Верный наставник

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться» (Иак. 1:1).

Когда в ваши руки попадает нравоучительная книга, вы частенько задаетесь вопросом: имеет ли ее автор моральное право меня наставлять? Выступает он как теоретик или как практик, знающий по личному опыту затронутые проблемы? «Заговори, чтобы я тебя увидел», – сказал древний мудрец. Иаков заговорил, чтобы мы его увидели и прониклись доверием. Немногими словами он представил себя читателям, зная открытую народной мудростью закономерность: решающее впечатление складывается за первые три-пять минут общения. Именно столько времени потребуется, чтобы признать в нем человека, заслуживающего нашего полного доверия.

1. Мы можем доверять наставлениям Иакова, ибо он не понаслышке знал проблемы грешного человека

«Иаков…»

Апостол называет свое имя, данное при рождении. Переводится оно как «запинающий», «хитрый». Этим Иаков показывает, что он человек из той же плоти и крови, что и мы, с полным набором плохих и хороших черт характера.

Кому как, но мне еще со школьной скамьи запомнилась ставшая крылатой фраза Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!». Эту гордость усердно вбивали в головы моего поколения: «Человек велик! Он расщепил атом, полетел в космос, прошелся по Луне, проник в мир хромосом. Он – подлинный бог на этом свете!».

Однако библейский взгляд на человека не столь оптимистичен.

• «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6).

• «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8:21).

• «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

Вспоминается суждение гениального Блеза Паскаля: «Человек – это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить ее другим». С такой характеристикой и на хорошую работу не устроишься, и в рай не попадешь!

Представляя себя нареченным родителями именем, Иаков намекает о своей причастности к проблемам грешной природы. Правда, его греховность была не столь грубой, как у многих наших современников, помешанных на карьере, деньгах и плотских удовольствиях. Иаков все же был религиозным человеком, соблюдавшим заповеди закона. Он исправно посещал синагогу, вносил в храм десятину от всех доходов и не имел таких вредных привычек, как сквернословие, алкоголь и курение. Хранил целомудрие и приверженность вере отцов. Его греховность смягчалась хорошим воспитанием: как-никак матерью была святая Мария, а Христос – старшим братом. Однако греховность Иакова была достаточной, чтобы заслужить ад, ибо его отношение к Иисусу Христу, определяющее вечную судьбу, было неподобающим.

Иисус предупреждал иудеев: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших… Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:24–25). Иудеям предлагалось не более и не менее как уверовать в равенство Иисуса вечно Сущему Иегове. Представьте себе: перед вами стоит человек приятной наружности и говорит: «Я самый настоящий Бог!». Смогли бы вы запросто в это поверить? С такой же непреодолимой трудностью столкнулся Иаков.

Евангелист Марк сообщает, как однажды «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3:21). Наверное, среди них был Иаков. В его глазах поведение старшего брата не отличалось разумностью. Зачем Он оставил родной город, хорошую профессию и связал Себя с людьми низкого сословия – рыбаками, мытарями, националистами? Зачем Он нажил Себе врагов среди влиятельного духовенства? Зачем проповедует странные идеи о непротивлении злу насилием, о необходимости вкушать Его Тело и Кровь? На каком основании Он нарушал закон о субботе и ставил Себя выше легендарного Моисея? Иаков не верил в богочеловеческую сущность Иисуса Христа, и этот грех направлял его в ад: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».

Представьте себе: если Иакову при самом близком знакомстве с Иисусом не удалось в Него поверить, как удалось бы поверить прочим людям? И здесь вопрос не в отсутствии мессианских доказательств. У иудеев их было более чем достаточно: свидетельство Писания о богочеловеческой природе Мессии, многочисленные чудеса Христа, Его безупречное нравственное совершенство подтверждали Его притязание на равенство с Богом. Но они, видя – не видели, слыша – не слышали, и только изумлялись: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Мф. 13:54).

Иаков не верил из-за прирожденной греховности: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Во 2 Коринфянам 4:3–4 сказано, что умы неверующих ослеплены сатаной. И как слепой не может увидеть красот физического мира, так и грешник не может без помощи Божьей увидеть красоту Христа.

