Глубокое познание процессов современного общественного развития невозможно без выявления условий их вызревания и закономерностей их развития. Важной основой познания современности являются исторические знания.
Закономерности и этапы становления и развития мировых цивилизаций изучает курс «Основы истории мировых цивилизаций». Данная первая лекция курса посвящена древним цивилизациям на Востоке. Ее цель – исследовать закономерности становления и развития первичных цивилизаций. Она поможет познать общие черты цивилизованного развития человечества и получить исторические знания, необходимые для анализа современности.
В наше время, когда общественная и личная жизнь каждого человека все более автоматизируется, человечество все больший интерес проявляет к собственному прошлому, все активнее стремится познать, откуда вышел человек, как и какие стадии прошел в своем развитии. И чем выше развитие науки, чем больших вершин она достигла, тем больше тайн человеческого бытия высвечивается при обращении к знаниям человечества о своем прошлом.
Совсем недавно отечественные школьные и вузовские учебники, многочисленные специальные научные труды были идеологически сориентированы на линейный, формационно-стадиальный путь развития человечества. В основе теоретических ориентиров формационно-стадиального подхода к истории были концепция английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1912) о происхождении человека и концепция немецкого мыслителя и революционера К. Маркса (1818–1883) о линейно-формационном развитии общества.
Согласно концепциям Ч. Дарвина и К. Маркса, человек как разумное существо есть результат длительной эволюции одного из типов обезьяны, появился примерно 3 млн лет назад и в своем социальном развитии последовательно прошел пять основных стадий, или общественных формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодально- крепостническую, капиталистическую и коммунистическую (последняя рассматривалась К. Марксом, как перспектива будущего, как высшая ступень развития человечества).
Вся отечественная общественно-гуманитарная наука, будучи идеологически зашоренной и выполняя определенный социальный заказ, признавала и развивала только одну марксистскую теорию общественного развития.
Безусловно, марксистская теория, как одна из теорий, имеет право на существование. Во многом она поучительна и полезна, но многие ее постулаты оказались исторически несостоятельны.
Сегодня не бесспорны не только марксистские постулаты истории общественного развития, но и дарвиновская теория происхождения человека.
Наука в наше время располагает разнообразными открытиями, свидетельствующими о возможности появления в недалеком будущем новых крупных теорий происхождения и эволюции человека.
Любопытны в этом плане работы финского ученого и общественного деятеля Пекка Кууси и, в частности, его труд «Этот человеческий мир» (1985 г., русский перевод 1988 г.). Оригинальны работы швейцарского археолога Эриха фон Дэникена: «Воспоминания о будущем» (1968), «Обратно к звездам» (1969) и др.
Тираж работ этого автора превысил 40 млн экземпляров. В 90-х годах его работы неоднократно издавались в России. Заслуживают внимания опубликованные во второй половине XX в. труды американского философа и публициста О. Тофлера «Третья волна», основателя и первого президента Римского клуба Аурелио Печчеи «Человеческие качества» и «Сто страниц для будущего», российского историка А.С. Васильева, «История Востока» в 2 т. (1994) и др.
Из современных исторический исследований мы узнаем, что еще в 1925 г. анатом Григорович в Одинцове под Москвой нашел кремень, в точности копирующий человеческий мозг. Специалисты определили его возраст в 250 млн лет, и находка тогда сенсации не произвела, так как наука утверждала, что 250 млн лет назад человека на земле не было. А как же с этим окаменевшим мозгом? Да, это артефакт, т. е. факт совершенно случайный, необъяснимый современной науке и подлежащий консервации «до лучших времен», когда наука наберет достаточно оснований для его объяснения.
Таким же артефактом стало и открытие американского ученого Барроу в каменноугольных слоях, также соответствующих возрасту в 250 млн лет, отпечатков ног человека.
Наука все чаще стала обращаться к артефактам. Ученые проявляют интерес к географическим картам и атласам, найденным в начале XVIII в. в Стамбуле и якобы принадлежавшим турецкому адмиралу Пири Рейсу. Откуда на них столь точное изображение гор Антарктиды, открытых лишь в 1952 г., других районов земного шара? Экспериментально установлено, что данные карты являются копиями с копий аэрофотоснимков, выполненных с высоты космического полета.
