Тут я сделаю небольшое вступление и объясняю, о чём пойдёт речь и зачем это всё вообще нужно.
Вообще, прежде чем Вы начнёте что-то делать, давайте определимся: что конкретно Вы ждёте от своего проекта. Я, вообще, по-жизни человек – фанат определений. Поэтому очень важно понять и определить для себя, какой тип проекта Вы собираетесь разрабатывать. От этого полностью зависит стратегия его раскрутки.
Существует несколько основных типов проектов:
1. Благотворительный.
2. Личный (персональный)
3. Большой общественной важности (пользы)
4. Бизнес-проект.
Каждый из этих типов имеет свои ограничения, свои правила раскрутки и привлечения средств. Давайте рассмотрим их поподробнее. Вам очень важно понять какой тип проекта Вы собираетесь создавать, чтобы у Вас было чёткое понимание того, что нужно делать, что можно и чего не стоит ожидать. А то иногда бывает так, что люди создают личный проект, вкладываются в него как в личный проект и ожидают отдачи как от бизнес-проекта, а отсюда – разочарование. Извините, но так это не работает. Поэтому, давайте определяться.
Из названия понятно, что к этому типу проектов я отношу такие, где Вы создаёте что-то, что предназначено для бесплатного пользования другими людьми. Например: сайт-визитка детсада №8 (куда Вы ходили в детстве) или сайт-реклама рыцарского фестиваля для Вашего друга, движок блога с красивым дизайном, скрипт-напоминалка о днях рождения друзей и т.д.
В общем, Вы уже поняли? Всё, что Вы собираетесь создать и отдать в бесплатное пользования другим людям.
Соответственно, денег Вы с этого проекта зарабатывать не собираетесь. А значит и средства на его создание это: Ваши личные ресурсы (в крайнем случае Ваших друзей или близких). Создавать его Вам придется в свободное от основной работы время. Этот проект – это просто Ваш дар человечеству, Ваш личный вклад в общество, Ваш персональный волонтёрский проект.
Вложения:
Ваше личное время и персональные ресурсы.
Прибыль:
Внутреннее моральное удовлетворение от принесённой пользы другим людям. Улучшение “кармы”.
Персональный проект, это проект, который Вы делаете для себя. Поэтому и основной, даже единственный бенефициар здесь – это Вы. Что может являться примером личного проекта? Например, Вы написали какой-нибудь компонент и выложили его на GitHub или сделали аппликацию для мобильного телефона, которая ведёт учёт рабочего времени или в автоматическом режиме проверяет наличие свободных мест на сайте заказа очереди к врачу. В любом случае это что-то что в первую очередь нужно Вам, а не кому то ещё.
Возможно Вам это нужно для портфолио, для самоутверждения или для приобретения опыта. Суть всё равно остаётся одна – Вы главный и, возможно, единственный получатель выгоды.
Вложения:
Ваше личное время и персональные ресурсы и возможно, помощь от друзей.
Прибыль:
Внутреннее моральное удовлетворение от созданного продукта, повышение самооценки, профессиональное развитие, улучшение своего портфолио. Возможно, небольшая прибыль от заказчиков по кастомизации Вашего продукта под их нужды.
Проект большой общественной важности, как и благотворительный, нацелен на аудиторию вовне, то есть не на Вас. Но, в отличие от последнего, имеет две важные характеристики. Во-первых, он охватывает гораздо большую аудиторию (а не просто отдельные группы людей), а во-вторых, требует привлечения спонсоров и добровольцев, помогающих развитию и продвижению проекта.
Отсюда можно сделать вывод: при правильном подходе и раскрутке, а также поиском действительно заинтересованных спонсоров – такой проект может принести Вам деньги сопоставимые со средним доходом. Или же просто обеспечить Вам занятость на полный рабочий день за зарплату. Вытекает это из того простого факта, что подобного рода большие проекты невозможно полностью содержать за счёт волонтёров.
Как минимум, управляющему нужно платить зарплату.
Хорошим примером такого проекта является Wikipedia, бесплатные фреймворки, такие как Laravel, Yii (когда они только раскручивались) и т.д.
Вложения:
Ваше личное время и персональные ресурсы, помощь друзей и единомышленников. Очень важна помощь спонсоров.
Прибыль:
Внутреннее моральное удовлетворение от созданного продукта или услуги, повышение самооценки, профессиональное развитие, улучшение своего портфолио. Возможен заработок на постоянной основе в качестве управляющего, небольшая прибыль от рекламы.
Этот тип проектов как и социальный, также нацелен на аудиторию вовне. Самое главное отличие его от трёх предыдущих в том, что здесь основная цель – это прибыль. Я бы даже сформулировал это следующим образом: первейшая и важнейшая цель бизнес-проекта – это получение прибыли.
Отсюда соответственно вытекает и способ организации компании, её цели, её маркетинговая стратегия и прочее. Но…! Всё упирается в прибыль. Если проект не преследует цель – получение прибыли или непонятно каким образом её получить, то это, увы, не бизнес-проект, а что-то другое.
Поэтому внимательно подумайте каким образом Ваш продукт или услуга смогут продаваться и приносить прибыль.
Вложения:
Ваше личное время и персональные ресурсы в большом объёме. Инвестиции в дело Ваших партнёров или сторонних инвесторов.
Прибыль:
Внутреннее моральное удовлетворение от созданного продукта или услуги, повышение самооценки, профессиональное развитие, улучшение своего портфолио. Возможно – изменение Вашего социального и профессионального статуса. Возможно – большая прибыль от продажи Вашего продукта или услуги.
