Примечания

1

Эти строки принадлежат неизвестному фламандскому поэту. См.: Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 103–104.

2

Хроника моды // Вестник моды. 1894. № 7. С. 65–66.

3

Gautier Th. De la mode (1858). Цит. по: Fortassier R. Les е́crivains franсais et la mode: de Balzac a nos jours. Paris, 1988. P. 68.

4

Мысли о женщине // Женская жизнь. 1914. № 2. С. 22.

5

Костюмология является молодой дисциплиной, методология которой находится в стадии формирования. Используемая в книге методология находится на пересечении подходов А. В. Арциховского, А. Л. Монгайта, Ю. Л. Щаповой и Ю. Б. Демиденко. См.: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. Очерки археологии. М.: АН СССР, 1959. С. 185; Демиденко Ю. Б. История костюма как историческая дисциплина // Теория моды: одежда, тело, культура. 2006–2007. № 2. С. 23; Щапова Ю. Л. Введение в вещеведение: естественно-научный подход к изучению древних вещей. М.: Изд-во МГУ, 2000.

6

По А. В. Арциховскому. См.: Щапова Ю. Л. Введение в вещеведение. С. 16.

7

Приведем один из способов выполнения кружевных инкрустаций: «В настоящее время в большой моде платья, блузы и белье украшать прошивками и разными кружевными мотивами. В виду этого мы думаем дать нашим читательницам некоторые полезные указания. Прошивки и кружевные фигуры пришиваются по узору или правильными рядами и затем вырезается материя. Реже встречаются формы, где прошивка сшивается с полосой материи, обыкновенно этим способом составляют воланы серпантин; в этом случае полосы подрубаются сперва и собираются по мере надобности. Самый лучший шов для вшивания прошивки – ручной французский, [или же] края пристрачиваются на машине. В первом случае прошивку пришивают с правой стороны около самого края мелкими стежками вперед иголку, затем с левой стороны отрезают материю, оставив узенький край, который свертывают в виде руло и пришивают петельными стежками. Если прошивку следует расположить фестонами, то надо сперва пришить широкий край и узкий собрать по мере надобности. Необходимо обращать внимание на сорт прошивки. У некоторых прошивок и кружев по прямому краю продета нитка, которой легко можно собрать прошивку и кружево. [Другая] инкрустация применяется к более плотным тканям, как полотно, чесуча и т. п. В этом случае прошивку наметывают отступя немного от края, вырезают материю, загибают рубчик и прострачивают с правой стороны по самому краю. На углах вырезают аккуратно прошивку и края сшивают плотным петельным швом, или же угол можно зашить и прошивку расправить в виде бантовой складки. В тех местах, где прошивки перекрещиваются, нижнюю отрезают для того, чтобы узор был прозрачный; края же сшивают очень аккуратно. Кружевные мотивы с зубцами и фестонами пришиваются частыми рубильными стежками, а отрезанный с левой стороны край материи скрепляется только частой обметкой». См.: Кружевные инкрустации. Практические советы в области домашнего шитья // Вестник моды. 1910. № 18. С. 180.

8

Эти образцы находятся в коллекции Британского музея в Лондоне.

9

Подробнее см.: Орфинская О. В., Шапиро Б. Л. Золотные ткани и золотосеребряное кружево в женских головных уборах XVIII века: результаты исследования археологического текстиля из Нижнего Новгорода // Поволжская археология. 2015. № 3 (13). С. 92–111.

10

Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 176.

11

Юрова Е. С. Старинные узоры для вышивания: обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII века. М., 2010. С. 175, 177.

12

Моисеенко Е. Ю. Русская вышивка XVII – начала XX века. Л., 1978. С. 22; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 303.

13

Сабурова М. А. Находки деталей одежды в Суздальской земле и их значение для изучения истории формирования русского национального костюма // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Материалы международного научно-образовательного семинара, 25–26 ноября 2011 г. / Сост., ред. Ю. В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. С. 152; Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 50, 150; Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации: сборник Центральных государственных реставрационных мастерских. Вып. 1 / Под. ред. И. Э. Грабаря М., 1926. С. 121–122.

14

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 655.

15

Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 118.

16

Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М., 2004. С. 254; Полякова Е. В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения – год 2006-й. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 2007. С. 409–410.

17

Большинство из них указаны в разделе «Рекомендуемые места для посещения».

