Эти строки принадлежат неизвестному фламандскому поэту. См.: Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 103–104.
Хроника моды // Вестник моды. 1894. № 7. С. 65–66.
Gautier Th. De la mode (1858). Цит. по: Fortassier R. Les е́crivains franсais et la mode: de Balzac a nos jours. Paris, 1988. P. 68.
Мысли о женщине // Женская жизнь. 1914. № 2. С. 22.
Костюмология является молодой дисциплиной, методология которой находится в стадии формирования. Используемая в книге методология находится на пересечении подходов А. В. Арциховского, А. Л. Монгайта, Ю. Л. Щаповой и Ю. Б. Демиденко. См.: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. Очерки археологии. М.: АН СССР, 1959. С. 185; Демиденко Ю. Б. История костюма как историческая дисциплина // Теория моды: одежда, тело, культура. 2006–2007. № 2. С. 23; Щапова Ю. Л. Введение в вещеведение: естественно-научный подход к изучению древних вещей. М.: Изд-во МГУ, 2000.
По А. В. Арциховскому. См.: Щапова Ю. Л. Введение в вещеведение. С. 16.
Приведем один из способов выполнения кружевных инкрустаций: «В настоящее время в большой моде платья, блузы и белье украшать прошивками и разными кружевными мотивами. В виду этого мы думаем дать нашим читательницам некоторые полезные указания. Прошивки и кружевные фигуры пришиваются по узору или правильными рядами и затем вырезается материя. Реже встречаются формы, где прошивка сшивается с полосой материи, обыкновенно этим способом составляют воланы серпантин; в этом случае полосы подрубаются сперва и собираются по мере надобности. Самый лучший шов для вшивания прошивки – ручной французский, [или же] края пристрачиваются на машине. В первом случае прошивку пришивают с правой стороны около самого края мелкими стежками вперед иголку, затем с левой стороны отрезают материю, оставив узенький край, который свертывают в виде руло и пришивают петельными стежками. Если прошивку следует расположить фестонами, то надо сперва пришить широкий край и узкий собрать по мере надобности. Необходимо обращать внимание на сорт прошивки. У некоторых прошивок и кружев по прямому краю продета нитка, которой легко можно собрать прошивку и кружево. [Другая] инкрустация применяется к более плотным тканям, как полотно, чесуча и т. п. В этом случае прошивку наметывают отступя немного от края, вырезают материю, загибают рубчик и прострачивают с правой стороны по самому краю. На углах вырезают аккуратно прошивку и края сшивают плотным петельным швом, или же угол можно зашить и прошивку расправить в виде бантовой складки. В тех местах, где прошивки перекрещиваются, нижнюю отрезают для того, чтобы узор был прозрачный; края же сшивают очень аккуратно. Кружевные мотивы с зубцами и фестонами пришиваются частыми рубильными стежками, а отрезанный с левой стороны край материи скрепляется только частой обметкой». См.: Кружевные инкрустации. Практические советы в области домашнего шитья // Вестник моды. 1910. № 18. С. 180.
Эти образцы находятся в коллекции Британского музея в Лондоне.
Подробнее см.: Орфинская О. В., Шапиро Б. Л. Золотные ткани и золотосеребряное кружево в женских головных уборах XVIII века: результаты исследования археологического текстиля из Нижнего Новгорода // Поволжская археология. 2015. № 3 (13). С. 92–111.
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 176.
Юрова Е. С. Старинные узоры для вышивания: обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII века. М., 2010. С. 175, 177.
Моисеенко Е. Ю. Русская вышивка XVII – начала XX века. Л., 1978. С. 22; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 303.
Сабурова М. А. Находки деталей одежды в Суздальской земле и их значение для изучения истории формирования русского национального костюма // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Материалы международного научно-образовательного семинара, 25–26 ноября 2011 г. / Сост., ред. Ю. В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. С. 152; Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 50, 150; Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации: сборник Центральных государственных реставрационных мастерских. Вып. 1 / Под. ред. И. Э. Грабаря М., 1926. С. 121–122.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 655.
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 118.
Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М., 2004. С. 254; Полякова Е. В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения – год 2006-й. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 2007. С. 409–410.