Все чаще на страницах публицистики и научных журналов появляются сообщения о таинственных памятниках глубокой старины, обнаруженных в Перу, в предгорьях Анд, у старинного города Наски (долина 60 км х 2 км, и линии – знаки), в бухте Писко (наскальные знаки высотой в 250 м в виде трезубца), в развалинах старинного города Тиагуанако (стенная кладка из каменных 60-тонных кубов, куски водопровода размером 50 х 50 см, сделанного из гладко обработанного, почти отшлифованного камня, разнообразные каменные сооружения и скульптуры точной обработки и высокой степени шлифовки), у стен фантастической крепости инков Саксангуаман (каменные террасы длиной более 500 м и высотой 18 м, каменные монолиты весом до 20 000 т, величиной с 4-этажный дом, отшлифованные со всех сторон, со спиралями и отверстиями таинственного происхождения).
Артефактов сегодня более чем достаточно для их серьезного научного анализа и выдвижения новых гипотез предыстории человечества. Это старинная железная колонна в Дели; найденные в Иране и Египте шлифованные кристаллические линзы, подобные сегодня можно изготавливать лишь электрохимическим путем; сухие электробатарейки, работающие на гальваническом принципе, хранящиеся в музее Багдада; изделия из металлического порошка, полученные по неведомой нам технологии, найденные в Египте; алюминиевые части пояса в могиле Хеу-Хоу (в Китае); разнообразные записи с точными данными астрономии, каменные фигурки, изображающие людей в скафандрах, найденные во многих странах Востока. Все эти и многие другие артефакты позволяют сегодня взять под сомнение господствующую многие десятилетия гипотезу о сроках появления и этапах эволюции человека, наводят на размышления о возможности существования цивилизованной жизни на земле за многие тысячелетия до периодов, обозначенных современной наукой.
А не так давно антропологами было сделано открытие, ставшее своеобразной бомбой, взорванной против теории Ч. Дарвина. Антропологи установили, что эволюция обезьяны закончилась на этапе неандертальца (пелеонтропы, 200 тыс. – 35 тыс. лет до н. э.). А затем эти существа исчезли полностью. Затем на земле появились кроманьонцы (неоантропы, 40 тыс. лет до н. э.), которые от современного человека своим внешним видом не отличались. Происхождение кроманьонцев не установлено.
Раскопки древних поселений кроманьонцев дают фантастические результаты и ставят исследователей в тупик: чем поселение древнее, тем оно «цивилизованнее», чем ближе к нам, тем менее развитое.
И вновь бесчисленные и бесконечные вопросы относительно происхождения человека, и пока нет на них убедительных ответов. А такая необходимость назрела. Наука не имеет права мириться с наличием множества артефактов.
Поставив под сомнение господствующую долгие годы концепцию о происхождении человека и этапах его развития в предысторический период, отметим, что человек как биологическое существо появился, согласно господствующим концепциям, около 3 млн лет назад.
Достоверно определить природу и место его появления остается проблемой, не до конца разрешенной наукой.
Более 2 млн лет продолжалась биологическая эволюция человека, менялся его физический облик. Эти изменения были результатом постоянной борьбы человека за выживание, приспособления его к условиям внешней среды. Земля в это время продолжала находиться в состоянии космической эволюции. Происходили изменения околоземного пространства, оболочки Земли. На ее поверхности менялось соотношение почвенного и водного пространства. Водные бассейны под воздействием процессов вулканического характера меняли свое местоположение. Часть суши становилась дном водных бассейнов, и, наоборот, на месте водоемов появлялась суша. Под воздействием космической эволюции менялся климат в различных районах земного шара.
Существенное влияние на космическую эволюцию Земли оказала Луна. Австралийский математик и инженер Ганс Гербигер рассчитал, что Луна попала в зону притяжения Земли примерно 12 тыс. лет назад.
Установлено, что попадание Луны в зону притяжения Земли вызвало «всемирный потоп», другие вселенские явления.
Космическая эволюция оказывала порой трагическое воздействие на человека и его эволюцию. Она приводила к гибели целые популяции людей, уничтожала их достижения. Выжившим от ее разрушений человеческим особям приходилось часто мигрировать в поисках мест, пригодных для обитания, начинать заново борьбу за собственное выживание.
Космическая эволюция была мощным ускорителем биологической эволюции человека. Его память хранила и накапливала информацию о прошлой жизни.
Последние вселенские явления космической эволюции, вероятнее всего, связаны с попаданием Луны в зону притяжения Земли, произошли 15–12 тыс. лет назад. Завершился ли процесс космической эволюции? Наука не может дать однозначного ответа.
