2 Сберегайте больше

Даже самые спокойные родители напрягаются, когда речь заходит о знаменитом «Зефирном тесте», или тесте на отложенное удовольствие. Вы, наверное, знаете, о чем я. Маленьким детям раздают зефиринки и говорят: «Если ты не сразу съешь вкусняшку, то получишь вторую такую же». Дети есть дети – одни немедленно проглатывают угощение, но другие все же демонстрируют удивительную стойкость – и бывают вознаграждены за это. Самое интересное, что исследователи, наблюдавшие за тестируемыми детьми в течение десятилетий, обнаружили: те, которые были способны подождать, добились большего во взрослой жизни. Они создали более прочные отношения, достигли более высокого уровня образования и даже получили намного больше (на 210) баллов на экзамене по выявлению академических способностей[1].

Может быть, вы сейчас прочитаете это и а) побежите в ближайший магазин, чтобы купить мешок зефира в шоколаде, чтобы немедленно протестировать своего ребенка, или б) спрячетесь с остатками зефира под одеялом и будете поглощать его, обливаясь слезами, потому что ваш (умеренно) импульсивный ребенок обречен на всю жизнь – он и секунды не вытерпел.

Но давайте серьезно. Что, если ваш пятилетний ребенок ну никак не может устоять перед заманчивой сладостью? И, что более важно (по крайней мере, для читателей этой книги): как это все связано со сбережением денег?

На самом деле очень даже связано. Результаты исследования, проведенного в Университете Пенсильвании, показали, что супруги старше 50 лет, которые в свое время проходили тестирование и продемонстрировали способность придерживаться долгосрочных целей, накапливали почти на 200 тысяч долларов больше, чем средняя американская семья.

Конечно, не удивительно, что люди, умеющие ждать, также умеют и сберегать. Способность откладывать деньги, способность избегать покупок под влиянием импульса, умение строить гнездышко по плану не сильно отличаются от сопротивления таким манящим зефиркам, о которых мы говорили выше.

Поэтому, несмотря на отсутствие сладких результатов, существует небольшое утешение для тех, у кого сейчас поднимается давление (или уровень сахара в крови): вы действительно можете научить ребенка ждать. Хотя вы можете усомниться в этом, особенно те из вас, кто видел на YouTube ролик с ребенком, жадно запихивающим зефир в рот, – это правда. Вам просто нужно узнать о простых приемах.

К счастью, умение ждать для ребенка не означает самоотречения. Факт, что большинство детей чего-то хотят. Это очень, очень нормально – будь то вторая зефиринка, айфон или машина. Ваша работа, работа родителей, заключается в том, чтобы сопротивляться желанию купить все эти вещи, поскольку, давайте уж будем честными, иногда пойти на поводу у своего ребенка – это просто путь наименьшего сопротивления. Вместо того чтобы уступить, помогите ребенку научиться ждать, сберегать и потом самостоятельно приобретать желанные для него вещи. Представленная глава поможет вам в этом.

Кому-то покажется, что придется приложить массу усилий для обучения ребенка отложенному вознаграждению, но – нет. Из этой главы вы узнаете несколько соответствующих возрасту способов поощрения к сбережениям, и неважно, склонен ли к этому ваш ребенок от природы или нет. Вы узнаете сами и, надеюсь, донесете до ребенка практические советы о том, в каких случаях он может разумно отложить деньги на потом.

Но и вам понадобится кое-что отложить на потом, по крайней мере свои ожидания. Дети растут и меняются. Если ваш первоклассник сейчас живет сегодняшним днем – честно говоря, прекрасное качество, – это не означает, что вы не имеете возможности оказать ему определенную помощь и научить ждать, когда он немного подрастет. Ученые полагают, что только треть нашего умения копить деньги является генетически обусловленной. В этом есть и хорошая новость: поскольку только треть сберегательных способностей ребенка заложена в его ДНК, бо́льшая часть их может быть сформирована под вашим влиянием. Так что будьте силой, направленной на пользу дела.

