Уолл-стрит названа в память о стене («уолл»), которую первые поселенцы возвели на южной оконечности Манхэттена, чтобы не разбрелся их скот. Отголоски этого сельского наследия слышатся в современном биржевом лексиконе. Особенно часто упоминаются названия четырех животных: быки (bulls), медведи (bears), свиньи (pigs) и овцы (sheep). Как говорят трейдеры, быки делают деньги; медведи тоже делают деньги; а свиньи идут под нож.
Бык бьет врага рогами снизу вверх. Бык – это покупатель: игрок, который делает ставку на повышение и выигрывает от роста цен.
Медведь бьет врага лапой сверху вниз. Медведь – это продавец: игрок, который делает ставку на понижение и выигрывает, когда цены падают.
Свиньи[6] – это алчные игроки. Потеряв от жадности всякую осторожность, они и попадают под нож. Одни свиньи покупают или продают непомерно большие для них позиции, прогорая при первом незначительном движении рынка не в их пользу. Другие прогорают, передержав позиции, т. е. продолжая дожидаться еще большей прибыли, хотя тенденция уже развернулась.
Овцы – это робкие игроки, боязливо следующие за тенденциями, слухами и гуру. Время от времени они, нацепив на себя бычьи рога или облачившись в медвежью шкуру, пытаются выступить в роли знатоков. Однако их легко узнать по жалобному блеянию, когда на рынке наступают трудные времена.
Как только двери биржи открываются, быки приступают к покупке, медведи – к продаже, тесня и попирая свиней и овец, а колеблющиеся игроки выжидают в сторонке. Биржевые котировочные аппараты по всему миру выдают непрерывный поток последних цен на всех рынках. Тысячи пар глаз прикованы к одной точке-цене: подходяще для сделки или нет?
Что такое цена? Когда я задаю этот вопрос на семинаре, то получаю самые разные ответы. «Цена – это ощущаемая ценность». «Цена – это столько, сколько в данный момент один человек готов заплатить другому за какой-нибудь товар». «Цена – это столько, сколько заплатил последний из покупателей. Это цена на данный момент». «Нет, цена – это сколько заплатит следующий».
Если трейдер не может дать точного определения цены, значит, он не понимает, о чем рассуждает. А понять это необходимо! Ведь успех трейдера зависит от того, как он будет работать с ценами. В поисках ответа на, казалось бы, простой вопрос некоторые трейдеры входят в раж и начинается оживленный спор, как в этой записи одного из семинаров:
– Вот вам пример наихудшего случая. Акции компании Zinger продавались за 100 долларов. При крахе 1929 года спрос пропал, испарился. А один кричит: «Мне надо продать. Сколько дадите?» Кто-то из биржевых клерков возьми да и ответь: «Доллар». И скупил. Скупил весь фонд.
– Цена – это сколько готов выложить больший дурак.
– А посмотрите на ситуацию 1987 года. Помните тот спад на 500 пунктов? После него ценность компаний нисколько не уменьшилась. То есть все дело было в разнице между восприятием ценности и готовностью следующего клиента платить.
– Это еще не всё. Пойдем дальше. То, за что вы платите, ровным счетом ничего не стоит. Это всего-навсего клочок бумаги, единственная ценность которого – размер его дивиденда по сравнению с государственными облигациями на данный момент.
– Нет, он имеет ценность: это столько, сколько за него дадут. Но если нет желающих купить, тогда он действительно ничего не стоит.
– Но он принесет доход.
– А если вы ставите деньги на партию соевых бобов? Вы же можете их съесть!
– Ну а если акция без дохода?
– Зато с активами.
– Денежную ценность имеет компания, выпустившая акции. Она зарабатывает деньги.
Хорошо. Допустим, я даю вам акцию компании IBM. Но покупателя не нашлось. На что годится эта бумажка? Разве что на растопку.
– Чтобы у IBM не нашлось покупателя?! Такого просто не бывает. Здесь всегда есть и спрос, и предложение.
– А возьмите компанию United Airlines: в один день цена ее акции – 300 долларов, а буквально на следующий – уже 150.
– И ведь никаких изменений на авиалиниях не произошло; прибыль та же, активы те же. В чем же разница?
– Цена акции почти не имеет отношения к компании, которая ее выпустила. И цена акций IBM почти не имеет отношения к самой компании. Связь между ценой акции и самой компанией IBM, как резинка, которая может растянуться на километр. IBM идет себе своим шагом, так что она и цена весьма далеки друг от друга.
– Цена – это точка пересечения кривых спроса и предложения.
Настоящий трейдер должен знать, что такое «цена». Нужно знать, что измеряешь, – только тогда есть смысл включаться в игру на повышение или понижение цен акций, опционов и фьючерсов.
Трейдеров можно разделить на три группы: покупатели, продавцы и колеблющиеся наблюдатели. Цена спроса (ask price) – это цена, которую запрашивает за свой товар продавец. Цена предложения (bid price) – это цена, которую предлагает за этот товар покупатель. Споры между продавцами и покупателями – явление постоянное.
Покупатели хотят заплатить как можно меньше, а продавцы – взять как можно больше. Если представители обеих групп будут стоять каждый на своем, сделка никогда не состоится. Нет сделки – нет цены: ведь цены продавца и покупателя – лишь их желаемые цены.
У продавца есть выбор: либо дождаться роста цен, либо согласиться на предложенную меньшую цену. У покупателя также есть выбор: либо дождаться снижения цен, либо надбавить свою цену.
Сделка совершается в тот момент, когда обе стороны оценивают рынок одинаково: либо напористый бык, приняв условия продавца, платит за товар больше; либо боязливый медведь, согласившись на условия покупателя, продает товар дешевле. Колеблющиеся трейдеры своим присутствием побуждают к действиям и быков, и медведей.
Торгуйся продавец и покупатель без свидетелей, их переговоры могли бы затянуться надолго. Однако на рынке оба поторапливаются. Ведь вокруг масса колеблющихся наблюдателей, которые в любой момент могут стать конкурентами.
Покупатель знает, что если он будет чересчур долго раздумывать, то другой трейдер, вмешавшись в торги, уведет товар. А продавец знает, что если не сбавит цену, то другой трейдер, вмешавшись в торги, может пойти на эту уступку. Обилие колеблющихся трейдеров побуждает продавцов и покупателей быть посговорчивее друг с другом. Сделка совершается в тот момент, когда два человека – покупатель и продавец – оценивают рынок одинаково.
Каждая точка цен на вашем котировочном экране отражает соглашение между покупателем и продавцом. Покупатели покупают в расчете на рост цен. Продавцы продают в расчете на их снижение. Покупатели и продавцы торгуются среди массы колеблющихся трейдеров. Последние могут стать игроками и на повышение, и на понижение по мере того как время идет, а цены меняются.
Покупая, быки толкают рынок вверх. Продавая, медведи толкают рынок вниз. Колеблющиеся трейдеры ускоряют ход событий, подстегивая продавцов и покупателей.
На рынках играют люди со всего мира: лично, через компьютерную связь или через брокеров. Каждый может купить или продать. Любая цена – это сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое биржевой толпой и выраженное в факте сделки. Цена – явление психологическое: это сиюминутная точка равновесия между игроками на повышение и понижение. Цены создаются массами трейдеров: покупателей, продавцов и колеблющихся наблюдателей. Графики цен и объема отражают психологию биржевой толпы.
