Глава 3 Кто такие ИТ-шники?


Внутри сферы информационных технологий крутится много самых разных людей. У них разная специализация, и зачастую, единственный набор умений и навыков, который их объединяет – это бесстрашное нажимание на клавиши клавиатуры. Это примерно схоже с тем, что врачей объединяют белые халаты.

Когда люди узнают, что ты работаешь в ИТ они почему-то считают, что ты обязательно должен уметь починить любой компьютер, написать программу, разобраться с вирусами, ну и пр. Практически точная аналогия с врачами, к которым знакомые лезут со всеми болячками, несмотря на то, что врач может быть специалистом в какой-нибудь достаточно узкой сфере, типа удалении паразитов из труднодоступных мест организма.

Попробую дать определенную классификацию ИТ-шных персонажей.

Самый распространенный из них это тот, кто ближе всех общается с пользователем. Наверное что-то схожее с терапевтом или врачом общей практики, ну или, если не все хорошо, то сельский фельдшер.

В своей практике каких только названий я не встречал для подобных должностей. Системный администратор, системотехник, инженер по обслуживанию или эксплуатации компьютерной техники. На пользовательском жаргоне можно часто услышать название компьютерщик. А в профессиональной среде их называют эникейщики.

“Эникейщик” по легенде пошло с тех времен, когда компьютеры были большими и слово Windows обозначало просто окна. Тогда периодически на экране появлялась надпись “Press any key…”. Перед ней еще было сообщение о какой-нибудь ошибке, но это было не сильно важно. Для продолжения работы нужно было нажать любую клавишу.

Секретарши и бухгалтера при появлении такой надписи пугались и звали компьютерщика, который приходил и выполнял работу по починке техники нажимая “any key” – любую клавишу. Отсюда и пошло жаргонное название эникейщик.

Кстати, однажды самый ленивый оптимизировал процесс. На клавишу пробела он скотчем прилепил бумажку с надписью “any key” и все блондинистые пользователи начали быстро находить чего нужно нажать, чтобы компьютер продолжил работать.

История не сохранила фамилии этого героя, но он точно совершил прорыв. Тема разлетелась со скоростью молнии, и я лично видел не одну такую клавиатуру.

Хороший эникейщик всегда является любимцем компании, потому что именно он помогает всем с персональными гаджетами и домашними компьютерами. Их всегда подкармливает женский коллектив бухгалтерии, ну и эникейщик женатый на сотруднике данного подразделения – это практически корпоративный стандарт.

Вообще, мне иногда кажется, что в нашей стране бухгалтерский учет создавался таким образом специально, чтобы обеспечить некоторый процент занятости женскому населению с целью размножения ит-шников, которые в силу своих склонностей к путешествиям в миры орков и эльфов 90-го уровня просто никогда бы не смогли познакомиться с достойной их барышней для создания семьи, если бы не рабочие обязанности посещать сплоченный женский коллектив, основным смыслом существования которого является обустройства семейных гнезд.

Вообще ИТ-шники представляют из себя ценный трофей для девушек, желающих замужества. По сети ходит достаточное количество опусов, которые рекламируют их в качестве мужей. Стабильные, не сильно пьющие, не очень критичные к еде, которые, если дома выделить небольшой уголок для компьютера, будут вашими пока что-нибудь не разлучит вас.

Следующими за эникейщиками идут администраторы. Они бывают разные: сетевые, администраторы серверов, баз данных, каких-то прикладных систем. Их практически не видно. Они сидят в своих каморках и общение с ними происходит в основном дистанционно: по телефону или по электронной почте. А особенно они любят всякие сервис-дески где им ставят задачи, которые не теряются, а потом их там еще и оценивают.

Вообще админы обычно спокойные люди вплоть до аутичности. Они работают не как все нормальные люди, потому что часто им приходится делать свою работу в то время, когда другие уже отдыхают. Зачастую они вообще являются ночными существами.

Например, был у нас один товарищ по прозвищу Борода, который раз в пару месяцев просто ночевал в офисе проводя операцию обрезания базы данных.

Если у админов проблема, то это проблема у всего офиса. Все сидят и курят потому что не работает ничего. Они никогда не говорят “не работает”. “Легло”, “слетело”, “встало”, “отвалилось”, “поломалось” – это набор определений событий, которые случаются как бы сами по себе.

