ПОНЕДЕЛЬНИК Определяем понятие «креативность»

[креативность] … в первую очередь, требует от человека способности изумляться.

Эрих Фромм

Что же такое креативность? Считаете ли вы себя креативным человеком? А что вы можете сказать о своей профессии – она стимулирует или ограничивает ваш творческий потенциал? Все это очень важные вопросы, на которые вам (по крайней мере, сначала) будет сложно ответить.

В воскресенье мы с вами обсуждали, почему креативность так важна для бизнеса и деловой жизни. Сегодня мы более подробно обсудим, что такое креативность и как она проявляется. Мы попытаемся дать более глубокое и содержательное описание проблем, связанных с этой темой.

Все мы без труда вспомним великие шедевры – от Сикстинской капеллы до Пятой симфонии Бетховена. Но креативность окружает нас и в повседневной жизни, незаметно проявляясь множеством способов. Мы с вами разберемся, почему совсем не обязательно быть Шекспиром, чтобы считаться творческим человеком.

А для этого мы рассмотрим разные определения творчества и поймем, что единого простого определения просто не существует. Затем мы вкратце обсудим проблемы, связанные с этой сложностью. И наконец, мы поговорим об этапах творческого процесса и подумаем о том, сходны ли проявления этого процесса в сфере, предположим, бухгалтерии и визуального искусства.

К концу этой главы вы сможете яснее понять, как ответить на первые вопросы в верхнем абзаце.

Шок новизны

Всем кажется, что они прекрасно знают, что такое креативность. Если порасспрашивать, то большинство людей с легкостью назовут творческих гениев прошлого или настоящего. Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Стивен Спилберг – эти имена у всех на слуху, даже если порой возникают разногласия относительно их заслуг.

Продолжим нашу интересную игру. Подумайте о величайших изобретениях и творческих достижениях человечества. Сейчас как раз очень удобный момент для подобных размышлений. Кто войдет в вашу десятку? Журналисты провели опрос читателей и экспертов и выделили 100 главных изобретений. Вот первая пятерка:

1. Санитария: В 1850 году 20 тысяч жителей Лондона умерло от эпидемии холеры. После этого власти приняли меры. Примеру Лондона последовали другие города Европы.

2. Компьютер: Идея была предложена британским математиком Чарльзом Беббиджем еще в XIX веке, но коммерческое использование электронных компьютеров началось только после Второй мировой войны.

3. Пресс для книгопечатания: Иоганн Гутенберг изобрел его в 1450 году. После этого знания стали доступны всем.

4. Огонь: Человечество начало пользоваться огнем примерно 9000 лет назад. Что бы мы делали без него?

5. Колесо: По-видимому, колесо было изобретено по образу катящихся бревен, с помощью которых передвигали камни. Это произошло примерно 5500 лет назад.


Кроме того, в первую сотню вошли радио (6 место), антибиотики (7), Интернет (8), транзисторы (9), лазер (10), контрацептивы (12), пластмассы (14), воздушный транспорт (15), электрический свет (18), автомобиль (23), карты (28), деньги (29), телефон (34) и фотография (38).

Даже в сфере научно-технических инноваций ХХ век не занимает доминирующего положения.



А каковы величайшие творческие достижения в истории? Что прошло проверку временем? Некоторое время назад такой вопрос задала читателям газета «The Sunday Times». В первую пятерку вошли следующие шедевры:

1. «Гамлет», Уильям Шекспир

2. «Давид», Микеланджело

3. «Пьета», Микеланджело

4. «Король Лир», Уильям Шекспир

5. Сикстинская капелла, Микеланджело


В топ-50 вошли романы и пьесы, картины и скульптуры, музыка, здания и один кинофильм. Интересно, что наука оказалась представлена единственной книгой – «О происхождении видов» Чарльза Дарвина. В список вошло совсем немного произведений, созданных в ХХ веке (The Beatles, «Гражданин Кейн», «Улисс» Джеймса Джойса и здание оперного театра Сиднея – вот лишь немногие исключения).