18

Согласно «Статистике произведений печати, вышедших в России в 1913 г.», здесь издавалось пятнадцать периодических изданий, посвященных модной тематике, из них тринадцать на русском языке. См.: Россия накануне Первой мировой войны. Статистико-документальный справочник. М.: Самотека, 2008. С. 374.

19

Например, журнал «Модный магазин» сопровождался рисунками работы Густава Жане (Gustave Janet).

20

От редакции // Моды и рукоделия. 1876. № 1. С. 1.

21

Опубликовано частично в: Шапиро Б. Л. Кружевные вещи в дворянском мужском костюме XVIII в. по материалам сговорных записей и росписей приданого // «История кружева – история страны»: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 3 ноября 2016 г. / Сост. Рычкова Е. А. М.: Интерпринт, 2016. С. 16–18; Шапиро Б. Л. Сословный женский костюм XVIII – начала XX в. по материалам сговорных записей и росписей приданого // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время: материалы научно-образовательного семинара, 24–25 сентября 2015 г. / Сост. Ю. В. Степанова; науч. ред. Н. В. Жилина. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. С. 84–102.

22

Куракин Ф. А. Восемнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива. Т. 1. М., 2013. С. 457–458.

23

То есть воротника.

24

Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводн. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М., 2002. С. 408–410.

25

Отголоски XVIII века. Приданое княгини Н. Б. Долгоруковой // Русский архив. 1897. № 11. С. 433–440.

26

Роспись приданому 1717 г. // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. С. 5–13.

27

Роспись приданому для Катерины Романовны [Дашковой] // Архив Князя Воронцова. Книга 21. М., 1881. C. 379–382.

28

Куракин Ф. А. Восемнадцатый век. С. 458; Роспись приданому, подписанная княгиней Натальей Голицыной // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. C. 1–4.

29

Рядная графини Евдокии Даниловны Бестужевой-Рюминой, рожденной Разумовской // Васильчиков А. А. Семейство Разумовских: в 5 т. Т. 1. СПб., 1880. С. XXVII.

30

Роспись приданому 1717 г. // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. С. 7.

31

Здесь приводится одно из множества имеющихся определений кружева, которое кажется нам наиболее убедительным. См.: Бирюкова Н. Ю. Западноевропейское кружево XVI–XIX вв. в собрании Эрмитажа. Л., 1959. С. 3.

32

Технология большинства из них представлена в бестселлере: Dillmont Th. Encyclopedia of Neeedlework. Newcastle-on-Tyne: T. Hunter, 1890.

33

Cole A. S. Ancient Needlepoint and Pillow Lace: With Notes on the History of Lace-making and descriptions of thirty examples. London, 1875. P. 2.

34

Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors: an account of the different styles of lace, their history, characteristics & manufacture. London; New York, 1909. Р. 13.

35

The Queen Lace Book. London, 1874. Р. 7–8.

36

Верховская А. С. Западноевропейская вышивка XII–XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961. С. 13.

37

The Queen Lace Book. Р. 5–6.

38

Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors. Р. 7.

39

Ibid.

40

Ibid.

41

Dillmont Th. Le Filet-Guipure. Mulhouse, 1870.

42

Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957. С. 45.

43

Практичное употребление филе // Вестник моды. 1913. № 4. С. 31.

44

Palliser F. B. A History of Lace. London, 1865. Р. 18.

45

Маслова Г. С. Орнамент русской вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 50–52; Народный промысел «Крестецкая строчка». СПб., 2000.

46

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 49.

47

Buratto в переводе с итальянского – сито, грубая ткань.

48

Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Identifying, Collecting, and Preserving American Lace. New York, 1988. Р. 46.

49

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 48.

50

Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. London, 1869. Р. 51.

51

The Queen Lace Book. Р. 12.

52

Курс женских рукоделий. СПб., 1902. С. 321.

53

The Queen Lace Book. Р. 13.

54

В средиземноморском и анатолийских регионах Турции, на Кипре, Родосе, в Палестине, Алжире и т. д.

55

Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Р. 44.

56

Одним из самых ранних предметов, выполненных в этой технике, является шапочка или сетка для волос, датируемая 1400 годом до н. э. Шапочка была воспроизведена методом плетения спрэнг датской студенткой Петрой Годскезен (Petra Godskesen) в 1880 году и в 1889 году представлена на Всемирной выставке в Париже. См.: Абушенко Н. А. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. СПб., 2010. С. 43.

57

Там же. С. 39.

58

Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Р. 62.

59

Collingwood Р. The techniques of sprang: plaiting on stretched threads. New York, 1974. Р. 20, 23.

