Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце.
Любое блюдо вкуснее, если у него есть необычное название. Согласитесь, фрикасе звучит лучше, чем тушёное белое мясо. А маффины почему-то вкуснее кексов.
Всё дело в названии. И заголовок – это главная причина наличия интереса к вашей истории. Заголовок привлекает (или не привлекает) внимание целевой аудитории. В копирайтинге есть правило – название уже продаёт! В сторителлинге оно должно завлекать! А для этого необходимо, чтобы первая фраза заинтриговала, побудила узнать всю историю до конца.
С этим прекрасно справляется тизер (англ. teaser «дразнилка, завлекалка»). Это способ привлечения внимания с помощью коротких фраз, таящих в себе интригу. Прочитав или услышав тизерное название, у человека возникает желание познакомиться с историей полностью. Он хочет разрешить ту загадку, которая скрывается в первых фразах. Это напоминает скользкую горку: один шаг – и остановиться уже не получится. Интрига в названии провоцирует полёт фантазии, возбуждает аппетит.
Выпишите минимум тридцать слов, которые будут характеризовать тему будущей истории и выбранные вами триггеры к ней. Если это история, например, о кулинарии, то тут могут быть названия блюд, особенности меню, столовые приборы и посуда, процессы приготовления пищи, кухонные принадлежности и т. д. С этими словами напишите минимум 15 коротких (3—5 слов) и необычных фраз. Подключите фантазию. Чем оригинальнее будут эти выражения, тем лучше. А уже из этих фраз выберите те, что вам понравятся больше всего, и подойдут для заголовка вашей истории.
Вот несколько примеров:
«Свадебный гимн столовым приборам»;
«Спагетти только для милых дам»;
«Бифштекс с ошибками»;
«Драконье жаркое с загадкой»;
«Другой взгляд под грибным соусом».
На отдельных листочках напишите 15 слов (лучше существительных или словосочетаний), характеризующих тему вашей истории, и 15 предметов, которые видите рядом с собой прямо сейчас. Вслепую выберите одно слово из каждой кучки и запишите, чем одно похоже на другое. Наверняка появится что-то интересное.
Например:
«Соус – это оправа для мясного бриллианта»;
«Половник как средство воспитания»;
«Винегрет и женская сумочка. Думаете, есть разница?»;
«Приготовить борщ не сложнее, чем забить гвоздь»;
«Сказка на десерт всегда поднимет настроение».
Этот прием часто используется в сторителлинге. Напишите минимум 30 названий фильмов, мультфильмов, книг, песен. Этот список можно дополнить короткими пословицами, поговорками, афоризмами и крылатыми выражениями. А затем в каждой строке одно слово замените на тему вашей истории. Вот, например, тема «Кухня»:
«Монстры на кухне»;
«На кухне только девушки»;
«И волка кухня накормит»;
«Если у вас нету кухни»;
«Кухня слезам не верит».
В этом способе для создания триггеров полезно использовать неопределённые слова: правило, теория, план, выгода, загадка, любовь, боль и т. д.
Вот неполный список таких слов с примерами.
Тизер-правило:
«Три правила Царевны-Лягушки»;
«Главное правило одинокой жизни».
Эффект-тизер:
«Эффект тухлой селедки»;
«Эффект узбекского плова».
Тизер-теория:
«Теория разбитых окон»;
«Теория большого взрыва».
Тизер-ошибка:
«Ошибка старого повара»;
«Главная ошибка хорошей жены».
Тизер-закон:
«Закон жареного таракана»;
«Закон падающего бутерброда»;
«Закон бумеранга».
Тизер-план:
«Когда применять план Д?»;
«Есть ли у вас план ремонта?».
Тизер-секрет:
«Где прячутся секреты вкуса?»;
«Секреты КГБ: управление массами».
Тизер-причина:
«Три причины петь по утрам»;
«Почему ко мне вернулась надежда».
Тизер-выгода:
«Польза от ловли блох»;
«Бедро Жар-птицы или отбивная из Конька-горбунка. Что лучше?».
