Глава 1. Поиск призвания. Как найти направления для бизнеса?

«Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».

Стив Джобс

«Ты должен всем, кроме себя!»

Это парадигма, на которой я воспитывался. И я думаю, что я не одинок. До сих пор я слышу на улице от незнакомых людей с детьми: «Так не делай! Это неправильно! Ты еще мал! Не лезь! Это только взрослые могут так себя вести! Когда подрастешь, узнаешь почему это неправильно!»

Вначале нам родители (сами того не осознавая) ставят ограничения, потом работодатель, на которого придется пахать всю жизнь! Я хочу донести до молодого поколения и целеустремленных людей одну мысль: «Чужие цели – чужая жизнь!»

В этой главе поговорим о том, как не стать заложником чужой жизни, а наоборот стать «Илоном Маском» своего будущего!

По ложному следу

– Ты должен учиться хорошо, получать хорошие оценки, желательно «пятерки», – говорила мне моя мама.

– Ма, а зачем я буду по всем предметам получать хорошие оценки, «пятерки», четверки? – спрашивал 15 летний юноша.

Этим юношей был я. Четкого понимания, что я хочу в этой жизни не было. Не было и представления какую профессию выбрать.

Помню один летний день. Мне было тогда 10 лет. Я играл на улице. Мимо шла моя тетушка после работы. Ее недавно назначили на должность начальника экономического отдела. Она похвасталась, что получила первую заработную плату – аж 20 тысяч рублей!!! Меня очень вдохновила заработная плата в десятилетнем возрасте мой тетушки. Это был 2000 год. Мои родители не получали и такую заработную плату вместе. Они работали на государственной службе. Платили постоянно, иногда задерживали, но ненадолго. Это и сформировало мнение моих родителей, что иметь не большую, но постоянную заработную плату лучше, чем ничего или рискнуть деньгами, вложить в бизнес, а потом все потерять. Они исходили только из лучших побуждений и желали своему единственному сыну только лучшее, исходя из своего опыта. А опыт моей тетушки только подтверждал их мнение. Мне захотелось также стать экономистом как моя тетушка. Буду зарабатывать также много, убеждал я себя.

– Как зачем? – возмущенно отвечала мама, – ты получишь хороший диплом. Это даст тебе возможность поступить в институт!

– А что дальше? Я буду зарабатывать много денег? – не успокаивался я.

– Конечно, ты будешь получать хорошую заработную плату – отвечала моя мама. Сделаю важный акцент: мне мама говорила, что моя цель не зарабатывать деньги с помощью любимого дела и призвания, а получать заработную плату, работая на кого-то.

– Но прежде надо поступить в институт. Но это еще не конец. Тебе будет необходимо приложить много усилий и в институте, посвящать время занятий и заданиям. Получишь «красный» диплом и тебя возьмут на высокооплачиваемую работу, – продолжала учить меня моя мама.

– А какая такая высокооплачиваемая работа? – мое возбуждение уже прошло по поводу несогласия с изучением всех предметов, – может работа экономиста, как у моей тетки?

– Да, это будет не плохая работа! – удовлетворенно отвечала моя мать.

К сожалению, у меня тогда даже не возник вопрос: «А зачем экономисту все предметы?». Я не поставил под сомнение авторитетное мнение моих родителей, хотя с моим мнением считались, и я мог высказывать свободно свое мнение (за это им огромное спасибо). Это говорит об отсутствии развития критического мышления на тот момент. Важность развития данного навыка будет раскрыта в 4,5 главах при решении проблем и удовлетворения потребностей потенциальных клиентов.

Мое подсознание в 15 лет четко записало критерий успеха: Учись – Получай хорошие оценки – Поступи в университет – Учись – Получай хорошие оценки – Устройся на стабильную работу – Трудись.

Что еще надо для успеха? Цель поставлена. Но кое-что это напоминает. Замкнутый круг: «Сансару»! Вот что это, действительно, напоминает.

А ты кем хочешь стать?

1 сентября 2007 года. Этот день запомнился мне на всю жизнь. Погода шептала. Золотая осень одним словом. Со мной были отец, мать, бабушка и тетка с дочерью. На лице отца и матери за легкими морщинами пробегала гордость за сына. Я должен был произнести речь – напутствие для первоклашек. Такой чести в школе удостаивались только отличники.

Как я говорил Вам раньше на под корке в мозге цель была поставлена: учиться и получать хорошие оценки. А что может быть лучше для этой цели, чем получить золотую медаль? Только сейчас для меня это кажется не столь важным и даже смешным.

Я удачно произношу речь, мне аплодируют, я счастлив. Вроде тогда я нащупал, то чем хочу заниматься всю свою жизнь. После звонка нас собирает классный руководитель вместе с родителями. Цель этого урока – спросить какие цели ставят перед собой одиннадцатиклассники, куда хотят поступать и какую профессию выбрать. Пригласили даже видео оператора для сохранения на память. Классный руководитель по очереди спрашивает всех, кто кем хочет стать:

– Маша, а ты кем хочешь стать?

– Я не знаю.

«Еще бы!» – я тогда так думал про себя, – «Ты только и думаешь, как удрать от родителей на дискач». Да, какой же я был циничный в то время, мне сейчас за это даже стыдно. Но сейчас не об этом. Поехали дальше!