Самая главная причина, по которой важно определиться с типом проекта заключается в том, что это поможет Вам избежать ошибочных действий и избавиться от неверных ожиданий, сэкономить Ваше время. Ну и, конечно, правильное понимания типа своего проекта поможет Вам распределить свои силы и ресурсы в нужном направлении. Поясню на простом примере. Если Вы развиваете проект как социальный, то не следует ожидать от него отдачи как от бизнес-проекта.
Поверьте, я видел такое не раз: человек разрабатывает что-то, что больше похоже на личный или социальный проект, а продвигает (продаёт) его как бизнес-проект. При этом он совершенно не понимает, как его проект будет приносить деньги. А суть в том, что социальный или личный проект не предназначен для заработка денег – у этого типа проектов совершенно иная цель и достигается она совершенно иными средствами, чем бизнес проекты.
Правильно определитесь с типом проекта – сэкономите себе время, ресурсы и нервы.
И напоследок: технически возможно перейти из одного типа проекта в другой. Если, например, Ваш личный проект вдруг нашёл потенциально прибыльную нишу и Вы видите, что он может выйти на другой уровень. Другой вариант – это когда Ваш бизнес-проект изжил себя, но его идея всё равно настолько привлекательна, что Вы решаете не закрывать его, но просто перевести в разряд социальных. В итоге проект продолжает жить, пусть даже и не принося никакой прибыли.
Теперь, когда Вы определились с типом проекта, давайте поговорим о том, как и почему это работает.
Во-первых, в силу того, что PHP активно используется в вебе (слышали сказ про то, что 70% сайтов написаны на нём?). На PHP, как на популярный язык программирования, и на продукты написанные на нём существует определенный спрос.
То есть, если Вы напишите что-то на языке, который используют кроме Вас ещё 3 человека, то шансы продать это произведение софтверного искусства будут скорее всего невелики и наоборот… Логично, не так ли?
Во-вторых, раз уж существует спрос и он не маленький, то тут в действие вступает Теория Большого Рынка (сам её выдумал, не ищите в Интернете). Теория гласит – когда рынок огромен (а сегодня это так – ведь у нас через Интернет есть доступ практически ко всем уголкам Земли), то на этом рынке можно продать практически всё, – главное знать как! В каком количестве и за какие деньги – это уже другой вопрос. Но условно говоря, если на рынке есть 100 продавцов, а вы оказываетесь 101-ым, то и для вас найдётся место под солнцем, так как всем остальным придётся уступить всего лишь 1/100 своей доли на рынке, что может пройти практически незаметно (преимущества развитого рынка – как я уже упоминал выше). Если Вам хоть раз в жизни приходилось что-то продавать на городском рынке – запчасти от ЗАЗа, ящик помидоров с истекающим сроком реализации или просто старый неработающий видеомагнитофон, то вы меня поймёте. Когда Вы говорите “подвинься” одному единственному продавцу, то Вас видно и слышно всему рынку, но когда вы говорите “подвинься” сотне продавцов, то Вас вряд ли кто-то вообще заметит и если Вы расположитель у входа на рынок и станете громко расхваливать свой товар, то к концу дня что-нибудь да и продадите.
Отсюда простой вывод – на большом рынке можно продавать многое (и даже не всегда супер качественное – хотя это, конечно, не повод писать всякую ерунду!). Для нас это означает, что при правильном подходе на ваш товар всегда найдется покупатель и, возможно, даже не один. Как говорят, если Вы продали один раз – это случайность, если два – то это уже закономерность, ну а если три раза – то, возможно, нащупали потенциальный рынок.
Думаю, что смысл есть и вот почему.
Даже если из всей этой затеи у Вас ничего не получится, – Вы всё равно приобретаете поистине бесценный опыт. Продвижение своего продукта на рынке требует намного больше знаний, чем есть у обычного разработчика и для успешной реализации проекта Вам придётся освоить немало смежных специальностей. Всё это в конечном счёте расширит Ваши горизонты и сделает Вас гораздо более продвинутым человеком в своей области, чем остальная масса народа в том офисе, гду Вы работаете. А кроме того – изменит Вас в целом как личность в лучшую сторону.
Вы сможете ближе узнать рынок и понять, что ему действительно нужно: какие технологии востребованы, какие уже загибаются и прочее.
Вам придётся получать отзывы клиентов, фиксить свои баги – это может дать Вам понимание того, как не нужно писать код или наоборот, как писать его таким образом, чтобы этих самых багов было как можно меньше (глобальная проблема всех программистов). Всё это в конечном итоге будет способствовать выработке лучшего стиля программирования, ведь Ваш код будет проверяться в “настоящих боевых" условиях рынка.
Если на своей текущей работе Вы работаете над одним проектом, то новые знания и расширенный горизонт окажутся совсем не лишними, особенно, если Вы решите сменить эту работу на другую. Вполне вероятно, что приобретённые знания даже дадут Вам конкурентные преимущества по сравнению с другими кандидатами.
И последнее, кому-то это покажется спорным, но я считаю, что успех в продаже своего скрипта можно смело указывать в своем резюме. Лично я, зная сколько усилий и упорства требует организация и раскрутка своего мини-бизнеса по продажам софта, при прочих равных, отдал бы предпочтение кандидатам именно с таких опытом. Ведь это всё равно, что работать в одном лице разработчиком, тимлидом, проджект менеджером и продавцом.
Ну и… что тоже немаловажно, опыт продаж лишним в жизни не бывает, – не знаю никого, кому он мог бы помешать… Да, да… я уже слышу как Вы готовитесь произнести: да я вообще не продавец…, ненавижу продавать…, терпеть не могу продажи и всё, что с ними связано… и т.д и т.п.
Поверьте мне на слово!
Опыт продаж (не важно чего) – это одна из немногих вещей в жизни, которая всегда (да, Карл, всегда!) пригодится Вам в жизни.