Часть 3


Как не переплачивать за коммуналку

Кто имеет право на субсидии и льготы

Ряду категорий граждан государство вовсе не против помочь сэкономить на услугах ЖКХ за счет бюджетных денег. Собственно, такие граждане делятся на две группы – те, кто имеет право на субсидию в силу небольшого дохода, и льготники. Важный момент: помогать вам «автоматом» не будут, заявить о своих правах на субсидию или льготу нужно самим, обратившись в орган социальной защиты по месту постоянного жительства.

СУБСИДИЮ на оплату жилищно-коммунальных услуг имеют право получить те граждане, у которых расходы на такие услуги превышают 22 % от среднего совокупного дохода семьи. В некоторых регионах этот порог ниже – в Москве он, например, составляет 10 %. Чисто теоретически, людей, которые не в состоянии оплатить ЖКХ, у нас быть не должно: не хватает денег – проси субсидию. Она не полагается только иностранцам и тем, кто живет без «прописки» (социальные выплаты привязаны к месту постоянной регистрации). Собственная ли квартира или муниципальная, значения не имеет.

Размер субсидии зависит от норматива жилплощади и регионального стандарта расходов на оплату услуг ЖКХ. То есть рассчитывать на определенный процент именно от вашей платежки не стоит, субсидия высчитывается, исходя из неких усредненных параметров для региона, с поправкой на состав семьи.

Деньги переводятся на ваш счет, и дальше, в принципе, их можно использовать по своему усмотрению. Только не забывать платить за коммуналку – иначе субсидии лишат. А через шесть месяцев свои права на вспомоществование надо будет подтверждать опять.

«Бывалые» говорят, что получить субсидию, если семья действительно малоимущая, не слишком сложно. Главная проблема – собрать необходимый пакет документов, который обычно довольно обширен (точный перечень в вашем случае надо уточнять в местном отделе социальной защиты). Кроме того, каждые шесть месяцев свои права на помощь от государства надо подтверждать по-новой, для чего опять собирать документы.

Сложности возникнут у тех, кто не может предъявить официальные документы, подтверждающие доходы всех членов семьи, – без такого подтверждения субсидию не дадут (а вдруг вы подпольный миллионер).

Кроме того, необходимо, чтобы по квартплате не было долгов – либо надо предъявить заключенное соглашение по погашению задолженности (и, естественно, его выполнять).

Система ЛЬГОТ – более запутанная. У нас есть льготники федеральные и региональные. И нет какого-то одного закона, который бы их права регулировал. Таких законодательных актов с добрый десяток.


К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЛЬГОТНИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

Герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

Ветераны войны, блокадники;

Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами;

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

Чернобыльцы и приравненные к ним;

Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

В большинстве случаев федеральным льготникам полагается компенсация на оплату услуг ЖКХ в размере не менее 50 %. Именно компенсация – федеральные льготы у нас «монетизированы», поэтому их «стоимость» выплачивается деньгами, а в платежке за ЖКХ фигурирует полная стоимость услуг.

Компенсации предоставляются только на одну квартиру. Если у льготника две квартиры, и он, например, является инвалидом, получить скидку можно только на одну из двух квартир по выбору. Если человек имеет право на компенсацию по нескольким основаниям, то льгота учитывается только по одному из них.

! К региональным льготникам относятся дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, ветераны труда, многодетные семьи, жертвы политрепрессий и другие. Список может варьироваться в зависимости от региона – туда могут входить учителя, медики и другие работники из сельской местности, одинокие пенсионеры старше 80 лет, малыши до 1,5 года и ряд других категории. Все зависит от решения местных властей, как и размер льгот.

«Материализоваться» региональные льготы тоже могут по-разному. Где-то в виде компенсаций, где-то в виде скидок, а где-то в натуральной форме (в виде, например, бесплатного топлива).

Надо ли ставить счетчики?