6 хитростей, которые помогут сделать вашего ребенка самым терпеливым в мире – и получающим то, чего он хочет

Ваш ребенок не должен быть монахом, чурающимся материальных благ. Ему даже не нужно быть супердисциплинированным. Ребенок просто должен знать хитрости, которые помогут ему избежать напрасной траты денег и вместо этого копить доллары на то, чего он действительно хочет. Вот шесть разумных стратегий, вдохновленных исследованием профессора Уолтера Мискела, блестящего психолога, который много десятилетий назад вместе со своими коллегами и создал «Зефирный тест». Эти хитрости сделают вашего ребенка бережливым человеком.

1

Начните с себя. Прежде чем удовлетворить свои желания, разработайте план игры. Если ребенок маленький, план будет простым. Когда вы собираетесь в магазин, скажите так: «Сегодня нам нужно нижнее белье для твоего брата, и все. Поэтому, если тебе чего-то захочется, напомни себе, что мы не собираемся покупать это сегодня». Обязательно добавьте, что вы сами сделаете то же самое. Дайте ребенку понять, чего ожидать и как реагировать, и это научит его сопротивляться незапланированным покупкам (или устраивать из-за них истерики). Репетиция реакции в любимом магазине сладостей или игрушек – это тренировка разума ребенка, его умения сопротивляться искушениям.

2

Уступить своей слабости или устоять? Вы ведь помните себя ребенком? Очень трудно думать о прелести вещи, на которую ты копишь деньги, когда стоишь в очереди к кассе и смотришь на пакет чипсов со вкусом сыра. Предложите ребенку сосредоточиться на долгосрочном отрицательном результате: если ты сегодня потратишь деньги на чипсы, то срок покупки страстно желаемого набора «Лего» отодвинется еще дальше. Как показывают исследования, это чрезвычайно эффективный метод. Если ваш ребенок колеблется, посочувствуйте ему, как тяжело ждать желаемого, и приведите примеры ситуаций, когда вам тоже приходилось чего-то ждать. Потом, когда вы увидите, что ребенок устоял, похвалите его.

3

Отвлекайте. Когда ребенок пытается устроить истерику в очереди к кассе, потому что он сейчас умрет, если не получит жвачку: «Купи жвачку, ты меня не любишь, купи мне жвачку, жвачку, жвачку!» – заранее приготовьте историю, шутку, видео с симпатичным котенком или сумасшедшими американскими горками на своем телефоне. Или придумайте особый секрет, которым вы хотите поделиться с сыном (дочерью) именно сейчас, но он(а) должен(на) поклясться, что никому не расскажет. Когда вы покинете магазин, скажите, что вы искренне восхищены человеком, который устоял перед такой манящей жвачкой. Даже если ребенок еще возбужден, он поймет, что отвлечение внимания помогает справиться с чувствами.

4

Призовите на помощь воображение. Это может показаться странным, но, как показали исследования, способ работает. Предложите ребенку подумать о том, будто вещь, которую ему так хочется получить вот именно сейчас, не настоящая, а всего лишь фотография или картинка, которую он может «повесить» в рамочке в своей голове. Оказывается, это естественным образом проделывали самые терпеливые дети в «Зефирном тесте». Для детей это несколько отвлеченное понятие, но некоторые могут воспринять его. Другой способ – попросить ребенка представить, что с конфетой или игрушкой что-то не так. Если ребенок, находясь в магазине, вообразит, что желаемая игрушка разбита, а конфета перченая, это может сработать.

5

Иногда помогает привычка. Сделайте накопление само собой разумеющимся. «Как только у нас появится немного наличных – мы заработаем или получим деньги подарок, – они пойдут прямиком в нашу свинку-копилку». Не полагайтесь только на силу воли, это трудный путь. Вместо этого сделайте накопления рутиной. Но в эту рутину обязательно нужно внести элемент шуточного бахвальства. («У нас будет мороженое после школы в пятницу, так что бесполезно просить конфеты в среду – ответ все равно будет “нет”»; «Если мы будем покупать мороженое только по пятницам, мы сможем накопить деньги на то, что ты хочешь»).