Сколь высок был уровень развития человеческих популяций до трагических событий, связанных со взаимным влиянием Земли и Луны, наука однозначного ответа не имеет. Но чем дальше вглубь веков ведутся археологические исследования, тем больше появляется доказательств, что самые древние кроманьонцы были цивилизованнее своих потомков.
И лишь через много лет их потомки достигли уровня развития своих предков.
Именно этот вывод объясняет источник ускорения процесса эволюции человека после так называемого «всемирного потопа».
Примерно одновременно биологическая эволюция человеческих особей кроманьонского типа переросла в культурную эволюцию. Первоосновой этого процесса было стремление человека научиться управлять собственным развитием.
Постоянное приращение информационных запасов стимулировало и направляло процесс формирования человека, его эволюции. Благодаря информационному накоплению человек стал человеком, существом, способным действовать осмысленно.
Первоначальным проявлением культурной эволюции было стремление людей к определенной организации собственного существования. Стадное существование человеческих особей продолжалось более 2 млн лет и завершилось примерно 45–40 тыс. лет назад. Человеческое стадо объединяло до 30 взрослых особей и известно в науке как праобщина. Особи праобщины занимались преимущественно собирательством и охотой.
В праобщине появились основы речевого общения, первого разделения труда между мужчинами и женщинами. На этапе праобщины человек прошел через эпохи нижнего (2,5 млн – 100 тыс. лет назад) и среднего (100—40 тыс. лет назад) палеолита, или каменного века. Человекообразные особи этих эпох получили название архантропов (древнейших ископаемых людей) и палеантропов (древних ископаемых людей). На территории нашей страны следы стоянок древнейших и древних людей обнаружены в различных районах от Дона, Краснодарского края (станица Ильская) до Сибири (верховья Оби и Енисея).
Поскольку человек является существом моногамным, в процессе его культурной эволюции постепенно менялись связи общности. Главной связующей основой стало кровное родство. Появилась новая форма общения – родовая община.
Это была уже более высокая по сравнению с праобщиной форма объединения людей. В ней главенствовал общинный труд, были общими орудия труда, совместно добытый продукт делился между всеми членами общины.
Однако моногамная психология людей с момента зарождения родовой общины формировала в ней элементы моногамной семейственности, приведшей родовую общину к постепенному разрушению.
Управление родовыми общинами осуществлялось, как правило, всеми взрослыми общинниками посредством родовых собраний.
Этап первобытной родовой общины продолжался более 30 тыс. лет (45–40 тыс. г. до н. э. до 7–8 тыс. г. до н. э.) на этом этапе культурная эволюция проходила в условиях верхнего или позднего палеолита, охватившего период с 45–40 тыс. г. до н. э. до 12–10 тыс. г. до н. э.; и мезолита (среднекаменного века), продолжавшегося с 12–10 тыс. г. до н. э. до 8 тыс. г. до н. э.
В родовых общинах складывались поведенческие нормы и обычаи людей, соответствующие условиям среды обитания. Бессилие людей перед стихией природы породило у них веру в наличие потусторонних сил, обожествление природных явлений. Появилась вера в наличие богов, были заложены основы религии, преимущественно тотемизма.
В процессе собирательства люди открыли секрет выращивания съедобных растений. Наука полагает, что пшеницу люди научились выращивать примерно в VIII–VII тыс. гг. до н. э. (Иерихон, Мексика). С освоением технологии выращивания растений были заложены основы агрокультуры – принципиально нового этапа культурной эволюции человека.
С началом земледелия закладываются основы новой общественной организации, нового менталитета людей. Начало периода аграрной культуры, вероятно, можно считать началом появления первичной формы цивилизации, получившей название протогосударств.
Процесс выращивания съедобных растений вынуждал родовые общины на длительное время задерживаться в местах, наиболее пригодных для земледелия. Благодатными для этого были прежде всего территории вдоль рек в восточной части Северного тропика. Именно там: в долине р. Нил в Северной Африке, в междуречье Тигра и Евфрата в Юго-Западной Азии, на берегах и островах восточного Средиземноморья, в долинах рек Ганга и Инда в Индостане и р. Хуанхе в Китае и стали, начиная примерно с VIII тысячелетия до н. э., возникать очаги агрокультуры, связанной с земледелием.