– А ты Анна, кем хочешь стать?

– Я врачом – отвечала она.

И так классный руководитель опросила практически всех. Врач, юрист, программист, инженер и многие другие профессии, называли мои одноклассники. И тут очередь доходит до меня.

– А ты, Константин, кем хочешь стать? – спросила классный руководитель.

Я специально сделал паузу, хотел создать интригу и произвести впечатления на всех.

– Я, мммм, Банкиром – ответил я.

Это действительно произвело впечатление, никто даже подобных профессий и не произносил. Казалось бы, что здесь плохого. Но я сейчас только осознаю, что подписал себе приговор и это высказывание определило мою профессиональную судьбу на 10 лет. Только сейчас я понимаю, что к этому решению пришел не осознанно, а скорее эмоционально. А еще теперь я сказал при всех, что этого добьюсь. Это конечно хорошо и принцип социального обязательства[3] помог мне продумать план для его выполнения. Только проблема заключалась в том, что к этому решению я пришел не сам.

Я закончил школу с отличием, получил золотую медаль. Родители были счастливы и были горды за меня. После этого я планомерно шел к цели. Поступил в университет на специальность «финансы и кредит», получил степень бакалавра, магистра и даже исследователя – преподавателя в аспирантуре. После длительных и сложных собеседований (мне казалось вот уж с двумя «красными» дипломами будет легко) меня взяли в продавцы розничных банковских продуктов. Карьера моя вначале развивалась стремительно. Через два года в банке я стал руководителем. Получал хорошую заработную плату, прямо все как в 15 лет я себе прописал. Даже купил новенький мерс.

Казалось что еще надо тебе спросите Вы? Что плохого в том, что ты захотел стать банкиром?

Да, действительно, в этом ничего плохого нет. Каждый может выбрать свой путь и этот путь должен быть выбран осознанно, будь то свой бизнес или работа на кого-то. Только сейчас я понимаю, что деньги это не цель, а следствие твоего успеха, следствие того, что ты занимаешься любимым делом и это тебе нравится, это ты умеешь лучше остальных. Любимое дело – это когда ты не ждешь пятницы, а ждешь понедельника.

Поэтому с течением времени на работе я начал терять мотивацию, потому что путь, который я избрал не отражал полностью мое призвание и не был конгруэнтен[4] с моими ценностями, в первую очередь – со свободой. Работа в корпорации не давала мне возможности реализовать все мои идеи. Белый воротничок и галстук стал мои сдерживающем фактором к самореализации. Каждый день приходится решать одни и те же задачи. Ты приходишь на работу, проводишь планерку со своими подчинёнными, ставишь задачи (о том как работать с командой более подробно поговорим в главе 9), и все бы хорошо, но тут прилетает от руководства свыше новая задача, которая никак не связана, с тем что ты запланировал с утра. Я думаю знакомая ситуация. Руководство настолько уже обнаглело, что давало задание просто без сроков и конкретики, т. е. нарушила все принципы SMART. Ты начинаешь узнавать, когда нужно сделать задание. И что же думаете, что отвечало руководство? Да, это уже надо было сделать вчера. Ты доказываешь, что это не позволит выполнить плановые показатели и не приблизит Вас к цели. Но в ответ – надо! Ну надо, значит надо! Аргументы не помогали, особенно если задача спускалась свыше из Москвы. Ты начинаешь менять приоритеты сотрудников. Смена приоритетов резко влияло на производительность труда моих подчиненных.

Случай на работе

Обычный рабочий день. Время уже подходит к 14–00 и вот Вы заканчиваете работать над приоритетом руководства всей командой. Можно и приступить к выполнению заданий, которые ты нарезал с утра. Но звонок от управляющего:

– Константин, привет!

– Добрый день! – я уже чувствую, что будет дальше.

– Слушай, вчера, звонил мне наш клиент, Ашот. Говорит сроки по проекту горят, надо срочно деньги ему выдать!

Тут я уже догадываюсь, что управляющей пообещал клиенту, что деньги выдадим к концу недели.

– И когда, нужны деньги? – сдержанно спрашиваю я.

– Четверг, край пятница.

Что же не в среду, он пообещал!!! Спорить просто бесполезно, да и подводить руководство не хочется.

– Хорошо посмотрим, – отвечаю я и заканчиваю разговор.

Сразу обращаюсь к специалисту:

– Оль, звонило руководство по поводу заявки Ашота. Говорит надо принять решение.

Я вижу лицо Ольги начинает хмуриться, я ее прекрасно понимаю, только, что она приступила к выполнению моих утренних приоритетов, которые ей же в первую очередь позволят успешно выполнить плановые показатели.

– А что мне делать с тем, что с утра было распланировано? – возмущенно говорит она.

– Ольга, приоритеты меняются, надо заняться в первую очередь Ашотом, а потом уже рассматривать другого клиента. Мы не должны подвести руководство, тем более ему все пообещали.

– Хорошо, только сейчас я занимаюсь клиентом, которые зашел раньше ко мне на рассмотрение, да по Ашоту нет вообще документов, как я могу за короткий срок принять решение, да еще деньги выдать? – продолжает возмущаться Ольга.

