Чтобы самому разобраться, каков же ваш герой, заполните на него небольшую анкету. Пункты анкеты могут быть разными, в зависимости от сюжета.
Особенно важна анкета героя в том случае, если вы пишете цикл. И для того, чтобы не получилось так, что в первом романе герой – блондин со шрамом на левой щеке, а во втором томе – шатен со шрамом на правом виске, нужно записать всё, что вы знаете о своём герое. И, делая описания его внешности или черт характера, подглядывать в свою шпаргалку.
Тем более что в многотомном произведении в каждом последующем романе у героя характер будет углубляться, могут проявиться новые черты его личности, станут появляться новые приметы (например, полученные в боях шрамы), новые умения. Всё это тоже нужно заносить в созданную ранее анкету.
В приведённом ниже примере анкеты я перечислила основные пункты. А дальше вы можете углублять и расширять анкету так, как нужно вам.
Имя: полное имя героя, как его зовут родители, а как – друзья. Есть ли у него какая-то кличка, что она означает и когда появилась.
Внешность, особые приметы. Приметы врождённые или приобретённые? Если приобретённые, то когда и при каких обстоятельствах.
Основные данные: возраст, социальное положение, образование (домашнее, начальное церковно-приходское, университет и т. д.), где живёт (село или город, замок или лачуга и т. д.).
Семья: какая? Живёт с родителями? Любит их или “на ножах”? Единственный ребёнок или есть братья и сёстры? Отношения с ними? Женат (замужем) или холост? Есть ли дети, сколько, как к ним относится? И т. д.
Друзья: есть ли друзья или живёт “бирюком”? Сколько друзей? Друзья с детства, со школы или познакомился недавно (в университете, в военном походе, уже во время своих приключений)?
Психологические проблемы: слабости, страхи, недостатки.
Навыки и умения, которые могут пригодиться герою во время его приключений.
Что любит, что ненавидит. Основные жизненные принципы. Как относится ко злу, готов ли с ним бороться?
Какова его цель? К чему он стремится, ради чего готов жизнь отдать?
Отношения с людьми: легко ли сходится, уважает ли чужое мнение, вежлив или груб и т. д.
Каковы мотивы его действий: внутренние или внешние (об этом подробнее в следующей главе).
И – ещё несколько вопросов:
Определите, каков герой по характеру: взрывной или флегматичный, тонко чувствующий или из тех, про кого говорят «сухарь чёрствый».
Щедрый он или у него зимой снега не допросишься?
Как он разговаривает? Говорит всегда громко и уверенно или мямлит себе под нос так, что его переспрашивать приходится? Тараторит, как пулемёт или из него слова не выжмешь?
Как он действует? Всегда быстро и решительно или сначала долго думает и переживает? Теряется в неожиданных ситуациях или молниеносно реагирует?
Как он будет добиваться своей цели: пойдёт напролом или долгой и извилистой дорогой? Добьётся её честно или хитростью и обманом?
Что о нём думают другие действующие лица книги: считают его порядочным человеком или обманщиком, любят его или боятся и ненавидят?
Как герой изменится к концу книги: станет лучше или хуже? Или останется таким же, каким был, но изменится мнение о нём окружающих? Может, в душе он совсем не такой, каким кажется снаружи, и каким-то образом остальные персонажи смогли это разглядеть, как это случилось с профессором Северусом Снеггом (Снейпом) в «Гарри Поттере»?
Это упражнение профессиональный преподаватель кинорежиссуры и кинодраматургии Александр Лахтадыр даёт начинающим режиссёрам и сценаристам. Но оно с таким же успехом подойдёт и писателям для создания своего героя.
А. Среди окружающих вас людей – дома, на работе, на улице, в метро, автобусе, в общем, где окажетесь, найдите одного человека, который покажется вам странным, чем-то привлечёт ваше внимание.
Б. Понаблюдайте за ним в течение нескольких минут. Затем в трёх-пяти предложениях опишите его самого и то, что он делает. Описывайте только то, что видите, и то, что имеет отношение к его «странности».
В. Потом, так же в нескольких предложениях, напишите, что же с ним случилось до того, как вы его увидели, что привело его к такому поведению. Это должно быть одно конкретное событие, которое произошло буквально накануне. И это событие тоже должно быть видимым.
Г. Далее напишите, что сделал ваш человек после того, как вы его увидели. И это тоже должно быть действие, понятное наблюдателю со стороны без погружения в мысли и чувства человека.
В итоге у вас должна получиться короткая история из трёх видимых поступков, раскрывающая суть происходящего с человеком.
Первый – тот, что увидели.
Второй – тот, что мог случиться до.
Третий – тот, что мог случиться после.
Смысл этого упражнения прост, но очень важен – всё начинается с человека, который что-то делает на наших глазах, его действия чем-то привлекают наше внимание, у этих действий есть причина и последствия.