Практически в любом учебнике философии можно прочитать о сравнении философии с религией, искусством и наукой. Как правило, сравнение идёт не в пользу последней. Это и понятно, потому что самого процесса сравнения как такового в научном понимании сегодня традиционно не происходит. Философию и религию в учебниках ставят в один ряд всего лишь на том основании, что обе являются «человеческой деятельностью и входят в общий ряд культурного духовного развития» человечества. Однако под таким соусом можно на один ряд с философией поставить что угодно, т.к. абсолютно всё, чем человек занимался, можно уместить в общий ряд культурного духовного развития. Но, что гораздо хуже, подобные ненаучные сравнения преподносятся как научные, в результате чего студенты начинают думать, что философия и религия – это нечто похожее. А это уже грубая ошибка и непонимание философии как таковой. Подобные примеры дают понять откуда происходит внутренняя (академическая) дискредитация философии и неправильное её преподавание.
Проблема в том, что при подобных сравнениях философии с религией, искусством или наукой всегда указываются только поверхностные различия или сходства, не определяющие сути явлений, их смысловой глубины. Такое сравнение вряд ли можно назвать объективным и научным. Оно не даёт понять даже самих явлений, которые сравниваются.
Если посмотреть объективно, то у философии обнаружится больше сходства как раз с наукой, и больше различий с искусством, а уж тем более принципиальные различия – с религией. В вузах же преподносится совершенно иной взгляд, всё ставится с ног на голову: философиоведы отыскивают (хотя и безрезультатно) различия между философией и наукой, и сходства между философией и религией, философией и искусством, чем прививают студентам ложные понятия о философии.
В следующих главах будет показано, как нужно проводить правильное сравнение философии с религией, искусством и наукой. Читатель увидит принципиальную разницу между философией и религией, а также разницу с искусством, совершенно не позволяющую ставить эти явления в один ряд. В то же время читатель увидит решающее сходство философии с наукой, совершенно не позволяющее их разъединять.
А теперь, как и было заявлено, рассмотрим правильный подход к изучению и преподаванию философии в вузах.
Чтобы понять, как нужно изучать философию, сначала нужно понять, как вообще изучаются все те виды человеческой деятельности, с которыми традиционно сравнивается философия: наука, религия и искусство. Можно ли эти разные по сути явления изучать одинаковыми методами, или всё-таки необходим особый, «свой» подход к изучению и преподаванию каждого из этих явлений?
Вопрос этот весьма серьёзный. В нём просто обязан разобраться каждый философиовед. Ведь этот вопрос влияет не только на всю систему преподавания философии как дисциплины, но и на всю систему её изучения как социального явления.
Итак, перед нами четыре социальных явления: философия, наука, религия и искусство. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что это всё-таки разные явления. Каждое из них просто обязано иметь и имеет свою чёткую характеристику, свою особенность, свою цель, свою задачу. Естественно, что все эти явления активно изучаются. Вопрос лишь в том, как они изучаются. Одинаков ли должен быть подход к их изучению?
Сначала кратко рассмотрим вопрос о том, как и по какому принципу изучаются те явления, с которыми постоянно сравнивают философию. То есть, рассмотрим принципы изучения науки, религии и искусства. Это нужно для того, чтобы в итоге понять, как изучается, и как должна изучаться сама философия. Начнём с науки.
Как изучается наука
Вкратце рассмотрим, как происходит изучение науки. То есть, каким образом человек вообще узнаёт, наука перед ним, или нет? Для примера и собственного анализа читатель может взять любую конкретную науку, или науку в целом, общую науку, сути это не изменит. Заметим здесь следующее. Изначально в науке знаний как бы не существует. Всё начинается с опыта. Любые полученные новые знания проверяются на непротиворечивость, логичность, пополняемость, предсказуемость, верификацию и так далее, то есть, – на соответствие определённым научным требованиям и принципам. Знания в науке постоянно обновляются. Абсолютно ко всем знаниям наука всегда относится критично. То есть, всегда готова заменить их на новые. Всё, не соответствующее научным принципам, отбрасывается за ненадобностью. Идёт постоянный поиск новых знаний. Так появляется наука. Любая, в любой области. Так она изучается и развивается. Если этого подхода к изучению научных знаний нет, то нет и развития самой науки. Поэтому наука всегда обращена в будущее (даже если она изучает прошлое) и каждая частная наука имеет непротиворечивую связь с другими частными науками, нередко даже в мелочах, то есть подтверждает их.
Основной принцип науки: истинно или ложно. При этом истинное остаётся, а ложное отбрасывается. Наука призвана познавать действительность такой, какая она есть по сути.
Итак, в общих чертах становится ясно, как изучается та или иная наука, как изучается наука в целом. По этим же принципам наука и преподаётся.