И так каждый день, я понимаю, что она права. Но она и я работаем не на себя, а на другую компанию. Тут мне приходится подключить навыки эмоционального интеллекта и спросить ее (об этом подробно будем говорить в главе 9):

– Оль, я заметил, что ты возмущена, даже заметил твои нахмуренные брови, – отвечал ей я, улыбаясь, – как бы ты повела себя, будь ты на моем месте?

– Да, я слегка была напориста, извини меня за эмоциональность – оправданного сказала Ольга, – да, я тебя понимаю прекрасно, я бы тоже если была бы на твоем месте тоже самое сказала себе. Хорошо я сейчас созвонюсь с бухгалтером, я думаю сегодня мне пришлет все документы, решение постараюсь принять до конца недели.

– Отлично, ты меня еще ни разу не подводила – подыгрываю я ей.

После всех дебатов время уже 17–30, рабочий день подошел к концу. Приходится не только мне, но и моим сотрудникам задерживаться, потому что каждый день мы отвлекались на рутину. И так проходит каждый день. Я думаю проходит не только у меня. Эта ситуация знакома большинству офисных работников. А если еще добавить нытье недовольных клиентов, что наши услуги – дорогие, что они уйдут в другой банк, исправление косяков своих сотрудников, постоянные и бесполезные планерки с руководством, рассказы боссов о том, что они лучше бы справились с ситуацией. Да… С ужасом вспоминаю эти времена.

Внесенные предложения никто и никогда не заметит. Всем все равно. Были такие случаи в банке, когда приезжали руководители с центрального аппарата с целью проведения гембы (выявления «узких мест»). Я вспоминаю, как я с энтузиазмом накидывал им кучу идей как можно решить многие проблемы. Они все записывали, отмечали эти идеи – как прорывные. Но в результате так и ничего и не делалось. С такой проблемой и потерей мотивацией может столкнуться каждый офисный сотрудник. Амбициозный молодой человек или девушка с кучей грандиозных идей превращается в офисный «планктон».

Что же делать? Прежде чем ответить на этот вопрос и дать конкретные инструменты я могу дать совет, который и дам своим детям:

«Найди дело, которое тебе интересно и приносит удовольствие и попробуй на этом заработать деньги, а если не получится, ты всегда успеешь поработать на чужого дядю!»

Этот совет отличается сильно от того, что мне давали в 15 лет мои родители: Учись – Получай хорошие оценки – Поступи в университет – Учись – Получай хорошие оценки – Устройся на стабильную работу – Трудись.

Было бы все так просто! Создай свой бизнес, свой собственный бренд или продукт! Да, скажу всем – это не просто и потребует усилий. Только усилия необходимо направлять в нужное русло, то, что тебе нравится в первую очередь и то, что востребовано рынком.

Причины неуспеха

Согласно статистики в России 90 % бизнесов закрываются в первый год и лишь 3 % остаются на плаву после 3 лет.

Как же не попасть в 90 % неудачников, а войти в лидеры свой ниши, стать не только тремя процентами успешных предпринимателей, а заявить о себе на всю страну и мир?

Работая в банке с бизнесменами на протяжении 6 лет, я выявил несколько корневых и глубинных причин, почему бизнес не развивается и становится банкротом (если кто – то хочет узнать официальную статистику может читать официальные статьи, где ничего вы нового не узнаете, я опираюсь на свой опыт, анализ их деятельности и прямое общение):


Причина № 1. Бизнес достался от родителей или в лихие 90-е. Поэтому многие псевдопредприматели не знают как его диверсифицировать и как развить. Они вкладываются в новые проекты и прогорают. Им не интересен их бизнес, они являются лишь рантье легко доставшегося бизнеса


Причина № 2. Их идея им не принадлежит, досталась случайно и никак не связана с интересами и их призванием. Данный вид предпринимателей не выводят уникальные продукты на рынок, они просто владеют заводами и пароходами. Кроме активов, которыми они неэффективно управляют, у них нет ни идеи, ни желания создать что-то новое, что взорвет рынок.


Причина № 3. Не хватает терпения. Я не хотел этот пункт писать, но тесно связан с более глубинной причиной. Не терпения у предпринимателей нет, а нет навыка по решению боли клиента. А еще это может быть связно с тем, что наш бизнесмен не попал в интересы целевой аудитории со своим продуктом. Рынку его прорывная идея, как кажется нашему бизнесмену, вообще не нужна. К сожалению, вначале большинство делают продукт, а потом продают его, хотя он никому не нужен, если же они не Стивы Джобсы. Стив Джобс говорил, что клиент еще не знает, что сам хочет. Но в большинстве случаев все наоборот. Чтобы знать, как работать не по правилам, надо вначале понять, где вообще заканчиваются рамки этих правил.


Причина № 4. Не умение решать проблемы. Да мы всем их боимся. Боялся и я. Но в проблеме нет ничего плохого. Проблема – это наш друг, это путь к совершенствованию. Почему мы живем в парадигме, что проблема – это плохо. Есть две причины:

– Воспитание. Еще со школы нас учили, что ошибаться плохо, а потом это подкрепляли наши родители. Теперь мы боимся ошибиться и выбираем путь – лучше ничего не делать, а то будут проблемы.