Фондовые, фьючерсные и опционные биржи привлекают массу игроков – лично или представленных брокерами. Мелкие сбережения и шальные состояния, деньги знатоков и растяп, банковские и частные капиталы – все стекается на рынок. Любая цена представляет собой сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое покупателями, продавцами и колеблющимися игроками в момент сделки. За каждым изменением цен стоит толпа трейдеров.
Соглашение о ценности все время меняется. В одних случаях оно устанавливается в мирной обстановке, в других – в буре страстей. В периоды затишья цены меняются понемногу. Когда же рынок охватывают паника или экстаз, цены начинают скакать. Представьте себе аукцион на тонущем корабле: продается спасательный круг. Вот так же скачут цены, когда какая-нибудь тенденция всколыхнет огромную массу трейдеров. Опытный трейдер старается выбрать момент затишья для входа в игру и взять прибыль в штормовой период.
Технический анализ рынка – это изучение психологии биржевой толпы. Каждый день – это сражение быков, зарабатывающих на росте цен, и медведей, выигрывающих от их снижения. Цель технического анализа: определить соотношение сил между быками и медведями, чтобы сделать ставку на более сильную группу. Если вы определите, что существенное превосходство на стороне быков, нужно покупать, а если сильнее медведи – продавать и играть на понижение. В случае приблизительного равновесия сил расчетливый трейдер держится в стороне. Пусть дерутся желающие: он же вступит в игру, лишь удостоверившись в наметившемся перевесе одной из сторон.
Цены, объем и открытый интерес отражают поведение толпы. То же самое касается и индикаторов, основанных на них. Технический анализ сродни опросам общественного мнения – это сочетание науки и искусства. Научная часть заключается в использовании статистических методов и компьютеров; творческая – в толковании полученных данных.
Что же отражают биржевые цены, цифры и графики? Вы просматриваете сводку цен в газете, следите за котировками на экране, строите график какого-либо индикатора. Вы хотите проанализировать рынок и вступить в игру. Но что такое биржа?
Дилетанты относятся к бирже как к зрелищу вроде футбольного матча, на котором они могут заработать не хуже профессионалов. Трейдеры из научно-технических кругов склонны рассматривать биржу как физическое явление – они применяют к ней принципы электроники, фильтрования сигналов, снижения шумов и т. д. А вот профессиональные трейдеры точно знают, что такое биржа: это столпотворение.
Каждый трейдер старается обыграть остальных, прозорливее оценив перемены на рынке. Трейдеры живут в разных странах, но их объединяет современная телекоммуникационная сеть, посредством которой каждый старается обогатиться за счет другого. Биржа – это столпотворение. Каждый в этой толпе стремится обыграть остальных, превзойдя их умом, хитростью или скоростью. Биржа – беспощадный мир, потому что там один против всех, а все против одного.
Более того, за вход и выход из этого беспощадного мира надо платить. Чтобы заработать хоть грош, надо преодолеть два высоких барьера – комиссионные и проскальзывание. Первый появляется, как только отдан приказ брокеру: игра еще не началась, а вы уже платите. Стоит вашему приказу поступить на рынок, как на ваши деньги посягают биржевые трейдеры с их проскальзыванием. А если вы решили выйти из сделки, они снова тут как тут – за новыми комиссионными. В биржевой схватке вы сражаетесь против всех игроков, одновременно отбиваясь от биржевых акул с их комиссионными и проскальзыванием.
В былые времена биржи были маленькими, и многие трейдеры знали друг друга в лицо. Нью-йоркская фондовая биржа, например, была организована в 1792 году двумя десятками брокеров. В солнечную погоду они обычно вели игру под тополем, а в дождливую – в таверне «Френсиз», работающей и по сей день. Учредив Нью-Йоркскую биржу, брокеры первым делом установили комиссионные для публики, процент которых не был снижен и в последующие 180 лет.
Сейчас лицом к лицу встречаются лишь биржевые трейдеры. Большинство же не членов связаны с биржей через электронную связь. На экранах своих терминалов они видят те же котировки, читают в финансовых изданиях те же статьи, получают от брокеров те же данные. В результате игроки, находясь даже за тысячи километров друг от друга, сливаются в биржевую толпу.
Благодаря современной системе телекоммуникаций мир становится все теснее, а биржи все разрастаются. Эйфория Лондона перекидывается на Нью-Йорк, а подавленность Токио передается Франкфурту.
Анализ рынка – это анализ поведения толпы. А она ведет себя одинаково, независимо от места жительства и принадлежности ее членов к той или иной культуре. Специалисты по социальной психологии выявили ряд закономерностей, определяющих поведение толпы. Трейдеру необходимо знать, как биржевая толпа влияет на его умонастроение.
Большинство людей ощущают сильную потребность «делать как все». Этот примитивный позыв присоединиться к толпе затуманивает ум, когда нужно принимать решение о сделке. Преуспевающий трейдер думает исключительно сам за себя. Он должен быть достаточно силен для самостоятельного анализа рынка и выполнения своих игровых решений.
Никакой силач не выдержит, если на нем повиснет с десяток человек: колени у него подогнутся. Толпа глупа, но она сильнее вас. Ей по силам создавать рыночные тенденции. Ни в коем случае не играйте против них. Если наметилась восходящая тенденция, следует либо покупать, либо стоять в стороне. Ни в коем случае не играйте на понижение, исходя из того, что «цены слишком высоки», т. е. не спорьте с толпой. Идти вместе с толпой не обязательно, но идти против толпы чрезвычайно рискованно.
Нужно считаться с силой толпы, но не нужно ее бояться. Толпа сильна, но примитивна; она действует бесхитростно и шаблонно. Живя своим умом, трейдер получает возможность обыграть толпу.
Стараясь сделать деньги на бирже, думаете ли вы о том, откуда возьмется предвкушаемая вами прибыль? Откуда берутся деньги на бирже? Ведь не от возросшего дохода какой-нибудь компании, не от снижения процентной ставки, не от богатого урожая соевых бобов. Деньги появляются на бирже по одной-единственной причине: их приносят трейдеры. Деньги, на которые вы рассчитываете, принадлежат другим людям, которые вовсе не собираются делиться с вами.
Биржевая игра – это попытка взаимного ограбления. Это занятие не из легких. Путь к успеху осложнен еще и тем, что брокеры и биржевые трейдеры берут дань как с проигравших, так и с победителей.
Биржевая игра – как средневековое побоище. Взяв меч, рыцарь отправлялся на поле боя, дабы поразить противника, а тот отвечал ему «взаимностью». Победителю доставались трофеи: доспехи поверженного, его имущество, а также жена и дети; последних он продавал в рабство. Современные люди не бьются в чистом поле, вместо этого они играют на бирже. Но лишить человека денег – это лишить его средств к существованию. Проигравший может потерять дом, имущество, а заодно и жену; его дети останутся без образования.
Один мой приятель-оптимист посмеивался: мол, на биржевом поле брани тьма недоучек: «Процентов девяносто пять брокеров не знают даже азов. Они не понимают, чем занимаются. Мы-то знаем и понимаем, а малограмотные бедняги все равно, что жертвуют свои деньги»[7]. Красивая теория, но неверная: на бирже легких денег не бывает.