Большинство из них указаны в разделе «Рекомендуемые места для посещения».
Согласно «Статистике произведений печати, вышедших в России в 1913 г.», здесь издавалось пятнадцать периодических изданий, посвященных модной тематике, из них тринадцать на русском языке. См.: Россия накануне Первой мировой войны. Статистико-документальный справочник. М.: Самотека, 2008. С. 374.
Например, журнал «Модный магазин» сопровождался рисунками работы Густава Жане (Gustave Janet).
От редакции // Моды и рукоделия. 1876. № 1. С. 1.
Опубликовано частично в: Шапиро Б. Л. Кружевные вещи в дворянском мужском костюме XVIII в. по материалам сговорных записей и росписей приданого // «История кружева – история страны»: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 3 ноября 2016 г. / Сост. Рычкова Е. А. М.: Интерпринт, 2016. С. 16–18; Шапиро Б. Л. Сословный женский костюм XVIII – начала XX в. по материалам сговорных записей и росписей приданого // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время: материалы научно-образовательного семинара, 24–25 сентября 2015 г. / Сост. Ю. В. Степанова; науч. ред. Н. В. Жилина. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. С. 84–102.
Куракин Ф. А. Восемнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива. Т. 1. М., 2013. С. 457–458.
То есть воротника.
Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводн. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М., 2002. С. 408–410.
Отголоски XVIII века. Приданое княгини Н. Б. Долгоруковой // Русский архив. 1897. № 11. С. 433–440.
Роспись приданому 1717 г. // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. С. 5–13.
Роспись приданому для Катерины Романовны [Дашковой] // Архив Князя Воронцова. Книга 21. М., 1881. C. 379–382.
Куракин Ф. А. Восемнадцатый век. С. 458; Роспись приданому, подписанная княгиней Натальей Голицыной // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. C. 1–4.
Рядная графини Евдокии Даниловны Бестужевой-Рюминой, рожденной Разумовской // Васильчиков А. А. Семейство Разумовских: в 5 т. Т. 1. СПб., 1880. С. XXVII.
Роспись приданому 1717 г. // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. С. 7.
Здесь приводится одно из множества имеющихся определений кружева, которое кажется нам наиболее убедительным. См.: Бирюкова Н. Ю. Западноевропейское кружево XVI–XIX вв. в собрании Эрмитажа. Л., 1959. С. 3.
Технология большинства из них представлена в бестселлере: Dillmont Th. Encyclopedia of Neeedlework. Newcastle-on-Tyne: T. Hunter, 1890.
Cole A. S. Ancient Needlepoint and Pillow Lace: With Notes on the History of Lace-making and descriptions of thirty examples. London, 1875. P. 2.
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors: an account of the different styles of lace, their history, characteristics & manufacture. London; New York, 1909. Р. 13.
The Queen Lace Book. London, 1874. Р. 7–8.
Верховская А. С. Западноевропейская вышивка XII–XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961. С. 13.
The Queen Lace Book. Р. 5–6.
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors. Р. 7.
Ibid.
Ibid.
Dillmont Th. Le Filet-Guipure. Mulhouse, 1870.
Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957. С. 45.
Практичное употребление филе // Вестник моды. 1913. № 4. С. 31.
Palliser F. B. A History of Lace. London, 1865. Р. 18.
Маслова Г. С. Орнамент русской вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 50–52; Народный промысел «Крестецкая строчка». СПб., 2000.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 49.
Buratto в переводе с итальянского – сито, грубая ткань.
Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Identifying, Collecting, and Preserving American Lace. New York, 1988. Р. 46.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 48.
Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. London, 1869. Р. 51.
The Queen Lace Book. Р. 12.
Курс женских рукоделий. СПб., 1902. С. 321.
The Queen Lace Book. Р. 13.
В средиземноморском и анатолийских регионах Турции, на Кипре, Родосе, в Палестине, Алжире и т. д.
Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Р. 44.
Одним из самых ранних предметов, выполненных в этой технике, является шапочка или сетка для волос, датируемая 1400 годом до н. э. Шапочка была воспроизведена методом плетения спрэнг датской студенткой Петрой Годскезен (Petra Godskesen) в 1880 году и в 1889 году представлена на Всемирной выставке в Париже. См.: Абушенко Н. А. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. СПб., 2010. С. 43.
