Глава 1 В песнях останемся мы песни о судьбе

Основа жизни

Стихи Н. Добронравова

И сейчас не прожить без хлеба,

Хлеб, как прежде, основа жизни…

И сейчас не прожить без хлеба,

Как и тысячу лет назад.

И сейчас не прожить без зрелищ,

Все сильней стадионов рокот.

И сейчас не прожить без зрелищ,

Как и много веков назад.

И сейчас не прожить без пушек,

Каждый держит в руках оружье,

Только вместо пищалей древних

Век придумал страшнее смерть.

Нынче можно прожить без Бога,

И хоть жить без него труднее,

Все же можно прожить без Бога

И без древних святых молитв.

Можно даже прожить без счастья,

Счастья просто на всех не хватит,

И не каждый находит счастье,

И не всякий найдет любовь.

Но сейчас не прожить без правды,

Правда людям нужнее хлеба,

И когда-нибудь мир решится

Правду Богом своим избрать!

Хорошая музыка должна звучать. Настоящая. И добрые песни, которые помогают жить и поддерживают во всем


Возможности песни поистине безграничны: она звучит шире, чем любые другие виды музыкального искусства, воздействует на людей, даже самых неискушенных в музыке. Ведь песня должна нести большие идеи, нравственные идеалы, должна воспитывать человека.

В песнях останемся мы

Стихи Н. Добронравова

Прощай, дорогая,

Горнисты поют…

Меня у порога

Товарищи ждут.

Забыты печали,

Мосты сожжены.

Клубятся дороги

Гражданской войны.

Припев:

Звезды останутся юными,

Песни останутся юными,

Юными звонкими струнами

В песнях останемся мы!

Свисток тепловоза…

Родная, прощай!

Зовет меня сердце

В невиданный край.

Там беркуты с ветром

Ведут разговор.

Целинные степи,

Былинный простор.

Припев

Я – песня в полете.

Любимая, верь:

Амурскую тайну

Я знаю теперь.

Нас ветер целует

В сухие уста.

По рельсовой стали

Пройдут поезда!

В песнях останемся мы

Музыка А. Пахмутовой



Обычно песня связана с событиями жизни гораздо более непосредственно и тесно, чем произведение любого другого музыкального жанра. Для меня самой интересной и дорогой темой всегда остается человек с его богатым внутренним миром, с его деяниями и дерзаниями, с его высокими моральными принципами. Песня для меня – это всегда признание в любви к моим героям. А наши герои – люди созидающие, бросающие вызов, бесстрашно идущие вперед. Именно такие, по моему мнению, должны оставаться в песнях.

Кстати, у этой песни есть вариант последнего куплета. Там такие слова:

«Свисток тепловоза,

Туманная даль…

В таежные дебри

Идет магистраль.

А в небе над нами –

Из радуги мост.

Лететь нам, ребята,

Дорогами звезд!»

До третьих петухов

Стихи Н. Добронравова

Мне грозный путь назначен.

Я в ночь открою дверь –

Ты крикнешь мне: «Удачи!» –

А я отвечу: «Верь!»

Родился я в рубашке

Лохматых облаков.

Не будет мне поблажки

До третьих петухов.

Дорога, ты, дорога, –

То вьюга, то гроза…

Следят за мной с тревогой

Любимые глаза.

Коварный ветер странствий,

Злорадный смех врагов…

Надеются, что сдамся

До третьих петухов.

Я молод и не промах,

Я – сказка наяву –

Волшебников знакомых

На помощь позову.

Засвищет ветер боя,

Взовьется пыль веков.

Звезду свою открою

До третьих петухов.

Лишь смелые красивы,

А трусу – грош цена!

А сказочники живы,

И молодость сильна.

И сердцу нет покоя

От песен и стихов…

Мы встретимся с тобою…

До третьих петухов.

Песня долга и отваги

Стихи Н. Добронравова

Нам легко не будет никогда.

Мы живем, любя и беспокоясь.

Позовет нас чья-нибудь беда,

В бой ведет нас собственная совесть.

Припев:

Голубая бессонница звезд,

Пыль дорог да снегов белизна…

Мой пожизненный пост –

Вся огромная наша страна.

Нам легко не будет никогда.

Правде мы подвластны, как присяге.

И шагает с нами сквозь года

Эта песня долга и отваги.

Припев

Нам легко не будет никогда.

Сколько мы, товарищ, пережили!

Чтобы побеждала доброта,

Мы с тобою сердца не щадили…

Припев

Нам легко не будет никогда,

И не каждый шаг – он сразу понят,

Но поверь – грядущие года

Нашу службу нынешнюю вспомнят.