На бирже есть масса «овечек»: они ждут, когда их остригут или пустят под нож. Это легкая добыча – но попробуйте заполучить ее: сперва придется сразиться с опасными конкурентами. Это бойцы-профессионалы: американские солдаты, английские рыцари, немецкие ландскнехты, японские самураи и прочие вояки – все охотятся за бедными «овечками». Биржевая игра – это сражение с полчищами врагов, где и за вход на поле брани, и за выход – со щитом или на щите – надо к тому же платить дань.
Есть группа лиц, неизменно получающих сведения раньше прочих трейдеров. Управляющие фирмами, акции которых котируются на биржах, снимают прибыль из года в год. Это по статистике законных сделок, о совершении которых они сообщают в Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission). Однако эти сделки – только верхушка айсберга, а подводная его часть – в незаконной биржевой игре.
Игроки, использующие конфиденциальные сведения, обворовывают остальных. В 1980-е годы в результате судебных процессов по делам членов биржи несколько биржевых знаменитостей попали за решетку: среди них Деннис Левин, Иван Боески и др. Одно время не проходило недели без какого-нибудь ареста или предъявления обвинения.
Подсудимые на процессах 80-х годов попались из-за жадности и беспечности, нарвавшись к тому же на федерального прокурора в Нью-Йорке, у которого были крупные политические амбиции. Верхушку айсберга стесали, но подводная часть плавает и поныне. Не спрашивайте, чьему биржевому кораблю она угрожает: она угрожает вам, вашему торговому счету.
Стараться избавить биржу от торговли, основанной на конфиденциальной информации, – все равно что пытаться избавить ферму от крыс. Пестицидами можно сдержать их натиск, но полностью грызунов не уничтожить. Глава одной биржевой фирмы, ныне пенсионер, поделился со мной опытом: хитрый трейдер не использует конфиденциальные сведения сам, а передает их приятелям, с которыми играет в гольф в каком-нибудь загородном клубе. Выиграв на бирже, они затем посвящают его в дела своих компаний, и все остаются в выигрыше и вне подозрений. Эта система взаимного осведомления безопасна для участников до тех пор, пока их корысть не перерастет в непомерную жадность.
На фьючерсных рынках игра на основании конфиденциальной информации вполне законна. С помощью технического анализа можно выявить операции осведомленных трейдеров по покупке и продаже. Графики отражают все сделки всех игроков, в том числе и осведомленных: они, как и все прочие, оставляют на графиках свои следы. Вы – как технический аналитик – должны проследить их путь до самой кассы.
Люди ведут куплю-продажу с незапамятных времен: торговать с соседями безопаснее, чем совершать на них набеги. По мере развития общества деньги стали средством обмена. Биржи – признак высокого развития общества. Средневековый итальянский путешественник Марко Поло потратил 15 лет на дорогу из Италии в Китай. Сейчас европейский трейдер, решивший купить золото в Гонконге, должен лишь отдать приказ – и через минуту все будет сделано.
После краха коммунизма одним из первых шагов экономического обновления в Восточной Европе было учреждение бирж. Сегодня фондовые, фьючерсные и опционные биржи опоясывают земной шар. В Индии насчитывается 14 фондовых бирж. Всего в мире свыше 65 фьючерсных и опционных бирж. Как пишут Барбара Даймонд (Barbara Diamond) и Марк Коллар (Mark Kollar) в книге «Торговля круглые сутки» (24-Hour Trading), на этих биржах котируется почти 400 контрактов буквально на все: на золото и на шерсть, на австралийский индекс акций и на сушеные коконы шелкопряда. Все биржи должны отвечать трем критериям, установленным впервые на агорах Эллады и западноевропейских средневековых ярмарках: определенное местонахождение, принципы градации товаров и точные условия заключения контрактов.
Частные лица обычно приходят к биржевой игре, сделав карьеру в бизнесе или какой-либо профессиональной сфере. Типичный американский трейдер – это 50-летний отец семейства с высшим образованием. Многие имеют свои фирмы и ученые степени. Две наиболее многочисленные профессиональные группы – фермеры и инженеры.
Большинство приходит на биржу отчасти из рациональных, а отчасти из иррациональных побуждений. Рациональная мотивировка – это желание получить побольше прибыли от вложенного капитала. Иррациональные побуждения – это азарт и охота за острыми ощущениями. Трейдеры в большинстве своем не подозревают о присутствии таких побуждений.
Овладеть биржевой наукой непросто: это требует времени, сил и денег. Немногие достигают уровня профессионалов, зарабатывающих на жизнь биржевой игрой. Профессионалы чрезвычайно серьезно обдумывают все свои действия. Выход иррациональным побуждениям они дают за стенами биржи, в то время как дилетанты дают волю чувствам на этой опасной арене.
Основная экономическая роль трейдера – содержать своего брокера, чтобы он мог платить за дом, а его дети – учиться в частных школах. Предназначение спекулянта – помогать компаниям сколачивать капитал на рынках акций и брать на себя ценовой риск на фьючерсных рынках, позволяя другим сосредоточиться на производственной деятельности. Отдавая приказ брокеру, спекулянт совершенно не думает об этих высоких экономических целях.
Большой процент объема биржевой торговли приходится на долю различных учреждений. Благодаря своим солидным капиталам они получают целый ряд преимуществ: платят низкие комиссионные, пользуются услугами лучших аналитиков, брокеров и трейдеров. Некоторые могут даже наказать биржевых трейдеров, которые непомерно наживаются на проскальзывании. Волна арестов и судебных процессов над чикагскими биржевыми трейдерами, прокатившаяся в 1990–1991 годах, началась с обращения в ФБР Archer Daniels Midland – компании по переработке сырьевых продуктов.
Один мой приятель – он заведует в банке отделом биржевой торговли – иногда прибегает к услугам группы бывших сотрудников ЦРУ. Они просматривают прессу по системе, которая позволяет выявить едва наметившиеся в обществе тенденции, а затем посылают ему эти сводки. Из них мой приятель черпает некоторые свои биржевые идеи. Десятки тысяч, которые его отдел платит каждый год за эти услуги, для его фирмы – мелочь по сравнению с ее биржевыми миллионами. Большинству частных трейдеров такие услуги не по карману. Учреждениям более доступна самая ценная аналитическая информация.
Один мой знакомый, работавший на инвестиционный банк, уволился и стал играть на себя. И тут ему пришлось туго. Оказалось, что котировочная система в масштабе реального времени, которую он установил в квартире на Парк-авеню, работала не так оперативно, как громкоговоритель в торговом зале его прежнего места работы. В былые времена ему названивали брокеры со всех концов страны – поделиться самой свежей информацией и получить приказ. «Играя на дому и на себя, получаешь устаревшие новости», – сетует он.
Некоторые крупные фирмы располагают разведывательными сетями, благодаря которым опережают в своих действиях остальных. Однажды, когда на нефтяных рынках в связи с пожаром на одной из платформ в Северном море начался подъем цен, я позвонил другу, сотруднику нефтяной компании. Биржа бушевала, а он был безмятежен: за полчаса до начала паники он заключил фьючерсные сделки на покупку нефти, потому что еще до телеграфных сообщений получил информацию по телексу от своего агента. Своевременная информация бесценна, но лишь крупная компания может позволить себе роскошь разведывательной сети.
