Глава 2 Что такое ИТ?


Казалось бы все просто ИТ – это сокращенно Информационные Технологии. Если погуглить, то мы получим определение с кучей умных слов, но кто их читает те определения. В корпоративной среде под ИТ понимают все, что связано с компьютерами, телефонами и всякой прочей электроникой.

Фактически за буквами ИТ – скрывается целая сфера в любой современной компании. Эта сфера окутана информационным туманом и чего в ней происходит в реальности мало кто себе представляет.

Контакт с этой сферой большинство сотрудников компаний имеют через персонажей иногда достаточно экстравагантного вида. Сейчас мода меняется, но еще лет 10 назад, если ИТ-подразделение не имело в своем составе определенное количество патлатых красавцев (кто с хвостиком, а кто просто нечесан и даже слегка засален), то его квалификационная мощь могла вызывать некоторые сомнения.

ИТ-шники всегда пользовались и пользуются кучей преференций, таких как короткий прямой контакт с любым самым большим руководителем, разрешение наплевательски относиться к любому дресс-коду или неограниченный доступ к интернету.

Последнее где-то периодически пытаются обрезать или ограничить, но по-моему мнению ни к чему хорошему это не приводит. Кто не хочет работать, тот все равно работать не будет, а кто и хочет работать, то тоже работать не будет пока не найдет как запрет или ограничение обойти, даже если ему этот доступ сильно и не нужен.

В том же Магните, еще в эру ICQ был такой случай. Аська была закрыта у всех, кроме ИТ-шников. Мы реально активно использовали ее в работе. Остальные пользовались внутренним чатом Trillian. Но как-то, уважаемый Сергей Николаевич Галицкий, во время одного из посещений, у кого-то в логистике на экране увидел открытое окошко мессенджера. Да и ладно бы. Но, вроде как, текст содержал некоторую не совсем корректную оценку одного из его личных распоряжений.

Прилетела команда админам немедленно перекрыть все у всех, включая аську для всех ИТ-шников. Команды СН выполнялись всегда. И данная команда не была исключением.

Работа департамента информационных технологий на двое суток была парализована. Не потому, что аська так важна была в работе, а потому что сработал принцип “пчелам запретили носить мед”. Двое суток каждый искал возможность восстановить работу мессенджера. Строились тоннели, писались хитрые программулины и прочее, прочее. Я в то время уже не работал в компании и наблюдал действие он-лайн со стороны. Короче, через двое суток все ромашки сотрудников ИТ Департамента Тандера, которые у меня были в списке контактов, горели зеленым.

В различных компаниях ИТ может быть очень разным. Где-то это пара компьютеров, на которых печатаются документы и раскладывают пасьянсы, а где-то это целый зоопарк серьезных систем, решающих очень серьезные задачи.

Кстати, времена пасьянса, сапера, шариков лайнс, по моим наблюдениям, канули в прошлое. Наступившая эра смартфонов и мобильного интернета просто убила игровую тему на корпоративных компьютерах. Есть еще уникумы, которые палятся сидя в соцсетях и зависая над роликами с корпоративной техники, но все реже и реже. А раньше народ оттачивал умение с невозмутимым лицом переключать окна с игры на что-то нейтральное при появлении начальника и даже разрабатывались и устанавливались специальные программы.

Мир ИТ уже потерял многие элементы своей неформальной культуры, такие как игровой сервер Quake 2 в локальной сети или хранилище видеофильмов, книг или чего-нибудь еще интересного. В свое время приводилась статистика, что наличие порносайта во внутренней сети предприятия позволяет экономить на интернет-трафике от 30 до 80%.

В сети можно найти достаточно много подходов к классификации информационных систем. Просмотрев информацию, даже по первым ссылкам, выдаваемым поисковыми системами, можно убедиться, что говорить о чем-то устоявшемся и общепринятом не приходится. Для разных целей может использоваться различная категоризация.