Припев

Песня – это тот жанр, где гражданское лицо исполнителя проявляется особенно четко. От певца зависит очень многое. Он может «довести» песню, прибавить какой-то важный подтекст, иногда бывает и так, что певец открывает в песне то, что было неожиданным даже для авторов.


Как мы с тобой похожи, милый друг!


Звездная наша пристань

Стихи Н. Добронравова

Нечего делать юным в мире открытых истин,

Незачем нам скитаться в дебрях банальных слов.

Как ты еще далеко, звездная наша пристань!

Как хорошо, что путь к ней труден и вечно нов.

Снова в лицо плеснули песен морские брызги.

Шаг этих песен века яростен и упруг…

Каждый, кто сердцем молод, верен путям неблизким,

Верен мятежным ритмам поисков и наук.

В сердце должна быть нежность, чтоб у костра согреться.

В песне должна быть правда, чтобы поверить ей.

Надо еще учиться чуткое слушать сердце.

Нужен талант, поверьте, чтобы любить людей.

Как ты еще далека, звездная наша пристань!

Сколько еще мы встретим гордых своих Гренад!

Нечего делать юным в мире открытых истин,

Верное сердце друга – лучшая из наград.

Жюри фестиваля политической песни «Красная гвоздика» я возглавляла много лет, а победила в нем наша песня лишь однажды – в 1967 году. Это была «Нежность»


Марафон

Стихи Н. Добронравова

Это сердце стучит сквозь года и века.

Эта трасса нигде не бывала легка…

И победная весть, и усталость, и стон,

Это все – марафон, марафон, марафон.

Он под грохот литавр волей славы рожден,

Древнегреческий марафон.

Марафон, марафон, марафон, марафон…

Только мир не знавал беспощадней пути,

Что прошлось нашим людям в Европе пройти,

Где наградою стало спасенье Земли,

Где к победному финишу все не пришли.

Но запомнил весь мир свет победных знамен –

Героический марафон.

Марафон, марафон, марафон, марафон…

Все как в жизни: надежда, и радость, и боль,

И терпения хлеб, и усталости соль.

В майке лидера Новое Время спешит.

Вечный двигатель – сердце людское стучит.

Продолжается жизнь. Связь людей и времен.

Продолжается марафон.

Марафон, марафон, марафон, марафон…

Марафон

Музыка А. Пахмутовой


Виноградная лоза

Стихи Н. Добронравова

Над предгорьями Кавказа солнце доброе не светит.

Старики вздыхают молча. Исподлобья смотрят дети.

Вырубают виноградник, – без вины пришла расплата.

Виноградная лоза, – ты ни в чем не виновата…

Ты дарила людям радость, звонко пела и смеялась.

Гибкий стан твой порубали. Поле мертвое осталось…

Рубанули за мгновенья. За столетья – нет возврата…

Виноградная лоза, – ты ни в чем не виновата…

Вырубали (мы-то знаем!) из поэм и песен строчки.

И кедровник вырубали. И людей – поодиночке.

Ах, как лихо, ах, как просто, – одним махом все поборем!

Бывший стих и бывший труд, – все под корень, все под корень!

Доброта в посеве правды. Только злоба в разрушенье.

Вот уже навеки в ссоре близлежащие селенья.

Ах, как страшно, если руку поднимает брат на брата!

Виноградная лоза, – ты ни в чем не виновата…

Все как будто бы, как прежде… Ручейки сбегают к морю.

Только мертвые равнины, – словно памятники горю,

Словно вызов нашим предкам, словно нежности утрата.

Виноградная лоза, – ты ни в чем не виновата…

Я пою надежду, я пою любовь


Стихи эти были написаны Николаем Николаевичем в самом конце 1986 года, когда стало известно о самоубийстве нашего друга, выдающегося советского виноградаря и селекционера Павла Голодриги. Основным мотивом самоубийства стала невозможность заниматься любимым делом, в том числе из-за повсеместного выкорчевывания виноградников в рамках антиалкогольной кампании. Вскоре известный публицист, ведущий «Сельского часа», Юрий Черниченко написал о об этом развернутый очерк «Мускат белый Красного Камня» и опубликовал его в «Огоньке».

«Виноградная лоза» написана в форме притчи. Ее ритм, совпадающий с «Калевалой» или «Песнью о Гайавате», как-то сам собой без особенных ассоциаций пришел Николаю Николаевичу в голову.

В 1988 году, когда пророчества, заложенные в стихотворении, начали сбываться, я сочинила для него музыку. Песня была впервые исполнена в конце августа 1988 года в Ялте на VII Всесоюзном фестивале советской песни «Крымские зори», и опубликована в газете «Слава Севастополя» 22 октября.

