Представив себя, Иаков переходит к практическому наставлению верующих, переживающих нелегкие времена. Он будет говорить о пользе искушений, о средствах, данных Богом для их преодоления, рассмотрит самые типичные проблемы, с которыми приходится сражаться детям Божьим, и призовет их молиться о победе и помогать оступившимся. Несмотря на подчас трагичную сложность проблем, Иаков сохраняет оптимизм. Трудности посылаются, чтобы закалить и усовершенствовать нас, а не сломить. «Если ты на пути не встретил препятствия, значит, ты не состоялся. Купи их за большие деньги», – советовал основатель компании IBM Томас Уотсон. Нам нет необходимости тратить деньги на приобретение испытаний, они сами найдут нас.
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:2-12).
Когда люди посвящают себя карьере летчика или космонавта, они понимают, что отныне их жизнь будет наполнена испытаниями. Будут подвергнуты тщательной проверке их здоровье, выносливость, умственные и душевные способности. Для личной жизни у них останется совсем немного времени. Тем не менее они настроены позитивно к грядущим трудностям. Они концентрируются не на них, а на ожидаемых выгодах – возможности заниматься любимым делом, высоком социальном статусе и т. д. Если кто-то говорит, что ему легко учиться в академии, – либо он гений, либо академия резко понизила качество образования. В 99 % случаев верно последнее.
В Господней академии учиться трудно! Джон Стотт предупреждал: «Если вы хотите шагать по жизни легко, потакая своим желаниям, то делайте все, что хотите, но не становитесь христианином». Нас должно больше заботить не наличие испытаний, а их отсутствие: или это летние каникулы, или состоявшееся отчисление, о котором известят позже.
Апостол недаром прибавил к существительному «искушения» прилагательное «различные», которые можно перевести как «пестрые», «разноцветные». Вот далеко не полный перечень их оттенков.
✓ Соблазны мира – 1 Ин. 2:16–17.
✓ Гонения от мира – Отк. 2:10.
✓ Преуспевание нечестивых – Пс. 72:1–3.
✓ Лжеучения – 2 Пет. 2:1–2.
✓ Неудачи – Вт. 8:2–3.
✓ Критика – 1 Кор. 9:2–3.
✓ Неверность друзей – 2 Тим. 4:16.
✓ Несправедливость – 1 Пет. 2:19.
✓ Падения великих деятелей церкви – 2 Тим. 4:10.
✓ Богатство или нищета – Пр. 30:8–9.
✓ Успех – Ек. 4:4.
✓ Разочарование в Боге – Пс. 59:3–5.
✓ Беды – Пс. 70:20–21.
✓ Болезни – Иов 2:7.
✓ Семейные неурядицы – Иов 2:8-10.
✓ Божье молчание – Пс. 27:1.
Испытания, как видим, по большей части не простые и не быстропреходящие. Они словно мрачная осенняя погода с зарядившими на много дней холодными дождями. В такие времена все кажется серым и безотрадным. Однако жизненный опыт подсказывает: за тучами все равно скрывается солнце, и оно еще просияет своими лучами.
Самые лучшие люди подвергались серьезным испытаниям. Так Бог посылал на Давида, мужа по сердцу Своему, «многие и лютые беды» (Пс. 70:20). Задумайтесь немного над этим признанием о количестве и качестве бед! Мне становится не по себе, когда я читаю о его бедах. Видимо, любимец Господа вспоминал о тяжелых болезнях, потерях лучших друзей, неприязненном отношении жены, предательстве друзей, военных поражениях, многочисленных заговорах, смерти троих сыновей… Не слишком ли много на одного?
Скорби подвигают человека на вопросы к Богу. Вопросы пророков были серьезными и подчас неистовыми. Они рождались не в кабинетной тиши, а в горниле жгучих страданий.
Страдалец Иов спрашивал Бога: «Что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» (Иов 7:20–21). «Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?» (Иов 10:3).
Пророк Исаия недоумевал: «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Ис. 63:17). «После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» (Ис. 64:12).