Общины, задерживаясь в этих местах на длительное время, строили для себя относительно постоянные жилища. Возникали поселения из камня, глины и дерева.
В целях самозащиты вокруг поселений их жители возводили укрепления. Такие поселения впоследствии получили название городов. В Китае их иногда называли деревнями. Ученые полагают, что первым городом, известным науке, был Иерихон (на территории Палестины), построенный приблизительно в VI тысячелетии до н. э.
Земледельческий труд постепенно менял отношения внутри родовых общин. Оседлый образ жизни способствовал быстрому увеличению численности земледельческих общин. Большие общины делились. Но отделившаяся от родительского гнезда их часть не уходила далеко в поисках новых, пригодных для обитания мест, как это было у собирателей и охотников, а осваивала новые земли поблизости от родительской общины. Возникали соседские земледельческие общины с родственными интересами. Между ними устанавливались разнообразные связи. Непосильный труд по освоению новых земель, строительству разнообразных, в том числе ирригационных, сооружений вынуждал соседские общины к действию общими усилиями. К этому же их вынуждала и забота о защите своих очагов от нападения кочевников и хищных зверей. Возникали родовые агломерации, названные впоследствии фратриями (братствами) и племенами, объединяющими несколько фратрий.
Закладывались основы властных структур. Во главе племени был вождь, которого избирало собрание старейшин, представляющих все родовые общины данного племени (а общиной управляло собрание всех взрослых людей). Вождем избирался, как правило, или наиболее авторитетный старейшина, или наиболее сильный, смелый и ловкий мужчина.
Вожди племен окружали себя помощниками, создавали по своему усмотрению своеобразные органы управления. Возникли прообразы структур власти. Сообщества людей, представлявшие собой оседлые племена, занимающиеся преимущественно земледелием, имевшие определенную организацию обеспечения своей жизнедеятельности и управления ею в исторической науке, получили название протогосударства.
Протогосударства, на наш взгляд, можно отнести к начальной форме цивилизаций.
Этот вывод неоднозначно воспринимается некоторыми историками, и связано это с различиями в определении основных образующих признаков цивилизации.
Среди таких признаков наиболее часто выделяют:
✓ географическую (или природную) среду обитания;
✓ систему ведения хозяйства;
✓ социальную организацию, религию, духовные ценности;
✓ политическую индивидуальность (см. Семенникова Л.И. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Уфа, 1994. С. 30).
Анализируя протогосударства как своеобразные сообщества людей по наличию образующих цивилизацию признаков, следует отметить следующее.
Во-первых, это была своеобразная форма общественного устройства, типичная практически для всех обитаемых континентов земного шара. Возникновение протогосударств в различных регионах проходило в разное время и зависело от ряда прежде всего природно-географических факторов. Период их существования в современной науке обозначен рамками 8000 г. до н. э. (см. Кууси П. Этот человеческий мир: пер. с англ. М., 1988. С. 131).
Однако историческая наука располагает данными, что возникновение протогосударств в различных регионах проходило в разные исторические сроки, и период их существования был различным. И в Месопотамии и Индии протогосударства возникли уже в VII тысячелетии до н. э., в Египте и Китае – в VI–V тысячелетиях до н. э. и существовали они в Египте и Месопотамии до второй половины IV тысячелетия до н. э., в Индии – до III, а в Китае – до II тысячелетия до н. э. На их основе в этих регионах возникли империи.
В других районах земного шара сроки возникновения и жизни протогосударств были сдвинуты по времени. На территории нашей страны протогосударства существовали вплоть до IX в. н. э.
Во-вторых, в городах-государствах была создана определенная, хотя и недостаточно развитая, система хозяйственной деятельности. Она была основана на принципах общинной собственности на землю и орудия труда, преобладания коллективного, земледельческого труда, общинного распределения производственного продукта. Это распределение не было и не могло быть уравнительным. Вожди для своих нужд и нужд своего окружения имели большую, по сравнению с другими соплеменниками, долю продукта.
В-третьих, период протогосударств был этапом ускорения культурной эволюции их населения. Интенсивно развивалась агрокультура, совершенствовались способы, средства и орудия труда. Стало осваиваться ирригационное земледелие, особенно в дельте Нила и в Месопотамии. Для обработки земли начинают применяться металлические орудия. Медные изделия для земледелия применялись в IV–III тысячелетии до н. э. в Египте и на юге Месопотамии, бронзовые орудия труда в IV тысячелетии до н. э. применялись в Индии и Китае. Для строительства зданий уже в IV–III тысячелетии до н. э. применились не только дерево и камень, но и глина. В это же время глина применялась для изготовления разнообразных сосудов, домашней утвари. Земледельцы осваивают гончарное, кузнечное, строительное ремесло, а затем и ткачество.