Там же. С. 39.
Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Р. 62.
Collingwood Р. The techniques of sprang: plaiting on stretched threads. New York, 1974. Р. 20, 23.
Лауридсен И. Датское кружево в Павловском дворце. К выставке 5 марта – 31 июля 2012 / Пер. М. Ненарокомова, С. Данилин. СПб., 2012. С. 3.
Vecellio C. Corona delle nobili, et virtvose donne. Venetia, 1592.
Vinciolo F. Les Singvliers Et Novveaux Povrtraicts. Venetia, 1587.
The Queen Lace Book. Р. 9.
Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 51.
The Queen Lace Book. Р. 10.
Ibid.
Абушенко Н. А. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. С. 18.
Частично опубликовано: Шапиро Б. Л. Золото-серебряный декор одежды в XIII–XVIII вв. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2015. № 4. С. 54–74.
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. // Сборник статей по истории материальной культуры XVI–XIX вв. Труды ГИМ. Вып. XIII. М., 1941. С. 168.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 55.
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. С. 7.
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 7, 147, 149.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 31.
Левинсон-Нечаева М. Н. Серебряная кружевная мантия XVIII в. // Сборник Оружейной палаты. М., 1925. С. 135.
Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей. Вып. 5. М., 2012. С. 58; Золото-серебряное кружево XVII – начала XX века в собрании Сергиево-Посадского музея. Каталог / Авт. вступ. ст. и сост. Г. К. Баранова. М., 1993. С. 89–92.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 629.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655; Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. М., 2014. С. 81.
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С. 144.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 20.
Здесь «штука» – полностью законченный кусок кружева, аналогичный «ткацкому куску».
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123–124.
Выжиги, в силу их высокой ценности, были предметом особого внимания и беспокойства. Выжигание, проводимое официально (например, старого, потерявшего блеск и цвет галуна), сопровождалось строгими формальностями и находилось в ведении высшего командования. Так, ордер на выжигание был выдан офицеру Лейб-компании Гендрикову, при условии его личного присутствия при процедуре. По окончании требовалось сообщить о весе полученного драгоценного металла командующему ротой А. Г. Разумовскому. См.: Панчулидзев С. А. История кавалергардов. 1724–1799–1899: в 4 т. Т. 1. С. 372. Полковая инструкция на этот счет гласила следующее: «полковнику конного полка… О покупках, подрядах и приемах в полк вещей. По прошествии положенных сроков… золотой галун с шляп, по выслужении срока отбирая, выжигать, и ту выжигу при полку сбирать, из чего со временем в полку можно сперва трубы, а потом и литавры серебряные сделать, что к немалой красе полку служить будет, понеже оные бессрочно положены». См.: Материалы по истории русского военного мундира 1730–1801. Сборник документов: в 2 т. Т. 2. С. 88. Так выжиги мундирного декора получали вторую жизнь в виде утвари; обыкновенно из них изготавливались вклады для полковых храмов. Так, в царствование императрицы Елизаветы Петровны драгоценной утварью, сделанной из выжиг отслужившего положенный срок офицерского галуна, пополнилась новосозданная полковая церковь Конной гвардии. См.: Анненков И. В. История Лейб-гвардии Конного полка. 1731–1848: в 4 ч. Ч. 1. СПб., 1849. С. 15. Списком таких предметов украшалась полковая летопись. См.: Штакельберг К. К. Полтора века конной гвардии. 1730–1880. СПб., 1881. С. 5.
Отголоски XVIII века. Приданое княгини Н. Б. Долгоруковой // Русский архив. 1897. № 11. С. 440.
Гулишамбаров С. И. Благородные металлы и сплавы. СПб., 1904. С. 59.
Полякова Е. В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения – год 2006-й. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 2007. С. 414.
Гулишамбаров С. И. Благородные металлы и сплавы. С. 60.
Там же. С. 59–60.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725 г. М., 1877. С. 195.
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. С. 133; Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 183.
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 144; Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 181; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 21.