– Неумение решать проблемы вызывают страх. Но не будем забегать вперед, в главе 6 я научу Вас решать любые проблемы


Причина № 5. Неразвитые социальные навыки. Мы не понимаем, как управлять наши подчиненными, кричим на них и думаем, что это помогает. К сожалению, кнут и пряник больше не работает. Свой коллектив нужно вдохновлять, только так можно покорить вершины бизнеса. На первый план сейчас выходит развитый эмоциональный интеллект, с помощью которого можно не только наладить свою личную жизнь, но и управлять сотрудниками. Смогли бы Стив Джобс или Илон Маск достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Миллиардеры продают не продукт, а эмоции.


Первые две причины тесно связаны с поиском призвания и прокачкой своих сильных сторон. Если вначале пути ты сделаешь ошибку, то это будет тебе стоить несколько лет твоей жизни.

История на миллион долларов!

Хочу поделиться любимой и очень актуальной историей, она произошла не так давно. Мальчик родился в небольшом городе Игарка Красноярского края в 1977 году. Юноша мечтал всю жизнь стать летчиком. Но жизнь посчитала иначе.

Окончил в 1993 году политехнический техникум, отслужил в танковых войсках Вооружённых сил Российской Федерации. Но с мечтой не расставался – стать летчиком. При поступлении в лётное училище его не приняли – не прошел медкомиссию. В 2005 году заканчивает заочно юрфак, устраивается на государственную службу в местную администрацию. Уже нашему герою 28 лет, он женат, есть дети. На госслужбе работает 8 лет. Казалось до конца жизни все предопределено, хорошая заработная плата, пенсия. Но герой не сдается. Поступает в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова. В 2013 году окончил его с отличием.

У большинства бы появилось сомнение: «А может уже поздно!». Т. е. когда ты достигаешь чего – то, возникает чувство, что уже ничего не надо. Но в жизни Дамира должно было произойти испытание, которое бы опровергло все сомнения, что он рожден для чего-то Большего!

15 августа 2019 года авиалайнер Airbus А321–211, принадлежащий «Уральским авиалиниям», совершал плановый рейс Москва – Симферополь. Командиром лайнера был наш герой Дамир Юсупов (если Вы еще не догадались о ком идет речь), вторым пилотом – Георгий Мурзин, который только в 2017 году получил диплом летчика. Airbus хорошо взлетел, но вскоре столкнулся со стаей чаек. У самолета отказали оба двигателя. Юсупову и Мурзину пришлось совершать срочную аварийную посадку – с неработающими двигателями (один из которых оторвался во время посадки), без выпуска шасси, на кукурузном поле… Пилоты блестяще справились с непростой задачей. Самолет благополучно сел в Раменском районе. Это произошло примерно в пяти километрах от взлетной полосы. Все 223 человека на борту (включая экипаж) выжили. 74 человека получили травмы разной степени тяжести. На следующий день после происшествия Дамир Юсупов был награжден званием Героя Российской Федерации – за мужество, проявленное им при исполнении служебного долга в экстремальных условиях. Второй пилот Мурзин тоже получил почетное геройское звание.

Последняя капля…

И в моей жизни как у Дамира Юсупова в 27 лет настал момент, что все!!! Это конец не стать мне командиром авиалайнера, в моем случае капитаном своей жизни. Параллельно работая в банке, я мутил бизнес. На тот момент у меня были за плечами два неуспешных бизнес-проекта: один в сфере консалтинга FinOn (позже о нем подробнее расскажу) и второй в сфере Интернет-торговли.

Признаюсь, честно, у меня на тот момент опустились руки. В течение года уже не приходили в голову никакие бизнес-идеи. Я был в депрессии. Конечно, меня начали посещать мысли, что все хорошо, и я себя успокаивал, что у меня хорошая работа, отличная тачка, квартира и нет ипотеки! Что еще может пожелать себе среднестатистический россиянин. Все супер! Но в моей жизни что-то должно было произойти, и это произошло. Я ждал новую идею по бизнесу, новую надежду. Но бам!!! Не идея, а подстава!!!

Подстава произошла как раз на работе. У одного клиента начались проблемы в бизнесе, типично выводили кучу денег и не развивали его. Собственники кайфовали, покупали дорогие тачки, квартиры, а в это время конкуренты не спали и отобрали 30 % их клиентов.

Беда закралась в бизнес откуда никто и не ждал. Основной покупатель поменял условия расчетов их услуг – отсрочка не 15 дней за их услуги, а 60 дней. Т. е. свою выручку наш клиент получит только через 2 месяца. Для нашего клиента – это был шок. Покупатель объяснил: «Не хотите мол, я уйду к другому поставщику». И нашему клиенту просто пришлось пойти на уступки. А банк для него должен стать спасителем.

В итоге мы предоставили ему отсрочку на полгода и стали тщательно наблюдать за ним. В итоге прошло полгода, ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Клиент понимал, что бизнес загибается и надо по – тихонька выводить деньги. Это я конечно сразу заметил и доложил руководству. Мы решили, что в новой пролонгации стоит отказать клиенту. И договорились запрашивать необходимые документы, затягивая процесс, чтобы посмотреть, будут ли они продолжать выводить деньги. Этот факт подтвердился, как и предполагалась. Прошло 1,5 месяца с момента обращения клиента за новой пролонгацией. Он понимает, что ему ее не одобрят и решил пойти в ва-банк и начал обвинять специалистов Банка, что они виноваты в их проблемах.