В-четвертых, в протогосударствах складывалась и развивалась социальная структура. Этому способствовал весь процесс культурной эволюции человека, исключительно важной ступенью которой было дробление родовых общин на отдельные моногамные семьи. Моногамная семья становилась первичной ячейкой социального устройства и меняла всю систему общественных отношений. Она сама для себя заготавливала продукты и предметы жизнеобеспечения, заботилась о собственных орудиях труда, предметах обихода и одежды.
Если в родовой общине человек ощущал себя лишь своеобразной частью среднестатистической рода, имел очень малую возможность для самовыражения, то в моногамной семье человек стал непосредственно ощущать результаты своего труда, стал сознавать, что его жизнь и благополучие всецело зависят от его труда. У человека появилось желание достичь большего успеха, чем его сосед, бывший сородич. Утверждалась потребность к самореализации. С появлением моногамной семьи человек стал личностью.
Моногамная семья стала нуждаться в разнообразных орудиях труда и предметах обихода, вожди и их окружение нуждались в лучшей, по сравнению с другими людьми, одежде. Изготовлением этих предметов все чаще стали заниматься люди, имевшие в этом лучшие навыки. Появились ремесленники. Их навыки и умения стали передаваться по наследству. Ремесленничеством стали заниматься целые семьи. Появление ремесла способствовало новому разделению труда, дало мощный импульс не только развитию орудий труда, но и социальной структуры протогосударств. Появились страты (слои), различающиеся по характеру производственной деятельности: земледельцы и ремесленники.
Моногамная семья породила частную собственность как необходимый и неизбежный атрибут ее развития. В отдельных, наиболее предприимчивых семьях появились излишки продуктов и желание обменять их на недостающие. Складывалась система обмена продукта на продукт. Появились различные меры этого обмена, своеобразная цена обмениваемых продуктов. Обмен продукта на продукт стал куплей-продажей, а отношения – основой рыночных отношений.
Появилась группа людей, занимающаяся с выгодой для себя перепродажей рыночного товара. Их впоследствии назвали купцами, таким образом, появилась еще одна социальная страта.
Рыночные отношения стали увеличивать и ускорять общественное расслоение. Это расслоение приобретало не только профессиональный, но и имущественный характер. Моногамные семьи стали делиться на богатые, имеющие излишки продукта, и бедные, испытывающие недостаток необходимого продукта.
Представители богатых семей стали составлять основу формирования управленческого аппарата. Создавалась прослойка чиновников, умножающих свою собственность уже не непосредственным участием в производстве того или иного продукта, а посредством отчуждения части собственности у других семей. Формировались многоярусные страты разнообразных чиновников, в которых представители наиболее богатых семей занимали этажи, наиболее приближенные к вождю, и использовали свое положение для умножения своей собственности.
В итоге в протогосударствах обозначились контуры определенной иерархической пирамиды, этажи которой были заполнены строго определенными группами людей, различающихся по вертикали – по количеству накопленной собственности и определенному этим социально-политическому положению, и по горизонтали – по характеру личного труда, по профессии.
В-пятых, в протогосударствах появились основы власти, в данном случае как возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей, преимущественно с помощью насилия.
За период существования протогосударств власть в них постепенно эволюционировала от примитивной родовой демократии, с ее минимальными возможностями вождя, функции которого были ограничены волей совета старейшин, через тайные союзы, своеобразные лоббистские общества наиболее влиятельных мужчин, представляющих самые богатые семьи города, выдвигающие, поддерживающие вождя и существенно влиявшие на его волю, действия и рейтинг, к наследованию титула вождя, наделению его определенной харизмой, постепенному утверждению неограниченной деспотии в качестве главного, чаще всего единственного метода осуществления властных функций харизматического лидера.
Соответственно эволюции власти вождя менялось его окружение. На ключевые посты помощников вождя назначались его родственники или представители самых богатых семей. Для защиты протогосударств от нападений чужеземцев, а также для охраны себя, своей собственности и собственности своего окружения вожди создавали вооруженные отряды. Постепенно на основе этих отрядов были созданы первые военные организации. Одной из форм таких организаций была дружина.