Однако в то время песни, написанные композиторами моего поколения, уже почти не звучали по радио и ТВ, и для нее более полугода не находили места в эфире.

В марте 1989 года песня в исполнении Павла Дементьева впервые прозвучала в программе «Взгляд», через какое-то время была выпущена фирмой «Мелодия» в последнем нашем советском альбоме «Шанс». После отъезда Павла Дементьева в Израиль ее пел Иосиф Кобзон. Но широкой известности песня так и не поучила. Ее часто называли «антиперестроечной».


В студии звукозаписи с режиссером Виктором Бабушкиным во время работы над одним из фильмов


Судьба подарила нам встречи и дружбу с необыкновенными людьми. С Леонидом Утесовым, композитором Анатолием Новиковым, Евгением Долматовским и многими другими

Надписи на фото: «Смотрю и завидую ей. Она еще молода, Л. Утесов»; “Ей хорошо улыбаться – она прошла только полжизни. Так держать до ста. А. Новиков. 1980. “Руза”»



А что ждет нас впереди?


Надо еще учиться чуткое слушать сердце.


Работать с Муслимом Магомаевым было непросто, но очень интересно


С ВИА «Песняры» мы записали лишь несколько песен, но именно в их исполнении эти песни особенно понравились слушателям


Разговоры с Андреем Вознесенским запоминались надолго


Совместно с поэтом Сергеем Гребенниковым мы написали много замечательных песен


Отношения с Муслимом Магомаевым у нас всегда были самыми теплыми, что не мешало нам спорить до хрипоты


С Юрием Визбором в поезде. Неожиданная (хотя вполне закономерная) встреча по дороге на большие стройки великой страны


Вера

Стихи Н. Добронравова

Снится мне ночной причал

На родной реке.

Веры тонкая свеча

У тебя в руке.

Ты пойми, что в этой мгле

Нет ни близких, ни родных,

Что несчастных на земле

Больше всех других…

Разве знали в детстве мы,

Веря в Божий свет, –

От тюрьмы да от сумы

Нет зарока, нет…

Только птицы прокричат,

Только вздрогнет вдалеке

Веры тонкая свеча

У тебя в руке.

…Ты поверь в иную жизнь

На иной меже,

Ты поверь и помолись

О моей душе.

Есть непознанная даль.

Ты поверишь, ты поймешь:

Есть любовь, и есть печаль,

Остальное – ложь.

Все мне снится по ночам:

В дальнем далеке

Веры тонкая свеча

У тебя в руке.

От небесного луча,

Что на грешный мир пролит,

Веры тонкая свеча

В темноте горит…

Эта песня также написана в 1990 го-ду – как отклик на происходящее вокруг. Она заняла важное место в репертуаре Людмилы Гурченко. Потому что мы верили. Вот от веры, от человека наш посыл. В концлагерях рождалась любовь, чувства оказывались неубитыми. Так неужели сейчас мы не найдем ничего доброго и станем крушить все до основания? Почему? Зачем?


Сергей Михалков никогда не смотрел свысока, даже при его росте и статусе автора гимна. Встречи с ним доставляли огромную радость


Остаюсь

Стихи Н. Добронравова

Вот пришло письмо издалека,

Где живут богато и свободно.

Пусть судьба страны моей горька,

Остаюсь с обманутым народом.

Пусть судьба печальна и горька.

Мы – изгои в собственной стране,

Не поймем, кто мы, откуда родом.

Друг далекий, вспомни обо мне –

Остаюсь с обманутым народом.

Друг далекий, вспомни обо мне.

Слышен звон чужих монастырей:

Снова мы себя переиначим.

На обломках Родины моей

Вместе соберемся и поплачем,

На обломках Родины моей.

Мы еще от жизни не ушли,

Цвет берез не весь еще распродан,

И вернутся снова журавли –

Остаюсь с обманутым народом.

И вернутся снова журавли…

Не зови в дорогу, не зови.

Верой мы сильны, а не исходом.

Не моли о счастье и любви –

Остаюсь с обманутым народом.

Не зови в дорогу, не зови.

Дорога, ты, дорога, – то вьюга, то гроза…


Песня написана в 1991 году под впечатлением массового отъезда из России, в том числе и деятелей культуры. Получился своеобразный парафраз знаменитого стихотворения А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю».

Помню, Людмила Гурченко говорила мне, что эта песня стала для нее очень важной. Она точно выражала ее мысли, чувства, надежды и боль, ее и тех, для кого развал Советского Союза и начавшаяся смута стали настоящей трагедией.

