том, как запомнить больше из прочитанного.

Не тратьте время попусту

Чтобы добиться значимых результатов, большинству из вас необходимо учиться не упорнее, а разумнее. А это подразумевает умение распоряжаться своим временем с умом, чтобы, тратя на учебу те же два, три или четыре часа, успевать делать в два, три или четыре раза больше. В Главе 5 вы найдете несколько простых, легких в использовании и при этом мощных инструментов организации и управления своим временем, благодаря которым никогда не собьетесь с графика и будете все успевать.

Станьте лучшими в классе

В Главе 6 мы поговорим о том, с чем, вне зависимости от возраста, сталкивался каждый учебный класс. Я объясню, как делать записи во время уроков, постараюсь вдохновить вас на активное участие в обсуждениях и научу извлекать из лекций гораздо больше пользы.

Напишите идеальную научную работу

В первых изданиях этой книги можно найти главу, посвященную тому, как пользоваться библиотекой. Позже я заменил ее главой о поиске информации, чтобы включить в рассмотрение куда более популярный сегодня источник данных – интернет. За этой небольшой главой следовала другая, гораздо более объемная, в которой описывались все остальные этапы создания великолепного эссе, курсовой работы или устного доклада.

Для данного издания я реструктурировал эти главы, так что теперь они примерно равны по длине. Глава 7 освещает подготовительные шаги, необходимые для написания любой работы, от выбора темы и обозначения общей схемы до формулирования исходных тезисов, выработки детального плана и поиска информации как в библиотеке, так и онлайн.

Я оставил краткое описание двух основных библиотечных систем классификации – десятичной классификации Дьюи и классификации Библиотеки конгресса США, – а также советы, как эффективно искать в интернете информацию, не застревая на часы в бесцельном блуждании по ссылкам.

Предполагая, что большая часть самого вашего исследования (если не все целиком) уже выполнена, в Главе 8 мы займемся тем, что осталось, а именно организацией его письменного оформления: созданием первого черновика, переписыванием, вычиткой, оформлением сносок, приложениями и библиографией. Кроме того, из этой главы вы узнаете о ключевых отличиях написания работы от ее устной презентации.

Сдайте экзамены на отлично

Глава 9 посвящена тому, как стоит и как не стоит готовиться к проверке знаний, в том числе к еженедельным тестам, семестровым контрольным и итоговым экзаменам. Я расскажу о том, почему бесполезно зубрить в последнюю минуту (и о том, как лучше всего это делать, если – какой позор! – все же придется), о том, как готовиться и сдавать разного рода тестовые задания (с вариантами ответов, альтернативные, с возможностью использования справочной литературы и т. д.), о том, как развить ваши способности угадывать правильный ответ и даже о том, на какие вопросы стоит отвечать в первую очередь, а какие оставить на потом.

Разумно ли вы учитесь?

Книга «Как учиться» – наиболее полный гид по миру обучения из когда-либо написанных. В ней содержатся пошаговые инструкции, следуя которым каждый сможет развить и углубить свои способности получения новых знаний.

Если вы учитесь в университете, эта книга спасет вам жизнь.

Если вы заканчиваете школу и собираетесь поступать в вуз, эта книга поможет отточить навыки обучения.

Если в вуз вы не собираетесь – наоборот, хотите скорее забыть об уроках и дождаться не можете, когда наконец закончите школу, – эта книга все равно пригодится.

Ну а если вам предстоит сесть за парту после длительного перерыва, незаменимые рекомендации и практические советы, которые вы найдете в этой книге, значительно облегчат возвращение.

Ваши успехи в учебе оставляют желать лучшего? На самом деле то, на сколько вы умны, не самое главное. Куда важнее то, как вы подходите к процессу обучения. За исключением порядка двух процентов людей, которых называют «одаренными от природы», книга «Как учиться» поможет всем учащимся, независимо от возраста и способностей.

Прочитав эту книгу вы подтянетесь по всем предметам и исправите свои неудовлетворительные оценки. Тем из вас, чьи навыки обучения когда-то были неплохими, но забылись со временем, «Как учиться» поможет освежить память. И даже наши «одаренные» два процента – я совершенно в этом уверен – найдут многие описанные на страницах книги техники полезными для себя.

Так для кого же эта книга?

Изначально я писал «Как учиться» для старшеклассников, однако со временем обнаружил, что куда более широкая аудитория может получить пользу от прочтения книги.

Больше всего меня удивило, как много взрослых людей приобретало эту книгу. Да, некоторые из них действительно собирались вновь засесть за учебу и надеялись, что «Как учиться» станет прекрасным стартом. Другие, давно покинувшие парты, решили улучшить свою карьеру с помощью навыков обучения, о которых им никто не рассказал в школе (или они просто невнимательно слушали), но которыми они планировали наконец-то овладеть с помощью моей книги. Но большинство были родителями, мечтавшими заставить своих детей побольше читать (вовремя приходить домой, больше запоминать, получать хорошие оценки).