Пророк Иеремия жаловался: «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» (Иер. 20:18). «Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими? чтобы убиваемы были в святилище Господнем священник и пророк?» (Пл. И. 2:20).
Пророк Аввакум вопрошал: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор» (Авв. 1:2–3).
Оказавшись в испытаниях, подобные вопросы задаем и мы.
• Почему волны греховных искушений не дают достичь спасительного берега?
• Почему у меня нет верных друзей и яркого жизненного призвания?
• Почему проблемы не оставляют мой брак?
• Почему мой вопль к Богу о детях остается без ответа?
Иаков сам прошел через многие испытания и был научен секрету их успешного преодоления. Главное – встречать их без паники, с ожиданием последующих благословений. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11).
Когда воин отправляется на битву, веруя в поражение, оно к нему и придет. Когда мы верим в непреодолимость испытания, оно и сломит нас. Психологический настрой ощутимо влияет на волю к победе. Недаром в Библии слово «ободритесь» Дух Святой многократно употреблял для утешения скорбящих.
И речь идет не о самовнушении: «У меня все хорошо, хорошо, хорошо…» – и не о том, чтобы черное называть белым. Речь идет о вере в благие промыслительные планы Бога. Он один умеет обратить зло в добро, несчастье в блаженство. Таким образом, когда приходит испытание, нужно в первую очередь иметь в виду, что «любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Бог допускает испытания с целью совершенствования нашей личности, а не разрушения. На нас не могут обрушиваться напрасные переживания. Мы под надежной охраной Небесного Отца, и потому все обстоятельства служат только во благо.
Как-то мне пришлось проводить похороны молодой женщины, матери четверых детей. Было много народу и много вопросов о смысле утраты: почему Бог не оставил ее детям и любящему мужу? Почему позволил потратить огромные деньги на лечение, которое в конечном счете так и не помогло? Почему не услышаны молитвы сотен людей? У меня не было ответа на эти вопросы, но в одном я был убежден, и это поддерживало меня: с Божьими детьми не случается напрасных происшествий.
Упование верующих на Христа не напрасно: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35).
Добро верующих не напрасно: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).
Страдания верующих не напрасны: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).
Слабости верующих не напрасны: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1–2).
Смерть верующих не напрасна: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13).
Однажды ко мне подвели пожилую женщину, которая стала горько жаловаться на свою долю:
– Мне уже за девяносто лет. Я беспомощная – не вижу, не слышу и не могу себя обслужить и являюсь обузой для родственников. Мне иногда приходят мысли: не лучше ли чего над собой сделать?
Я ответил женщине:
– Дорогая сестра! Ваши родственники должны вам в ножки поклониться! Вы помогаете им заслужить награду на небесах. Накормили они вас – медаль, помыли – медаль, одели – медаль, свозили в церковь, – медаль. Без вас они были бы намного беднее наградой. Вы им очень нужны, и ваша жизнь не бесполезна!
По лицу женщины видно было, что она успокоилась: и беспомощная жизнь исполнена смысла! Ее обстоятельства не изменились. Изменилось ее отношение к обстоятельствам. Я радовался, что ее оставшиеся дни не будут омрачены сознанием ненужности. Прошло немного времени, и она вошла в святое небо.
Положительное отношение к испытаниям требует сознательных усилий, и покоится оно на ясном Божьем обетовании: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Сталкиваясь с каким-либо испытанием, следует думать не столько о временных потерях, сколько о вечных приобретениях.
«Если вы хотите быстро преуспеть, то должны в два раза чаще сталкиваться с неудачами. Успех лежит по другую их сторону», – говорил вышеупомянутый Томас Уотсон. Это наблюдение верно и для духовной сферы. Бог посылает нам искушения ради нашего блага. На них брат Господень указывает верующим в стихах с 3 по 12.
«Зная, что испытание вашей веры…» (Иак. 1:3, курсив авт.).