60

Лауридсен И. Датское кружево в Павловском дворце. К выставке 5 марта – 31 июля 2012 / Пер. М. Ненарокомова, С. Данилин. СПб., 2012. С. 3.

61

Vecellio C. Corona delle nobili, et virtvose donne. Venetia, 1592.

62

Vinciolo F. Les Singvliers Et Novveaux Povrtraicts. Venetia, 1587.

63

The Queen Lace Book. Р. 9.

64

Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 51.

65

The Queen Lace Book. Р. 10.

66

Ibid.

67

Абушенко Н. А. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. С. 18.

68

Частично опубликовано: Шапиро Б. Л. Золото-серебряный декор одежды в XIII–XVIII вв. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2015. № 4. С. 54–74.

69

Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. // Сборник статей по истории материальной культуры XVI–XIX вв. Труды ГИМ. Вып. XIII. М., 1941. С. 168.

70

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 55.

71

Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. С. 7.

72

Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 7, 147, 149.

73

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 31.

74

Левинсон-Нечаева М. Н. Серебряная кружевная мантия XVIII в. // Сборник Оружейной палаты. М., 1925. С. 135.

75

Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей. Вып. 5. М., 2012. С. 58; Золото-серебряное кружево XVII – начала XX века в собрании Сергиево-Посадского музея. Каталог / Авт. вступ. ст. и сост. Г. К. Баранова. М., 1993. С. 89–92.

76

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 629.

77

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655; Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. М., 2014. С. 81.

78

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С. 144.

79

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 20.

80

Здесь «штука» – полностью законченный кусок кружева, аналогичный «ткацкому куску».

81

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123–124.

82

Выжиги, в силу их высокой ценности, были предметом особого внимания и беспокойства. Выжигание, проводимое официально (например, старого, потерявшего блеск и цвет галуна), сопровождалось строгими формальностями и находилось в ведении высшего командования. Так, ордер на выжигание был выдан офицеру Лейб-компании Гендрикову, при условии его личного присутствия при процедуре. По окончании требовалось сообщить о весе полученного драгоценного металла командующему ротой А. Г. Разумовскому. См.: Панчулидзев С. А. История кавалергардов. 1724–1799–1899: в 4 т. Т. 1. С. 372. Полковая инструкция на этот счет гласила следующее: «полковнику конного полка… О покупках, подрядах и приемах в полк вещей. По прошествии положенных сроков… золотой галун с шляп, по выслужении срока отбирая, выжигать, и ту выжигу при полку сбирать, из чего со временем в полку можно сперва трубы, а потом и литавры серебряные сделать, что к немалой красе полку служить будет, понеже оные бессрочно положены». См.: Материалы по истории русского военного мундира 1730–1801. Сборник документов: в 2 т. Т. 2. С. 88. Так выжиги мундирного декора получали вторую жизнь в виде утвари; обыкновенно из них изготавливались вклады для полковых храмов. Так, в царствование императрицы Елизаветы Петровны драгоценной утварью, сделанной из выжиг отслужившего положенный срок офицерского галуна, пополнилась новосозданная полковая церковь Конной гвардии. См.: Анненков И. В. История Лейб-гвардии Конного полка. 1731–1848: в 4 ч. Ч. 1. СПб., 1849. С. 15. Списком таких предметов украшалась полковая летопись. См.: Штакельберг К. К. Полтора века конной гвардии. 1730–1880. СПб., 1881. С. 5.

83

Отголоски XVIII века. Приданое княгини Н. Б. Долгоруковой // Русский архив. 1897. № 11. С. 440.

84

Гулишамбаров С. И. Благородные металлы и сплавы. СПб., 1904. С. 59.

85

Полякова Е. В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения – год 2006-й. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 2007. С. 414.

86

Гулишамбаров С. И. Благородные металлы и сплавы. С. 60.

87

Там же. С. 59–60.

88

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725 г. М., 1877. С. 195.

89

Вишневская И. И. Драгоценные ткани. С. 133; Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 183.

90

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 144; Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 181; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 21.

91

Брюханова Е. В., Щапов Я. Н. Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых. Альбом-каталог. Ростов Великий, 2009. С. 46–47.

92

Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 170–177.

93

Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М., 1982. С. 124.

94

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 26.

95

Там же. С. 31.

96

Palliser F. B. History of Lace. 1865. Р. 55.

97

Kohlsaat A. M. Old lace manual. New York, 1910. Р. 22.