Дискуссии о том, способствуют ли так называемые приборы учета – а попросту говоря, счетчики – экономии или, напротив, из-за них приходится платить больше, ведутся с того самого времени, как, согласно закону об энергосбережении, нас фактически обязали их установить.

На практике получалось по-разному. У нас с мужем – двое взрослых людей, которые дома целыми днями не сидят и соответственно воду не льют – установка счетчиков воды окупилась где-то через год. Даже с учетом стоимости их поверки (проверки правильности работы приборов) через четыре года после установки.

С 2015 года дискуссии, однако, можно заканчивать. «Еще весной 2013 года было принято постановление правительства (№ 344 от 16 апреля 2013 г.), в соответствии с которым в правила оказания коммунальных услуг были внесены изменения. С 1 января 2015 вступило в силу положение этого самого постановления, согласно которому плата за коммунальные услуги, на которые не установлены приборы учета, должна рассчитываться с повышающими коэффициентами. Исключения – для тех случаев, когда установить счетчики нет технической возможности. Новшество меняет ситуацию: приборы учета выгоднее поставить в любом случае, иначе за их отсутствие придется платить все больше и больше.

Сейчас в квартирах без счетчиков платежи рассчитываются по нормативам потребления той или иной услуги – в зависимости от количества жильцов. Эти нормативы будут и дальше, но при расчете платы они будут умножаться на определенный коэффициент, и эти коэффициенты с каждым полугодием будут увеличиваться.

Чтобы не переплачивать, установлены должны быть квартирные счетчики на воду и электричество и общедомовые на отопление (если есть такая техническая возможность), воду и электричество (есть ли общедомовые счетчики, учитывается при расчете платы за общедомовые услуги).



Так будет дорожать коммуналка для квартир без счетчиков


Проверяем платежку

Несколько лет назад пресса громко обсуждала судебное дело, которое певица Лолита Милявская выиграла у коммунальщиков. Певице через суд выставили счет более чем на 450 тысяч рублей, из которых более 300 тысяч рублей составлял вступительный взнос в ТСЖ, куда Лолита, по ее словам, вступать совершенно не собиралась.

В суде певице удалось доказать, представив свои платежки, что все необходимые услуги ЖКХ она оплачивает сполна.

Большинство россиян не имеет пентхаусов в элитных столичных жилищных комплексах, поэтому спорные суммы обычно оказываются значительно меньше. Тем не менее, факт остается фактом: внимательно следить, а не приписали ли чего лишнего, – одна из возможностей сэкономить на ЖКХ.

Расчет некоторых «хитрых» коммунальщиков простой: большинство граждан оплачивает услуги ЖКХ не глядя. А с претензиями приходят, только если платежи, как у Лолиты, вдруг неожиданно вырастают настолько, что не заметить этого просто невозможно. Но ведь если каждой квартире приписать всего-то незаметные 200–300 рублей, с 12-этажки в четыре подъезда ого-го-го какая сумма наберется!

Если официально о повышении коммунальных тарифов не объявлялось, собраний жильцов по поводу жилищных платежей не проводилось, при этом лить больше воды или жечь больше электричества вы определенно не стали – а суммы в платежке необъяснимым образом растут, стоит обратиться за разъяснениями в свое ТСЖ или управляющую компанию (в зависимости от того, кто именно выставляет вам счета).

Но для начала необходимо хотя бы приблизительно понимать, а за что, собственно, вы платите и откуда эти циферки берутся.


Краткий путеводитель по платежам жкх…

1. Плата за ЖКХ у нас делится на две части – жилищные и коммунальные услуги.

Коммунальные услуги – это:

– горячее водоснабжение

– холодное водоснабжение

– водоотведение (канализация)

– отопление

– электроэнергия

– газоснабжение

Жилищные услуги:

– содержание и ремонт многоквартирного дома

– управление многоквартирным домом

– содержание и текущий ремонт общего имущества

– капитальный ремонт

– вывоз мусора

– услуги консьержки, домофон и т. п.