Админы люди тонкой душевной организации, требующие особого подхода. За 25 лет у меня был всего один случай, когда я расстался с человеком по причине того, что он не смог пережить ограничения свободы. Это был админ с которым я несколько месяцев не мог утрясти легальный график его пребывания на рабочем месте. У нас руководство банка развлекалось контролем рабочего времени через новую систему управления доступом, что для того времени было еще диковинкой, и я практически каждый день был вынужден писать объяснительные почему мой сотрудник не приходит вовремя. Никакие уговоры не действовали, предложения легально сдвинуть график тоже. Достал я его тем, что подверг обструкции при коллективе. После этого он продержался месяц, но не выдержал и уволился.

Особой кастой в ИТ являются программисты. Их работа сродни магии. Никто толком не знает чего они делают и как. Мечта любого программиста – хорошее техническое задание (ТЗ).

Если погуглить, то можно найти несколько квалификационных определений для программистов. Кто-то делит по каким-то категориям с номерами, кто-то категории заменяет умными иностранными словами: юниор – типа стажер, или сеньор – крутой перец, который может рулить юниорами.

У меня есть своя профессиональная шкала для программистов: кодер, программер и разраб.

Кодер – это тот, кто не может и главное не хочет включать мозг. Делает все согласно букве технического задания, досконально транслируя в код все глупости, которые в нем заложены. Когда ему потом говоришь: “Ну посмотри – это же понятно, что так работать не будет. Это просто неправильно” – он просто достает ТЗ и говорит: “Но тут так написано”. Основной вопрос с которым работает кодер – это “что?”.

Программер – это надежный боец. Человек творческий и с опытом. Он хорошо знает свое дело. Способен работать со слов и по приблизительному заданию. Ему не нужно разжевывать все до мелочей. Ответ на вопрос “как?” – это его работа. Он не будет делать то, что работать не будет. Главное иногда вовремя остановить полет фантазии. Иначе получаемые решения могут быть поистине шедевральны, а продукт будет перенасыщен всякими фичами (дополнительными возможностями), которые никому не нужны.

Когда-то был случай с товарищем, который при разработке системы управления складом WMS решал задачу, скажем так, аварийного прерывания задания по инициативе комплектовщика заказа. Подразумевалось, что сотрудник должен был сообщить системе причину. В конце у нас осталось всего две “нет места на паллете” и “нет товара в нужном количестве”. А вот изначально правильный программер ввел их штук семь, из которых больше всего поразил вариант “не могу продолжить по медицинским показаниям” (ну а вдруг у него живот заболел).

Отдельная история – это читать строки комментариев в программах творческих личностей. Приходилось вводить запреты на нецензурную лексику, но это не сильно ограничивало полета фантазии. Некоторые заводили тетрадки (ну раз нельзя в коде, должен же я где-то выражаться). Был у нас один специалист. Люди целенаправленно приходили минут на 20 раньше, чтобы почитать его тетрадь для записей и зарядиться позитивной энергией на день.

Высшей квалификационной ступенькой для программиста в моей классификации является “разраб”. Это уникальные люди, которые в той области, которую они автоматизировали знают все лучше всех. Они работают с вопросом “зачем?”. Ни один “представитель бизнеса” с ними сравниться не может. И не мудрено. Когда ты переводишь бизнес в цифру, и делаешь это вдумчиво, ты проникаешь в тайны мастерства недоступные никому. Разраб знает “как работает склад” лучше любого руководителя склада. Ему вообще можно не ставить задачи. Ему достаточно подкинуть идею, а зачастую он сам приходит с идеей, и уже реализованной. Их не нужно мотивировать (про мотивацию мы еще поговорим), они знают и любят свое дело. Это золотой фонд любой компании. Если у вас есть разрабы – вам просто повезло.

Есть такой нюанс, что программисты не только программируют на нечеловеческом языке, но и часто разговаривают не по человечески.

Очень полезно, когда в компании есть специалисты, которые переводят с человеческого языка на язык программистов и обратно. Не у всех эта функция выделена и отнесена к ИТ, но мой опыт говорит, что как только компания может себе позволить содержать такого отдельно выделенного человека – это стоит делать. Системный аналитик, бизнес аналитик – называть можно по разному, но тот кто может причесать техническое задание – это те без кого разработка будет хромой (помним, что разрабы редкость).

В ИТ есть еще ряд специализаций. Но в корпоративной среде они встречаются не всегда. Тестировщики, технические писатели, архитекторы систем – их функциональность может фоном накладываться на деятельность других специалистов.

Я все это к чему? ИТ – это очень неоднородная среда. В ней могут работать люди с самыми различными психотипами и наклонностями. Многие ИТ-шники вообще не умеют программировать, а некоторые совершенно не разбираются в типах компьютерной памяти и даже не смогут настроить домашний WiFi роутер.

В ИТ место найти можно всем.

Загрузка...