98

Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors: an account of the different styles of lace, their history, characteristics & manufacture. London; New York. Р. 34.

99

Плантагенет.

100

Яков I Стюарт.

101

Jackson F. N. A history of hand-made lace. London; New York, 1900. Р. 182.

102

В настоящее время Дубровник, Хорватия.

103

Palliser F. B. History of Lace. 1865. Р. 74.

104

Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 177.

105

Earnshaw P. A Dictionary of Lace. New York, 1999. Р. 139.

106

Ibid. Р. 140.

107

Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения. С. 59. Также стоит сказать, что у современных исследователей также не всегда встречается разделение этих понятий.

108

Подробнее см. материалы главы «Подлинники, имитации и фальсификации: интерпретация наследуемого культурного текста».

109

Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 170.

110

Там же. С. 183.

111

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 145.

112

Тихонов Ю. А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства (по новым источникам первой половины XVIII в.). М., 2011. С. 244.

113

Jourdain M. Gold and Silver Lace // The Connoisseur. An Illustrated Magazine for Collectors. 1907. January – April. Р. 29.

114

Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 133–134.

115

Шапиро Б. Л. К истории «косыношной работы»: русские кружевные шали XIX – начала XX в. // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы 18-й междунар. науч. конф. / Под ред. Н. М. Калашниковой. СПб., 2015. С. 416.

116

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 195; Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 52.

117

Курс женских рукоделий. СПб., 1902. С. 404.

118

Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956. С. 5.

119

Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.

120

Никольский И. Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем. Кашин, 1929. С. 4.

121

Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.

122

Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения. С. 59.

123

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 4.

124

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655.

125

Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. С. 82.

126

Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.

127

Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 35.

128

Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.

129

Там же.

130

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 623.

131

Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 3, 87.

132

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 2, 3.

133

Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 33.

134

Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.

135

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655.

136

Там же. С. 657; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 46, 48.

137

Там же. С. 16.

138

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123, 127.

139

Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 16–18.

140

Там же. С. 16.

141

Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 5–8; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 13.

142

К вопросу о раскопках в Московском Кремле в начале XVIII в. Описи дворцовых церквей (собора Воскресения Христова) // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 2. М., 1897. С. 5.

143

Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 14.

144

Шапиро Б. Л. К истории «косыношной работы»… С. 414.

145

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 106.

146

Там же. С. 245.

147

Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве во второй половине XVII в. // Очерки по истории торговли и промышленности в России в 17 и в начале 18 столетия. Труды Государственного исторического музея. М., 1928. С. 91.

148

Там же. С. 92.

149

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 103.

150

Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 45.

151

Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 114.

152

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 629.

153

Там же. С. 589.

154

Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве… С. 90.

155

Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 45; Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 1 .

156

Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 4, 45.

157

Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 43, 60; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 21–25.

158

Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 43.

159

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 21.

160

Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925. С. 57–59, 64.

161

К вопросу о раскопках в Московском Кремле в начале XVIII в. С. 29.

162

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 636–637.

163

Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 14.

164

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 221.

165

Бошковска Н. Мир русской женщины семнадцатого столетия. СПб., 2015. С. 42.

166

Костюм в России XV – начала XX века из собрания Государственного исторического музея. М., 2000. С. 25.

167

Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1884. С. 10.

168

Декоративные чепраки, закрывающие спину, бока, бедра и частично голени лошади, надевались под седло и использовались в комплекте с прочим парадным конским убранством в церемониалах светского (царских выездах, коронациях и венчаниях) и культово-ритуального назначения.

169

Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 81, 139.

170

Частично опубликовано в: Шапиро Б. Л. Жемчужный чепрак второй половины XVII в.: золото-серебряные работы мастерских Московского Кремля // «История кружева – история страны»: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 3 ноября 2016 г. / Сост. Рычкова Е. А. М.: Интерпринт, 2016. С. 10–12.

171

Лизек А. Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1837. № 16. С. 364–365.

172

Витсен Н. Путешествие в Московию, 1664–1665: Дневник. СПб.: Симпозиум, 1996. С. 152.

173

Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 28.

174

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725 г. М., 1877. С. 339.

175

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 2.

176

Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 183.

177

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 150, 344, 354.

178

Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. С. 12–14; Никольский И. Ф. Калязинские кружева. С. 5; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 21–25.

179

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 638.

180

Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 117, 123; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 80.

181

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 634.

182

Там же. С. 636.

183

Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. М., 2014. С. 82.

184

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 300.

185

Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.

186

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 631.

187

Работнова И. П. Русское народное кружево. С. 5.

188

Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. С. 151.

