Примечания

1

При публикации данной работы нами были по возможности сохранены авторские особенности текста (в частности, употребление прописных букв и проч.). Далее примечания с цифровыми знаками сноски принадлежат автору книги; примечания, обозначенные с подписью Ред., сделаны редактором. – Ред.

2

Все даты приводятся по старому (церковному) стилю. – Ред.

3

[252. С. 37].

4

Здесь и далее в квадратных скобках даны библиографические ссылки: номер издания в списке литературы и страница. Список источников и литературы см. в конце книги. – Ред.

5

Скончался 27 июля. Память празднуется в Соборе Московских святых в воскресенье перед 26 августа. – Ред.

6

См.: [224.Ч. 1.С. 114–116]; [77.С. 739–743].См.также: [287.С.202].

7

Род Скрипицыных известен по актовому материалу начиная с конца XV в.; см.: [10. С. 444. № 565]. В XVI в. как «большой дъяк» известен из рода Скрипицыных Дмитрий.

8

См.: [99. С. 409].

9

См.: [7. С. 299, № 300].

10

См.: [Там же. С. 300–301, № 302].

11

[354. С. 50]; см.: [360. С. 16].

12

Интересна родословная Иоанна Грозного. 10 декабря совершается память Стефана и Ангелины, правителей Сербских. Святая Ангелина была дочерью Албанского князя Аранита, или Арианита, Комнина. Одна из его дочерей, т. е. сестра Ангелины, была замужем за албанским народным вождем и героем Скандербергом, см.: [469. С. 85, 155–156]. В 1509 г. князь Василий III оказал помощь Ангелине в связи со строительством храма через прибывшее от нее посольство. Строительство храма было задумано для устроения места упокоения ее супруга, см.: [492. С. 164–165]; [289. С. 20–22]. Сын святой Ангелины, деспот Иован, был женат на Елене Якшич. От этого брака родились три дочери: одна из них вышла замуж за волошского воеводу Петра, другая – за князя Ивана Вишневецкого. Сестра Елены Якшич, Анна, вышла замуж за князя Василия Львовича Глинского. От этого брака родилась Елена Глинская, мать первого Русского царя Иоанна Грозного.

13

[354. С. 66]. В Похвальном слове Василию III содержится похвала Елене Глинской, см.: [386. С. 288]. В одном сербском Летописце читаем о роде Глинских: «И роди кнезь Василие и кнегиня Анна велику кнегиню Елену. По томь благоверний господарь кнезь Василие Ивановичь самодржаць васеи Русии поеть себе супружницу, великую кнегиню Елену и роди от нее два сина: цара и великаго кнеза Ивана, самодрьжца васей Русии, по истине великаго Константина, еже ваздвиже новаго и въскреси венаць царски васего новаго Исраиля и поискавь древньняго васего отачаского наследия и благолепия. Понеже прежде Елена царица србскаго роди цара Константина благочестиваго васем грекомь, на последакь же вьтора Елена царица, велика кнегиня Срьбска, роди цара и великаго кнеза Ивана Васильевича самодрьжца васеи Руси, надежду васего новаго Исраиля. И вътораго роди сина кнеза Георгиа, иже и почи о Господи. По томь третиа дащерь Стефана воеводе Якшийа, а сестра Аннина, кнегине Глинской, бисть за деспотом Иоаннемь, Србьским господаремь» [469. С. 86–87].

14

[8. С. 145–146, № 175].

15

[360. С. 21].

16

См.: [351-а. С. 562]; [81-а. С. 83].

17

Туковые деньги – пошлина за продажу скота [453. Стб. 1035–1036].

18

См.: [3. С. 193, № 132]. См. также: [32. С. 7].

19

См.: [8. С. 56, № 77].

20

См.: [Там же. С. 84, № ПО].

21

См.: [Там же. С. 88, № Ц7].

22

[Там же. С. 89, № Ц8].

23

См.: [Там же. С. 123, № 151].

24

См.: [Там же. С. 134, № 165].

25

См.: [7. С. 31–32, № 23; С. 38–39, № 32; С. 40, № 34; С. 55, № 52; С. 88–89, № 83; С. 89–90, № 84; С. 94–95, № 89; С. 103–104, № 99; С. 131–132, № 135; С. 133, № 136; С. 134, № 137; С. 142, № 146; С. 143–144, № 147; С. 170–171, № 175; С. 180, № 183; С. 183, № 185; С. 192, № 193; С. 207–208, № 205; С. 208–209, № 206; С. 213–214, № 211; С. 220, № 218; С. 222, № 220; С. 256–257, № 253; С. 282–283, № 280]. О дьяке А. Курицыне см.: [220. С. 86–89].