Тизер-преимущество:
«Главное преимущество бизнес-протеза»;
«Вы знаете, в чём преимущество женской логики?».
Тизер-бонус:
«Бонус за тонус. Тело в подарок»;
«Бонусы решают всё!».
Тизер-подарок:
«Это я получила в подарок»;
«Странный подарок моего бывшего».
Тизер-тайна:
«Тайная страсть шеф-повара»;
«Тайны российского престола».
Тизер-загадка:
«Загадка кота Мёбиуса»;
«Семь загадок тысячелетия».
Тизер-задача:
«Главная задача трубадура»;
«Три решения одной задачи».
Тизер-иллюзия:
«Главная иллюзия современности»;
«Иллюзия ипотеки».
Тизер-принцип:
«Принцип сперматозоида»;
«Принцип куриного яйца».
Тут на помощь приходят фразы, которые провоцируют читателя на какие-либо действия, мысли и чувства.
Вот несколько примеров таких тизеров.
Тизер-шок:
«Крах системы питания уже скоро!»;
«Сказок больше нет!».
Тизер-противоречие:
«План провала на случай успеха»;
«Такая умная красивая Я».
Тизер-команда:
«Хватит есть, действуй!»;
«Возьми свой разум за…».
Тизер-вопрос:
«Ты уже знаешь о заговоре кухонных шкафов?»;
«Где второе яйцо Кощея?».
Тизер-новость:
«В Лукоморье нашествие богатырей!»;
«Это не может быть правдой!».
Узнай-тизер:
«Узнай, почему ты ещё жив»;
«Узнай результат уже после первого шага».
Тизер-предостережение:
«Не ешь, иначе…»;
«Никогда не делайте это в одиночестве».
Тизер-провокация:
«А вы точно готовы действовать?»;
«Всё ли вы знаете о соли?».
Тизер-ценность:
«Знать или доверять?»;
«Сколько стоит любовь шейха?».
Тизер-разоблачение:
«Вся правда о Красной Шапочке»;
«Неизвестные факты известной истории».
Тизер-неожиданность:
«А вы катались на слоне?»;
«Вы этого точно не ожидали!».
Тизер-испытание:
«А вы готовы начать всё сначала?»;
«Сможете ли вы отказаться от главного?».
Тизер-факт:
«Минус 12 кг за два месяца»;
«Она вышла замуж через пять дней».
Тизер-обещание:
«Яркие эмоции вам обеспечены!»;
«Вы не сможете не удивиться!».
Тизер-решатель:
«Как отыскать миллион в банке с крупой»;
«Как Иванушка-дурачок ума-разума набрался».
Это тизеры, характеризующие героя истории (вас, ваших клиентов, партнеров, наставников или просто известных людей).
Хайп-тизер (со знаменитостью):
«12 секретов Владимира Познера»;
«Пять правил Анфисы Чеховой».
Тизер-идентификатор:
«Серийный убийца продуктов питания»;
«Человек-прожектор».
Тизер-роль:
«Отец русской демократии»;
«Жена на полставки».
Тизер-суффикс (необычные существительные, оканчивающиеся на -тель, -ик, -ор и т. д.):
«Зажигатель бизнес-звёзд»;
«Транслятор мастерства на большие расстояния».
Тизер-статус:
«Начальник над кастрюлями»;
«Раб сердца твоего».
Магический тизер:
«Создатель волшебной кнопки успеха»;
«Фея превращений мечты в реальность».
Повторите в названии предложение, с которого начинается сама история. Главное, чтобы она провоцировала, интриговала, заставляла читать или слушать дальше.
«Вокруг было много красных пятен и пахло железом».
«Я впервые увидел её без грима и…»
Этой фразой может быть и вопрос о какой-либо малоизвестной истории, которая будет впоследствии использоваться при повествовании:
«А вы знаете, что такое лестничный ум?»;1
«Вы видели Чёрное Солнце Дании?»;2
«Как вы используете игру Поллианны в своей работе?».3
Очень надеюсь, что вы не остановитесь на этих способах и каждый раз будете придумывать новые. Я верю в вашу безграничную фантазию и мастерство!