6

Спросите: «Что делает разумный ребенок?» Иногда полезно спросить ребенка, как бы поступил кто-то другой на его месте. В этих случаях ребенок эмоционально отстраняется от ситуации, в которой его что-то соблазняет, и «отступает в сторону». Пусть он сам решает, какой персонаж выбрать – возможно, это будет приятель, герой любимого мультфильма или просто гипотетический разумный ребенок. Дети любят давать советы, и этот прием помогает им более хладнокровно рассматривать варианты выбора, а не действовать под влиянием порыва.

Детский сад

Результаты исследований показывают, что даже шестимесячные младенцы способны совершать действия, которые помогают им управлять собой и успокаиваться: например, они сосут палец. К трем годам дети уже умеют подавлять импульсы, способные вызвать истерику. Обратите внимание на те моменты, что перечислены ниже, – они помогут вашему эгоистичному ребенку развить в себе предвестники привычки к накоплению.

Ждать – это правильно. Все мы знаем, как некомфортно ждать. Неважно где: в дорожной пробке, в приемной у врача, в очереди к кассе в магазине. И все это особенно неприятно для ребенка. Но он должен ждать. Скажем так: будет правильным объяснить ребенку, что есть свет в конце тоннеля. Очень часто, когда мы ждем, мы ждем чего-то конкретного: прибытия в определенное место, где нам хочется оказаться, или покупки вещи, на которую мы положили глаз. Поэтому, когда только возможно, подчеркивайте преимущества ожидания. На детской площадке, когда ребенок стоит в очереди к качелям, вы можете объяснить, как работает демократическая система: «Ты должен ждать своей очереди, на потом тому маленькому мальчику придется подождать, пока ты покачаешься». Покажите ребенку, что время пройдет быстрее для вас обоих, если вы отвлечетесь. («Давай вспомним цифры от одного до десяти» – это всегда беспроигрышный вариант.) Было бы неплохо поговорить также об ожидании отдаленной цели, такой как день рождения или праздник, и о том, как будет здорово, когда этот день наконец придет. Чтобы занять время, вы можете обсудить вечеринку по случаю дня рождения, ее тему, гостей, игры, в которые ребенок хотел бы поиграть. Когда этот день наступит, обязательно скажите о том, что праздник стоило ожидать.

Три кубышки в надежном месте. Если речь идет о совсем маленьких детях, то они могут проглотить монету и задохнуться, а долларовые банкноты для них всего лишь бумага, которую можно порвать. Но уже к трем годам дети схватывают идею о том, что деньги имеют ценность. Родители одной дошкольницы рассказывали, что дочь стала просить у них бумажные деньги вместо «железных» задолго до того, как она пошла в школу: девочка поняла, что банкноты стоят больше.

Не разрешайте ребенку разбрасывать деньги по всему дому. Есть испытанный прием: расположите три емкости так, чтобы ребенок мог до них дотянуться: одну, чтобы копить деньги на что-то конкретное, вторую – для покупок прямо сейчас и третью – для тех людей, которые нуждаются в помощи. Лучше взять непрозрачный контейнер – по крайней мере, у ребенка не будет искушения стащить немного «на мороженое». Может быть, у вас есть свинья-копилка, или используйте жестяную банку из-под кофе, или заведите особые конверты в шкафу, сейф, в общем-то, тоже подойдет, но тогда ребенку придется договариваться с вами. Как ваш ребенок будет распределять деньги – равными частями или как-то иначе – не имеет значения, потому что в детсадовском возрасте распределение всегда символичное. Настоящая хитрость заключается в том, чтобы помочь ребенку быть последовательным в своих накоплениях (тратить по назначению) и приучить его всегда помещать деньги в копилку, будь то подарок от дедушки на день рождения или монетка, найденная на полу.