– для неприватизированных квартир – пользование жилым помещением

2. Тарифы на коммунальные услуги утверждаются «сверху» и государством регулируются и контролируются. Когда власти говорят о неких предельных индексах – цифрах, выше которых плата за коммуналку в том или ином году вырасти не должна, – речь идет именно о «коммунальной» части платежки, без жилищных услуг.


Тарифы на жилищные услуги государством не регулируются. Они, как и собственно состав жилищных услуг в том или ином доме, должны утверждаться «снизу» – на общем собрании собственников квартир. Если общее собрание по этому поводу организовать не удалось, что бывает сплошь и рядом, жилищные расценки с управляющей компанией за жильцов согласовывает орган местного самоуправления – то есть местные власти.

С жилищными платежами чаще всего и возникают проблемы – в силу непонятности ценообразования. Собственники квартир, как правило, не верят, что могут на что-то повлиять или даже об этом не подозревают, поэтому ни на какие собрания не ходят. Что создает возможности для злоупотреблений. Тем не менее, брать цифры с потолка управляющая компания или ТСЖ права не имеют. У них в любом случае должны быть документы, подтверждающие, откуда те или иные расценки и услуги взялись. Если таких документов нет – нет права и требовать с жильцов деньги.


3. Собственно коммунальные услуги делятся на квартирные и общедомовые.

С квартирными все более-менее понятно. Это то, чем вы пользовались в своей квартире. Общедомовые – это те свет, вода и т. п., которые пошли в многоэтажке на «общие нужды» дома. Скажем, освещение на лестничной клетке. Так же, как и квартирные платежи, они рассчитываются либо по показаниям счетчика (общедомового) либо по специальным нормативам (если общедомового счетчика нет). А потом делятся на все квартиры и припюсовываются к коммунальным платежам. Как правило, именно эти самые общедомовые платежи (ОДН) и вызывают многочисленные вопросы, поскольку из-за них схема расчета коммуналки значительно усложнилась. Увы, идеальная ситуация, когда в доме на все коммунальные услуги установлены общедомовые счетчики, а во всех квартирах стоят квартирные, встречается чрезвычайно редко. А в иных случаях – когда где-то счетчики, где-то надо считать по нормативу, а еще в некоторых квартирах «прописан» один человек, а живет пять – возникает путаница и возможности для «приписок».

Но опять-таки – у управляющей компании или ТСЖ должны быть расчеты и документы, подтверждающие, почему общедомовые платежи получились именно такими.

… И краткая инструкция по борьбе со слишком хитрыми коммунальщиками

ШАГ 1. Требуем разъяснений.

По вашему заявлению УК или ТСЖ (в зависимости от того, кто выставляет вам счета) обязаны письменно разъяснить, на каком основании берутся цифры в платежке, из чего складывается тариф, каким постановлением, нормативным актом он утвержден.

Важно получить именно письменный ответ. Это документ, который будет служить аргументом в суде или при жалобе в жилинспекцию. А устные разъяснения к делу не подошьешь.

Нередко уже на этом этапе – как только речь заходит о письменном отчете – управленцы-коммунальщики идут на попятную. И объявляют, что в жилконторе произошел сбой компьютера или какие-то еще беды. После чего бдительному жильцу быстренько пересчитывают платежку.

Отдельный вопрос – с жилищными услугами. УК сейчас обязана предоставлять собственникам отчет о проделанной работе – на что пошли собранные «на содержание жилья» деньги. В частности, такие отчеты должны размещаться на специальных интернет-сайтах, предназначенных для раскрытия информации управляющими компаниями, или (и) собственно на сайте УК (существует специальный стандарт, утвержденный правительством, где прописано, что именно УК обязаны раскрывать, – все сведения о составе и обоснованности платежей туда входят и тайной информацией не являются). Если не размещаются – смело пишите запрос от имени инициативной группы жильцов.

Если отчет предоставлен очень общий, требуйте предоставления смет, документов, подтверждающих выполнение тех или иных работ, найма сотрудников, которые что-то в вашем доме починяли и так далее.


