Рассмотрим на примерах, как соотносятся описанные парадигмы поведения с деятельностью Васи и Миши по расчистке участка земли от камней, и спрогнозируем результат их совместной деятельности в зависимости от моделей поведения.
Пример 1.
1. Вася с парадигмой «победа – победа» будет стремиться выполнить работу наиболее качественно, Миша с парадигмой «поражение – поражение» все усилия Васи сведет на нет – результат работы будет нулевым, эффективности добиться невозможно.
2. Совместные действия Васи с парадигмой «поражение – поражение» и Миши с парадигмой «поражение – поражение» приведут к невыполнению задачи – результат работы будет нулевым, эффективности добиться невозможно.
3. Вася с парадигмой «победа – победа» выполнит работу максимально эффективно, Миша с парадигмой «поражение – победа» станет стоически помогать Васе – производительность труда составит 1+1>2, будет достигнут феномен синергии.
4. Вася с парадигмой «победа – победа» стремится выполнить работу, Миша с парадигмой «победа – поражение» постоянно обесценивает все старания и попытки Васи увеличить эффективность выполнения задания, ломает его мотивацию – производительность труда составит 1+1<2, синергии не будет.
5. Вася и Миша, оба с парадигмой «победа», выполнят работу каждый за себя – производительность труда составит 1+1=2.
6. Вася и Миша, оба с парадигмой «победа – победа», будут стремиться к высокой результативности и максимальной эффективности, работая согласованно, – производительность труда составит 1+1> 2, будет достигнут феномен синергии.
7. Вася с парадигмой «победа» найдет хороший способ быстро очистить свой участок от камней, а Миша с парадигмой «поражение» в попытках решить проблему может отказаться от этой задачи – ведь у него нет ни сил, ни желания разбираться с этим вопросом, а сосед не делится своими решениями – производительность труда составит 1+0 = 1, синергии не будет.
Синергии можно добиться, только если участники взаимодействия имеют парадигмы «победа – победа» и «поражение – победа».
У каждого из нас доминируют две из вышеописанных парадигм – фоновая и конфликтная, наличие которых зависит от уровня развития личности, степени ответственности, психологической стабильности и осознанности. Причем одна может быть ярко выражена в коллективе, а другая – в семье или с друзьями.
Пример 2. Молодой начальник отдела крупной компании Игорь использует при работе с сотрудниками авторитарный стиль управления. Он всегда настаивает на своем решении, не идет на компромиссы, использует для общения с подчиненными парадигму «победа – поражение». Он же, возвращаясь домой, становится для своих близких любящим и уступчивым отцом и мужем, переключаясь на парадигму «поражение – победа».
В течение жизни человека парадигмы могут сменять одна другую в зависимости от обстоятельств и ситуаций. Кардинально ведущая парадигма человека может измениться в критической ситуации, когда происходит переоценка ценностей и переосмысление определенного этапа жизни.
Умение определять паттерны поведения, парадигмы отношений важно для любого человека – руководителя, сотрудника, клиента, партнера. Зная парадигмы собеседника, всегда можно найти к нему правильный подход и получить нужный результат от встречи.
После того как руководитель научился видеть стили поведения своих подчиненных, данные знания необходимо применить на практике. Как же строить отношения в коллективе сотрудников с устойчивыми и определенными парадигмами? Дадим несколько практических советов.
Совет 1. Сотрудники с парадигмой «победа – победа» – самые лучшие члены команды. Собирайте их вместе, когда нужен максимальный эффект от выполнения задачи или сверхважного проекта, встречи win-win и достижения синергии.
Вы получите направленность на достижение высоких результатов, поиск компромиссов в ситуациях конфликта интересов, использование всех возможных ресурсов для получения выгоды, отсутствие конфликтов и манипуляций.
Люди, придерживающиеся парадигмы «победа – победа», проявляют себя наиболее эффективно в процессе важных переговоров, брейнштурмов, совещаний и конференций. Во время таких мероприятий они активно обмениваются мнениями, в результате чего рождаются самые неожиданные и порой даже гениальные решения. Главное, чтобы в переговорном зале собирались только люди, настроенные на продуктивное сотрудничество. Если вместе с ними за одним столом окажется кто-то, кто придерживается другой парадигмы, не исключено, что сотрудникам не удастся договориться.