Каким образом обрел Иаков духовное прозрение? Апостол Павел написал, что воскресший Христос «явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Кор. 15:7). Эта встреча раз и навсегда освободила сердце будущего апостола от неверия и даровала его жизни иное направление.

Поскольку Иаков пережил сверхъестественную помощь в разрешении проблем, он никогда не посоветовал бы людям взять власть над судьбой в свои руки. Они слишком слабы, чтобы исправить ее. С глубоким состраданием он укажет на всемогущего Бога: «Бог, Который помог мне, поможет и вам»! Именно в этом и заключается цель его душепопечения – крепко приобщить человека ко Христу, чтобы от Него он получал помощь в решении проблем. Вот почему мы можем доверять Иакову.

2. Мы можем доверять наставлениям Иакова, потому что он был смиренным человеком

«Раб Бога и Господа Иисуса Христа».

Среди наставников могут оказаться люди, приносящие вред, а не пользу. Еще в середине XIX века святой Игнатий писал: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверчивостью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!».

Хотели бы вы оказаться жертвой себялюбивых наставников? Если нет, то подходите к их выбору с осторожностью. Вам по большому счету должно быть важным, говорит ли Бог через них, а не то, как умеют говорить они! Лишь слово от Господа обладает абсолютной ценностью, весомостью и целительной силой. И дается оно смиренным служителям, не препятствующим Богу воспользоваться их разумом и устами.

Был ли Иаков смиренным наставником? Слова «раб Бога и Господа Иисуса Христа» позволяют утвердительно ответить на этот вопрос. Иакову можно было бы авторитетно себя представить: «брат Спасителя и Господа Иисуса Христа», «столп Иерусалимской церкви», «великий апостол». Иаков словно забыл о почетных родственных связях и громких религиозных титулах. Он обращается к христианам не с высокой проповеднической трибуны, а с позиции слуги, подражая своему старшему Брату, омывшему на вечере в сионской горнице запыленные ноги гордых учеников.

К смиренному служителю всегда испытываешь глубокое доверие. Он ни за что не осудит за ошибки и непременно даст мудрый совет. А как же иначе? Некто сказал: «Как вода не держится на вершинах, так и доброта и мудрость не бывают у гордых. И то, и другое ищут низкого места».

О, как это нужно помнить всем душепопечителям! Ваша природная мудрость может оказать психологическую, а не духовную помощь, лечить симптомы, но не болезнь. Людям же важно обрести полное исцеление души и утвердить свою веру не на мудрости человеческой, а на силе Божьей. Это дается смиренным!

Один добрый и кроткий душепопечитель, оказавший действенную помощь многим людям, делился: «Когда человек приходит ко мне на беседу и рассказывает свою историю, я внутренне молюсь о том, чтобы Бог дал мне правильное понимание его положения и правильный совет в свете Писания».

Однажды женщина из другого города приехала к нему для разговора. Выслушав ее, брат спросил:

– Почему вы не хотите поведать о ваших проблемах пресвитеру церкви?

– Я могу рассказать только вам, и больше никому.

Женщина поведала о своих тяжких приключениях и под конец просияла:

– Как мне стало легко!

– А вот мне стало тяжело, – ответил душепопечитель, – вы должны все это рассказать своему пресвитеру!

– Ни за что! Разве я враг себе?

– Тогда я расскажу ему все в вашем присутствии!

Душепопечителю пришлось исполнить сказанное. Женщину отлучили.

Тут я недоуменно спросил:

– Почему вы так поступили? Женщина доверила вам свою проблему, и вы довели ее до отлучения?!

– Я видел, что, несмотря на исповедание, она остается во власти греха. И поэтому церковь должна была свершить суд… Прошло время, Бог дал ей искреннее покаяние, и впоследствии она трудилась наилучшим душепопечителем в округе. Очень многие получили через ее служение помощь.

Действительно, только на смиренных рабов и рабынь Своих изливает Господь Духа премудрости и ведения! Иаков был в их числе!

