Остановка 1-я: Киевский вокзал

Эта станция обозначается как Москва-Киевская. В начале 1930-х годов её объявляли как Москва-Брянская. А ещё раньше она значилась просто как Москва I, рядом с которой была товарная станция Москва II. Кроме того, она известна как Киевский, бывший Брянский вокзал. О словах «вокзал», Брянск и Киев дальше пойдёт речь.

Вокзал. Это слово возникло в Англии ещё задолго до железных дорог. В начале XVII века там жила одна дама по имени Джейн Вокс. Недалеко от Лондона у неё было своё имение, которое вскоре прославилось, ибо в нём Джейн любила устраивать балы. Они выходили настолько торжественными и впечатляющими, что со временем там побывал весь высший свет столицы. Название её имения уже было у всех на слуху, и люди называли его залой Вокса, или говоря по-английски Vauxehall. Позже это название стало именем нарицательным и стало обозначать любое другое заведение, где проводились подобные вечеринки. В конце концов слово распространилось и в Европе, а оттуда попало в Россию. Здесь оно превратилось в слово «воксал», которое к середине XIX века зазвучало как «вокзал».

К тому времени в России уже провели первые железные дороги, и паровозы вошли в жизнь. Однако те машины тогда не казались чем-то обыкновенным: они были самым передовым достижением техники. Поэтому прибытие или уход поезда на станцию начали пышно отмечать: собирались толпы, играли оркестры, а пассажиры празднично наряжались. Всё это торжество, действительно, стало походить на воксал, и слово мгновенно прикрепилось к новому явлению. Теперь им обозначают крупные железнодорожные станции, здания которых обыкновенно выглядят так же торжественно, как когда-то проходили воксалы.

Брянск. От этого города в 1895-м году начали тянуть железнодорожную линию на Москву. Впервые он был упомянут в Ипатьевской летописи в 1146-м году. Тогдашняя форма его написания и произношения отчётливо указывала на основу слова – город именовали Дебрянском, и его название исходит из слова «дербь». В широком смысле оно означает долину или глубокий овраг, заросшие густым косматым лесом.

Киев. С открытием Брянской железной дороги между Москвой и этим городом появилось прямое железнодорожное сообщение. История его названия значительно отличается от брянской. Она записана в Повести временных лет: из полян, которые отошли от славян и стали править своим родом отдельно, вышли три брата: Кий, Щек и Хорив. Они и построили на берегу Днепра город и прозвали в честь старшего из них. После Кий правил в нём долгое время и даже был в почести у византийского царя.

Таково происхождение этих слов, из которых впоследствии образовалось название одного из девяти2 московских вокзалов. Его история началась с конца XIX века. В 1895-м году Московско-Киево-Воронежскому обществу указом императора было разрешено провести Брянскую линию. Правление общества в конце этого года обратилось в городскую думу с просьбой выделить земли под вокзал и склады в Дорогомилово. Однако в думу также обратились промышленники Замоскворечья, которым было выгодно расположить вокзал у них, и потому обсуждение об его местоположении затянулось. Лишь в сентябре 1896-го года Министерство путей сообщения утвердило место под вокзал в Дорогомилове. Со следующего года здесь было развернуто активное строительство.

1-го августа 1899-го года состоялось торжественное открытие дороги. Окроплённую святой водой белую ленту перерезали, и первый почтово-пассажирский поезд под крики «ура!» отправился в Брянск. Пассажирские платформы, небольшие площадки, само здание вокзала – всё было искусно украшено на этом празднике, особенно здание. В будние же дни оно выглядело не привлекательным. Оно было так называемым «временным». То была полностью деревянная постройка с одним этажом и двумя подъездами, которая напоминала больше огромный сарай, чем вокзал. Так Московско-Киево-Воронежское общество не только сэкономило, но и успело завершить все работы к сроку.

В 1912-м году в истории вокзала наметились большие перемены: его близость к набережной обеспечила обществу стабильный доход, и в этом году оно выделило средства на новое здание. Разработать проект поручили архитектору Ивану Ивановичу Рербергу. Он и раньше сотрудничал с обществом, перестраивая для его правления дом на Чистых прудах. Теперь ему предстояло построить новый Брянский вокзал. В мае 1914-го года недалеко от старого здания на свободной площадке заложили первый его камень. В будущем году вокзал планировали уже завершить, но началась первая мировая война и помешала всем планам. В 1916-м году главного архитектора Ивана Ивановича как военного инженера мобилизовали в армию. И уже без него в год революции закончили основную работу, но ещё до 1920-х годов устраняли недоделки.

Теперь Брянский вокзал стал похож на величественный современный дворец, а не на сарай. Все его тогдашние платформы с четырьмя путями полностью зашли внутрь и спрятались под огромным дебаркадером без центральных опор. Его строительством занималась фирма «Бари», где главным инженером был Владимир Григорьевич Шухов. Та огромная над платформами арка в тысячу тонн – воплощение его проекта.

Со временем у вокзала сделали огромную площадь, его реконструировали и добавили к нему новые постройки, и самого его в 1934-м году переименовали в Киевский.

Загрузка...