Но творчество связано не только с определенным количеством великих произведений искусства или изобретений, изменивших мир. Творчество присуще каждой сфере человеческой жизни. Множество повседневных действий вполне можно назвать творчеством – и, полагаю, вы со мной согласитесь.

Пример

Для преданных поклонников американского мультсериала «Симпсоны».

В каждом эпизоде учитель поручает Барту писать разные фразы (мои любимые – «Я не должен прятать Прозак моего учителя», «Печеная фасоль – не лучший музыкальный инструмент» и «Я не должен развешивать на себе пончики»).

В каждом эпизоде есть собственный творческий (порой причудливый или сюрреалистичный) сюжет, в котором вся семья приезжает домой и усаживается перед телевизором.

Каждый из вас может немного развлечься, вспоминая свое самое любимое…

Природа креативности

Творчество касается многих аспектов нашего мышления, социальной и деятельной жизни. В этой главе содержится карта этой территории, на которой отражены самые важные концепции, связанные с этим понятием.

Даже если мы сосредоточимся исключительно на создании романа или какого-то изобретения, нам все равно придется использовать множество слов для описания этого аспекта творчества: создавать, изобретать, открывать, представлять, конструировать, осмысливать, производить, постигать, формировать, вынашивать идею, разрабатывать, задумывать или предвидеть.

Одно это приводит нас к выводу о том, что слово «творчество» описывает сложный и многогранный набор явлений. Некоторые термины имеют сходные значения, но рассматривать их нужно по отдельности:

• Творчество – это производство или обеспечение возникновения чего-либо.

• Креативность (как свойство человека) – это талант художественного сотворения.

• Инновации – это внедрение новых предметов или методов.

• Открытие – это обнаружение или осознание того, что не было известно ранее.


Все это говорит нам о том, что креативность очень разнообразна. Существует множество критериев оценки креативных результатов.

Определение слова «креативность», которое используется так часто, удивительно разнообразно. И согласия в этом вопросе нет, особенно в силу того, что мы видим вокруг себя и креативность, и результаты креативных действий. Это объясняется тем, что человеческая деятельность и ее плоды настолько разнообразны, что трудно объединить их одним понятием, с которым все могли бы согласиться. Мы различаем не только людей и продукты, но и все то, что считаем креативностью.



Креативность (в противовес индивидуальному творческому созданию, например, произведению искусства) стали по-настоящему серьезно изучать лишь во второй половине ХХ века. Поэтому будет справедливо сказать, что наше представление о креативности еще только начинает формироваться.

То, что мы относим к креативности, непосредственно связано со следующими характеристиками:

• Новизна

• Оригинальность

• Уникальность

• Эффект «Эврика!»

• Неординарность или нетипичность

• Одаренность



Вот несколько различных определений творчества, существующих в наше время:

• «Ментальные процессы, которые приводят к созданию уникальных или новаторских решений, идей, концептуализаций, художественных форм, теорий или продуктов». («Психологический словарь», изд. «Penguin».)

• «Любой процесс, в результате которого создается что-то новое, – идея или предмет, в том числе и новая форма или организация существующих элементов» (Хармон, «Социальные и технологические определители творчества», 1955.)

• «Процесс осознания трудностей, проблем, пробелов в информации, недостающих элементов, чего-то необычного; предположения и гипотезы относительно этих трудностей; оценка и проверка предположений и гипотез; возможно, пересмотр и новая проверка; и наконец, получение результатов». (Торренс, «Природа творчества», 1988.)


Обратите внимание на то, что последнее определение представляет собой весьма детальное описание процесса или последовательности шагов.

Креативный процесс

Все исследования креативности дали нам 50–60 определений этого понятия. Они различаются по вниманию, уделяемому трем аспектам процесса:



1. Индивидуальность – это человек (или, как это случается в некоторых случаях, о которых мы поговорим позже, группа людей). Он вносит в креативный процесс свои мыслительные навыки и связанные с ними идеи.