В этой связи я хотел бы обратиться отдельно к каждой из категорий моих читателей и обсудить моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Если вы учитесь в старших классах

Вам должен понравиться формат книги, так как предложения и абзацы в ней короткие, а заголовки, подзаголовки и язык – забавные (как я надеюсь). Ведь я писал ее специально для вас! Вам, впрочем, может не понравиться тот факт, что самые важные учебные годы – которые так или иначе окажут значительное влияние на весь дальнейший процесс обучения – вы проводите, так и не научившись учиться. Не теряйте больше ни минуты! Пусть обучение тому, как учиться, и освоение навыков, представленных в этой книге, будет на первом месте.

Если вы учитесь в средней школе

Поздравляю! Вы решили научиться тому, как учиться, как раз вовремя. Седьмой, восьмой и девятый классы, предшествующие переходу в старшую школу (событию, значение которого для некоторых имеет поистине космические масштабы), являются, без сомнения, самым подходящим периодом для развития и оттачивания навыков обучения. Занявшись этим сейчас, вы не только облегчите будущую жизнь в старших классах, но и сделаете ее более позитивной и успешной.

Если вы «традиционный» студент

Если вам от 18 до 25, я смею надеяться, что большинство навыков обучения в вашем арсенале уже имеется. Если это не так, трудно представить, как вы справляетесь с учебой в вузе (впрочем, как вы умудрились поступить, я тоже не очень понимаю). Я дам вам тот же совет, что и старшеклассникам, читающим эту книгу: не теряйте времени даром и поставьте во главу угла науку об обучении.

Если вы не «традиционный» студент

Если вы решили получить второе высшее образование или диплом о среднем в 25, 45, 65 или 85 лет, помощь книги «Как учиться» пригодится вам как, пожалуй, никому другому. Чем больше времени прошло с тех пор, как последний раз брали в руки учебник, тем более вероятно, что вы не помните даже о том, что именно забыли. А забыли вы как раз то, о чем стоило бы вспомнить! Хотя я всегда говорю, что невозможно слишком рано начать учиться тому, как учиться, я также уверен в том, что заняться этим никогда не поздно.

Что могут сделать родители?

«Образование, как и воспитание, начинается с семьи».

МИЛЬТОН САПЕРШТЕЙН

Усердных родителей, вероятно, намного больше, чем усердных учеников. Недаром первыми в эфир радио- и телепередач, куда меня приглашают выступить, всегда звонят искренние и обеспокоенные родители, спрашивая: «Как мне помочь ребенку преуспеть в школе?» Вот правила для родителей учащихся всех возрастов:

• Обустройте дома рабочую зону, с хорошим освещением, где ничего не будет отвлекать ребенка от выполнения домашних заданий, а все необходимое находится под рукой.

• Разработайте режим дня. Согласно исследованиям, те учащиеся, которые следуют определенному графику в течение дня, более собраны и в результате лучше справляются с программой.

• Установите правила. Собственно, главное правило заключается в том, что выполнение домашнего задания должно всегда быть на первом месте – не свидание, не телевизор, не вечеринка, не что-то еще, а задания.

• Выработайте привычку читать. Ради них, конечно, но и ради себя тоже. Дети всегда делают то, что мы делаем сами, а не то, о чем только говорим (даже если вы запретите им делать то, что делаете сами). Осознайте всю двуличность своих попыток заставить ребенка читать, пока устраиваете себе 24-часовой марафон сериала «Во все тяжкие».

• Выключите телевизор. По крайней мере, установите жесткий контроль за тем, когда и сколько его можно смотреть. Вероятно, это самое сложное правило – я сам едва пережил подростковый период дочери.

• Поговорите с учителями. Узнайте, что сейчас проходят ваши дети. Как еще можно выяснить, чем им помочь? Более того, может оказаться, что результаты «помощи» кардинально отличаются от того, чего учителя хотят добиться от вашего ребенка.

• Поощряйте и мотивируйте детей, но не пилите их по поводу домашних заданий. Это не работает. Чем сильнее вы будете давить, тем быстрее они от вас закроются.

• Контролируя выполнение домашней работы, не начинайте делать ее сами. К примеру, перечитать написанное сочинение – отличный способ помочь школьнику, однако, если вы будете сами исправлять ошибки, он ничему не научится и решит, что никакой ответственности за собственную работу не несет.

• Не забывайте поощрять за успехи, но не стоит перебарщивать с похвалой, если достижения посредственны. Дети, словно антенны, отлично улавливают фальшь.

• Объясните школьникам постарше, что в реальном мире никого не заботят оценки, а ценность представляют лишь то, что они действительно умеют и могут. Это знание убережет их от ненужных слез (а вас от возможных нервных срывов). Полагаю, стоит также рассказать своему маленькому гению (но только очень аккуратно) о том, что мир не справедлив, а затем помочь ему как-то примириться с этим фактом.

• Обеспечьте своих детей необходимой техникой. Сегодня школьнику любого возраста для полноценной жизни – как школьной, так и внеклассной – необходимы компьютер и доступ в интернет.