189

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 144, 333.

190

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 242, 243.

191

Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925. С. 8, 15, 27–29, 41, 44–45, 48.

192

Jourdain M. Gold and Silver Lace. Р. 27.

193

Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 103, 108.

194

Там же. С. 242.

195

Никольский И. Ф. Калязинские кружева. С. 9.

196

Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. С. 151; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 23.

197

Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 180.

198

Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве… С. 99.

199

Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123.

200

Там же. С. 127, 133.

201

Сестра Алексея Долгорукова, советника Петра II.

202

Данные на 1721-й – начало 1742 года. См.: Тихонов Ю. А. Мир вещей… С. 100, 154, 166, 233, 7.

203

Каменский А. Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М., 2007. С. 337.

204

Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводн. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М., 2002. С. 303.

205

Ефименко П. С. Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии. СПб., 1872. С. 76.

206

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 31.

207

Золото-серебряное кружево XVII – начала XX века… С. 9.

208

Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. С. 132.

209

Плетеное кружево Италии рассматривается в главах 1 (генуэзе) и 4 (миланезе).

210

Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors. London; New York, 1909. Р. 12.

211

Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. London, 1869. Р. 51.

212

La Serenissima, Serenissima Repubblica di Venezia – Светлейшая Республика Венеция. Существовала с конца VII века по 1797 год.

213

Vinciolo F. Les Singvliers Et Novveaux Povrtraicts. Venetia, 1587.

214

Vecellio C. Corona delle nobili, et virtvose donne. Venetia, 1592; Vecellio C. Ornamento nobile per ogni gentil matrona. Venetia, 1596.

215

Parasole I. Specchio delle virtuose dame. Roma, 1595; Parasole I. Le studio delle virtuose dame. Roma, 1597; Parasole I. Pretiosa gemma delle virtuose dame. Roma, 1598.

216

Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 412–423.

217

Vinciolo F. Les Singuliers et Nouveaux Pourtraicts // Renaissance Patterns for Lace, Embroidery and Needlepoint. Facsimile 1587 / With a preface by E. Ricci. New York, 1971. Р. V.

218

Фр., итал. punto tagliato a foliami.

219

Фр., итал. punto tagliato a foliami, punto a rilievo.

220

Earnshaw P. A Dictionary of Lace. New York, 1999. Р. 147–148.

221

Jourdain M. Old Lace. A Handbook for Collectors. London, 1908. Р. 5.

222

Фр., итал. Punto tagliato a foliami, punto a rilievo.

223

Pollen J. H. Seven centuries of lace. London; New York, 1908. Р. 13.

224

Фр., итал. punto tagliato a foliami.

225

Kohlsaat A. M. Old lace manual. New York, 1910. Р. 30.

226

Фр., итал. punto tagliato a foliami.

227

Ibid. Р. 14.

228

Jackson F. N. A history of hand-made lace. London; New York, 1900. Р. 137.

229

Например, на Всемирной выставке в Париже в 1867 году экспонировались две кружевные оборки из алансона, которые были изготовлены силами сорока кружевниц, работавших на протяжении семи лет. См.: Кружевной промысел / Сост. М. К. Горбунова // Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. VI. Вып. II. Промыслы Московской губернии. М.: Тип. С. В. Гурьянова, 1880. С. 68.

230

Так называемый афикот. См.: Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 207.

231

Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 131–132.

232

Jourdain M. Old Lace. A Handbook for Collectors. London, 1908. Р. 64.

233

Palliser F. B. A History of Lace. London, 1865. Р. 51.

234

Duval L. Documents pour servir à l’histoire de la fabrication du point d’Alençon. Alençon, 1883. Р. 10.

235

Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 107.

236

Duval L. Documents pour servir à l’histoire… Р. 144.

237

Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 113.

238

Ibid.

239

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 191.

240

The Queen Lace Book: A Historical and Descriptive Account of the Hand-Made Antique Laces of All Countries. London, 1874. Р. 29.

241

Кроме шитого кружева, в Седане и его окрестностях производили кружево в технике «шов по прорези» самого высокого качества. Оно также импортировалось во многие страны Европы.

242

Fouriscot M. La France en Dentelles. Le Puy-en-Velay, 1979. Р. 68.

243

Согласно ходатайствам 1705 и 1709 годов. См.: Ibid. Р. 72.

244

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 230.

245

Ibid. Р. 229; Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 73.

246

Earnshaw P. A Dictionary of Lace. Р. 132.