Людмила Марковна замечательно ее пела и любила. Для нас это была большая радость.

Бездорожье

Стихи Н. Добронравова

Ах, мы встретимся не скоро,

Ты узнать меня не сможешь.

На родных моих просторах –

Бездорожье, бездорожье.

Заросла тропа бурьяном,

Кто нам новую проложит?

На пути к святому Храму –

Бездорожье, бездорожье.

Припев:

Мы, воспетые дождем,

Все опять чего-то ждем,

Только нет у нас пути:

Ни проехать, ни пройти.

Одному трудней согреться,

Жизнь из кубиков не сложишь.

На планете и на сердце –

Бездорожье, бездорожье.

Травы – горькие отравы,

Поле, вспаханное ложью,

Беззастенчивые нравы –

Бездорожье, бездорожье.

Припев

Ах, мы встретимся не скоро,

Ты узнать меня не сможешь.

На безвыходных просторах –

Бездорожье, бездорожье.

Зов любимых из далека

С каждым годом все дороже…

Боже, как нам одиноко

На российском бездорожье!

Припев

Николай Петрович и Елена Дмитриевна Добронравовы – родители Николая Николаевича


А здесь я со своими родителями – Марией Амплеевной и Николаем Андриановичем, и сестрой Людмилой


Как молоды мы были

Стихи Н. Добронравова

Оглянись, незнакомый прохожий,

Мне твой взгляд неподкупный знаком…

Может, я это, – только моложе,

Не всегда мы себя узнаем…

Припев:

Ничто на Земле не проходит бесследно.

И юность ушедшая все же бессмертна.

Как молоды мы были,

Как молоды мы были,

Как искренне любили,

Как верили в себя!

Нас тогда без усмешек встречали

Все цветы на дорогах земли…

Мы друзей за ошибки прощали,

Лишь измены простить не могли.

Припев

Первый тайм мы уже отыграли

И одно лишь сумели понять:

Чтоб тебя на земле не теряли,

Постарайся себя не терять!

Припев

В небесах отгорели зарницы,

И в сердцах утихает гроза.

Не забыть нам любимые лица.

Не забыть нам родные глаза…

Припев

Как молоды мы были

Музыка А. Пахмутовой


Песня написана для кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» (1976). Она звучит в фильме дважды: на стартовых титрах ее поет Елена Камбурова, в самом конце – Александр Градский.

Градский записывал на «Мосфильме» песни для фильма «Романс о влюбленных» вместе со звукорежиссером Виктором Бабушкиным. Бабушкин давно сотрудничал со мной, поэтому предложил Александру попробовать записать две моих композиции – ударный «Яростный стройотряд» и лирическую «Как молоды мы были». Она воспринималась мной как тихая камерная песня, которую мог бы исполнить любой актер. Однако уже на первой встрече Градский сумел ошарашить, когда попросил показать ему партитуру. Я удивилась, но партитуру дала. Он предложил поднять тональность третьего куплета на целую октаву. Я сомневалась, мне показалось, что для него это будет высоковато, но подумала: «Пусть попробует. По крайней мере, это интересно». У Саши все получилось, в его исполнении песня обрела драматическую мощь. Потом он мне объяснил: во-первых, хотел всем доказать, что и вокалист может предлагать композитору музыкальные решения (молодость, талант, амбиции, ведь только 26 лет было), во-вторых, ему, именно как тонкому музыканту и артисту показался любопытным ход – сделать в третьем куплете кульминацию и превратить песню почти в спектакль. Вообще там все было «неправильно», потому что совсем молодой человек пел песню, которая по содержанию больше подходит человеку в возрасте. Но именно Саша своим необычным исполнением перевернул первоначальный замысел песни и стал фактически ее соавтором. Ее пели многие, но так, как Градский, не исполнил никто. А мне все время интересно было следить за тем, как песня менялась с годами – ведь Саша всегда пел ее по-разному

Меня не раз убеждали заменить «этого волосатика» на кого-то более пристойного – например, Кобзона. Однако я не соглашалась и настояла к тому же, чтобы именно Градский исполнял ее на фестивале «Песня года-77». После этого его карьера резко пошла вверх, а мы с ним сдружились на всю жизнь. Он очень любил эту песню и не раз говорил мне, что такие песни рождаются даже у самых талантливых композиторов лишь раз в жизни. Конечно, мы смотрим на нее более спокойно, но рады, что Саша относился к ней так трепетно.


Александр Градский удивил меня при первом знакомстве и не переставал удивлять потом всю жизнь. Он был замечательным другом и необыкновенно талантливым человеком


Загрузка...