Компании, которые покупают и продают сырье и одновременно спекулируют им на фьючерсных рынках, получают два преимущества: они имеют конфиденциальную информацию о спросе и предложении и не стеснены позиционными пределами (position limits) (см. раздел 7.2). Недавно я наведался к своему знакомому в международной нефтяной компании. Пройдя через контрольно-пропускной пункт, где проверяют строже, чем в аэропорту Кеннеди, я направился через анфиладу стеклянных коридоров. Сгрудившись у мониторов, трейдеры делали ставки на нефтепродукты. Я поинтересовался у гостеприимного хозяина, что именно они делали: хеджировали, т. е. страховались от потерь, или спекулировали. «Да», – ответил он, взглянув мне прямо в глаза. Я повторил вопрос – ответ был таким же. Компании стирают тонкую грань между страхованием и спекулированием, основанную на конфиденциальных сведениях.
У служащих биржевых фирм есть психологическое преимущество: они рискуют не своими деньгами. Большинство частников не в силах обуздать себя и отказаться от игры при неблагоприятном ее развитии. Фирмы же строго контролируют действия своих трейдеров. Трейдер действует в жестких рамках: предельная сумма риска на одну сделку и предельная потеря в месяц.
Преуспевающие трейдеры из банков и фирм получают повышение по службе и премиальные. Но и крупная премия может показаться грошовой тому, кто добывает миллионы для фирмы. Многие преуспевающие корпоративные трейдеры поговаривают о том, что собираются перейти в частники.
Но переходят лишь единицы. Распрощавшись с компанией и рискуя теперь не ее, а своими деньгами, они попадают во власть эмоций: страха, жажды наживы, буйной радости, паники. Они редко преуспевают, играя на личный торговый счет. Это еще одно доказательство того, что и залог успеха, и причина неудачи – в психологии.
Как частному трейдеру тягаться с могучими фирмами и выиграть? Во-первых, руководство биржевыми отделами многих компаний оставляет желать лучшего. Во-вторых, у многих учреждений есть ахиллесова пята: они вынуждены играть на бирже все время, частник же волен выбирать. Почти при любых ценах банки вынуждены действовать на рынках облигаций, а компании по переработке продуктов – на рынке зерна. Частник волен выждать самую выгодную рыночную ситуацию.
Но большинство частников растрачивают это преимущество, торгуя слишком активно и превышая разумные размеры позиций. Одиночка, желающий обыграть полчища, должен набраться терпения и искоренить в себе алчность. Помните: ваша цель – не количество, а качество сделок.
Средневековые рыцари подыскивали самые острые мечи; современные трейдеры подыскивают самое лучшее биржевое оружие. Доступность информации, компьютеров и программ уравнивают торговые условия для многих трейдеров. Оборудование с каждым месяцем дешевеет, а программы улучшаются. Даже если трейдер не смыслит в компьютерах, он может нанять консультанта и установить хорошую систему (см. раздел 4.1).
Компьютер позволяет ускорить и углубить анализ, применить его к большему числу рынков. Но он не может принимать торговые решения за вас – за каждую сделку ответственны вы.
Есть три вида программ для торговли: «ящики с инструментами» (toolboxes), «черные ящики» (black boxes) и «серые ящики» (gray boxes). С помощью «ящиков с инструментами» можно просматривать на экране данные, строить графики и даже проверять свою торговую систему. Опционные трейдеры также могут оценивать опционы. Происходящее внутри «черного ящика» покрыто завесой тайны. Вы загружаете в него данные, а он печатает ответ: когда покупать, а когда продавать. Это – чудо: получаешь деньги без умственных усилий. «Черные ящики» обычно продаются с превосходным «послужным списком», что вполне естественно, ибо сама программа была написана с тем, чтобы достичь отличных результатов на старых данных! Рынки все время меняются, «черные ящики» сходят на нет, но новые поколения неудачников неустанно покупают новые «черные ящики».
«Серые ящики» занимают пограничное положение между «ящиками с инструментами» и «черными ящиками». Их обычно продают выдающиеся биржевые личности. Они раскрывают общую логику системы и позволяют подогнать некоторые параметры.
Бюллетени консультантов – это живописные детали биржевой картины. Коль скоро есть свобода печати, выпускать их может кто угодно, закупив марки и расположившись с пишущей машинкой где-нибудь за кухонным столом.
В некоторых бюллетенях встречаются интересные указания на потенциально выгодные торговые ситуации. Есть и полезные с образовательной точки зрения бюллетени. В большинстве своем эти издания создают у читателя иллюзию, что он вхож в узкий биржевой круг и посвящен в биржевые события.
Бюллетени – неплохое развлекательное чтиво. Подписавшись на них, приобретаешь друга по переписке: посылая свои интересные письма, он не ждет ответных и не требует ничего, кроме чека, когда пора возобновлять подписку.
Оценкой бюллетеней занимаются мелкие бизнесмены, благосостояние которых зависит от благосостояния консультационной индустрии. Иногда эти службы критикуют советников, но основные усилия они направляют на раздачу громогласных похвал.
Много лет назад и я издавал бюллетень: работал усердно, результаты не подтасовывал и котировался высоко. Оттуда, изнутри консультационной индустрии, я видел широчайшие возможности подтасовки результатов. Но этот факт индустрия хранит в тайне.
Когда я только начинал выпускать бюллетень, один из наиболее известных советников порекомендовал мне уделять меньше времени анализу и больше рекламе. Первое правило в этом деле: «Взявшись за прогнозы, делайте их побольше». А если прогноз сбудется, удваивайте тиражи рекламы.
Биржевые соревнования организуют либо мелкие фирмы, либо частные лица. Соперники платят организаторам за наблюдение за результатами и оглашение имен победителей. У биржевых соревнований есть два изъяна: один мелкий, а второй – может статься – и криминальный. Рассказ о нем ждет своего часа, а вернее, дотошных журналистов.
Оглашая результаты соревнований, организаторы всегда умалчивают о проигравших, сообщая лишь о победителях. Фортуна хоть раз улыбается каждому: ведь и остановившиеся часы показывают точное время два раза в сутки. Часто вступая в соревнования, в конце концов можно поймать миг удачи и попасть на пьедестал почета, а там привлечь к себе клиентуру с деньгами.
Многие советники вступают в биржевые соревнования с мелкой суммой, которую записывают на счет рекламы. Если повезет, они выиграют и приобретут популярность, что ценно для рекламы; их потери гласности не предаются. Я знаю олухов, не способных заработать на сделке и грош. Это хронические неудачники, но все в свое время вошли в списки победителей крупного соревнования с большими выигрышами. Благодаря своей известности они получили от клиентов деньги, которые тут же проиграли. Если бы организаторы соревнований оглашали результаты всех участников, включая проигравших, их делу быстро пришел бы конец.
Более пагубный недостаток биржевых соревнований – финансовый сговор между некоторыми организаторами и участниками. Многие организаторы извлекают выгоду из подтасовки результатов в пользу участника-сообщника: известность «победителя» они используют для получения денег от клиентов.
Владелец одной такой фирмы поведал мне, что собирает деньги для своего «победителя». Может ли судья быть беспристрастным, если связан с одним из участников? Сумма возможного сбора зависела от того, какие результаты покажет на соревнованиях его «звезда». Меж тем этот хваленый игрок вскоре просадил все вверенные ему деньги.