26

[8. С. 150, № 178].

27

См.: [Там же. С. 120, № 48]; [7. С. 39, № 33; С. 108–109, № 107; С. 130, № 133].

28

См.: [8. С. 154, № 182].

29

См.: [3. С. 200].

30

См.: [507. С. 51].

31

[354. С. 127].

32

См.: [8. С. 40, № 53].

33

См.: [Там же. С. 162–163]; [397. С. 683].

34

См.: [354. С. 127].

35

См.: [Там же. С. 127–128].

36

См.: [Там же. С. 128]. О епископе Гурии см.: [186. С. 119–128].

37

См.: [459. С. 130].

38

[Там же. С. 138].

39

[100. С. 306].

40

[13. С. 57]. Из окружения Митрополита Иоасафа известен также «митрополичь сын боярский Григорий, сын Мануйлова» [14. С. 13].

41

[354. С. 131].

42

См.: [215. С. 10].

43

[269. С. 80]. См. также: [479].

44

[354. С. 132–133].

45

См.: [Там же. С. 135]. См. также: [520. С. 177–179].

46

[358. С. 136]. Миниатюру из Лицевого летописного свода с изображением совещания в царских палатах см.: [387. С. 157].

47

[164. С. 210].

48

См.: [100. С. 306].

49

[66. С. 37].

50

[Там же].

51

См.: [113. С. 62–67].

52

[354. С. 141].

53

[Там же. С. 141]. В Царском архиве в последующее время хранился «список, как Митрополит Асаф сшел с Митропольи», см.: [84. Ч. 1. С. 691].

54

[332. С. 77].

55

[3. С. 329, № 172].

56

«Того же месяца (июня. – Архим. М.) в 26 день: по Митрополите Иоасафе Московском дачи: обложил по Деисусу икону Пречистыя Богородицы образ, окладу 11 рублев, да денег 100 рублев, да 30 золотых больших по 40 алтын, да 10 золотых Угорских по 20 алтын, два кубка серебряные, шуба соболья, опашень, 2 камки на ризы, да наряду на ризы денег 12 рублев, 20 ширинок, 10 рублев на келью, две книги Евангельския Беседы в десять, да на Пролог 3 рубля; и всего дачи его денег, опричь кубков серебряных, и шубы собольи, и опашня, и камок, и ширинок, и книг, на 165 рублев» [406. С. 88]. В целом же его вклад оценивается «более чем на 200 рублей» [305. Вып. 2. С. 175].

57

См.: [305. Вып. 1. С. LXVIII].

58

См.: [438. С. 212]; [77. С. 742].

59

См.: [507. С. 118].

60

См.: [178. С. 3–4].

61

См.: [234. С. 117–128].

62

См.: [459. С. 131]. Об этом Соборе см.: [255. С. 141–145].

63

См.: [387. С. 374–376].

64

См.: [358. С. 206–207].

65

[3. С. 382].

66

[Там же. С. 383]; [325-6. С. 160].

67

См.: [169. С.116. Прим. 7].

68

См.: [24. Ч. 1. С. 68, № 75; С. 70, № 81].

69

См.: [Там же. С. 78–79, № 94; С. 79, 95].

70

См.: [Там же. С. 81, № 10].

71

См.: [Там же. Ч. 2. С. 100, № 322].

72

См.: [Там же. С. 165–166, № 499].

73

См.: [Там же. С. 192, № 612].

74

См.: [Там же. Ч. 1. С. 96–97, 131].

75

См.: [Там же. С. 133–140, № 160].

76

См.: [Там же. С. 144–145, № 165].

77

См.: [Там же. Ч. 3. С. 47–49, № 684; С. 203–206, № 783].

78

См.: [Там же. С. 106–109, № 713].

79

См.: [Там же. Ч. 1. С. 346–350, № 211; С. 351, № 212].

80

См.: [Там же. С. 342–345, № 210].

81

См.: [62. С. 57].

82

См.: [100. С. 308]. Текст предисловия к Пасхалии см.: [142. С. 177–184].

83

См.: [422. С. 161 и ел.]; [137. С. 20].

84

[100. С. 307].

85

См.: [151. С. 611].

86

[Там же. С. 304].

87

См.: [419. С. 134–135]; [418. С. 47].

88

См.: [100. С. 309].

89

Цит. по: [494-а. С. 449–450]; [24. Ч. 3. С. 48]. Есть предположение, что святитель Иоасаф написал Житие Новгородского архиепископа Серапиона († 1516; память 16 марта), сведенного в 1509 г. со своей кафедры и проживавшего, как и Митрополит Иоасаф, на покое в Троицком монастыре [24. Ч. 1. С. 218]. Впрочем, это утверждение ныне отвергнуто, см.: [280. С. 151].