Как изучается религия
Теперь посмотрим на религию. Как происходит её изучение? Для примера и анализа тоже можно взять либо какую-то конкретную религию, либо религию в целом, суть от этого не изменится. Отметим основные принципы. Первое – знание. Оно в религии уже существует изначально, до опыта, оно уже есть у бога и идёт от него. Знания в религиях обозначены священным писанием, догмами. Все новые знания проверяются не на логичность и непротиворечивость, не на соответствие с действительностью или научными требованиями, а на соответствие с уже существующими знаниями священного писания, чтобы подтвердить уже существующее изначально знание бога и его бытие. К своим существующим изначально знаниям религия относится не критично, она их не старается опровергнуть. То есть, религия в своём познании всегда обращена в прошлое, к своему писанию, к изначальному, к богу. Кроме того, каждая частная религия негативно относится ко всем другим частным религиям, не подтверждает их, а старается отделиться от них. Религия всегда противоречит науке, а наука – религии. Это явления-антагонисты, как бы не старались опровергнуть это апологеты религий. Ясно, что изучение религии происходит не по принципу «истинно или ложно», а по принципу догм и канонов, при этом остаётся только то, что соответствует этим догмам, и только это считается истинным; отбрасывается всё, что этому не соответствует. Так же происходит и преподавание религии.
Здесь хотелось бы привести слова В.И. Вернадского, которые дают понять, стоит ли философию и религию ставить на один уровень и сравнивать как равнозначные явления: «религия и философия, в сущности, враги по сути, и лишь слабость мысли наших философов и их рабский дух ставят их в их нынешнее положение», имеется ввиду положение «равнозначных» явлений. («Основою жизни – искание истины» (фрагменты из дневников), журнал «Новый мир», 1988 г., N 3,)
Как изучается искусство
Теперь перейдём к искусству. Как происходит его изучение? Здесь тоже читатель может рассматривать либо какое-то отдельное искусство, либо всё искусство в целом. Разницы нет никакой, потому что мы говорим об искусстве как явлении. Тем не менее, мы увидим, что в изучении искусства используется совершенно иной подход, отличный как от науки, так и от религии. Первое, на что следует обратить внимание, так это на то, что в искусстве нет никаких рамок. В искусстве нет ограничения ни религиозными догмами, ни научными требованиями. Искусство может использовать как религиозные, так и научные идеи. Искусство может быть направлено как в прошлое, так и в будущее. Принцип изучения в искусстве только один – изучается всё существующее, ничего не отбрасывается. Даже примитивное искусство сохраняется и изучается. В искусстве сохраняется и изучается по возможности всё. Даже то, что сегодня никем не признаётся, завтра может признаться гениальным, или хотя бы значимым для эпохи. К своим знаниям искусство, как и религия, относится не критично, не старается их опровергнуть, хотя оно открыто новому, как наука. Здесь нет изучения по принципу «истинно или ложно», и нет изучения по принципу догм. Но в искусстве существуют каноны, которые, однако, не изначальны, как в религии, а приобретаемы и вольно создаваемы. Для искусства важнее не «что» сделано, а «как» сделано, с каким мастерством, насколько виртуозно. Хотя, как уже сказано, по возможности сохраняется всё.
Вывод о разном подходе к изучению явлений и преподаванию дисциплин
Становится понятно, что само изучение этих трёх социальных явлений происходит совершенно по-разному, даже независимо от того, изучает ли эти явления их приверженец, противник, или сторонний человек. Потому что это не прихоть изучающих, а научная необходимость. Иначе эти явления просто невозможно изучить и понять.
Ведь если науку изучать или преподавать так, как религию, наука просто рухнет. Точно так же, если религию изучать по принципам науки, религия разрушится, потому что она создавалась по иным принципам. Также и искусство. Если его изучать и преподавать по принципу религии или науки, оно пропадёт. В лучшем случае, это будет слишком ограниченное, однобокое искусство.
Отсюда становится совершенно ясным то, что, хотя все эти явления и входят в «духовную культуру человечества», как любят указывать в учебниках по философии, но всё же это настолько разные явления, что ставить их в один ряд не только ненаучно, но и преступно, потому что невежественно. Столь же ненаучно и невежественно пытаться изучать и преподавать их одинаково, по одним и тем же принципам.
Ясно, что изучение этих явлений, а также их преподавание требует совершенно разных подходов и систем, и должно строиться по разным принципам. Это необходимое условие.
Как изучать и преподавать философию
Теперь самое время задать вопрос о том, как у нас происходит изучение и преподавание философии, а главное – как должно происходить, по каким канонам.