247

Lefе́bure E. Broderie et dentelles. Paris, 1887. Р. 227.

248

Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 68.

249

Королевская кружевная мануфактура размещалась в городах Кенуа, Аррас, Реймс, Седан, Шато-Тьери, Лудэн, Алансон, Орильяк. См.: Ibid.

250

Одно из крупнейших фортификационных сооружений Европы.

251

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 230.

252

Earnshaw P. A Dictionary of Lace. Р. 19; Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 125.

253

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 270.

254

Earnshaw P. A Dictionary of Lace. Р. 153.

255

Здесь кружево Франции и Фландрии рассматриваются вместе, так как в значительный период рассматриваемой истории границы этих соседних государств были подвижны, а их традиции кружевоплетения имеют много общего.

256

Для сравнения, кружевница соседнего с Валансьен г. Лилля, работая в технике, принятой в этом городе, может производить от 70 до 120 дюймов в день (2–3 метра). См.: Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 200.

257

Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 46.

258

Мадемуазель Бадар с 1639 по 1644 год обучалась искусству кружевоплетения в Антверпене (фр. Anvers). См.: Ibid. P. 48.

259

Часто называемые по имени Бадар «бадарьенн». См.: Ibid. Р. 47.

260

По условиям Нимвегенского мира 1678 года.

261

Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 203.

262

Как и любого другого парного кружева, которое много прочнее, чем сцепное, так как выполняется бо́льшим количеством нитей.

263

Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 135.

264

Pollen J. H. Seven centuries of lace. Р. 16.

265

Благодаря трилогии А. Дюма больше известная как герцогиня де Шеврез.

266

Kellogg Ch. Bobbins of Belgium. London; New York, 1920. Р. 127.

267

Шато де Шантильи состоит из двух комплексов: Гран Шато и Пти Шато. В ходе Французской революции был разрушен Гран Шато, в 1870-х годах он был восстановлен.

268

Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 85, 98.

269

Моды // Модный магазин. 1862. № 11. С. 254.

270

Хроника моды // Вестник моды. 1910. № 22. С. 209.

271

Наряду с черным кружевом Ле Пюи.

272

La dentelle de Blonde.

273

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 55.

274

Earnshaw P. How to Recognize Machine Laces. Berkeley, 1995. Р. 53–55.

275

Jackson N. F. A History of Handmade Lace. P. 120.

276

Fouriscot M. La France en Dentelles. Р. 23; Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 97.

277

Например, см.: Ashley E. L. Spanish Blonde Lace // Antiques. 1922. Vol. 2. August. P. 58–59.

278

Jackson N. F. A History of Handmade Lace. P. 124.

279

Ibid. P. 181.

280

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 86, 93.

281

5000 years of textiles / Еd. by J. Harris. London, 2010. P. 219.

282

См.: материалы приложения «A Glossary Relating to Hand-made Lace and Needlework».

283

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 270.

284

Шекспир В. Двенадцатая ночь, или Что угодно // Уильям Шекспир. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. М. Лозинского. М., 1994. Т. 3. С. 367.

285

Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 329.

286

Jackson N. F. A History of Handmade Lace. P. 170.

287

Ibid.

288

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 383; Yallop H. J. The History of the Honiton Lace Industry. Exeter: University of Exeter Press, 1992. Р. 124–125.

289

Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. Р. 138.

290

Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 180.

291

Ibid.

292

Мальта была колонией Англии в период 1800–1964 годов.

293

В индийском штате Мадрас и на Цейлоне.

294

Toomer H. Antique Lace: Identifying Types and Techniques. Atglen, 2001. Р. 223.

295

Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 365.

296

В каталоге выставки они значатся под № 236 и 301. См.: Official Catalogue of the Great Exhibition of the Works of Industry of All of All Nations 1851. Cambridge, 2011. Р. 100, 101.

297

Перепись кружевниц Бедфордшира показала следующую динамику. В 1861 году в регионе в было 6714 человек, в 1871-м – 6051 человек. Перепись 1891 года показала 3376 кружевниц, но уже не в одном регионе, а по всей Англии. См.: Verdon N. Rural Women Workers in Nineteenth-century England: Gender, Work and Wages. Suffolk, 2002. Р. 153–154.

298

Arcy D. E. Irish Crochet Lace: Motifs from County Monaghan. 2nd ed. Buckinghamshire, 2003.

299

Jackson F. N. A history of hand-made lace. Р. 140.

300

Earnshaw P. Youghal and other Irish laces. Guildford, 1988. Р. 16.

Загрузка...