Цифровой мир жесток и изменчив, поэтому он должен развиваться – или погибнуть.
Почему творчество так важно? На этот ключевой вопрос мы с вами попытаемся ответить сегодня.
Разобраться в этом нужно, чтобы понять, является ли творчество бонусом и определенной роскошью, или на этот вопрос есть более фундаментальные и значительные ответы.
Для этого вам придется сосредоточиться сразу на двух уровнях, а именно:
• На индивидуальном (то есть на себе самом), и
• На месте организации в контексте экономики в целом.
Мы рассмотрим примеры, показывающие ту уникальную комбинацию факторов, которая ставит креативное начало во главу списка приоритетов современного бизнеса и компаний, а также и вашего личного списка.
Я расскажу вам о творческом импульсе, человеческом любопытстве и мотивации, а затем мы посмотрим на творчество в экономическом и технологическом контексте. Я надеюсь, вы согласитесь с тем, что наши десять предсказаний будущего образуют основу для понимания событий, происходящих с вами лично и со всеми организациями, с которыми вы связаны. Сегодняшний день мы завершим изучением влияния креативности и инноваций на бизнес. А в самом конце вам предстоит ответить на десять вопросов, выбрав один из четырех вариантов ответа, – точно так же будут завершаться и все остальные дни недели.
Прежде чем мы перейдем к «бизнесу», нужно осмыслить понятие «творчество» в историческом контексте. Нам хочется считать его современным изобретением. Однако оно вместе с инновациями было аспектом индивидуального и социального поведения с незапамятных времен. С самых первых попыток людей организоваться в более эффективные социальные группы творчество играло важную роль в развитии общества. Человеческая история – это путешествие, сопровождаемое почти бесчисленным количеством творческих скачков. Вот самые яркие из них:
• Изобретение колеса;
• Возделывание злаков;
• Использование орудий;
• Язык;
• Книгопечатание;
• Космические путешествия.
Не сомневаюсь, что вы можете расширить этот список по своему усмотрению.
Если посмотреть на практически любой аспект человеческой деятельности, можно проследить долгий путь развития, в ходе которого проявился полный диапазон творческого поведения человека, его способности решать проблемы и развиваться дальше. Сельское хозяйство, транспорт, связь, письменность, приготовление пищи, визуальное искусство, торговля и коммерция, промышленность, строительство, здравоохранение и медицина, отдых и развлечения – так было везде. Но все творческие скачки за историю человечества происходили неравномерно. История знает периоды поразительных всплесков креативного поведения, и многие из них хорошо нам знакомы:
• Социальные, политические, военные и литературные достижения Древней Греции;
• Развитие сложнейших культур и цивилизаций в разных уголках мира – например Древний Китай;
• Высочайшие достижения человеческого гения почти во всех сферах жизни – в торговле, визуальных искусствах, архитектуре, музыке – в эпоху Ренессанса;
• Использование технологий в эпоху промышленной революции.
Вы можете назвать десятки изобретений и открытий, сделанных в эти периоды и заметно улучшивших жизнь человечества, – проверьте свои знания.
Люди – не самые крупные животные.
Нас нельзя назвать самыми сильными или самыми быстрыми.
Мы не отличаемся острым зрением или обонянием.
Удивительно, как мы выжили в окружении свирепых созданий природы.
Но мы выжили и добились процветания благодаря своему мозгу.
Мы эволюционировали, чтобы заполнить когнитивную нишу.
Из всего этого можно сделать один вывод: прогресс в развитии человечества и социума всегда полагался на творческие импульсы индивидуумов. Творчество – это компонент нашего существования в окружающем мире, помогающий нам решать проблемы и вызовы, которые бросает нам жизнь.
Базовый психологический профиль обеспечил нас не только мозгом, но и потребностью использовать его. Приспособиться к обстоятельствам, окружающей среде и контролировать их. Любопытство и способность использовать мозг для осознания окружающего мира – вот то, что отличает нас от других видов животных.
А когда мы добавляем к этому энергию, возникающую благодаря социальному поведению, то получаем основные условия нашего творческого наследия.
Если мы отвлечемся от экскурса в историю и посмотрим на себя, то поймем, что человеческая жизнь – это непрерывное развитие и обучение. Вот что мы знаем из психологии:
1. В первые годы жизни младенцы делают потрясающие вещи – они учатся ходить и передвигаться, они овладевают языком, они начинают общаться и завязывать отношения, у них развиваются когнитивные навыки.
2. Люди ищут наслаждений и удовлетворения физических, интеллектуальных и социальных потребностей.
3. Мы сохраняем потребность в развитии, обучении и самореализации в течение всей жизни (Маслоу называл эту потребность «самоактуализацией»).
Все это говорит нам о том, что наша способность учиться, проявлять любопытство, стремиться к управлению окружающим миром и приспосабливаться к нему «встроена» в наш разум с рождения. Короче говоря, человек не может не проявлять творческого начала, поскольку все это является ключевыми элементами жизни.
А теперь давайте переключимся на большой окружающий мир – и, в частности, на мир коммерции и бизнеса, в котором большинство из нас трудится.