Наиболее серьезные злоупотребления наблюдаются при соревнованиях, организуемых брокерскими фирмами. Подобная фирма действует так: установив правила соревнования и набрав участников, она приглашает их совершать сделки через свое посредничество, оценивает и оглашает их результаты, а затем собирает деньги с клиентуры и вверяет их победителям, зарабатывая тем самым комиссионные. Такая фирма может сделать «звезду» без особых хлопот: надо лишь открыть несколько счетов на имя намеченного «победителя». Затем, в конце каждого дня, самые удачные сделки можно записывать на один показательный счет, а остальные сделки – на прочие счета. В результате получится блистательный «послужной список»[8].
Биржа – это толпа, члены которой ставят деньги либо на повышение, либо на понижение цен. Каждая цена представляет собой соглашение о ценности рынка, достигнутое толпой в момент сделки. Таким образом, трейдеры делают ставки на будущий настрой толпы. А он все время колеблется между безразличием, оптимизмом и пессимизмом. Поддавшись влиянию толпы, большинство трейдеров отходят от своего плана игры.
Быки и медведи сражаются, а размер вашего счета растет или уменьшается в зависимости от действий совершенно посторонних людей. Вы не можете управлять рынком. В вашей воле лишь принять решение о собственном вступлении или выходе из него в тот или иной момент.
Многие трейдеры вступают в игру с трепетом и страхом. Влившись в толпу, они попадают во власть эмоций, затуманивающих рассудок. Затянутые в биржевой водоворот эмоций, они отклоняются от намеченного курса игры и несут потери.
В 1841 году шотландский адвокат Чарльз Маккей (Charles Mackay) издал свой классический труд «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» (Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds). Он описал несколько массовых психозов, в том числе «голландскую тюльпаноманию» в Голландии в 1634 году и «инвестиционный бум Южных морей» в Англии в 1720 году.
«Тюльпаномания» началась как рядовое повышение цен на рассаду этого растения. Этот подъем длился долго, и зажиточные голландцы уверовали в непреходящую ценность тюльпана. Многие из них, оставив прежние занятия, перешли на выращивание и продажу этих цветов, стали тюльпановыми брокерами. Банки принимали тюльпаны под залог займов, а спекулянты делали деньги. Окончился психоз приступом лихорадочной продажи, которая довела многих до нищеты, а страну – до потрясения. «Люди сходят с ума в толпе, а вновь обретают рассудок медленно и поодиночке», – печально заметил Ч. Маккей.
В 1897 году французский философ и политик Гюстав Лебон (Gustave LeBon) написал одну из лучших книг по психологии толпы – «Толпа» (The Crowd). Нынешний читатель-трейдер увидит в ней свое отражение, как в старом зеркале.
По наблюдениям Г. Лебона, примкнув к толпе, «люди – независимо от их личной сути, схожести или несхожести в образе жизни, независимо от рода занятий, характера и уровня развития – начинают думать, воспринимать мир и действовать совершенно иначе, нежели каждый из них думал бы, воспринимал мир и действовал, будь он наедине с собой. К этому их побуждает иной, коллективный образ мышления, сопутствующий всякому преобразованию отдельных людей в толпу».
Влившись в толпу, человек меняется. Он становится более доверчивым, порывистым в действиях; он ищет вожака и движим не разумом, а эмоциями. Став частью целого, человек отвыкает думать самостоятельно.
Как показали эксперименты, проведенные в 1950-е годы американскими специалистами по социальной психологии, в коллективах люди думают иначе, чем в одиночку. Так, испытуемый без труда определял, какая из начерченных на бумаге линий длиннее, но не справлялся с задачей, попав в группу, остальные члены которой умышленно отвечали неправильно. Здравомыслящие люди с высшим образованием верили незнакомцам больше, чем собственным глазам!
Члены групп верят другим членам – а особенно вожакам – больше, чем себе. В двухтомном исследовании «Американский солдат» (The American Soldier) Теодор Адорно (Theodore Adorno) в соавторстве с другими социологами установил, что критерий, по которому можно определить, как проявит себя рядовой в боевой обстановке, – это его отношения с сержантом. Тот, кто верит своему командиру, пойдет за ним хоть на смерть – в прямом смысле слова. Трейдер, уверовавший, что идет за тенденцией, не отступится от проигрышной позиции, пока не лишится капитала.
Согласно Зигмунду Фрейду сплоченность группы зависит от преданности лидеру. Он вызывает чувства, которые члены группы, будучи детьми, испытывали к отцам: доверие, благоговение, страх, желание заслужить похвалу и подспудный протест разом. Примкнув к группе, человек воспринимает все касающееся этой группы на детском уровне мышления. У группы без лидера нет сердцевины, и она распадается. Этим, кстати, объясняются покупательная и продажная биржевые лихорадки. Внезапно ощутив, что тенденция, которой они следовали, «ушла из-под ног», трейдеры панически закрывают позиции.
Члены толпы могут уловить верную тенденцию, но не ее разворот. Примкнув к группе, человек ведет себя, как ребенок, следующий за родителями. Преуспевающие трейдеры живут своим умом.
Люди испокон веков объединялись в группы для самосохранения. Охотясь на саблезубого тигра толпой, ее члены получали большой шанс остаться целыми. При единоборстве с этим зверем жизнь охотника висела на волоске. Единоличники и гибли чаще, и потомства оставляли меньше. У коллективистов шанс выжить был больше, и стремление объединиться стало, судя по всему, врожденным свойством человеческой натуры.
Наше общество высоко ценит свободу, но под тонкой оболочкой цивилизованности современный человек несет в себе много первобытных побуждений. Он хочет объединиться с остальными для самосохранения и действовать под руководством сильного вожака. Чем неустойчивее положение, тем крепче желание примкнуть к остальным и следовать за вожаком.
По дебрям Уолл-стрит не бродят саблезубые тигры, однако там есть страх финансовой гибели. И глаза у этого страха весьма велики: ведь трейдер не властен над изменением цен. Ценность его позиции растет или падает в зависимости от покупки или продажи, которой занимаются совершенно незнакомые люди. Такая неопределенность толкает его на поиски лидера, который поведет верным путем.
Зачастую трейдер, взвесив за и против, решает играть на повышение или понижение, но, едва открыв позицию, попадает в омут биржевой толпы. Есть несколько примет, по которым можно проверить, не превращаетесь ли вы – в ажиотаже или холодном поту – из трезвомыслящего биржевого игрока в «биржевого толповика».
Вы утрачиваете независимость мышления, когда следите за ценами, как ястреб за добычей: ликуете, если они следуют вашим путем, и отчаиваетесь, если ваши пути расходятся. Вы стали полагаться больше на гуру, чем на себя? И в порыве чувств добавляете деньги к проигрышной позиции или, хуже того, меняете позицию на противоположную? Это – сигналы тревоги. Еще один признак утраченной независимости – нарушение собственного плана игры. Заметив такое, постарайтесь взять себя в руки. Если же самообладания не вернуть, закройте позицию, выйдите из игры.
Примкнув к толпе, люди становятся более примитивными и нацеленными на действия, а не размышления. Ведь толпа способна испытывать только простые, но сильные чувства: ужас, ликование, тревогу, радость. Толпа постоянно бросается в крайности: от страха – к буйному веселью, от паники – к победоносному «ура». Сидя в лаборатории, ученый мыслит хладнокровно и трезво; но стоит ему попасть в водоворот всеобщей биржевой истерии, как он начинает играть безрассудно. Стихия толпы может захватить вас где угодно: и в многолюдной брокерской фирме, и в офисе перед котировочным экраном. Позволив другим влиять на ваши торговые решения, вы теряете шанс на успех.