2. Процесс – мыслительные навыки применяются в разное время на разных этапах последовательности.

3. Продукт или результат – чаще всего это идея, модель, теория или план (в этом случае весь процесс начинается сначала). Иногда результат бывает вполне материальным: письменный документ, музыкальное произведение, продукт и т. п.

Креативная личность

Как мы уже говорили, нетрудно вспомнить целый ряд знаменитостей – наших современников или исторических личностей, которых по праву можно назвать людьми креативными. Но тут возникают весьма интересные вопросы:

• Кто более креативный – тот, кто в свободное время пишет стихи или кто играет в футбол?

• Кто более креативный – писатель или бухгалтер?

• Можете ли вы назвать первый рисунок своего ребенка, нарисованный пальцами, творческим произведением? (Конечно, многие гордые родители именно так и считают!)

• Все ли мы креативные люди, или этот термин можно отнести только к избранным?



Конечно, в тех немногих, чьи творческие усилия изменили мир или наше представление о нем, есть нечто особенное. Это можно назвать креативностью с большой буквы «К». Но было бы слишком большим пессимизмом ограничить креативность этой горсткой особенных людей, занимающих свое место в истории. С другой стороны:

• Является ли креативностью блестящий диалог? Нет.

• Является ли креативностью новое восприятие мира? Нет.

Креативность возникает, когда его результатом становится продукт, несущий определенную ценность. То есть необходимо оценить продукт или иной результат процесса. Как же это делается? И кем? Об этом мы с вами поговорим позже. Возникают и еще два вопроса, достаточно важных, чтобы выделить для их обсуждения целый день (среда). Являются ли те, кого мы считаем креативными людьми, особенными? И как им удается действовать не так, как остальные?

Креативные продукты

Все поставленные выше вопросы показывают нам: чтобы считать результат или продукт креативным, необходимо учитывать другие факторы. Михай Чиксентмихайи[1] предположил, что креативность заключается во взаимосвязях между этими факторами. Таким образом, креативность – это качество системы, которая состоит из трех частей:

1. Территория: набор символических правил и процедур, которые составляют объем знаний. Наука, математика и визуальные искусства – все это территории. Каждую можно разбить на более мелкие территории. В целях этой книги мы можем также представить себе примеры более актуальных территорий:

a. Управление

b. Бухгалтерия

c. Мобильная коммуникация

d. Книгоиздание

e. Розничная торговля

f. Информационные услуги


2. Личность: тот, кто применяет объем знаний и превращает его в новые идеи или образцы.


3. Сфера: люди, которые исполняют роли хранителей или судей новых идей. Они отбирают идеи и продукты для признания. Принятие может принимать разные формы:

a. Управление (принятие деловых предложений)

b. Покупатели (те, кто покупает или не покупает)

c. Сверстники или коллеги

d. Журналы или профессиональные организации (например, премия «Оскар» для кинематографистов)


Конечно, следует сказать, что креативность – лишь один из множества критериев, применяемых этими системами для оценки новых идей или предложений.

Таким образом, круг завершается, поскольку теперь мы можем ответить на вопрос, что можно считать креативным, а что нет. Самый простой ответ – вещи становятся креативными, когда их считают креативными в своей сфере. И это избавляет нас от дилеммы, заключающейся в том, что все, о чем мы думаем, обязано быть креативным. Значит, чтобы стать креативным человеком, нам вовсе не нужно становиться Шекспиром или Микеланджело. Если выбранная нами сфера – складывание фигурок из бумаги, мы можем создать нечто креативное, если результат наших действий будет признан ценным и креативным внутри братства. Вовсе не нужно применять абсолютные критерии к любому продукту, так как в каждой сфере есть свои арбитры, которые и приходят к согласию относительно того, содержится ли в продукте нечто истинно новое и креативное.

Загрузка...