Как создать героя?

У каждого героя есть три грани личности, которые автор должен обязательно продемонстрировать:

А. Физическая

Б. Социальная

В. Психологическая.

Рассмотрим каждую из них.

Первая грань – физическая

Человек рождается с какими-то физическими характеристиками. У кого-то в генах заложен высокий рост, а кто-то с детства в конце шеренги на физкультуре стоит. Кто-то никак не может похудеть, какие бы диеты не применял, а у кого-то мечта – набрать хотя бы пару килограммов. И так далее.

Значит, и у героя должна быть какая-то внешность, по которой читатель мог бы его узнать.

Но мало сказать, что «Вася Пупкин был невысокого роста и имел правильные черты лица». В книге может быть ещё десяток таких же героев. У главного героя должны присутствовать какие-то особые приметы, по которым мы его сразу различим в толпе персонажей.

Приметы могут быть врождённые (например, родинка на щеке, оттопыренные уши, разноцветные глаза) или приобретённые (шрам над бровью, татуировка и т. д.).

Если приметы приобретённые, они должны иметь свою историю. Откуда у героя взялся шрам над бровью: в детстве с дерева свалился или в юности в боях участвовал? Татуировку где ему сделали: в элитном тату-салоне или он на зоне успел побывать? Согласитесь, при выяснении обстоятельств появления особых примет абсолютно разные личности вырисовываются.

Совсем не обязательно сразу вываливать на читателя все эти данные, они могут постепенно выявляться по ходу действия. Но самому автору желательно выяснить все эти подробности ещё до того, как он начнёт писать книгу.

Например, у героини моих романов две характерные приметы: она коротко стрижёт волосы и постоянно ходит в брюках. Казалось бы, что это за приметы? У нас полно таких девушек. Но тут нужно знать, что Селена живёт не на Земле. А в том мире, где она обитает, женщины делают пышные причёски и носят длинные платья. И поэтому, благодаря своему внешнему виду, Селена не вписывается в общепринятые нормы и становится весьма узнаваемой в любом обществе.

Так что, создавая приметы, смотрите ещё и на мир, в котором живёт герой. Если там все жители с оттопыренными ушами, то особой приметой могут оказаться как раз нормальные уши.

Вторая грань – социальная

Любой герой живёт в обществе и его окружают люди. Кого-то из них он любит, к кому-то испытывает неприязнь, а то и вовсе ненавидит. И каждый из них каким-то образом влияет на его жизнь. А герой, в свою очередь, влияет на их жизнь.

Разберитесь, кто из тех, кого вы хотите видеть рядом с главным героем, больше всего повлиял на становление его характера. Это был одноклассник Колька, с которым они до сих пор друзья закадычные? Или – учительница Марья Петровна, которую он ненавидел всей душой и делал ей всё назло, научившись врать и нагло смотреть в глаза? Или какой-то дальний родственник, приезжавший раз в несколько лет, что не мешало герою с нетерпением ждать его появления (почему, кстати?).

Найдите двух-трёх персонажей, которые до сих пор помогают или мешают герою спокойно жить. Как он относится к ним? Как ведёт себя в их присутствии и как отзывается о них, когда их нет рядом? А они как к нему относятся?

Это тоже поможет охарактеризовать героя. Если он в глаза лебезит и кланяется, а за глаза человека ругает и презрительно о нём отзывается, каким он предстанет перед читателем? Таким ли благородным, как хочет казаться?

Третья грань – психологическая

Самое главное правило создания хорошего героя – он не должен быть идеальным.

Идеальных людей не существует. Идеальных героев книг – тем более. Если у вашего персонажа всё получается с первого раза и безо всяких усилий, если он сразу и со всеми находит общий язык, если нужные для победы атрибуты и люди появляются как из-под земли по первому его требованию, читателю быстро наскучит роман о его приключениях. И так понятно, что он всех победит, принцессу спасёт, главный приз получит, и все плюшки заберёт.