Управляющий решил встретиться с данным клиентом совместно со мной и моим непосредственным руководителем. Давайте моего непосредственного руководителя назовём – Иван. Так вот наш Иван, имел хорошие связи с руководством, поэтому его и назначили на эту должность. Иван поначалу не лез в мои дела и не мешал работать. Но потом, когда показатели 1 квартала ухудшились, ему пришлось найти виноватого – ну и конечно это был я. Иван, не обладая лидерскими и управленческими навыками, начал бояться, что его кто-то подсидит и в его голову пришла мысль, что основной конкурент на его должность – это я. С тех пор любой негатив он приписывал мне, даже любую мелочь. Его любимым занятием было – следить за тем, кто опаздывает. Он занимался перепроверками как меня, так и моих подчиненных. Мог спросить что-то одно у одного сотрудника и тут же перезвонить мне и перепроверить и меня и моего сотрудника. В общем Вы поняли, кто такой Иван!!!

Вернемся к нашему проблемному клиенту. Управляющий вызывает нас с Иваном перед встречей, где мы договариваемся, что весь негатив клиента забираю на себя, что мой отдел затягивал им рассмотрение последней пролонгации.

Встреча прошла очень нервозно, клиент кричал и бесился. Говорил, что его ждут в других банках и он уйдет от нас с удовольствием. Но потом, как оказалось, уже все банки перед встречей ему отказали в перекредитовке. Естественно, как мы и договаривались, чтобы сдержать его пыл и найти конструктивный диалог (нам тоже было интересно, чтобы не обанкротился, а гасил наши кредиты), я взял вину на себя с затягиванием сроков. Клиент успокоился.

Управляющий решает передать клиента в отдел по работе с проблемными активами. Потом специалисты по работе с проблемными активами без проблем своими инструментами нашли оптимальное решение по пролонгации и продажи его активов, погашая его кредиты. Проблема решена: клиент платит, правда под жестким надзором проблемников. Мне это тоже было на руку. Мой отдел избавился от проблемного клиента.

Квартал подошел к концу, пришло время оценить работу сотрудников по итогам квартала для выплаты премии. Мой отдел перевыполнил план, показатели отличные. Я был в предвкушении отличной премии. Наступает желанный день каждого офисного «планктона» (кем был и я) – день заработной платы. И я как яркий представитель офисного «планктона» жду с утра смс – уведомление о зачисление на карту премиальных. И что же Вы думаете? Премия на 20 % меньше, чем я ожидал. Я с утра бегу на работу с целью узнать, что же случилось? Почему она меньше?

Вбегаю на работу, быстрее включаю комп, даже не помню, сказал ли я «доброе утро» своей команде (за это мне очень стыдно). Захожу в программу по начислениям заработной платы и что я вижу. Мой непосредственный руководитель поставил мне понижающий коэффициент: минус 20 %. Тут какая-то ошибка. Мой отдел перевыполнил все показатели, должен быть не понижающий коэффициент, а повышающий!!! Проваливаюсь внутрь расчета и нахожу комментарий Ивана: «Получена негативная обратная связь о затягивании сроков от клиента при проведении пролонгации».

«Вот это он гад!!!» – подумал я сразу. Мы же договорились, что я возьму вину на себя, чтобы не подставить остальных. У меня не было слов, я даже не стал звонить ему и выяснить почему он сделал такой мерзкий поступок.

И тут я решил, что продолжать работать в офисе я больше не могу. Я хочу заниматься тем, чем я хочу, хочу работать с профессионалами своего дела, а не с теми кого поставили по «блату» на должность, хочу не завесить от премии и заработной платы, хочу быть творцом своего счастья и жизни, хочу свой независимый бизнес…

И вечером, я пришёл домой в негодовании, но потом вспомнил, что есть инструменты, с помощью которых я могу найти нишу и свое призвание для открытия бизнеса…

Инструменты поиска призвания и направления в бизнесе

Поиск призвания состоит из 3 последовательных шагов, который сработал в моем случае:

Шаг 1. Определить свой стратегический фокус засечёт твоих сильных сторон и возможностей. Инструмент SWOT – анализ.

Шаг 2. Соотнести свой стратегический фокус и направление с потребностью окружающих и возможности заработка. Инструмент Икигай.

Шаг 3. Поставить цель на жизнь. Инструменты 5 вопросов.

Шаг 1. SWOT – анализ

Начнем с шага номер один – построение SWOT – анализа. Данный инструмент я еще изучил на 3 курсе университета, но тогда он мне показался бесполезным инструментом. Данный инструмент был открыт в 1963 году Кеннетом Эндрюсом на конференции в Гарварде, посвященной проблемам бизнес – политики. В 1965 году Леранед (англ. Leraned), Кристенсен (англ. Christensen), Эндрюс (англ. Andrews) и Гут (англ. Guth) – предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы.

SWOT – анализ заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды предприятия. Данные факторы разделяются их на четыре категории:

• S (strengths) – сильные стороны. Для организации – это преимущества, ценности, уникальные навыки. Используя данные сильные стороны, организация увеличивает продажи, долю рынка, является конкурентоспособной.

• W (weaknesses) – слабые стороны. Для организации – это недостатки, где и в чем организация уступает конкурентам. Слабые стороны тормозят рост прибыли, выручки и мешают развитию.