Хотя совершенно очевидно, что в ХХ веке произошел настоящий взрыв креативной энергии, XXI век породил не менее драматичные перемены, которые ярче всего видны в экономике и технологиях.
В книге «Размытие: скорость перемен в связанной экономике» Стэн Дэвис и Кристофер Мейер выделили три наиболее влиятельные силы, которые обеспечивают серьезные перемены в экономике:
1. Скорость: бизнес ускоряется – новые жизненные циклы товаров, рыночное время, передача транзакций.
2. Нематериальные активы: экономикой сегодня управляют нематериальные факторы. Цены основываются не на материальных затратах, а на бренде, исследовательских работах, маркетинге, отношениях и т. п.
3. Взаимосвязь: связи становятся богаче, плотнее и быстрее.
Все это размывает различия между товарами и услугами, между организациями и их клиентами и акционерами, между руководителями и сотрудниками. Мы постоянно сталкиваемся с подобными примерами – взять хотя бы Amazon. Клиенты, которые приходят на сайт за информацией (и дополнительными ценными услугами – например, за рецензиями на книги), становятся частью продукта (и пишут эти рецензии сами).
Новую экономику от старой отличает интеллектуальный капитал – знания, талант и опыт. Именно здесь и кроется креативность: если экономика основывается на знаниях, то сила разума становится важнейшим навыком.
В той среде, в которой мы с вами живем и работаем, технологии меняются стремительно. Мы вступаем в эпоху информационных технологий – и в эпоху экономики знаний.
Задумайтесь над следующим:
• Официальная статистика показывает, что процент работников, занятых в индустрии цифровых услуг, крайне велик и стремительно растет.
• Две трети работающих американцев заняты в сфере услуг.
• Знания становятся самым ценным товаром.
• Мы становимся свидетелями серьезного развития интернет-коммуникаций, электронной почты, торговли и работы в Интернете или в глобальной сети.
Что же мы увидим в будущем?
1. Глобализация – технологии покоряют расстояния, и организации могут работать в любом месте.
2. Технологии – новые способы коммуникаций и передачи данных меняют наш образ жизни и работы.
3. Социальные изменения – мы вступаем в информационную эпоху и эпоху экономики знаний. Производство постепенно обособляется.
4. Влияние акционеров – организации становятся коллективами акционеров.
5. Инновации – необходимое для успеха условие.
6. Конкуренция – невозможность почивать на лаврах.
7. Диверсификация рабочей силы – различные социальные сочетания (межкультурная рабочая среда), ожидания (психологические контракты) и методы работы (роль телекоммуникаций).
8. Организационные структуры – более сложная и радикальная архитектура организации (виртуальная организация).
9. Постоянное обучение – необходимость постоянного развития своих навыков для достижения прогресса и удовлетворения достигнутым.
10. Скорость перемен – все делается быстрее, чем раньше.
Темпы реализации изобретений стремительно ускоряются. Достаточно просто открыть глаза и осмотреться вокруг, чтобы оценить те потрясающие скачки, которые случились с нами с начала века. На первый взгляд может показаться, что бизнес и вообще все организации успешно отвечают на вызовы, создаваемые социальным и научным развитием. Давайте проведем небольшой тест: перечислите те товары, которыми вы пользуетесь сегодня, но которых не существовало 5, 10, 50 лет назад. Но даже несмотря на то, что за последние годы мы пережили серьезные социальные, технологические и политические перемены, это совсем не означает, что мы хорошо подготовлены к будущему. Бизнес и коммерция не всегда эффективно реагируют на происходящие вокруг них перемены.
Организации в коммерческой среде не всегда расположены к работе с креативным началом своих сотрудников. Сколько вы можете назвать организаций, которые являются по-настоящему креативными или новаторскими? В целом они предпочитают подавлять творческое начало, а не поощрять его. Хотя люди от природы творчески относятся к окружающему их миру, этот аспект человеческого поведения не всегда поощряется и признается организациями.
Внедрение большинства изобретений происходило в определенное время или под давлением конкретных обстоятельств. Их редко принимали с первого же взгляда. Они далеко не сразу принесли свои плоды, а сам процесс нередко оказывался мучительным. Достаточно привести лишь несколько примеров, чтобы все стало ясно. В 1938 году Честер Карлсон изобрел ксерографическое копирование. Фотокопировальный процесс Карлсона поначалу не вызвал интереса у инвесторов – более 20 компаний отклонили его идею. «Я столкнулся с абсолютным отсутствием интереса», – говорил он позже.
Аналогичная ситуация складывалась и со многими другими изобретениями, которые мы сегодня воспринимаем как должное:
• Радио
• Клейкая бумага для заметок Post-It
• Пылесос «Dyson»
История показывает, как трудно было изобретателям добиться реакции, поддержки, рекламы или просто заинтересованности организаций в их проектах. Однако компаниям приходится сталкиваться с вызовами, которые бросает им время. О них мы говорили в предыдущем разделе. Сигнал предельно ясен: обновляйся – или умри.