3. Мы можем доверять Иакову, потому что он обладал колоссальным опытом душепопечения

Как тяжелобольные ищут знающего врача и готовы преодолеть ради этого огромные расстояния и потратить немалые средства, так и надломленные переживанием люди ищут советника, обладающего большим опытом духовной работы. Таким был Иаков, пастырь многотысячной церкви в Иерусалиме. К нему постоянно шли люди за духовным советом и помощью. При разборе конфликта с иудействующими лжеучителями именно Иаков подвел итог долгому обсуждению, и собор принял его предложение в качестве основополагающего решения (Деян. 15:13–21). Это решение вывело церковь из трясины законничества и сохранило чистоту Евангелия. Своим посланием Иаков наставлял тех, кто не мог его видеть и слышать, потому что жил за сотни километров от Иерусалима. Слава Богу за такого наставника!

4. Мы можем доверять Иакову, потому что он нес людям радость и надежду

Есть проповедники, которые несут слушателям новые и новые порции удручения. Они постоянно напоминают им, насколько они порочны и недостойны Бога, и еще более погружают их в отчаяние. А что найдет человек, всматриваясь в себя? То же, что и апостол Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18).


Знаток душ человеческих Джон Буньян писал в этой связи:

«Святые находят в самих себе даже после оправдания много такого, что убеждает их в том, что в их жизни присутствуют их личные греховные несовершенства. Они могут обнаружить в себе неверие, страх, недоверие, сомнение, уныние, ропот, нечестие, гордость, легкомыслие, безрассудство, алчность, плотские вожделения, нежелание доброго и стремление к злому, недостаточно возвышенные мысли о Христе, сластолюбивые мысли о грехе, а иногда даже и большую тягу к наихудшим аморальным поступкам.

Они находят в себе склонность к совершению ошибок, например стремление оправдываться делами закона; сомнения в истинности воскресения мертвых и грядущего праведного суда; притворство и лицемерие в некоторых вопросах вероисповедания, а также в своих церковных обязанностях, которые выполняются скорее для того, чтобы угодить людям, чем ради любви к Богу…

Они ощущают свою склонность во времена испытаний ослабевать под крестом, быть слишком озабоченными тем, чтобы сберегать свою жизнь, на самом же деле теряя ее (Мк. 8:35). Они могут скрывать от людей знание истины ради ничтожных похвал мира; могут говорить только ради земного благополучия то, что им не должно говорить. Они чувствуют, что религиозные обязанности их утомляют, а к делам плоти они проявляют особую склонность. Они ощущают в себе желание не связывать себя необходимостью иметь воздержание в пище, сне, телесных упражнениях и в различных плотских развлечениях… Оправданный человек находит все это в себе и даже еще больше этого и, признавая свою беспомощность, часто впадает в уныние».

Таким образом, обличительные проповеди всегда найдут отклик у людей, ибо они постоянно ощущают себя виновными. Гораздо сложнее научить их видеть себя оправданными и совершенными во Христе. Всматривание в себя порождает сознание никчемности и бесполезности, взирание на Христа преображает «от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Человек нуждается в обличении, но в то же самое время он в десять раз больше нуждается в ободрении. Лучше подкормить пшеницу, чтобы она заглушила плевелы, а не наоборот!

Именно таким методом пользовался Иаков: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться». Он писал свое послание для ободрения верующих. Он понимал, что оказавшиеся вне родины, в рассеянии, они переживают нелегкие времена. Некоторые не вылезали из тяжелых искушений, некоторые не находили в собратьях должного примера христианской жизни, некоторых богатые влекли в судилища, некоторым не оплатили тяжелый полевой труд. Иаков хотел поддержать приунывших христиан практическими советами.

Радость – знамя истинного христианства: «Ученики исполнялись радости и Духа Святого» (Деян. 13:52). У рассеянных по всей Римской империи братьев это знамя, видимо, выпало из рук. Иаков поднимает его и вручает им со словами: «Не дайте врагу унынием омрачить ваши души! За вас сражается Бог! С Ним вы преодолеете все беды!». Можно ли не доверять такому человеку?

Пример Иакова ставит перед нами серьезные вопросы: являемся ли мы людьми, которым можно доверять? Прошли ли мы через осознание своей порочности, которое смиряет нашу гордость? Открывался ли нам Христос как Спаситель и Пастырь души? Помогаем ли мы кому-нибудь в запутанных проблемах? Несем ли радость и утешение?

О, как нужны в наши время Иаковы, которые протянут руку помощи страдальцам и облегчат их боль! Среди них найдется место и вам!

Загрузка...