ШАГ 2. Разбираемся.

Это, как правило, самое сложное – проанализировать ту информацию, которую вам выдали. Собственно, в большинстве случаев сейчас УК действительно выкладывают свои отчеты в интернете, как от них того требует закон. Но в таком виде, что разобраться в этой бухгалтерии без специального образования невозможно. Если речь идет о серьезных нарушениях, жильцам есть смысл скооперироваться и скинуться на специалистов – затраты окупятся с лихвой, поскольку в противном случае вы будете всем домом переплачивать и дальше.

Впрочем, зачастую нарушения видны и невооруженным глазом, без юриста и бухгалтера. Скажем, если крупные суммы потрачены на ремонт крыши, а она стала течь еще сильнее, и без специалистов понятно, что деньги ушли куда-то не туда.


ШАГ 3. Жалуемся.

Прежде чем подавать на управленцев в суд, лучше использовать «административный ресурс». Претензии властям надо слать коллективные, собрав максимально возможное количество подписей жильцов вашего дома, – иначе от вас могут отмахнуться, как от «кляузников».

Куда жаловаться?

– Государственная жилищная инспекция. Эта структура имеет право контролировать качество работы УК и законность создания и полномочий ТСЖ. В частности, проводить проверки этих организаций по обращениям жильцов. По вашей жалобе, жилинспектора сами могут составить обращение в суд – что гораздо эффективнее, чем ходить туда самим.

– Орган местного самоуправления (управа, районная администрация).

– Прокуратура (если вы уверены, что жилуправленцы не просто мелко обсчитывают, а крупные мошенники).


Шаг 4. Суд.

Это крайняя и затратная мера. И имеет смысл лишь в том случае, если ничего из перечисленного выше не помогло, а спорные суммы – велики. Зачастую встречный судебный иск эффективен, если коммунальщики сами подали на вас в суд за неуплату.



Обсчитывают? Пригрозите, что останутся без лицензии

С 2015 года государство начинает жестче контролировать деятельность управляющих компаний. До 1 мая 2015 года все эти компании, обслуживающие многоквартирные дома, обязаны получить лицензию – иначе дальше работать они не смогут.

По новым правилам, борьба с коммунальщиками упрощается. Если управляющая компания в связи с жалобами жильцов получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управления им. Если таких домов набирается более 15 %, компания лишается лицензии, а ее директор – права возглавлять подобную управляющую компанию в будущем. Жители конкретного дома, если они недовольны существующим положением дел, могут отказаться от управляющей компании еще на этапе лицензирования.

При этом усиливается роль жилищной инспекции. Если раньше весь контроль за деятельностью коммунальщиков в основном был возложен на самих жильцов, и разборки (в случае странных цифр в платежках) надо было вести им самим, то теперь организовывать разборки по жалобам жильцов обязаны жилинспектора, благо у них появилась реальная возможность «наказать» зарвавшуюся УК: не будет реагировать на предписания жилинспекторов – быстро останется без лицензии.

Механизм предполагается такой. Допустим, управляющая компании отказывается письменным образом внятно объяснить, почему у вас как-то странно выросла оплата. Пишете – лучше не от одной, а нескольких квартир – запрос в жилинспекцию. И теперь уже жилин-спекция должна все проверить и разобраться с вашими домуправами. Управленцы дважды не выполнили предписания жилинспекции – больше управлять вашим домом не будут. Проводить собрания жильцов, чтобы добиться того же эффекта, теперь не обязательно. Что, конечно, не мешает жильцам самим проявлять активность.

Новшества прописаны в Федеральном законе от 21.07.2014 № 255-ФЗ – «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и постановлении правительства № 1110 от 28 октября 2014 года о порядке лицензирования УК.

3 дополнительных способа сэкономить

1. Дифференцированный тариф на электричество

При однотарифном счетчике в Москве мы платим почти 5 рублей за кВт-ч при газовой плите и больше 3 рублей при электрической в течении всех суток. При двухтарифном с 23.00 кВт/ч в квартире с газом будет обходится чуть больше рубля, а с электрической плитой – и того меньше. Подобная система и в других городах – отличаются только размеры тарифа.