Поскольку я не решаю чисто научно-академических задач, а преследую определенные практические и очень приземленные цели, то у меня выработалась некоторая собственная упрощенная классификация систем, которые относят к ИТ в корпоративном секторе. Она помогает быстро и просто настроить взаимопонимание между менеджерами внутри компании. Я выделяю 5 основных типов:

– системы автоматизации операционной деятельности

– системы финансового и учетного контуров

– статистические системы

– системы внутренних коммуникаций

– системы внешних коммуникаций

Данная классификация не является достаточно строгой. Как правило, все системы между собой достаточно сильно взаимосвязаны. Программно-аппаратные комплексы их реализующие могут содержать модули, которые работают в интересах сразу нескольких систем.

Приведенное деление просто позволяет в какой-то мере определиться с подходами к реализации, требованиями к производительности, объему хранимых данных и некоторыми другими аспектами их функционирования.

Например, к системам автоматизации операционной деятельности я отношу:

– систему управления складом – WMS (warehouse management system)

– система управления транспортом TMS

– систему формирования заказа

– систему операционного учета товаров (где регистрируются операции прихода, расхода)

– систему управления полочным пространством

– систему управления ценообразованием

– систему управления ассортиментом

– и прочие системы, которые непосредственно автоматизируют труд сотрудников.

Для таких систем требуется обеспечить быстрый отклик, простоту эксплуатации, нативность интерфейсов, высокую надежность. В них много пользователей и от них напрямую зависит эффективность бизнеса.

Данные системы максимально подвержены изменениям, поскольку менеджмент постоянно ищет возможности, что-то улучшить.Возможность внесения изменений и скорость их внедрения для систем данного класса являются одним из ключевых показателей.

Бизнес-процессы, зашитые в системы подобного рода, не могут быть универсальными. В конце концов с развитием бизнеса эти системы становятся уникальными для каждой компании. Кастомизация (доработка под требования конкретной компании) – это то, от чего уйти практически не получается. С возрастом любой бизнес приобретает уникальность и это не может не отразиться.

В операционных системах не требуется поддерживать большую глубину хранения данных. Они должны закрывать текущие потребности. А экономия ресурсов и обеспечение скорости работы, как правило, требуют постоянно “подрезать” окно доступности данных.

Финансовый и учетный контур – это:

– бухгалтерия (без нее никуда, именно с нее обычно и начинают)

– бюджетирование

– казначейство

– кадровый учет

– и подобные им системы, которые в основном жестко регламентированы и в них для того, чтобы выдумать что-нибудь этакое, нужно сильно постараться.

Данные системы достаточно консервативны и в качестве продуктов для их реализации целесообразно использовать типовые решения.

Перед тем как делать любую доработку в таких системах стоит очень сильно подумать. Уход от типового решения может быть чреват тем, что при каком-нибудь резком движении государства (а оно у нас любит сюрпризы), очередное, крайне необходимое обновление от производителя программного обеспечения то что называется “не встанет” и вы поимеете серьезные проблемы.

Статистические системы служат, как правило целям анализа. BI (business intelligence), Big Data, OLAP-кубы – это все сюда. У меня нет цели познакомить вас с данными технологиями и расписать их. Кому надо тот легко найдет подробности в сети. Стоит просто понимать следующее, что есть определенный класс систем, базирующихся на различных технологиях, который умеет в себе накапливать огромные объемы данных, препарировать их и быстро предоставлять пользователю.

Такие системы позволяют не сидеть по полчаса, глядя на “колесико смерти” или надпись “загрузка…”, ожидая пока сформируется мегаотчет из серии “хочу увидеть все сразу”.

Стоит помнить, что “правильный отчет” с “правильным набором параметров” способен убить любую систему, какими бы ресурсами она не обладала.

К системам внутренних коммуникаций я отношу решения обеспечивающие внутренний информационный обмен, такие как различного рода порталы, программные продукты для управления проектной деятельностью, управления задачами, совместной работы и пр. Даже внутренний сетевой диск попадает под эту классификацию.

К внешними коммуникациями можно отнести корпоративный сайт, представительства в социальных сетях, модное направление различных сервисных ботов.

Кстати, электронная почта является примером когда одно решение входит как в систему внутренних, так и внешних коммуникаций.

Весь этот комплекс составляет ИТ-ландшафт, т.е. формирует ту информационную среду без существования которой невозможен сколько-нибудь современный бизнес.

Отдельный пластом лежат системы автоматики, роботы и другие модные произведения научно-технического прогресса. Они, как правило, крутятся в рамках операционного контура.

Загрузка...