• Вы ведь уже выключили телевизор?

• Заберите у ребенка мобильный телефон, поставьте его на беззвучный режим и не отдавайте, пока домашние задания не будут выполнены. Разумеется, вас будут убеждать, что SMS, чаты и мессенджеры никак не мешают делать алгебру. Родители, которые покупаются на подобные доводы, вероятно, соглашаются и с тем, что учить уроки лучше всего перед включенным телевизором.

Итак, готовы ли вы кое-чему научиться?

Сейчас вы держите в руках (или открыли на планшете) восьмое издание книги, которая более 25 лет служит верой и правдой как детям, так и родителям (и даже учителям). Если вам понадобится помощь в более узких областях, обратите внимание на следующие пять книг из моей программы «Научись учиться»: «Как справиться с любым тестом», «Как стать организованным», «Тренировка памяти», «Как улучшить навыки чтения» и «Как писать». Благодарю вас всех за успех этих книг.

Учеба не должна быть в тягость, не должна быть скучной, хоть иногда и является такой. Я не могу обещать, что книга «Как учиться» решит все ваши проблемы. К сожалению, это невозможно. Такого не бывает. Вероятно, придется хорошенько потрудиться, чтобы добиться того, к чему вы стремитесь. А эта книга задаст направление, осветит путь и поможет убедиться, что у вас с собой есть все необходимое.

Скорее всего некоторые вещи не дадутся вам с первого раза, а, быть может, и со второго. Придется постигать их медленно, очень медленно. Это вовсе не значит, что с вами что-то не так. Возможно, большинство людей понимают эту тему с таким же трудом, как и вы (моим кошмаром, например, была физическая химия). Плохо составленный учебник или равнодушный учитель способны превратить любой предмет в непроходимое препятствие.

Кроме того, в какой-то момент вы, может быть, решите, что некоторые из предметов, которые изучаете сейчас, в будущем совершенно не пригодятся. «Зачем я трачу время на эту тригонометрию (физику, французскую литературу, историю Европы – нужное подчеркнуть)? – начнете стонать вы. – Она мне не понадобится!»

Поверьте, вы понятия не имеете, что понадобится, окажется полезным или не пригодится на следующей неделе – что и говорить о десятилетии. Огромное количество знаний, которые я считал ненужными, здорово пригодились в моей профессиональной жизни. Так что учитесь всему. Полюбите сам процесс получения знаний, и тогда – я гарантирую это – вы можете не беспокоиться о том, что может понадобиться в будущем.

Без лишней скромности я утверждаю, что «Как учиться» является лучшим в своем роде пособием из всех, предлагаемых в магазинах. На эту тему написано немало книг, однако я сильно сомневаюсь, что в результате прочтения вы получите то, что они обещают.

К примеру, автор одной из таких книг не посвятил тайм-менеджменту и десяти страниц, зато целых двадцать шесть отвел разговору о важности здорового сна, зарядки и правильного питания (с примерами меню). Я не вижу смысла тратить время на обсуждение очевидных вещей: чем бы вы ни занимались, – и учебы это тоже касается, – справляться с этим будет труднее, если вы устали, голодны, больны, пьяны, под кайфом. Так что, пожалуйста, побольше здравого смысла. Питайтесь по возможности правильно, спите столько, сколько необходимо организму, старайтесь держать себя в форме и не употребляйте алкоголь и наркотики. Если ваши неудачи каким-либо образом связаны с вышеперечисленными проблемами и вам не под силу самому справиться с ними, найдите хорошую литературу по этой теме или обратитесь к профессионалу.

Другой автор книги о том, как учиться, задался такими базовыми вопросами, как «Когда лучше всего садиться за уроки?», «Где удобнее всего учиться?» и «Как много времени стоит проводить за уроками?». Его безапелляционные ответы: «рано с утра», «в изолированном помещении», «не более часа без перерыва».

Насколько я могу судить, в мире науки об обучении не так уж и много абсолютно «правильного» и «неправильного». Могу определенно сказать, что не существует никакого единственно «правильного» подхода к решению теста с вариантами ответов или, скажем, конспектированию. Не покупайтесь на байки о том, что он якобы есть – особенно если способ, к которому привыкли, вам подходит. Не стоит менять то, что работает, лишь потому, что какой-то самопровозглашенный гуру от образования назвал это «в корне неправильным». Он может заблуждаться.

Замечу, не стоит браться за мои книги в поисках некого универсального бесценного перечня правил, подходящего всем без исключения. Вы его не найдете, потому что такого перечня не существует. Вместо него я предлагаю массу разнообразных техник, рекомендаций, приемов, уловок и советов, большинство из которых (а, может, и все) вам пригодятся, а некоторые – нет. Выбирайте, пробуйте, применяйте и меняйте, ищите то, что окажется полезным вам, ведь именно вы, не я, отвечаете за разработку собственной идеальной системы получения новых знаний.

Думаю, мы достаточно поговорили о том, чему вам предстоит научиться. Давайте же приступим к обучению.

Рон Фрай

Загрузка...