Хочу указать на распространенную ошибку, корень которой кроется в неправильном понимании идеи каббалы в целом. Многие думают, что можно изучать каббалу в отрыве от служения Тому, Кто нам это тайное учение – одно из составляющих Торы, даровал. Люди тянутся к каббале, однако при этом пытаются схитрить, не принимая на себя ответственность за исполнение заповедей Торы. А разве мыслимо вникать в строение миров, отвергая при этом их Создателя?
Рабби Моше Кордоверо – РаМаК – основатель одного из центральных направлений в каббале, говорил о таких людях, которые не сведущи в законах Торы, но считают себя вправе подвизаться на поприще тайного учения:
«Смотрят на звезды, а пропасти под ногами не видят».
Надеюсь, что эта книга поможет им более реалистично смотреть на вещи.
Изучение каббалы не должно ассоциироваться с чем-то экстравагантным. Каббалисту совсем необязательно расхаживать босым, длинноволосым, в белых одеяниях с бубенчиками по улочкам древнего Цфата, хотя многие туристы, увидев такую загадочную личность, впадают в мистический транс и благоговейно шепчут: «Вот идет каббалист!» На самом же деле каббалистом может быть только благочестивый человек, полностью соблюдающий заповеди Торы и обладающий рядом других, совершенно не бросающихся в глаза, достоинств. Да не покажется такое утверждение скучным и приземленным! Вся жизнь по законам Торы, в сущности, преисполнена мистики. Все веления Всевышнего – выше нашего разума. Да, конечно, гораздо интереснее и увлекательнее рассуждать о тайнах гильгулим – перевоплощений душ и фрагментах предыдущих существований в разных эпохах, нежели предпринимать практические шаги к тому, чтобы прожить в луче воли Творца данную, конкретную, сегодняшнюю твою жизнь. И тем не менее, требуются именно эти шаги.
Поэтому штурм основ еврейской мистики я рекомендую начинать с изучения таинственной и чудесной книги, именуемой «Шульхан арух». С изучения и перехода «на рельсы» кашерной еврейской жизни, если этот переход у вас пока еще не состоялся. «Счастье начинается с повседневности», – писал Михаил Булгаков.
Добавлю: святость – тоже. Святость обретается повседневным неукоснительным следованием всем предписаниям Торы, воздержанием от нарушения ее запретов, углубленным изучением Пятикнижия, Книг Пророков, Талмуда, мидраша, других разделов
Устного Учения. Необходимо, разумеется, руководство соответствующих наставников. Только тогда создастся основа для правильного восприятия каббалы и будет обеспечена душевная гармония. Думаю, это и имел в виду мой учитель из КфарХабада раввин Йешовам Сегаль, который, узнав о моей работе над книгой об АРИ’зале, счел нужным дать мне следующую рекомендацию:
«Когда ведешь речь о каббале, то людям надо прежде всего разъяснить, что самое главное – это тщательно выверенный по законам «Шульхан аруха» образ жизни. Это – условие успешного постижения более высоких материй. С него начинается вся работа по духовному самосовершенствованию и познанию тайн Торы.
Лестница Яакова крепко стояла на земле, поэтому и могла вести столь высоко в небо…»