Организуйте семейную копилку. Это позволит вам создать вместе с ребенком общий проект, а также показать пример, который будет намного нагляднее, чем любые лекции. Все очень просто: намечается цель («Давайте все вместе накопим на…»), в гостиной, или на кухне, или в любом другом месте, удобном для всех и хорошо заметном, ставится копилка (можно взять коробку из-под обуви или банку для хранения печенья), и в эту копилку все члены семьи будут вносить свою лепту. Начните с легко достижимой цели, приятной для маленького ребенка, например с доставки пиццы на дом или с похода в кино на мультик (с попкорном, пусть он и вреден). Конечно, лепта дошколенка будет совсем маленькой: часть карманных денег или случайная монетка, найденная под диванными подушками. И вот что поможет: не вкладывайте деньги молча – комментируйте свои вложения: «Эй, у меня полно сдачи из супермаркета, и я сейчас положу ее в копилку!» Собираясь распотрошить копилку, попросите ребенка вместе с вами сосчитать деньги и определить, достаточно ли их для заказа пиццы или покупки мороженого в зоопарке.

Родители, не помогайте ребенку проходить без очереди! Однажды я стояла в очередь в туалет в аэропорту и подслушала, как мама говорит очень маленькому ребенку: «Такова жизнь, мое солнышко. Иногда ты просто должен подождать». Слова самые простые, но с глубоким смыслом. Если вы хотите, чтобы ребенок научился ждать, вы и сами должны сохранять терпение. Не всегда полезно нарушать правила, чтобы сократить время ожидания для своего ребенка. Когда такое происходит, это скорее свидетельствует об отвратительном воспитании. Иногда доходит до абсурда: нетерпеливые мамы и папы стали нанимать «проводников»-инвалидов, чтобы их вполне здоровые дети прошли без очереди на железную дорогу в Диснейленде. В конце концов сотрудники парка должны были изменить правила поездки для инвалидов – теперь «сопровождающие» отсекаются. Конечно, это из ряда вон выходящее поведение, но даже самые стойкие родители могут быть ослеплены любовью к своим детям и попытаются найти лазейку в правилах. Такие действия показывают ребенку, что мошенничать можно, и я даю гарантию, что у вашего ребенка в итоге не сформируется самоконтроль.

Арифметические игры: от цифр до монет. Мой сын еще не учился в школе, и однажды к нему в гости пришли два соседа-близнеца. Я была под впечатлением от того, как хорошо они понимали разницу между монетами в 1, 5, 10 и 25 центов. И это меня несколько смутило: я пишу о деньгах, а мой сын одну монетку не может отличить от другой. По крайней мере, мне так казалось. Между тем даже совсем маленькие дети обладают некими числовыми ощущениями, что в будущем помогает им разбираться с деньгами. Исследование с участием младенцев пяти месяцев показало, что у них уже есть интуитивное арифметическое мышление. Если показать младенцу две куклы, затем одну убрать, на лице у него будет написано удивление.

Только задайтесь целью, и вы повсюду найдете арифметические игры: это и сортировка носков после стирки, и подсчет бананов, которые вы кладете в корзину для покупок, или уток на пруду в парке. С детьми, которые уже собираются в школу, можно поиграть в «магазин», используя настоящие деньги. С монетами ребенку проще разобраться, чем с купюрами, – пусть учится на них. Возможно, сначала вам придется помогать считать монеты, но не торопитесь – дайте ребенку время разобраться самому. Не забывайте время от времени повторять «подсчеты»; вам это может показаться скучным, но повторение является основным компонентом обучения.

Самое главное – довести дело до конца. Существует множество креативных способов сделать вашего ребенка лучшим в мире экономом, но ничто не сработает, если вы, родители, не будете держать свое слово. Конечно, мы все не идеальны. Но когда вы что-нибудь обещаете, вы должны это сделать: не только потому, что это правильно, – так вы закладываете основу доверия. Только так ребенок осознает: если он сохранит сегодня, то получит желаемое завтра.

Загрузка...