90

Ученый историк-гимнограф Ф. Г. Спасский говорит о Службе индийским святым: «Причину написания Службы этим необычным, нерусским святым надо искать прежде всего в посвящении канона и всей Службы св. Иоасафу. Это редкое имя встречалось у нас чаще, чем у греков. В нашей церковной истории, современной Маркеллу, встречается это имя, во-первых, в упоминании игумена новгородского Иоасафа, открывшего мощи преподобного Никиты Новгородского в 1558 г.; кроме того, Митрополитом в Москве с 1539 г. по 1542 г. был также Иоасаф» [448. С. 162].

91

См.: [372. С. 495–490].

92

См.: [518. С. 60–74].

93

См.: [450. С. 9, № 66]. Это был второй Предстоятель Русской Церкви, погребенный в Троицком монастыре, т. к. ранее здесь был погребен скончавшийся Митрополит Феодосий (1461–1464; ф 1475). В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945–1970) и Пимен (1971–1990).

94

См.: [437. С. 15].

95

См.: [276-д. С. 359].

96

Имя Митрополита Иоасафа Московского внесено также в Собор Московских святых. См.: Православный церковный календарь 2002. М.: Изд. Совет РПЦ, 2001. С. 83. – Ред.

97

[558. № 104].

98

Нужный – мучительный, насильственный [452. Т. 2. Стб. 476].

99

Заложить – отменить [452. Т. 1. Стб. 926].

100

Выставка – «церковь или монастырь, устроенные отдельно от главного прихода, монастыря» [427-а. С. 258].

101

Десятильник – то же, что и десятинник, – должностное «лицо, ведавшее округом в епархии, сборщик налога (десятины)» [427-6. С. 234].

102

Неделыцик – лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее свои обязанности в очередь с другими, сменяясь по неделям. Функции неделыциков – выполнение поручений судебной власти, содержание под стражей преступников, сопровождение иностранных послов и т. п. [427-д. С. 74].

103

Целовальник – присяжный человек [452. Т. 3. Стб. 1450].

104

Противень – список, копия (документа) [427-з. С. 253].

105

Ставленая грамота – документ, свидетельствующий о поставлении в священный сан.

106

Отпустная грамота, выдаваемая архиереем духовному лицу при переходе в другую епархию [427-е. С. 311].

107

Срочить – назначить срок.

108

Вкуп – вклад.

109

Заезд – «пошлина с церкви за посещение архиерея» [427-в. С. 191].

110

Соха – мера земельная (как податная единица) [452. Т. 3. Стб. 470].

111

Откуп, т. е. выкуп [427-е. С. 254].

112

И. Срезневский указывает под вопросом следующее значение этого слова: «надзиратель» [452. Т. 3. Стб. 551]. М. Фасмер указывает такое диалектное значение этого слова: «калека, нищий» [488. С. 780]. Но в исторической литературе есть такое объяснение. Термин «строй» весьма редко встречается в источниках. Нам он известен по двум официальным грамотам начала XVI в.: выписки 1510 г. на владение Митрополита во Владимире (здесь они названы «митрополичьими») и в жалованной грамоте 1515 г. причту Дмитровского собора во Владимире (здесь «строи» перечислены среди других категорий зависимых от дмитровских священников городских и сельских жителей; не забудем, что этот храм был митрополичьим). Сообразуя приведенные указания, можно считать, что «строи» были древней группой зависимого от митрополичьей кафедры (и ее кафедральных храмов) населения, обязанного в ее пользу какими-то службами и повинностями отработочного типа (по крайней мере, в отличие от других они не платили дани); см.: [172. С. 308].

113

[387. С. 374–376].

114

[18. С. 228].

115

[70. С. 27].

116

См.: [253. С. 62].

117

См.: [57. С. 213].

118

См.: [Там же].

119

См.: [239. С. 123–133].

120

[374. С. 412].

121

[530. Л. 613 об.]. За неделю до этого в Москве проходили соборные заседания, о чем Митрополит Даниил еще в январе рассылал грамоты по епархиям. Одновременно и Великий князь писал грамоты, говоря, что Митрополит вызывает «о своих делех о духовных. А мне до вас мое дело» [397. С. 521].

122

См.: [307. С. 234]; [484. С. 238–247, 296–299].

123

См.: [72. С. 78].

124

См.: [160. С. 14–16]. Об этом монастыре см.: [90. С. 483–484]; [55. С. 14]; [373. С. 34–35].

