Глава 1 Вот-вот. Все. Станет. Намного. Проще

Минимализм в этой книге не главное

Вы только что бросили читать и глянули на обложку, чтобы убедиться, что выбрали правильную книгу? Не волнуйтесь, все так и есть. Но поскольку на пути нам предстоит столкнуться с многими вещами, прежде чем начать погружение, я хочу убедиться, что мы на одной волне.

Правила меня не заботят. Меня не волнует, как другие люди определяют минимализм. Сам по себе он мне даже не интересен. Для меня это просто средство достичь жизни своей месты. Меня определенно нисколько не занимает универсальный подход к минимализму, который перевернул мир в последние несколько лет. Вы знаете, о чем я говорю. Это тот минимализм, который может работать, только если вы одиноки, скучаете или у вас нет детей.

Меня не волнует, если то, что я делаю, вы будете называть минимализмом. Я использую это слово, потому что именно так все вокруг называют избавление от лишних вещей. Мне было нужно хорошо известное наименование, чтобы обозначить то, что избавило меня от переутомления, депрессии, чрезмерной сложности и выгорания и привело к чувству легкости, радости, целенаправленности и реальности жизни. Возможно, то слово, которое я искала, было «меньше». Может быть, это «простота». Возможно, «преднамеренность». Или, может быть, мне нужно было придумать свое собственное название. Как насчет «симплиситизма»? Это слово отражает суть лучше, но его трудно произнести. И, хоть его и не существует, оно подходит.

Как ни назови то, о чем мы говорим, оно полностью связано с намерениями и упрощением.

Речь идет о том, чтобы иметь меньше того, что не имеет значения, освобождая место для того, что важно.

Я полагаю, что многие представляют себе минимализм как пустые белые комнаты с несколькими кактусами на стеллаже, как в ванной у Ким Кардашьян.

Если вы взяли в руки эту книгу, то есть очень много шансов, что вы мама (хотя вы вполне можете оказаться отцом, бабушкой или просто человеком, которому понравилась обложка). И если вы хотя бы немного похожи на меня, то белые с белым, слегка меблированные, идеально чистые комнаты вам не подойдут. Я имею в виду – да ладно вам. Я работающая мать, у меня четверо детей (и это не предел), которые учатся дома, и мы с мужем ведем бизнес также из дома. Если я попытаюсь создать тот минимализм, о котором говорят люди, я потерплю поражение. Сокрушительное.

И дело здесь не в потенциальной неудаче как таковой, проблема в том, что именно такой вид минимализма не приложим к моей жизни. Если это не подходит мне и моей семье, какая от этого польза? Зачем стремиться к открытому, пустому пространству, никак не совпадающему с жизнью, полной шумных, веселых детей и того беспорядка, который появляется, когда они хорошо проводят время?

Так какой же минимализм нужен матерям? Только тот, который работает на них.

Потратьте несколько секунд на то, чтобы усвоить простоту этой мысли. Матерям нужен именно тот минимализм, который работает на них. Помогает им, поддерживает их, заставляет их чувствовать легкость, а не ложится на плечи грузом нереалистичных правил, которым они вынуждены следовать. Этот тот минимализм, который соответствует детям, которых вы растите, дому, где вы живете, климату в вашем регионе. Он связан с тем, обосновались ли вы в пригороде или в городе и, что куда важнее, с тем, какую историю рассказываете своим домом и своей жизнью.

Дом – отражение вашего жизненного пути. Если минимализм, который вы пытаетесь воплотить в жизнь, не соответствует истории, которую вы рассказываете, вы это приведет к тому, что избавление от вещей станет самоцелью. Такой вид жесткого, основанного на правилах минимализма является полной противоположностью освобождения. Вместо того, чтобы создавать пространство для жизни и удовольствия от нее, вы станете жертвой бесконечных подсчетов имеющихся вещей.

Как уже было сказано, вам однозначно не нужно сохранять все до единой вещи в доме. Это не поддержит ощущение присутствия в жизни. Работающий минимализм связан с равновесием. По большей части, вещи – это просто вещи, но мы усложняем их, придавая им особое значение. Это основа, которую мне хотелось бы донести до вас: то, что отнимает у вас пространство, забирает и время.