Брюханова Е. В., Щапов Я. Н. Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых. Альбом-каталог. Ростов Великий, 2009. С. 46–47.
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 170–177.
Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М., 1982. С. 124.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 26.
Там же. С. 31.
Palliser F. B. History of Lace. 1865. Р. 55.
Kohlsaat A. M. Old lace manual. New York, 1910. Р. 22.
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors: an account of the different styles of lace, their history, characteristics & manufacture. London; New York. Р. 34.
Плантагенет.
Яков I Стюарт.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. London; New York, 1900. Р. 182.
В настоящее время Дубровник, Хорватия.
Palliser F. B. History of Lace. 1865. Р. 74.
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 177.
Earnshaw P. A Dictionary of Lace. New York, 1999. Р. 139.
Ibid. Р. 140.
Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения. С. 59. Также стоит сказать, что у современных исследователей также не всегда встречается разделение этих понятий.
Подробнее см. материалы главы «Подлинники, имитации и фальсификации: интерпретация наследуемого культурного текста».
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 170.
Там же. С. 183.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 145.
Тихонов Ю. А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства (по новым источникам первой половины XVIII в.). М., 2011. С. 244.
Jourdain M. Gold and Silver Lace // The Connoisseur. An Illustrated Magazine for Collectors. 1907. January – April. Р. 29.
Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 133–134.
Шапиро Б. Л. К истории «косыношной работы»: русские кружевные шали XIX – начала XX в. // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы 18-й междунар. науч. конф. / Под ред. Н. М. Калашниковой. СПб., 2015. С. 416.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 195; Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 52.
Курс женских рукоделий. СПб., 1902. С. 404.
Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956. С. 5.
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.
Никольский И. Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем. Кашин, 1929. С. 4.
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.
Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения. С. 59.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 4.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655.
Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. С. 82.
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 35.
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.
Там же.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 623.
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 3, 87.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 2, 3.
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 33.
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655.
Там же. С. 657; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 46, 48.
Там же. С. 16.
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123, 127.
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 16–18.
Там же. С. 16.
Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 5–8; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 13.
К вопросу о раскопках в Московском Кремле в начале XVIII в. Описи дворцовых церквей (собора Воскресения Христова) // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 2. М., 1897. С. 5.
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 14.
Шапиро Б. Л. К истории «косыношной работы»… С. 414.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 106.
Там же. С. 245.
Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве во второй половине XVII в. // Очерки по истории торговли и промышленности в России в 17 и в начале 18 столетия. Труды Государственного исторического музея. М., 1928. С. 91.
Там же. С. 92.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 103.
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 45.
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 114.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 629.
Там же. С. 589.
Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве… С. 90.
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 45; Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 1 .
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 4, 45.
Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 43, 60; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 21–25.
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 43.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 21.
Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925. С. 57–59, 64.
К вопросу о раскопках в Московском Кремле в начале XVIII в. С. 29.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 636–637.
Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 14.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 221.
Бошковска Н. Мир русской женщины семнадцатого столетия. СПб., 2015. С. 42.
Костюм в России XV – начала XX века из собрания Государственного исторического музея. М., 2000. С. 25.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1884. С. 10.
Декоративные чепраки, закрывающие спину, бока, бедра и частично голени лошади, надевались под седло и использовались в комплекте с прочим парадным конским убранством в церемониалах светского (царских выездах, коронациях и венчаниях) и культово-ритуального назначения.
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 81, 139.
Частично опубликовано в: Шапиро Б. Л. Жемчужный чепрак второй половины XVII в.: золото-серебряные работы мастерских Московского Кремля // «История кружева – история страны»: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 3 ноября 2016 г. / Сост. Рычкова Е. А. М.: Интерпринт, 2016. С. 10–12.
Лизек А. Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1837. № 16. С. 364–365.
Витсен Н. Путешествие в Московию, 1664–1665: Дневник. СПб.: Симпозиум, 1996. С. 152.
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 28.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725 г. М., 1877. С. 339.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 2.
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 183.
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 150, 344, 354.
Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. С. 12–14; Никольский И. Ф. Калязинские кружева. С. 5; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 21–25.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 638.
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 117, 123; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 80.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 634.
Там же. С. 636.
Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. М., 2014. С. 82.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 300.
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 631.
Работнова И. П. Русское народное кружево. С. 5.
Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. С. 151.
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 144, 333.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 242, 243.
Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925. С. 8, 15, 27–29, 41, 44–45, 48.
Jourdain M. Gold and Silver Lace. Р. 27.
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 103, 108.
Там же. С. 242.
Никольский И. Ф. Калязинские кружева. С. 9.
Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. С. 151; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 23.
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 180.
Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве… С. 99.
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123.
Там же. С. 127, 133.
Сестра Алексея Долгорукова, советника Петра II.
Данные на 1721-й – начало 1742 года. См.: Тихонов Ю. А. Мир вещей… С. 100, 154, 166, 233, 7.
Каменский А. Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М., 2007. С. 337.
Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводн. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М., 2002. С. 303.
Ефименко П. С. Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии. СПб., 1872. С. 76.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 31.
Золото-серебряное кружево XVII – начала XX века… С. 9.
Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. С. 132.
Плетеное кружево Италии рассматривается в главах 1 (генуэзе) и 4 (миланезе).
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors. London; New York, 1909. Р. 12.
Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. London, 1869. Р. 51.
La Serenissima, Serenissima Repubblica di Venezia – Светлейшая Республика Венеция. Существовала с конца VII века по 1797 год.
Vinciolo F. Les Singvliers Et Novveaux Povrtraicts. Venetia, 1587.
Vecellio C. Corona delle nobili, et virtvose donne. Venetia, 1592; Vecellio C. Ornamento nobile per ogni gentil matrona. Venetia, 1596.
Parasole I. Specchio delle virtuose dame. Roma, 1595; Parasole I. Le studio delle virtuose dame. Roma, 1597; Parasole I. Pretiosa gemma delle virtuose dame. Roma, 1598.
Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 412–423.
Vinciolo F. Les Singuliers et Nouveaux Pourtraicts // Renaissance Patterns for Lace, Embroidery and Needlepoint. Facsimile 1587 / With a preface by E. Ricci. New York, 1971. Р. V.
Фр., итал. punto tagliato a foliami.
Фр., итал. punto tagliato a foliami, punto a rilievo.
Earnshaw P. A Dictionary of Lace. New York, 1999. Р. 147–148.
Jourdain M. Old Lace. A Handbook for Collectors. London, 1908. Р. 5.
Фр., итал. Punto tagliato a foliami, punto a rilievo.
Pollen J. H. Seven centuries of lace. London; New York, 1908. Р. 13.
Фр., итал. punto tagliato a foliami.
Kohlsaat A. M. Old lace manual. New York, 1910. Р. 30.
Фр., итал. punto tagliato a foliami.
Ibid. Р. 14.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. London; New York, 1900. Р. 137.
Например, на Всемирной выставке в Париже в 1867 году экспонировались две кружевные оборки из алансона, которые были изготовлены силами сорока кружевниц, работавших на протяжении семи лет. См.: Кружевной промысел / Сост. М. К. Горбунова // Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. VI. Вып. II. Промыслы Московской губернии. М.: Тип. С. В. Гурьянова, 1880. С. 68.
Так называемый афикот. См.: Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 207.
Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 131–132.
Jourdain M. Old Lace. A Handbook for Collectors. London, 1908. Р. 64.
Palliser F. B. A History of Lace. London, 1865. Р. 51.
Duval L. Documents pour servir à l’histoire de la fabrication du point d’Alençon. Alençon, 1883. Р. 10.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 107.
Duval L. Documents pour servir à l’histoire… Р. 144.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 113.
Ibid.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 191.
The Queen Lace Book: A Historical and Descriptive Account of the Hand-Made Antique Laces of All Countries. London, 1874. Р. 29.
Кроме шитого кружева, в Седане и его окрестностях производили кружево в технике «шов по прорези» самого высокого качества. Оно также импортировалось во многие страны Европы.
Fouriscot M. La France en Dentelles. Le Puy-en-Velay, 1979. Р. 68.
Согласно ходатайствам 1705 и 1709 годов. См.: Ibid. Р. 72.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 230.
Ibid. Р. 229; Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 73.