Создание военной организаций увеличило возможности вождей силовыми методами укреплять свою власть, держать своих подданных в повиновении.
В-шестых, протогосударствам был присущ определенный менталитет как исторически обусловленная система (совокупность) взглядов, представлений и принципов, раскрывающих мировосприятие и мироощущение человека, уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность готовности человека или социальной группы к действию.
На формирование ментальности влияли разнообразные факторы:
✓ общий процесс ускорения культурной эволюции;
✓ экономические и социальные процессы в протогосударствах;
✓ становление моногамной семьи как новой первичной ячейки общности людей;
✓ появление частной собственности и элементов рыночных отношений между людьми, социальная стратификация жителей протогосударств;
✓ экономическое и политическое расслоение и формирование основ иерархической социально-политической пирамиды, страх человека перед силами природы и т. д.
Беспомощность человека перед стихией природы порождала представления о наличии потусторонних сил, вынуждало его обожествлять явления природы. Еще в родовой общине человек, веря в чудеса, обожествлял явления природы, отождествляя себя с каким-то животным, наделял этого животного: быка, собаку и т. д. – особыми качествами и особыми правилами почитания. Это животное называли тотемом. У каждого рода был свой тотем. Поклонение людей своим тотемам было названо тотемизмом. Тотемизм, как совокупность верований в ходе культурной эволюции людей, видоизменялся. Божественными качествами люди стали наделять солнце, гром и молнию, дождь и ветер. Благополучие и рождение детей. Эти явления через систему мифов стали отождествляться с тотемами родов, изображаться в виде животных-тотемов. Появилась система верований и ритуалов в честь явлений природы, отождествленных с животными-тотемами.
Человек верил, что природа одушествлена и те или иные ее явления можно вызвать через определенную систему поклонения ей. Так появилась магия – обряды и заклинания, направленные к силам природы и признанные вызвать ее желаемые явления. Эти обряды и заклинания были различны в разных регионах и даже племенах. Так, в индийских религиозных текстах (ведах) рассказывается об обряде с просьбой у природы дождя. Прося дождя, люди приносили в жертву
природе животное черного цвета, именно черный цвет был в их представлении обликом дождя. Там же рассказывается еще об одном обряде просьбы дождя: жрец одевался во все черное и произносил заклинания. И вновь в основе черный цвет – символ дождя.
Мифические верования длительное время оказывали существенное влияние на менталитет людей и общественных объединений. Существенное развитие они получили именно в период протогосударств.
В-седьмых, постепенно между отдельными протогосударствами налаживались разнообразные связи. Их первопроходцами чаще всего были купцы. Характер связей между протогосударствами зависел чаще всего от личностных качеств и экономических интересов их вождей. На этой основе между протогосударствами в ходе их развития учащались военные столкновения. Причины таких столкновений были самыми различными, но наиболее частыми были столкновения за право лидерства наиболее сильного протогосударства. Именно военные столкновения в конечном итоге привели к разрушению протогосударств и появлению на их основе древних империй.
Древние империи были закономерной ступенью цивилизованного развития человечества. Они выросли на основе протогосударств в тех регионах, где протогосударства имели достаточно развитую форму и сложилась совокупность условий, способствующих их объединению. Такими условиями были:
✓ налаживание разнообразных хозяйственных, родственных, этнических и прочих связей между протогосударствами;
✓ развитие рыночных отношений не только в отдельных городах-государствах, но и между ними;
✓ введение, пока стихийное, общей меры товарного обмена;
✓ появление серединных городов-государств, способных благодаря своей мощи, воле и организаторским способностям своего правителя объединять, чаще всего силой оружия, под свое начало ближайшие, постоянно соперничающие между собой протогосударства.
Древние империи были следующей формой цивилизованного развития древнего Востока. Период их существования охватывал почти три тысячи лет и продолжался приблизительно со второй половины IV тысячелетия до н. э. до VI в. до н. э.
В период древних империй сложились основные зоны цивилизаций на Востоке. Современная историческая наука полагает, что здесь таких зон было три.