Поэтому у героя обязательно должна найтись какая-то слабость, которая будет ему мешать на его пути к успеху. Например, если героиня боится пауков, а ей нужно добыть артефакт, который охраняет гигантский паук, легко ли ей придётся? Или герой не умеет плавать, а ему надо перебраться через широкую реку. Как он будет выкручиваться из создавшейся ситуации? А если он в детстве тонул и теперь не просто плавать не умеет, а вообще воды панически боится? Тогда как быть? Представляете, какой подвиг ему придётся совершить, справляясь со своим страхом и выискивая возможности для преодоления препятствия?

Не правда ли, о таком герое читать будет интереснее, чем о супермене, который дунул, плюнул и перескочил через реку на волшебном коне. Или который сразу нашёл рояль в кустах… ой, конечно же, парусник, который тут мимоходом проплывал и специально за героем причалил, чтобы доставить его на другой берег.

У героини моих романов Селены много всяких фобий. Она и пауков боится, и замкнутых пространств, и высоты. И ей постоянно приходится преодолевать себя и свои страхи, то ползая в узких лазах, то летая на драконах, то сражаясь с гигантскими пауками. И интересно наблюдать, как закаляется её характер и как всё с большим уважением начинают смотреть на неё окружающие.

Или вот ещё один герой – Солнечный монах Эль из дилогии «Обет». Ему было очень страшно, когда они с другом пробирались по узкому туннелю, находившемуся под высокой горой, но ему пришлось брать себя в руки и делать то, что должно.

* * *

Внезапно туннель начал сужаться и под конец превратился в узкую щель в стене, куда пробраться можно было только боком. Эль остановился и вопросительно взглянул на Энасса:

– Тогда тоже так было?

Энасс молча кивнул, а Эль с отчаянием посмотрел на уходящий в темноту узкий лаз. Ему уже давно было не по себе в этом замкнутом пространстве. Низкий потолок, казалось, давил на плечи. От близко стоящих стен становилось трудно дышать. И именно для того, чтобы отвлечься от неприятных ощущений, и начал он обучаться бесшумной ходьбе.

А предстоящая дорога в узкой трещине внезапно привела в ужас. Светлянок там нет, трещина тёмная, мрачная. А если он там застрянет? Если не сможет выбраться? А если как раз в это время случится землетрясение, и его засыплет в этой каменной могиле? А если…

– Эль, – он почувствовал на своём плече сильную руку напарника. – Закрой глаза и подыши глубоко. Медленно и глубоко. И сосчитай до десяти хотя бы. Давай, я жду.

И на второе плечо легла другая рука, даря тепло и ощущение, что он не один, что рядом есть человек, который не даст пропасть.

Эль задышал, стараясь взять себя в руки и не опозориться в очередной раз перед храбрым разведчиком. Энасс здесь уже ходил, с ним ничего не случилось, значит, и Эль выберется.

* * *

Ещё было бы неплохо отыскать у героя какой-то недостаток, который станет мешать не столько самому герою, сколько другим людям. Например, он может оказаться самоуверенным и деспотичным человеком, никогда не прислушивающимся к мнению своих спутников. Согласитесь, сложно находиться рядом с персонажем, не желающим вас выслушать и требующим безоговорочного подчинения, даже когда все окружающие понимают, что он не прав.

В этом случае можно показать плохо складывающиеся ситуации, в которые попадают действующие лица из-за самоуверенности героя. И, если вы очень постараетесь, возможно, герой задумается над мыслью, всегда ли он правильно поступает. А может, и не задумается. Может, свалит всю вину на своих спутников и станет дальше жить в полной уверенности о своей непогрешимости. Такое тоже может быть. И станет искренне недоумевать, почему от него внезапно друг ушёл, заявив, что больше не может терпеть его замашки. Итог «перевоспитания» героя зависит от сюжета, темы и жанра книги.

Загрузка...