Earnshaw P. A Dictionary of Lace. Р. 132.
Lefе́bure E. Broderie et dentelles. Paris, 1887. Р. 227.
Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 68.
Королевская кружевная мануфактура размещалась в городах Кенуа, Аррас, Реймс, Седан, Шато-Тьери, Лудэн, Алансон, Орильяк. См.: Ibid.
Одно из крупнейших фортификационных сооружений Европы.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 230.
Earnshaw P. A Dictionary of Lace. Р. 19; Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 125.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 270.
Earnshaw P. A Dictionary of Lace. Р. 153.
Здесь кружево Франции и Фландрии рассматриваются вместе, так как в значительный период рассматриваемой истории границы этих соседних государств были подвижны, а их традиции кружевоплетения имеют много общего.
Для сравнения, кружевница соседнего с Валансьен г. Лилля, работая в технике, принятой в этом городе, может производить от 70 до 120 дюймов в день (2–3 метра). См.: Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 200.
Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 46.
Мадемуазель Бадар с 1639 по 1644 год обучалась искусству кружевоплетения в Антверпене (фр. Anvers). См.: Ibid. P. 48.
Часто называемые по имени Бадар «бадарьенн». См.: Ibid. Р. 47.
По условиям Нимвегенского мира 1678 года.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 203.
Как и любого другого парного кружева, которое много прочнее, чем сцепное, так как выполняется бо́льшим количеством нитей.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 135.
Pollen J. H. Seven centuries of lace. Р. 16.
Благодаря трилогии А. Дюма больше известная как герцогиня де Шеврез.
Kellogg Ch. Bobbins of Belgium. London; New York, 1920. Р. 127.
Шато де Шантильи состоит из двух комплексов: Гран Шато и Пти Шато. В ходе Французской революции был разрушен Гран Шато, в 1870-х годах он был восстановлен.
Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 85, 98.
Моды // Модный магазин. 1862. № 11. С. 254.
Хроника моды // Вестник моды. 1910. № 22. С. 209.
Наряду с черным кружевом Ле Пюи.
La dentelle de Blonde.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 55.
Earnshaw P. How to Recognize Machine Laces. Berkeley, 1995. Р. 53–55.
Jackson N. F. A History of Handmade Lace. P. 120.
Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 23; Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 97.
Например, см.: Ashley E. L. Spanish Blonde Lace // Antiques. 1922. Vol. 2. August. P. 58–59.
Jackson N. F. A History of Handmade Lace. P. 124.
Ibid. P. 181.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 86, 93.
5000 years of textiles / Еd. by J. Harris. London, 2010. P. 219.
См.: материалы приложения «A Glossary Relating to Hand-made Lace and Needlework».
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 270.
Шекспир В. Двенадцатая ночь, или Что угодно // Уильям Шекспир. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. М. Лозинского. М., 1994. Т. 3. С. 367.
Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 329.
Jackson N. F. A History of Handmade Lace. P. 170.
Ibid.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 383; Yallop H. J. The History of the Honiton Lace Industry. Exeter: University of Exeter Press, 1992. Р. 124–125.
Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. Р. 138.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 180.
Ibid.
Мальта была колонией Англии в период 1800–1964 годов.
В индийском штате Мадрас и на Цейлоне.
Toomer H. Antique Lace: Identifying Types and Techniques. Atglen, 2001. Р. 223.
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 365.
В каталоге выставки они значатся под № 236 и 301. См.: Official Catalogue of the Great Exhibition of the Works of Industry of All of All Nations 1851. Cambridge, 2011. Р. 100, 101.
Перепись кружевниц Бедфордшира показала следующую динамику. В 1861 году в регионе в было 6714 человек, в 1871-м – 6051 человек. Перепись 1891 года показала 3376 кружевниц, но уже не в одном регионе, а по всей Англии. См.: Verdon N. Rural Women Workers in Nineteenth-century England: Gender, Work and Wages. Suffolk, 2002. Р. 153–154.
Arcy D. E. Irish Crochet Lace: Motifs from County Monaghan. 2nd ed. Buckinghamshire, 2003.
Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 140.
Earnshaw P. Youghal and other Irish laces. Guildford, 1988. Р. 16.