• O (opportunities) – возможности. Возможности – внешние рычаги, которые могут использовать предприятие для повышения конкурентоспособности. Например, повышение квалификации сотрудников и прочее;

• T (treats) – угрозы. Угрозы – это трудности, внешние характера, которые не зависят от принимаемых вами решений.

Я не любил данный инструмент. А почему? Ответ как всегда прост, мы не любим то, что не понимаем и чем не умеем пользоваться. Я допускал ряд ошибок, которые приводили к неверным результатам и трактовке. Вот эти ошибки:


1) Я путал внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы – это слабые и сильные стороны. Они имеют непосредственные отношение ко мне. Внешние факторы – это возможности и угрозы. Внешние факторы – это то, на что повлиять я не могу. Это данность извне. Т. е. к слабым и сильным сторонам надо записывать свои характеристики и способности, а к возможностям и угрозам только факты извне, которые могу повлиять на Вас. Например, открыть ю-туб канал – это будет являться не возможностью и несильной вашей стороной. А вот умение говорить на камеру уже будет сильной стороной, а наличие видеооборудования вашей возможностью для запуска своего видео – блога.


2) Я записывал в SWOT – анализ риски и мечты. Этого не стоит делать. Нужно писать факты и реальные гипотезы. Т. е. если вы напишите в возможностях, что вы станете самым известным блоггером, то это будет скорее всего Вашей мечтой. А вот хорошие связи медиа-бизнесе уже будут вашими возможностями. Или если вы напишите риск, что-то вроде: «я лишусь дохода, я лишусь всего, что имею» в угрозах, то это тоже будет не верно. Стоит оценить реально ли если Вы займетесь новым направлением все потеряете?


3) Путал вводные и действия. Я раньше писал в возможностях, например, открыть новое направление по оценке бизнеса. Но это все неправильно. Стоит писать в SWOT – анализе только вводные слабых, сильных сторон, возможностей и угроз. Т. е. то, что уже есть, а не то, что будет. Только факты и реальные гипотезы.


4) И самое главное – я не знал, что дальше делать с таблицей 2 на 2, которую получал. И в этом была главная ошибка. Потому что SWOT – анализ – это 3 на 3. На рисунке 1, представлен SWOT – анализ в том виде как его надо правильно проводить.


Рисунок 1. SWOT – анализ


1. На пересечение сильных сторон и возможностей расположен Ваш стратегический фокус. Это то, на чем Вам стоит сосредоточиться и выбрать Ваше направление деятельности. Следует отбросить все, что находится вне данной зоны. Стратегическое направление деятельности показывает Вам какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде.

2. На пересечение угроз и сильных сторон: Вы должны атаковать. Т. е. какие Ваши сильные стороны необходимо использовать для устранения внешних угроз.

3. На пересечении слабых сторон и возможностей Вы должны подготовиться защищаться и построить блоки для не наступления последствий (ограничений). Стоит использовать возможности внешней среды для преодоления имеющиеся слабости.

4. На пересечении угроз и слабых сторон Вы должны минимизировать потери. Вы должны посмотреть какие слабости можно устранить, чтобы угрозы стали минимальными.

Продолжение следует…

Итак, вечер, я огорчен поведением Ивана, премией, которая меньше на 20 %. И тут я понимаю, что стоит все резко поменять. Если Вы попали в колею, единственное верное действие – вывернуть руль. И тут я вспомнил о этом замечательном инструменте – SWOT – анализ. Вот как я его заполнил.


1. Сильные стороны:

– умение проводить презентации,

– аналитические способности,

– ораторские способности,

– умение генерировать идеи,

– финансовый анализ,

– наставничество и развитие команды,

– умение обучать и обучаться,

– умение строить правовые и финансовые модели,

– коммуникативные способности,

– гибкость.


2. Слабые стороны:

– боязнь делать первый шаг,

– неумение заводить нужные знакомства,

– неумение использовать полезные знакомства,

– боязнь перемен,

– склонность к постоянству,

– неумение инвестировать,

– входить в доверие.


3. Возможности:

– доступ к образовательным программам soft skills,

– обучение на программе MBA бесплатно,

– клиентская база,

– доступ к анализу отраслей бизнеса и рентабельности.


4. Угрозы:

– потеря постоянной работы,

– потерять основной доход.

Правила заполнения SWOT – анализа

1) Необходимо возможность (угрозу) соотнести с сильными сторонами так, чтобы сильная сторона имела возможность воздействовать (влиять) на внешние факторы для максимизации выгоды при возможности или минимизации потерь при угрозе.

2) Необходимо составить группу, состоящую из схожих сторон и внешних факторов на основании первого пункта.

3) Необходимо для возможности (угрозы) соотнести со слабыми сторонами так, чтобы возможности устранили слабые стороны, а слабые стороны усугубят угрозы.

4) Необходимо составить группу, состоящую из схожих сторон и внешних факторов на основании третьего пункта.

5) На основании анализа групп на пересечение сильных сторон и возможностей определить стратегические направления вида деятельности. Т. е. сильные стороны – это ваш инструмент, ваше орудие с помощью, которого Вы должны воздействовать на возможности, чтобы получить выгоду, в нашем случае продуктом будет является направление деятельности бизнеса. Т. е. необходимо логически применить следующий логический алгоритм: «Если я буду свои сильные стороны в _____, используя или воздействуя на возможность _______, то я могу открыть бизнес в направлении _____ (стоит написать направление бизнеса)».