Изучать ли философию по принципам религии? Или по принципам искусства? А может, по принципам науки? Или у философии должны быть свои, особые принципы изучения и преподавания? Если они есть, то какие? А если их нет, то нужно ли выбрать из трёх, уже рассмотренных? Или, может, для философии нужно все их объединить в одно?
Нет сомнений, что найдутся философиоведы, которые захотят объединить в философии все три принципа (религии, искусства и науки). Однако такой подход будет говорить лишь о том, что эти философиоведы так ничего и не поняли из вышесказанного. Потому что выше было ясно показана принципиальная невозможность и недопустимость изучения одно явления по законам другого. Сами их принципы не позволят этого. Само изучаемое явление при таком подходе будет размываться, становится аморфным, неописуемым, бесцельным. Но именно это, к сожалению, чаще всего наблюдается в современной философии.
Возможно, найдутся и те, кто захочет найти для философии свои собственные принципы для её изучения и преподавания. Было бы интересно ознакомится с их предложениями.
Однако вряд ли найдётся философиовед, который скажет, что философия должна изучаться по канонам религии, что у них аналогичные принципы изучения. Именно поэтому выше было указано на принципиальную невозможность и неверность отождествления философии с религией и теософией, также неверно ставить их в один ряд. Потому что, если философию изучать по принципам религии, то она просто сама превратится в религию, в теософию.
К сожалению, именно это частично и происходит в тех случаях, когда философиоведы пытаются цепляться за некоторые устаревшие философские догмы и мифы, внося их даже в учебники. В результате современная философия имеет больше мифов и догм, чем объективных и научно обоснованных знаний. Получается так ещё и потому, что среди философиоведов сегодня чрезвычайно много теософов. А теософ нередко далек от наук, изучает философию по принципам религии, так как сам имеет религиозное мировоззрение. Религиозному человеку практически невозможно понять философию.
Но если философию нельзя изучать как религию, можно ли её изучать как искусство?
Исходя из многих учебников и работ современных философиоведов, напрашивается вывод, что чаще всего они изучают философию как раз по принципу искусства, то есть, по принципу сохранения всего. Изучается всё подряд, не критично, без предъявления каких-то научных требований. А этот принцип работы уже сам по себе никак не может допустить, чтобы философия стала наукой. Потому что в этом случае ещё при изучении из философии делается не наука, а искусство. Образуется тот самый порочный круг, о котором говорилось выше. То есть, если философия изучается как искусство, по принципам искусства, то в результате она не может стать наукой, а это, в свою очередь, вынуждает и преподавать её по принципам искусства. Ну а раз преподаётся философия не как наука, не по научному принципу, то и отношение к ней соответствующее. Круг снова замыкается.
Поэтому не удивительно, что в даже академической среде до сих пор идут споры о том, что собой представляет философия. Это незнание выносится и в учебники. Философию сравнивают то с искусством, то с религией, то с наукой, но признать наукой никак не могут. А проблема всего лишь в том, что философиоведы даже и не изучают философию по научному принципу.
Итак, мы выяснили, что чаще всего философия изучается сегодня по принципам искусства, то есть сохраняется и изучается всё, не зависимо от системы «истинно-ложно».
Конечно, в любой деятельности можно и нужно добиваться высот искусства, высот совершенства. Это неоспоримо. Но вопрос ведь не в этом, вопрос в том, правильно ли видеть в философии только искусство, или более искусство, чем науку?
Оказывается, такой подход ложен. И вот почему. Искусство не претендует на истину. А для философии это весьма важный фактор. Основополагающий фактор! Искусство по большей части занимается представлением чего-либо, а не доказательством истины. Для философии же истина – это основной предмет изучения. Философия без истины гибнет, превращается в сказку, теряет свою необходимость. Просто исчезает.
К тому же, как уже указывалось, у философии есть собственные и вполне определённые: задача, цель, смысл, суть. И они вовсе не близки ни к религии, ни к искусству.
Кроме того, все философиоведы утверждают, что философия должна познавать мир, осмысливать его, нести знания, создавать объективную картину мира. А какие могут быть знания действительности, какая объективная картина мира, если искусство и религия основаны на представлениях о мире, а не на знаниях о нём, если в искусстве не может быть никаких рамок или запретов? Знания же всегда ограничены научными законами, то есть, имеют определённые запреты, рамки метода.
Поэтому изучать и преподавать философию как искусство губительно для самой философии. Если этого не изменить, то философия превратится в один из литературных жанров. То есть, в один из видов искусства. Нечто подобное уже происходит. Об этом говорят некоторые философы, характеризуя философию просто как жанр своеобразной интеллектуальной публицистики. То есть, журналистский жанр. Иного и быть не может, если философия изучается не критично и не по принципам науки. Такая философия неизбежно превращается в один из видов искусства и перестаёт быть философией как таковой.