В армии сплоченность необходима для выживания подразделения. На гражданской службе человек, вступив в профсоюз, может удержаться, даже работая спустя рукава. Но на бирже никакое объединение вас не защитит.
Толпа превосходит вас и числом, и силой. Будь вы хоть семи пядей во лбу, вам ее не переспорить. Вам остается либо примкнуть к ней, либо стать независимым одиночкой.
Многие трейдеры недоумевают: почему, едва они закроют проигрышные позиции, рынок, как нарочно, разворачивается? Дело в том, что члены биржевой толпы страшатся одного и того же, а потому и действуют одинаково и одновременно. Куда же еще идти рынку, когда уляжется продажная лихорадка? Конечно, вверх. К игрокам возвращается оптимизм, и они, взалкав, пускаются в новый «покупательный разгул».
Толпа примитивна, а потому не следует изощряться в торговой тактике. Планировать успешную игру – не ракету запускать. Если рынок поворачивает против вас, быстро закройте позиции. Спорить с толпой бесполезно, лучше направьте умственную энергию на решение вопроса о том, где лучше открыть позиции, а где – выйти из игры.
В трудный момент ваша человеческая природа будет склонять вас к потере независимости. Начав торговать, вы ощутите желание делать, как все, и упустите из виду объективную картину игры. Поэтому необходимо разработать собственную систему игры и строго следовать ей и правилам контроля над капиталом на основании самостоятельных решений, принятых до вступления в сделку и в биржевую толпу.
Допустим, цены меняются в вашу пользу: вы на седьмом небе от счастья. А потом цены идут против вас: вы злитесь, отчаиваетесь, пугаетесь и с тревогой ждете следующего шага рынка. Трейдеры примыкают к толпе, когда боятся. Подавленные эмоциями, они теряют самостоятельность и начинают делать, как все, – особенно как вожак толпы.
Дети, испытывая страх, хотят, чтобы им сказали, что делать. Сначала они находят такого руководителя в своих родителях, а затем – в учителях, врачах, священниках, начальниках и признанных знатоках. Трейдеры обращаются к гуру, продавцам торговых систем, газетным аналитикам и прочим лидерам в биржевых кругах. Но, как великолепно заметил Тони Пламмер (Tony Plummer) в книге «Психология технического анализа» (Psychology of Technical Analysis), главный биржевой лидер – это цена.
Цена – вот лидер биржевой толпы. Она идет то вверх, то вниз, а за ней – трейдеры во всем мире. «Следуйте за мной, и я приведу вас к богатству», – словно зовет она трейдеров. В большинстве своем трейдеры считают себя независимыми, и мало кто осознает силу своей ориентации на действия вождя.
Благоприятная для вас тенденция олицетворяет собой отца-кормильца. «Иди кушать!» – зовет он. Неблагоприятная тенденция – это отец-каратель.
Поддавшись таким чувствам, трейдер упускает из виду действительное развитие игры и, конечно, сигналы к выходу. Вы можете петушиться, или торговаться, или молить о пощаде – вместо того чтобы хладнокровно признать потери и бросить проигрышную позицию.
Вы должны строить свою игру на тщательно продуманном плане действий, а не метаться вслед за изменениями цен. Запишите свой план и прикрепите его на стену. Необходимо точно определить условия вступления и выхода из игры. Не принимайте решения под влиянием момента, когда вы сильно уязвимы для стихии биржевой толпы.
Преуспеть в игре можно, лишь мысля и действуя независимо от других. Самое слабое звено в торговой системе – сам трейдер. Он проигрывает, торгуя без всякого плана или отклоняясь от имеющегося. Но за составление планов берутся лишь трейдеры с трезвым мышлением, а не игроки из толпы: такие действуют экспромтом.
Наблюдайте за собой и за изменениями в своем настроении во время игры. Записывайте причины своего вступления в сделку и правила выхода из нее, включая контроль над капиталом. Ни в коем случае не меняйте план, когда у вас открыта позиция.
Помните древнегреческий миф о сиренах – морских созданиях? Заслышав их, зачарованные моряки бросались за борт и тонули. Одиссей же, желая послушать певуний, велел матросам привязать его к мачте, а самим набить уши воском. Так он и сирен послушал, и цел остался: ведь привязанному не броситься за борт. Вы уцелеете как трейдер, если привяжете себя к мачте плана игры и правилам контроля над капиталом.
Каждая цена – это сиюминутное соглашение о ценности, достигнутое всеми трейдерами. Она показывает их сиюминутную оценку рынка. Каждый трейдер может выразить свое – пусть малозначимое – мнение, отдав приказ о покупке или продаже или отказавшись играть в данный момент.
Каждый столбик на графике отражает результаты схватки между быками и медведями. Когда быки настроены особенно воинственно, они покупают активнее, толкая рынок вверх. Когда воинственнее медведи, они активнее продают, толкая рынок вниз.
Каждая цена отражает действия – или их отсутствие – всех трейдеров. Графики – глазок в психологическое нутро толпы. Анализ графиков – это анализ поведения трейдеров. Технические индикаторы помогают сделать анализ более объективным.
Технический анализ – прикладная социальная психология. Его назначение: выявить тенденции в поведении толпы и их изменения с целью принятия разумных торговых решений.
Спросите у трейдеров, отчего цены повысились, и вы, скорее всего, услышите стандартный ответ: покупателей больше, чем продавцов. Но это не так. На любом рынке число купленных ценных бумаг или контрактов равно числу проданных.
Если вы желаете купить контракт на швейцарские франки, кто-то должен его вам продать. Если вы хотите продать контракт на индекс S&P 500, кто-то должен его у вас купить. На рынке акций продается и покупается равное количество акций. На фьючерсном рынке число длинных (long position) и коротких позиций (short position)[9] также всегда одинаково. Цены растут или падают в зависимости от жадности и страха продавцов и покупателей, а не их количества.
При восходящей тенденции (uptrend) быки-оптимисты готовы заплатить больше, ибо рассчитывают на более высокие цены в будущем. Медведям же, когда цены растут, приходится туго, и они соглашаются продавать только по более высоким ценам. Когда по одну сторону стоят алчные и уверенные в победе быки, а по другую – в страхе занимающие оборону медведи, рынок идет на повышение. И чем сильнее эмоции тех и других, тем круче подъем. Он заканчивается, лишь когда большинство быков теряют боевой дух.
Падение цен воодушевляет медведей: они уже охотно идут на продажу даже по более низким ценам. Быки же в страхе соглашаются покупать только со скидкой. И пока медведи чувствуют себя победителями, они будут продавать по все более низким ценам, а нисходящая тенденция (downtrend) – будет сохраняться. Она заканчивается, когда медведи, потеряв уверенность, начинают осторожничать и отказываются продавать дешево.
Немногие трейдеры ведут себя исключительно рационально. На рынке царит разгул эмоций, большинство трейдеров действуют по принципу «как все», или, попросту говоря, обезьянничают. Приступы страха и жажды наживы охватывают и быков, и медведей.