125

См.: [293-а. С. 547–548]; [107. С. 309–317]; [440. С. 232–233].

126

См.: [69. С. 408–412]; [67. С. 275–278]; [282].

127

См.: [183. С. 142].

128

См.: [94. С. 1].

129

Деятельность этого энергичного настоятеля достойна научного изучения, материалы о нем имеются в Центральном государственном историческом архиве г. Москвы в Фонде Лужецкого монастыря. На экземпляре написанной им «Краткой летописи» имеется автограф: «Его Высокопреподобию, Высокопреподобнейшему отцу Священноархимандриту о. Никифору, Лужецкий архимандрит Дионисий. 8 июня 1892 года» [546]. В другой книге настоятеля на обороте титульного листа нами обнаружен еще один его автограф: «Возлюбленнейшей и достопочтеннейшей тетушке моей Елизавете Григорьевне. Лужецкий архимандрит Дионисий. Августа 20-го 1892 года». Ниже им было потом дописано: «Скончалась 29 дек. 1895-го. А. Д.» [95; ГПИБ 16 5/19].

130

См.: [93. С. 14]; [95. С. 15–24].

131

См.: [259. С. 76].

132

[350. С. 296]. Ему же Великий князь передал часть книг из казны Новгородских владык, взятых Иваном III в Софийском соборе при покорении Великого Новгорода в 1478 г., см.: [412. С. 208].

133

[360. С. 11].

134

[Там же. С. 15].

135

Чин прибытия в монастырь новопоставленного архимандрита или игумена см.: [393. Стб. 157–160].

136

[132. С. 217]. Фотографию этого собора см.: [191. С. 265].

137

[160. С. 24].

138

[324. С. 11].

139

[93. С. 14].

140

См.: [95. С. 19].

141

[93. С. 14].

142

[95. С. 19].

143

См.: [93. С. 18].

144

[94. С. 1].

145

См.: [354. С. 145].

146

См.: [93. С. 31].

147

См.: [95. С. 23].

148

См.: [Там же. С. 22].

149

См.: [Там же. С. 26–31].

150

См.: [78. С. 148].

151

См.: [354. С. 239]. О Рязанском епископе Гурии см.: [468. С. 278–279]; [231. С. 107–111].

152

См.: [474. С. 164].

153

См.: [Там же. С. 164–166]; [276-6. С. 574]; [30. С. 105–118].

154

[70. С. 27].

155

[210. Прил. С. 1].

156

[387. С. 266]. При общности названных явлений заметны и различия. В XVI в. вся подготовительная работа осуществлялась в епархиях, готовились Службы, Жития, а на Соборе собранные материалы утверждались с канонизацией святого. Теперь же представленный материал изучается в синодальных комиссиях – по канонизации святых, богослужебной.

157

О Макарьевских Соборах см.: [210. С. 79–86]; [56. С. 69–77]; [236. С. 5–22].

158

[325-6. С. 531, 532]; [224-а. С. 418]; [210. С. 80]; [302, № 2. С. 361].

159

О генеалогии этого святого см.: [519. С. 52–61].

160

См.: [3. С. 195–196].

161

См.: [64. С. 664].

162

Подробнее об их взаимоотношениях см.: [260. С. 326–329]; [529.

S. 43–47]; [247. С. 135–144].

163

См.: [189]; [299. С. 76].

164

[114. С. 101]. В Тверском Патерике говорится, что Преподобный был даже пострижен архиепископом Макарием, см.: [92. С. 71].

* Точнее, Тверской Патерик говорит о том, что Трифон был пострижен по благословению архиепископа Макария, см.: [Там же]Ред.

165

См.: [351-а. С. 565–566]; [58. С. 10]. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см.: [365. С. 94–99, 108–110].

166

[114. С. 102]. См. также: [190. С. 9–10]; [17. Ч. 4. С. 580–581].

167

[429. Л. 4 об., 13, 20 об.]. В Службе имеется интересное сравнение: «Якоже бо иногда преподобнаго Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей» [Там же. Л. 20 об., 21]. Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была совершена на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому, см.: [58. С. 75. Прим. 6].

168

[113. С. 58].

169

[214. С. 230].

170

[428. Л. Зоб.].

171

[Там же. Л. 11 об., 20 об.].

172

[113. С. 17].

173

См.: [485. С. 79–80].

174

[354. С. 250]. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 г. Но в Житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата – 7 февраля, см.: [341. С. 15]. По этому поводу имеется такое соображение: «В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою» [117. С. 44]. И далее говорится: «Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года – день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного» [Там же. С. 44–45]. Если это так, то в этом случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресенью, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля.

Загрузка...