6) На основании анализа групп на пересечение сильных сторон и угроз определить атакующие действия для устранения нежелательных последствий. Т. е. это Ваша стратегия защиты того, чем Вы будете заниматься в будущем. Т. е. необходимо логически применить следующий логический алгоритм: «Если я применю свою сильные сторону _____ на угрозу _______, то я устраню угрозу следующем образом (т. е. как могу устранить полностью угрозу)______».

7) На основании анализа групп на пересечение слабых сторон и возможностей определить защитные действия для устранения слабых сторон с помощью возможностей. Здесь уже наоборот возможности должны повлиять на устранение Ваших слабых сторон. Т. е. как с помощью возможностей устранить слабые стороны

8) На пересечение слабых сторон и угроз необходимо подумать о минимизации возможных потерь.

Мой SWOT – анализ

Мой SWOT – анализ представлен в таблице 1. После полного построения таблицы тем вечером я увидел взаимосвязи в разных квадратах пересечения. Так проведение бизнес-тренингов и создание обучающих программ тесно связано с защитной стратегией – прохождение обучения, т. е. я не только сам смогу прокачать западающие навыки, но и могу на основании своего опыта могу улучшить и доработать инструменты, которые предлагаются обучающими платформами. Также для атакующей стратегии будет полезно не только пройти обучение в сфере коммуникативных и гибких навыков, но и выбрать на практике, что действительно работает, а что нет.

Из все этого я понял, что проведение бизнес-тренингов и создание обучающих программ будем моим основным бизнес – направлением. Я был очень воодушевлен таким анализом себя и выводом. Я даже и не мог подумать, что бизнес-тренерство может стать моим бизнесом. Ранее я считал, что бизнес – это что реальное, а именно: торговля, создание мобильных приложений, производство и т. п. Полный анализ своих сильных и слабых сторон указал мне путь, где я могу развиваться и достичь успеха, потому что этому способствовали мои возможности.


Таблица 1. Мой SWOT – анализ


Теперь Вам остается сеть в уединенном месте и сделать свой SWOT – анализ и определить ваше бизнес направление.


Специалисты выделяют ряд недостатков SWOT – анализа:

1) является субъективным инструментом и зависит от того кто его провидит,

2) наполняется только качественными характеристиками, количественная оценка отсутствует,

3) статичная картина, нет видения в динамике.


Первый недостаток Вы можете устранить очень просто. Дайте Вашим близким составить Ваши сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сравните с тем, что Вы заполнили самостоятельно, возможно Вы что-то упустили.

Второй недостаток устраняется посредством бизнес-планирования, путем четкого определения потенциальной целевой аудитории, планирования и построения денежных потоков и т. п. Об этом мы подробнее поговорим в главе 6.

Третья проблема полностью устраняется, после построения бизнес-плана, но есть инструмент, который сразу скажет насколько Ваша идея, т. е. чем Вы будете заниматься будет успешна или нет. Этот инструмент называется Икигай. И так плавно мы переходим к шагу 2.

Шаг 2. Инструмент Икигай

Икигай – это японское понятие, которое означает ощущение собственного предназначения в жизни. Икигай может представлять собой хобби, профессию или семью. Икигай – это философия, которая помогает находить удовлетворение, радость и осознанность во всех делах каждый день и способствует долголетию.

То в чем Вы сильны и то что Вы любите – это ваша страсть, такое состояние обычно называет состояние потока, когда Вы забываете про ход времени, вы на столько погружены в свою деятельность, что Вам не важно, что происходит вокруг.

То, что Вы любите, и то, что нужно людям определяют Вашу миссию в этой жизни, потому что то, что Вы делаете должно приносить пользу людям. Если Ваше занятие не будет приносить пользу окружающим, то ваше занятие будет интересно лишь очень узкому кругу людей, а то и вообще сократиться до Вас.

То в чем в вы сильны и то, за что вам платят – это ваша работа, профессия. Однако ваша работа может быть высокооплачиваемой, но не приносить Вам удовольствие.

То что нужно людям и то, за что Вам платят определяет Ваше призвание. Вспоминаю историю Юсупова, обычно про таких людей как Дамир говорят: «Это его призвание».

И если Вы занимаетесь бизнесом (или просто работаете), который для Вас и страсть и профессия и призвание и миссия, то это Ваш Икигай (рисунок 2).


Рисунок 2. Икигай


К нашим баранам

С помощью Икигай Вы сможете оценить успешность Вашей идеи. Также Вы найдете то, отчего будете получать удовольствие каждый день!!! Икигай можно расшифровать как «то, что придает жизни смысл, то, что заставляет нас просыпаться каждое утро с радостью».


Как же с помощью Икигай Вы можете оценить свою идею, свое бизнес направление, выявленное с помощью SWOT – анализа.?


Все очень просто, даже проще чем SWOT – анализ. Необходимо проверить Ваше бизнес-направление на четыре основных вопросов Икигай:


1) Вы любите то, чем хотите заниматься? В моем случае я люблю выступления перед публикой. Это мне реально доставляет удовольствие. Во время выступления нахожусь в состоянии потока, т. е. не помню, что происходит вокруг, я воодушевлен. Поэтому обучение идеально подходит для любимого занятия.