Жажда наживы у покупателей и страх у обладателей коротких позиций – вот подъемные силы рынка. Быки обычно хотят купить дешевле. При очень сильном настрое на повышение они уже гонятся не столько за дешевизной, сколько за собственно участием – дабы не упустить подъем. И он продолжается до тех пор, пока у быков не иссякнет алчность, толкающая их на уступки продавцам.
Крутизна подъема зависит от эмоционального настроя трейдеров. Если покупатели лишь немного напористее продавцов, подъем идет постепенно. Если же покупатели эмоционально подавляют продавцов, рынок взмывает. Задача технического аналитика: выявить моменты, когда покупатели полны сил, а когда – выдыхаются.
Если рынок идет вверх, обладатели коротких позиций чувствуют себя, как в западне: их прибыли тают на глазах, а потери растут. Если они бросаются покупать для закрытия коротких позиций, подъем становится почти вертикальным. Страх – более сильное чувство, чем жадность, поэтому подъем, обусловленный закрытием коротких позиций, особенно резкий.
Спад на рынке вызван жадностью медведей и страхом быков. Обычно медведи предпочитают продавать в периоды подъема, но если они рассчитывают на солидный выигрыш, то не прочь продать и дешевле. Боязливые быки соглашаются купить только по низкой цене. И пока продавцы в игре на понижение согласны уступить и продавать по цене спроса, спад продолжается.
Видя, как прибыль тает на глазах, обращаясь в потери, быки в панике начинают продавать почти по любой цене. Они до того напуганы, что, решившись выйти из игры, согласны на цены даже ниже рыночных. Спад на рынке, охваченном панической продажей, бывает невероятно быстрым.
Лидер, как магнит, притягивает к себе людей: вокруг него образуется группа. По наблюдениям З. Фрейда, отношение членов группы к лидеру подобно отношению детей к отцу: они ожидают от него поощрения за хорошее поведение и наказания за плохое.
Кто лидер рыночных тенденций? Попытки отдельных людей лидировать на рынке обычно заканчиваются плачевно. Так, в 1980-е годы взлетом на рынке серебра заправляли техасские мультимиллионеры братья Ханты и их арабские компаньоны. Братья кончили тем, что обанкротились. Они потеряли все – даже на заседание суда добирались на метро, а не в лимузине. Иногда тенденцию задают биржевые гуру, но их век недолог: лишь один рыночный цикл (см. раздел 1.3). В книге «Психология технического анализа» (см. ранее) английский трейдер Тони Пламмер выдвинул смелую, оригинальную идею. Он показал, что цена играет роль лидера биржевой толпы! Ведь большинство трейдеров следят и следуют именно за ценой.
Победители воспринимают изменение цены в их пользу как награду; проигравшие расценивают изменение цены против них как наказание. Пристально следя за ценой, члены биржевой толпы пребывают в блаженном неведении, что делают из нее своего вождя. Завороженные перепадами цен игроки создают себе кумиров.
При восходящей тенденции быки чувствуют себя, как дети, награжденные любящим папашей. Чем дольше длится эта тенденция, тем крепче их уверенность в себе. Ребенок продолжает делать то, за что его поощряют. Выигрывающие быки добавляют к длинным позициям, и новые телята вступают в игру. Медведи же чувствуют себя наказанными за продажу. Многие из них, закрыв короткие позиции, переключаются на игру на повышение, пополняя ряды быков.
Обласканные быки покупают, чтобы добавить к прибыли, а устрашенные медведи покупают, чтобы закрыть короткие позиции. Вместе они толкают тенденцию все выше. Покупатели вкушают радость поощрения, продавцы – горечь наказания. И те и другие переполнены эмоциями, и лишь единицы способны осознать, что они создают тенденцию, создают собственного вождя.
В конце концов наступает то, что Пламмер назвал «ценовым шоком» (price shock): на рынок обрушивается волна продаж, но покупательная способность рынка оказывается недостаточной. Тут-то восходящая тенденция и захлебывается. Быки в шоке от такого поведения отца, словно он дал им ремня посреди обеда. Медведи же приободряются.
Ценовой шок подготавливает почву для разворота тенденции. Даже если быки, оправившись от удара, поднимут рынок на новую высоту, они уже не те: быки стали пугливее, а медведи – смелее. Разброд в ведущей группе и воодушевление ее противников подталкивают тенденцию к развороту. Есть ряд технических индикаторов, позволяющих выявить готовность цен к падению, когда они образуют медвежьи расхождения, или расхождения пиков (bearish divergence) (см. раздел 4.5). Это наблюдается, когда цены достигают нового максимума, а пик индикатора ниже предыдущего. Расхождения пиков – признак возможности выгодной короткой продажи.
При нисходящей тенденции медведи чувствуют себя обласканными детьми: ведь их поощряют. Их уверенность в себе крепнет, они увеличивают позиции, и нисходящая тенденция продолжается. Ряды медведей пополняются. Публика обычно восхищается победителями, журналисты из финансовой прессы наперебой берут интервью у медведей.
При нисходящей тенденции быки теряют деньги, а с ними – и уверенность в себе. Они продают, что у них есть, и многие переходят в стан медведей. От их продаж цены опускаются еще ниже.
Чем дольше цены падают, тем увереннее становятся медведи и тем больше сникают быки. И вдруг – ценовой шок. Волна приказов о покупке, поглотив весь запас приказов о продаже, поднимает рынок на свой гребень. Теперь в обиде на отца медведи: он как бы высек их в разгар трапезы.
Ценовой шок подготавливает почву для разворота нисходящей тенденции. Раз усомнившись в существовании Деда Мороза, малыш вряд ли снова поверит в него. Даже если медведи оправятся от удара, а цены упадут на новую глубину, тенденция слабеет. Это можно выявить с помощью нескольких технических индикаторов, которые образуют бычьи расхождения, или расхождения впадин (bullish divergence). Это наблюдается, когда цены падают на новый минимум, а впадина индикатора мельче предыдущей. Расхождения впадин – признак возможности выгодной покупки.
У одиночки есть свобода действий, и его поступки трудно предугадать. Поведение толпы примитивнее, и его легче предвидеть. Анализ рынка – это анализ группового поведения. Группы поглощают одиночек, затуманивая ясность их мышления. Трейдеру необходимо выявить направление движения толпы и вероятность перемен. Групповое мышление заразительно и для большинства аналитиков, что затрудняет их работу.
Чем дольше рынок идет вверх, тем больше аналитиков становятся быками. Они упускают из виду сигналы тревоги: разворот тенденции застает их врасплох.
Чем дольше цены падают, тем больше аналитиков увлекается «медвежьей» нисходящей, упуская из виду сигналы о повышении. Именно поэтому полезно составлять письменный план анализа рынка. Надо заранее решить, за какими индикаторами следить и под каким углом.
У биржевых трейдеров есть много приемов для выявления направления и силы групповых эмоций. Например, они наблюдают за пробивной способностью толпы на уровнях поддержки (support) и сопротивления (resistance). Они также следят за «бумажным потоком» – приказами, которые клиенты присылают на рынок в ответ на изменения цен. Биржевые трейдеры прислушиваются к изменению в громкости и тоне рокота биржевой толпы в торговом зале.
Внебиржевым игрокам нужны иные приемы анализа поведения толпы. Компьютерные графики и индикаторы отражают групповую психологию в действии. Технический аналитик – это социальный психолог, зачастую вооруженный компьютером.