Сегодня организации стремятся спонсировать и поощрять творческое начало своих сотрудников. Привычки и обычаи, складывавшиеся в течение долгого времени, начинают меняться.
Гэри Хэмел – известный специалист по деловой стратегии и организационным переменам – отмечает, что сегодня организации чаще определяют себя по тому, что они знают (ключевая компетентность), а не по тому, что они делают. Он рекомендует компаниям думать о будущем и об инновациях, поскольку именно они являются основным средством конкуренции – и даже самого выживания.
В начале первой главы мы задали вопрос, являются ли креативное начало и инновации желательным или необходимым предметом. Надеюсь, ответ вам ясен. Хотя мы можем изучать творчество, потому что это интересно и увлекательно, но служащие, руководители и лидеры бизнеса должны относиться к этому вопросу очень серьезно. Те, кто изучает и осуществляет перемены в деловой среде, полагают, что инновации должны стоять в самом центре наших мыслей и стратегий.
И это ставит перед нами целый ряд вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой книге.
• Почему креативность и инновации так важны для моей организации?
• Знаю ли я, что такое креативность, и есть ли у меня подходящие слова, чтобы говорить об этом?
• Кто является креативным человеком? Как он этого добился?
• Можно ли изучить средства и приемы креативности?
• Как их можно применить для решения реальных организационных проблем и выхода из реальных ситуаций?
• Как на это могут реагировать сами организации?
Сегодня вы узнали, что наши основные аргументы имеют двойственный характер:
• Во-первых, креативность является глубоко укорененным аспектом человеческого поведения. Люди всегда были творцами – что могло бы сегодня стать изобретением, равным по значимости изобретению колеса?
• Во-вторых, будущее потребует от нас стать еще более креативными. Больше нельзя полагаться на прошлые успехи: это верный путь к катастрофе как на личном, так и на профессиональном уровне.
Мы выявили ряд понятных, простых и очень важных положений:
• Креативность и потребность в инновациях «встроена» в нас на самом базовом уровне – эти свойства определяют нашу личность и наше место в мире. Инновации – это один из аспектов, которые отличают нас от животных.
• Творчество – не новость. У человечества имеется впечатляющая история творческих достижений. Может ли наступить такой момент, когда потребность в креативности отпадет?
• Креативные достижения науки и техники обеспечили нам среду, которая сама поддерживает творческий кругооборот в деловой и коммерческой жизни. Другими словами, они создают новые возможности для нового творчества.
• Мир не стоит на месте. Наш образ жизни и работы меняется фундаментально и быстро.
• Организации получают четкий и недвусмысленный сигнал: меняйтесь – или умрите.
• Организации не привыкли поощрять и стимулировать креативность. И это надо менять.
1. Что из нижеперечисленного является хорошим примером творческого импульса?
a. Рабство
b. Открытие рецепта пиццы
c. Музыка
d. Парковочные автоматы
2. Что делает нас креативными людьми?
a. Физические упражнения по утрам
b. Владение несколькими языками
c. Любопытство и использование собственного мозга
d. Вегетарианство
3. Что из нижеперечисленного наилучшим образом характеризует человеческую мотивацию?
a. Наиболее мотивированы самые физически сильные люди
b. Мотивация является врожденным качеством
c. У бедных людей плохая мотивация
d. Мотивация в каждый конкретный момент времени есть только у 10 % людей
4. Выберите самый важный для современной экономики фактор:
a. Природные ресурсы – уголь, нефть, минералы
b. Интеллектуальный капитал
c. Туризм и культура
d. Устойчивая валюта
5. Одно из перечисленных ниже предсказаний о будущем является более точным, чем другие. Какое именно?
a. У нас будет больше свободного времени
b. Успех будет подстегиваться инновациями
c. Раньше или позже всю работу будут выполнять роботы
d. Все политики станут честными людьми
6. Выберите лучшего инноватора последнего десятилетия:
a. Kodak
b. Apple
c. Woolworth
d. Habitat
7. Самые новаторские компании будут продавать…
a. Большее количество тех же самых товаров или услуг уже имеющимся у них покупателям
b. Те же продукты или услуги новым покупателям
c. Новые продукты или услуги новым покупателям
d. Новые продукты или услуги уже имеющимся покупателям
8. Креативность…
a. Это качество, которое всегда было частью человеческой натуры
b. Началось накануне Возрождения
c. Началось во время промышленной революции
d. Началось только после появления современных компьютеров
9. Что, скорее всего, станет наиболее важным в будущем?
a. Доведение своих идей до воплощения в виде великолепного нового продукта или услуги
b. Доминирование на местном рынке перед выходом на рынок глобальный
c. Ценовое превосходство над своими конкурентами
d. Быстрое выведение своего замечательного нового продукта или услуги на рынок
10. Каким, скорее всего, окажется будущее любого бизнеса без инноваций?
a. Провал или банкротство
b. Стабильность и безопасность
c. Сокращение необходимости платить за дорогие исследования и развитие
d. Рыночная доля останется неизменной