2) Вы сильны в направлении, что хотите открыть? Да, я силен в презентациях, наставничестве, умение обучать, поэтому бизнес-тренерство мне подходит.

3) То, чем Вы хотите заняться действительно необходимо людям? В моем случае люди нуждаются в наставнике, тот кто направит их и даст инструменты для развития.

4) Чем Вы хотите заняться, принесет Вам больше денег, чем сейчас занимаетесь? Рынок бизнес-тренерства постоянно растет, и самые лучшие спикеры зарабатывает значительно больше, чем я.

Шаг 3. Поставить цель на жизнь

После проведения SWOT – анализа и проверки моей идеи на Икигай, я понял, что профессия бизнес-тренера то, что мне действительно нужно. Однако все не будет иметь никакого смысла, если у Вас не будет цели на жизнь, и она не будет близка Вашему направлению бизнеса. Поэтому я считаю, что каждому стоит не только определить бизнес-направление, но и определить цель в жизни в глобальном смысле.

Так недавно я встретил старого друга и спросил его: «Сергей, чем же ты занимаешься, мы долго с тобой не виделись, практически с института?»

Он долго мялся и не мог мне конкретно ничего ответить. Он сказал, что где-то работает, что у него есть семья, но к сожалению, он не так и не ответил что же он делает в этой жизни.

Многими учеными доказано что счастливей тот, кто знает свою цель и знает свое место в жизни, и чтобы стать чуточку счастливее, необходимо поставить себе цель на жизнь. Для этого необходимо ответить всего лишь на 5 вопросов:

1) Кто ты?

2) Что ты лучше всего умеешь делать?

3) Для кого это ты делаешь?

4) Что эти люди получают от тебя?

5) Как они меняются после этого?

Как же я отвечаю на эти вопросы? На первый вопрос ответить очень просто и каждый из Вас с этим легко справится.

Кто ты? Я – Константин Гришаков.

На второй вопрос тоже легко ответить после проделанного SWOT анализа. Ваша задача лишь выразить Ваши сильные стороны максимально нескольким словами. Вот как я отвечаю на вопрос: я умею лучше всего – передавать свой опыт и идеи с помощью презентаций.

На третий вопрос стоит уже поразмыслить и углубленно подумать: кто Ваша целевая аудитория и какие у нее могут быть проблемы, которые Вы можете решить. На вопрос «Для кого это ты делаешь?», я отвечаю: для тех, кто хочет большего от жизни и с лёгкостью преодолевать препятствия на пути.

На вопрос «Что эти люди получают от тебя?» подумай какие инструменты, услугу или продукт ты даешь, чтобы они забыли о своих проблемах. Я отвечаю на этот вопрос следующем образом: инструменты soft skills, включая критическое мышление и эмоциональный интеллект. Совсем забыл Вам сказать, что эти две основные мои темы и о них мы поговорим позже.

Ну и пятый последний вопрос: «Что с теми, на кого Вы воздействуйте? Что с ними будет, как они преобразуются?» Для себя я отвечаю очень коротко: находить правильные решения. Хоть я не пишу, что после этого они станут более эффективными, счастливыми и успешными, потому что я понимаю, что если человек знает алгоритм решения проблем и принятия решений, то уж точно качество его жизни улучшиться вдвойне, втройне, а может и в сто раз.


Как Вы заметили, что механизм построения цели состоит только из 2 вопросов о себе и три касается окружающих. Только если Ваши навыки кому-то действительно помогают, только в этом случае Вы будете успешным.

Что же у меня получилось, если все соединить. Вот моя цель: «Я, Константин Гришаков, передаю свой опыт для тех, кто хочет большего от жизни и с лёгкостью преодолевать препятствия на пути с помощью инструментов гибких навыков (soft skills), используя которые мои ученики будут принимать верные решения».


Здорово, теперь Вы можете себе ее сформулировать. Но согласить для деловой самопрезентации данный формат очень круто и здорово звучит, однако, для Ваших друзей он будет звучать слишком длинным и Вас скорее не поймут, поэтому Вы можете сократить Вашу цель как сделал это я. Вот сокращенный вариант:

«Я Константин, учу принимать верные решения, о которых Вы не пожалеете!»

Выводы к главе 1:

1. Выбирайте свой путь сами. Помните чужие цели – чужая жизнь. Ставьте перед собой посильные и в то же время амбициозные цели. Найдите время и тихое место для того, чтобы подумать о своем будущем.

2. Бизнес – это Ваша возможность реализовать себя полностью, это свобода, которая дает Вам право заниматься тем, чем Вы хотите.

3. Выбрать бизнес – направление – это не ткнуть пальцем в небо. Используйте методику SWOT – анализа для того, чтобы определить Ваш стратегический фокус в бизнесе на несколько лет вперед.

4. Ваш выбранное направление должно быть полезно для окружающих. Если Ваш бизнес решает только Ваши проблемы, то Вы обречены на крах. Используй вопросы Икигай для проверки Вашего направления бизнеса на прочность.

5. Определите свое призвание с помощью методики «5 вопросов». Достигает успеха лишь, тот кто ставит перед собой глобальные цели.

Загрузка...