Однажды ко мне на семинаре подошел очень толстый хирург и пожаловался, что за три последних года он потерял на разных рынках четверть миллиона долларов. Когда я спросил, чем он руководствовался, принимая решения, он ткнул пальцем в свое внушительное чрево: он играл по наитию. Если вы не хотите торговать по такому же методу, у вас есть выбор: фундаментальный или технический анализ.
Сильные восходящие и нисходящие тенденции на рынках возникают в результате глобальных изменений спроса и предложения. Специалисты по фундаментальному анализу следят за сводками урожаев, изучают политику Федерального резервного банка, наблюдают за показателями использования промышленных мощностей и т. д. Но и учитывая эти факторы, трейдер может оказаться в проигрыше, т. к. более кратковременные тенденции часто идут вразрез с фундаментальной информацией.
По мнению технических аналитиков, цены отражают все, что известно о рынке, – абсолютно все факторы. Каждая цена представляет собой соглашение о ценности рынка, достигнутое всем биржевым контингентом – крупными коммерсантами и мелкими спекулянтами, аналитиками фундаментальной информации и техническими аналитиками и просто азартными игроками.
Технический анализ – это анализ психологии толпы. Отчасти это и наука: эксперты применяют разнообразные научные методы, включая математические модели, теорию игр, теорию вероятности и т. д. Для анализа сложных индикаторов многие используют компьютеры.
Но технический анализ – это еще и искусство. Столбики графиков сливаются в рисунки и узоры. А цены и индикаторы, перемещаясь, создают ощущение движения и ритма, приковывают внимание, вызывают эстетические чувства – все это вместе помогает осязать происходящее на рынке и нащупывать направление игры.
Поведение отдельного человека сложно, разнообразно и труднопредсказуемо. Поведение группы примитивно. Технические эксперты следят по графикам за поведением биржевой толпы. Они вступают в сделки, лишь обнаружив знакомую модель – предшественницу предыдущих шагов рынка.
Опрос общественного мнения по политическим проблемам – аналог технического анализа. И технические аналитики, и социологи, проводящие опросы, стремятся к одному: узнать умонастроение людей. Цель первых: определить выигрышную финансовую позицию; цель вторых: уведомить политиков, какие обещания повышают, а какие – понижают их шансы на избрание или переизбрание.
Опрос общественного мнения – это и наука, и искусство. Социологи применяют научные методы: статистический учет, выборочное обследование и т. д. Наряду с этим им необходимо особое чутье для собеседований и формулирования вопросов; они должны быть в курсе дел своей партии. Если кто-нибудь из них назовет себя ученым, поинтересуйтесь у него, почему все крупные социологи, занимающиеся политическими опросами общественного мнения в США, состоят либо в демократической, либо в республиканской партии. Истинная наука беспартийна.
Технический аналитик должен быть выше членства в партии «быков» или «медведей». Он должен искать истину. Тяготеющий к быкам, глядя на график, будет думать: Как бы тут подгадать момент для покупки?» Тяготеющий к медведям, глядя на тот же график, будет думать: «Как бы подгадать момент для короткой продажи?» Действительно хороший аналитик стоит над схваткой и лишен бычьих или медвежьих пристрастий.
Хотите узнать, есть ли у вас пристрастие и какое? Тогда воспользуйтесь следующим приемом. Допустим, вы собираетесь покупать. Переверните график вверх ногами (это легко сделать и на компьютере) и посмотрите, дает ли он вам сигнал к продаже. Если после этого сальто-мортале он сигнализирует о покупке, то вашу систему надо избавить от симпатий к игре на повышение. Если вы видите в обоих вариантах сигналы к продаже, то вам надо искоренять симпатию к игре на понижение.
Большинство трейдеров воспринимают колебания цены как оценку самих себя. При выигрыше они, переполненные гордостью, не упускают случая похвастаться успехами. Когда же игра оборачивается против них, они, как наказанные дети, стыдливо умалчивают о проигрыше. Переживания такого трейдера написаны у него на лбу.
Многие трейдеры считают, что цель рыночного анализа – прогноз цен. Дилетанты любят прогнозы как в биржевой игре, так и в других областях. Профессионалы же просто прорабатывают информацию и принимают решения, исходя из степени вероятности разных исходов. Возьмем, к примеру, медицину. В дежурное отделение привозят пострадавшего: у него в груди торчит нож. Родня мечется, у всех на устах лишь два вопроса: «Доктор, жить будет?» и «Доктор, когда его выпишут?» То есть они ждут от врача прогноза.
Но врач в это время занимается не прогнозом, а решением проблем – по мере их появления. Первым делом нужно спасти раненого от смерти, вывести из шока: он вводит пациенту обезболивающие средства и ставит капельницу для возмещения потери крови. Затем врач удаляет нож и накладывает швы на поврежденные органы. Далее нужно предупредить проникновение инфекции. Он наблюдает за состоянием пациента и принимает меры против возможных осложнений. Врач действует, а не прогнозирует. Уступая просьбе родственников пострадавшего, он может дать прогноз, но практической пользы от этого мало.
Для получения прибыли от биржевой игры предугадывать будущее не требуется. Нужно просто собирать сведения о ситуации на рынке и определять, кто задает тон – быки или медведи. Нужно также, определив силу доминирующей биржевой группы, оценить вероятность продолжения текущей тенденции. Кроме того, следует рационально распределять торговый капитал. И наконец, необходимо следить за своими мыслями и чувствами, чтобы не поддаться жадности или страху. Трейдер, который следует этим правилам, добьется большего, чем любой предсказатель.
Рынок – источник многообразнейшей информации. Колебания цен отражают сражения быков и медведей. Ваша задача: проанализировать эту информацию и поставить деньги на более сильную биржевую группу.
Блестящие прогнозы – это трюк. Любой консультант знает, что удачные прогнозы привлекают состоятельных клиентов, в то время как о неудачных предсказаниях быстро забывают. В один из дней, когда я писал эту главу, раздался телефонный звонок: один знаменитый гуру, попавший в полосу невезения, доверительно сообщил, что обнаружил на некоем рынке сельскохозяйственной продукции «шанс покупки, какой выпадает раз в жизни». Он попросил достать для него денег, пообещав через полгода вернуть в сто раз больше! Не знаю, скольких он сумел одурачить, но блестящие прогнозы – испытанное средство обчистить многих[10].
Анализируя рынок, опирайтесь на здравый смысл. Столкнувшись с непонятным для вас ходом событий, ищите похожие случаи из обычной жизни. Допустим, индикаторы подают сигналы к покупке сразу на двух рынках: на одном был сильный спад, на другом – незначительный. Какой выбрать? Взгляните на аналогичную житейскую ситуацию: как поведет себя упавший человек. Если он упал с лестницы, то, отряхнувшись, он, пожалуй, побежит дальше. Но выпавшему из окна четвертого этажа предстоит долго лечиться, прежде чем он опять будет бегать. Так же и цены едва ли вспорхнут сразу после сильного падения.
Успешная биржевая игра стоит на трех китах:
1. Анализируйте соотношение сил между быками и медведями.
2. Умело распределяйте деньги.
3. Не позволяйте себе отклоняться от избранного плана биржевой игры и не впадайте в эйфорию в ходе игры.