Во всех малых и больших народах присутствует вера в духов или Всевышнего. Это доказывает неизлечимую религиозность человека. Владимир Даль определяет веру как «отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога, безусловное признание истин, открытых Богом». Определение было бы полным, если бы Даль добавил к нему и «доверие Божьим обещаниям». В Послании к евреям сказано: «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Полноценная вера не только признает бытие Бога, но и доверяет Его обещаниям и ожидает от Него ответа. Мартин Лютер свидетельствовал: «Вера – это живая, безбоязненная уверенность в Божьей благодати, настолько твердая и непоколебимая, что человек мог бы тысячу раз поставить на нее свою жизнь».
Достаточно вспомнить самые известные тексты о вере, чтобы понять ее огромную роль в деле спасения.
• «Ибо благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8).
• «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1–2).
• «И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:9).
• «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7).
• «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Почему вера, а не чувства или разум, избрана посредницей во взаимоотношениях с Богом? Почему она должна подвергнуться испытаниям?
Чувства неустойчивы, как волны морские, – они то возносят нас вверх к желанной радости, то бросают в пучину отчаяния. На чувства влияют обмен веществ, погодные условия, отношения людей, успехи и неудачи. Самое ужасное для чувств – неизбежная смерть. Даже верующие испытывают страх перед нею. Как же нам полагаться на чувства?!
Чувства обманчивы. Пророк Исаия заметил: «Голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и …жаждущему снится, будто он пьет» (Ис. 29:8). Красивые люди нам кажутся умными и добрыми, а неказистые – злыми и недалекими. Чувства подвели даже пророка Самуила, посланного в семейство Иессея помазать одного из сыновей в цари. Увидев старшего сына, он подумал: «Верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:6–7). Правы те, кто называют чувства пьяным командиром!
Я помню одну женщину, скорбевшую об утрате радости спасения. Я знал ее как добрую христианку и молитвенницу. Спрашиваю:
– С чем вы связываете утрату радости?
– Еще до моего уверования я сказала одному человеку плохое слово! И это теперь пришло мне на память. Скорее всего, из-за этого я лишилась радости.
– Но вам же Господь после покаяния простил все грехи, и вы имели радость спасения. Значит, дело в чем-то другом! Может быть, вам стоит проверить состояние здоровья?
Анализы выявили у этой сестры неоперабельную форму рака поджелудочной железы. Токсин угнетающе действовал на психику, и потому женщина чувствовала немощь. В оставшееся время ей пришлось полагаться не на чувства – на веру, и она в мире отошла к Господу. Чувства необходимы и хороши, но не на них строятся отношения с Богом. Чувства должны быть подконтрольны Писанию, разуму и вере.
Разум полагается на видимые факты и может упереться в стену непонимания и не продвинуться ни на миллиметр. Вера опирается на Слово Божие и проникает в духовные и даже физические тайны. Апостол Павел написал 2000 лет назад: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). Спустя 1900 лет наука подтвердила слова Павла: видимый мир действительно произошел из невидимого. Богословие намного опередило науку в понимании происхождения физической реальности.
Вера помогает разуму усваивать Слово Божие. Карл Олоф Розениус, вождь скандинавского движения пробуждения в XIX веке, писал: «Я утешаюсь и утешаюсь только тогда, когда повторяю то, что говорит Бог. Истинная вера и уверенность возникают тогда, когда я с радостью принимаю то, что сделал Христос и обещал Бог. И это утешение я получаю не от того, что считаю себя достойным верить, а напротив, от того, что, находя в себе множество недостатков, решаюсь верить».
Когда Аврааму было повеление принести в жертву своего единственного сына, он не стал медлить с исполнением страшного приказа Господа. Его волей управляла вера: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:17–19). Вера не упускала из виду чудное владычество Бога. Для Него нет ничего невозможного!
Это замечательно выразил апостол Петр: «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7). Вера дороже золота. Эквивалентом слова «вера» являются «доверие» и «верность». На этих качествах зиждется единственная роскошь на свете – отношения людей с Богом. Кто доверяет, тот непременно ценит другого, и где нет доверия, там нет отношений.