Первой примерно во второй половине IV тысячелетия до н. э. сложилась Евро-афро-азиатская зона с центрами в долине р. Нил, в Междуречье р. Тигра и Евфрата, на о. Крит и Пелопоннес. Наиболее известными в этой зоне были древние империи в Египте (3200 г. до н. э. – 525 г. до н. э.), Вавилонии (3000 г. до н. э. – 538 г. до н. э.), Ассирии (3000 г. до н. э.), Финикии (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Израильское и Иудейское княжества (1400 г. до н. э. – 586 г. до н. э.), а также государственные образования на территории Древней Греции (1200 г. до н. э. – 600 г. до н. э.).
Второй на рубеже IV–III тысячелетия до н. э., в бассейне р. Инд образовалась Южноазиатская зона цивилизаций. Ее начало было положено индской цивилизацией государства дравидов и, наконец, третья зона цивилизаций сложилась в бассейне р. Хуанхе и получила название Восточноазиатской зоны. Здесь в XVIII в. до н. э. была образована монархия династии Инь, положившая начало истории древнекитайского государства.
Наиболее существенными общими признаками древних империй были:
в области политической:
во-первых, сосредоточение всей полноты власти в руках правителя (царя, императора, фараона), утверждение деспотического характера реализации им властных функций. Основной формой деспотии было варварское насилие над личностью, выраженное в праве вождя лишить жизни любого подданного империи,
во-вторых, утверждение принципа наследования власти, формирование института царствующих династий основного фактора устойчивости древних империй. Царствующие династии менялись лишь в результате дворцовых переворотов или междоусобной борьбы придворной и местной знати.
Так, Египетская империя существовала около 27 веков (приблизительно 2675 лет). За это время сменилось 26 царствующих династий. Сроки их царствования были от 230 (восемнадцатая династия) до 6 лет (двадцать четвертая династия).
В Древнем Китае история до периода царствования династии Инь велась только по царствующим династиям. Современная наука располагает лишь приблизительной хронологией правления династий, но ей известны: эпоха пяти империй, эпохи царствующих династий Ся, Шань, и лишь со времени царствования династии Инь, приблизительно с 1765 г. до н. э., велась хронология царствующих династий. В последующий период истории древнего Китая за 2000 лет (с 1765 г. до н. э. до 220 г. н. э.) сменилось лишь 4 царствующих династий.
Система династического правления действовала в Шумеро-Аккадском, Вавилонском, Ассирийском царствах, в царстве Ахменидов в Древней Индии и в других империях этого периода,
в-третьих, в большинстве древних империй власть правителя опиралась на духовную основу, такой основой была харизма вождя, т. е. приписывание вождю особых, божественных качеств. Вождь считался личностью, наделенной особым божественным даром.
Воплощением бога на земле считались египетские цари. Их имя было священным, и произносить его вслух запрещалось. Называли их «пер-о», что означало «большой дом», «дворец». От термина «пер-о» произошло слово «фараон».
В древнем Китае, начиная с «ванов» (владык) династии Чжоу (XI в. до н. э.) царь стал считаться наместником бога на земле, «сыном бога». Имя его было табуировано, т. е. запрещено для произношения и написания обычным способом. В Шумерском царстве правитель был одновременно «эном», т. е. верховным жрецом. Его величали лугалем, т. е. большим человеком.
Для насаждения в народе харизмы вождя в древних империях создавались разнообразные институты жрецов,
в-четвертых, политическая власть в древних империях структурировалась по вертикали. Основные элементы ее вертикальных структур были, по существу, типичными, хотя и имели определенные этнические особенности.
Наверху пирамиды власти был верховный правитель (царь, император и т. д.), в административных единицах областного уровня (номах, областях, провинциях) и в районах (уездах) правили наместники, назначаемые верховным правителем (а в районах – правителем области).
В низовых административных единицах (волостях, общинах, деревнях) властные функции выполняли выборные старейшины, было общинное самоуправление.
Так, в древнем Китае в III в. до н. э. правителем Хуанды (династия Цинь) была проведена государственная реформа власти. Страна была разделена на 36 округов, округа делились на уезды, уезды – на волости, волости состояли из общин. Начальников округов назначал лично император, он же назначал и командующего военным округом, получавшего жалование, равное жалованию начальника округа.
Начальник округа назначал начальников уездов. В волостях и общинах было местное самоуправление. Себя Хуанди стал называть Цинь-Чжен-Хуанди («великий государь Хуанди династии Цинь»).
В Шумерско-Аккадском царстве страна была поделена на наместничества еще в начале II тысячелетия до н. э. Наместники, управляющие наместничествами (у шумеров – «энеи», у аккадов – шишакум), назначались царем.