Для тех, кто весь день работает, а домой приходит поздно вечером, эта система чрезвычайно выгодна – особенно для любителей по ночам посидеть за компьютером или посмотреть телевизор. Но в любом случае можно сэкономить на работе стиральной машины (ей-то все равно когда стирать – можно запрограммировать на включение ночью) и холодильнике (он работает круглосуточно). А это одни из главных пожирателей электроэнергии в доме.


2. Теплый дом

Достаточно у многих в межсезонье работают обогреватели. Пока свет стоил дешево, это особенно никого не волновало. Однако сейчас увеличение счетов из-за электрообогрева становится весьма чувствительным. Вариант – потратиться один раз и избавиться навсегда от сквозняков, установив стеклопакеты и заделав щели в углах (такое в наших домах тоже бывает).


3. Повременка на телефон

Довольно многие платят за домашний телефон по безлимитному тарифу. Хотя почти им не пользуются, поскольку большей частью говорят по сотовому. А еще теперь есть скайп и возможность пообщаться в социальных сетях. Почему бы тогда не сэкономить на почти не нужном городском телефоне – хотя бы перейти на повременку?

И еще один законный способ не платить

Подходит тем, кто периодически куда-то надолго уезжает. Допустим, все лето проводит на даче. По закону, платить за воду, канализацию и газ во время своего отсутствия в квартире мы совершенно не обязаны – если это отсутствие длилось более 5 дней, исключая день приезда и день отъезда.

Итак, берете справку у председателя садового товарищества, подтверждающую, с какого по какое время вы постоянно находились на даче, и вместе с заявлением относите в управляющую компанию, которая выставляет вам счета за коммуналку. Сделать это надо не позднее, чем через месяц после возвращения.

То же – в случаи командировки, поездки в санаторий и так далее. Подтверждением отсутствия могут служить билеты, счета из гостиницы, справка из санатория или дома отдыха и т. д.

Все это относится к услугам, на которые не установлены счетчики. Если приборы учета стоят, перерасчет проводить нет необходимости, их показания и так отразят, и то никто в квартире не жил.

Сайты, которые пригодятся


www.fstrf.ru/tariffs – Федеральная служба по тарифам, раздел для граждан.

Здесь вы найдете справочную информацию по коммунальным тарифам. А также калькулятор коммунальных платежей для граждан РФ. Расчеты, естественно, примерные и носят справочный характер – платежку они не заменяют. Калькулятор, тем не менее, полезен: если высчитанные «справочные» цифры значительно выше тех, которые вы видите в платежке, есть повод задуматься, а не обсчитывают ли вас, и задать вопросы своей управляющей компании.


www.reformagkh.ru – Фонд содействия реформированию ЖКХ

Есть специальный раздел, где управляющие компании раскрывают информацию о себе, своих домах, тарифах и успехах (пока, правда, во многих случаях информация достаточно невнятная).


dom.mos.ru – «Дома Москвы – портал управления многоквартирными домами»

Информация о всех домах Москвы и их управляющих компаниях, включая отчеты УК.

По подобной схеме городские порталы работают и в других регионах.


raschetgkh.ru – сайт, полностью посвященный порядку расчету платы за жилищнокоммунальные услуги

Есть информация по все текущим изменениям в законодательстве и разъясняющие статьи по этому поводу, а также калькулятор. Действует форум.


www.tsj.ru – «Тысяча советов о жилье»

Крупнейший в России «соседский» сайт – о проблемах многоквартирных домов. Работает форум, можно задать вопрос юристу. Можно создать форум своего дома или микрорайона.


tsg-rf.ru – сайт Ассоциации ТСЖ и ЖСК

Есть раздел вопросов-ответов (с вопросами типа «Кто должен отвечать за состояние электропроводки в моей квартире») и библиотека.


Загрузка...