Вера – крылья спасения, доставляющие душу с земли на небо. «Достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:9). Никто не испытывает игрушечные самолеты, зато настоящие самолеты подвергаются самым многочисленным и серьезным проверкам. Авиастроители должны убедиться, что самолеты достаточно надежны, чтобы в целости и сохранности доставлять людей и грузы к месту назначения. У веры задача неизмеримо ответственнее – перенести душу в вечность. Поэтому важно до этого момента убедиться, что у нее крепкие крылья. «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» (Пр. 24:10).
Если вера надламывается в испытаниях – это серьезный повод учинить тщательную проверку своего сердца: что помешало ей быть сильной? Ведь «бедствия обнажили не только наши доблести, но и подлости» (В. П. Астафьев). Если испытание переносится, вера укрепляется и душа безбоязненно доверятся ей.
Сын сапожника Уильям Кэри отправился в Индию для благовестия, хотя его отец считал это решение безумным. Уильям изучает языки народов Индии, организовывает школу для обучения детей грамоте, борется против языческого обычая сжигать вдов на погребальном костре. Кэри не оставил служения, когда трагически погиб его восьмилетний сын, когда жена, не выдержав переживаний, сошла с ума, когда в 1812 году пожар уничтожил плоды многолетних исследований Кэри – две книги по грамматике, большой многоязычный словарь, все переводы Библии, которые он сделал. Преклонив колена, Кэри благодарил Бога, что у него есть еще силы начать все сначала. В этих ужасных испытаниях проверялась крепость и ценность веры апостола Индии.
Сперджен писал: «Когда Кэри тяжело заболел, его спросили: “Если эта болезнь окажется роковой, какое место из Библии вы бы предпочли в качестве темы для надгробной проповеди?” Он ответил: “Я думаю, что такая жалкая грешная тварь не достойна того, чтобы о ней говорили, но если надгробная проповедь обязательна, то пусть она будет на слова: `Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои'”. В таком же смиренном духе он указал в своем завещании, чтобы на его надгробии была высечена следующая надпись: “В Твои милосердные руки предал себя жалкий червь”. И больше ничего».
Когда пришел час уйти с грешной земли, крылья веры доставили душу доктора Кэри к вратам вечности.
«Испытание вашей веры производит терпение».
Терпение есть способность выносить длительные физические или психологические нагрузки. Поскольку оно связано с применением значительных усилий по ущемлению гордого «Я», оно не представляется миру привлекательным. Даже христиане не стоят в очереди за терпением, но принимают его обреченно, как неприятную данность. А между тем без терпения не прожить.
«Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).
Важно заметить, что в перечне признаков апостола Павел поставил терпение, а не чудеса на первое место! «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). Христианин без терпения словно лицо без глаз, словно плов без мяса или баня без пара.
И в самом деле, представьте себе пастора, который обладает всевозможными полезными качествами – хорошо проповедует, поет, сочиняет стихи, пишет музыку – но нисколько не имеет терпения к собратьям по вере. Он их постоянно критикует, взрывается гневом, грозится отлучить. Хотели бы вы состоять членами его церкви? Я бы поискал другую, с менее талантливым, но добрым, терпеливым, радушным служителем. Таковой всюду желанный, всеми любимый.
Мы не можем породниться с Христом в познании Писания. Самый лучший богослов в сравнении с Ним невежда. Самый прилежный христианин – бездельник. Мы не способны породниться с Ним в нравственном совершенстве. Если любимый ученик Иисуса Христа – Иоанн, – увидев Его прославленным, пал на землю как мертвый (Отк. 1:17), что тогда говорить о нас, слабых умом и сердцем? Да и в добродетели мы отстаем от Него безнадежно. Единственное, где нам возможно породниться с Христом, – в терпении. Об этом молился апостол Павел: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2 Фес. 3:5).