В качестве примера возьмем простой бытовой прибор – тостер. Вполне можно предположить, что у вас в доме есть какого-то рода приспособления для обжаривания хлеба, будь это тостер, мини-печь или гриль-тостер. Не спешите выбрасывать прибор, поставьте его на место и поработайте со мной.

Тостер стоит на разделочном столе, дожидаясь, когда вы им воспользуетесь. Едва ли он требует много вашего внимания – он даже не занимает много места. Но, поскольку он здесь, вы им пользуетесь. Для этого требуется очищать поддон для крошек, вытирать его и мыть стол вокруг или поднимать тостер и протирать под ним (в те дни, когда у вас до этого доходят руки). Даже такая невинная вещь, как тостер, которая просто стоит на столе, достаточно часто требует вашего внимания.

Давайте посчитаем: для того, чтобы положить хлеб в тостер и нажать на рычаг, требуется две секунды, а еще две секунды нужно, чтобы выключить тостер и достать хлеб. Скажем, на то, чтобы вытащить и отряхнуть поднос для крошек, уходит десять секунд, а еще десять – на то, чтобы протереть стол вокруг тостера. Отведем еще десять секунд на то, чтобы раз в неделю, в день генеральной уборки, протереть стол под тостером так, чтобы он сиял. Это примерно 178 секунд в неделю.

9256 секунд в год.

Более 154 минут.

2,5 часа в год вы тратите на этот чертов тостер!

А теперь подумайте так о каждой вещи в доме. О каждом носке, каждой туфле, каждой фотографии, каждом украшении, каждом блокноте, каждой заколке-невидимке, каждом клочке бумаги, каждой настольной игре, каждом шнурке, каждой игрушке… Все вещи до единой забирают у вас какое-то количество времени.

Это. Накапливается.

Понимаете, о чем я говорю? Каждая вещь, которая занимает место в вашем доме, отнимает у вас какое-то количество времени. Пусть это напоминает вам о том, что вы не потерпели поражение в ведении домашнего хозяйства. Вы утомлены, потому что вещей много.

Если мы хотим изменений, мы должны разобраться с тем, что тянет нас вниз. Мы часто чрезмерно усложняем жизнь, переполняя дом вещами, мы делаем свое существование сложнее, чем оно должно быть. Мы уделяем время предметам, которые не имеют особого значения, а потом жалуемся, что нам не хватает смысла в жизни.

«Так отчего нам избавиться, Элли? – можете спросить вы. – Как я могу это исправить? У меня голова болит, когда я просто думаю об этом».

Не волнуйтесь. У меня для вас кое-что есть. Именно поэтому я и написала книгу. Я знаю, что принятие решения – зачастую самая утомительная вещь в мире. Усталость от решений – абсолютно реальная вещь[4]. Будучи мамами, мы что-то решаем буквально весь день. Мы принимаем решения за всех. Сколько раз за свой шестнадцатичасовой рабочий день вы слышите эти вопросы?

– Можно мне хлопья?

– А можно мне перекусить?

– Можно я посмотрю «Мулан»?

– Можно мне леденец?

– Я попрыгаю на батуте?

– Мне прилечь отдохнуть?

– Можно я пойду на улицу?

– А мы можем завести собаку?

– А можем избавиться от моего брата?

– Что на обед?

– Мама?

– Мамочка?

– Мама!

И так постоянно. Это утомительно. То, что вам абсолютно не нужно в повседневной жизни, так это принимать еще больше решений. И тут на сцену выхожу я.

Слушайте. Убрать беспорядок с вашего пути – это то, что действительно поможет. Если вы решили прочитать мою книгу, значит в доме есть какой-то груз, который ощущается излишним и оказывает большое влияние на вашу жизнь. Вы можете хотеть улучшить то, как вы говорите, как взаимодействуете со своими детьми, как проходит ваш день. Может, вы уже так глубоко провалились в кроличью нору, что ваши чувства близки к отчаянию. Или, может быть, все идет хорошо, и вы просто стремитесь к самосовершенствованию и хотите сделать жизнь еще лучше. Какой бы ни была ситуация и причины, минимализм – это то, что вам нужно, пока вы задаетесь вопросом: является ли происходящее частью той жизни, которую я хочу вести?

Загрузка...