«Возможность достижения понимания системы координации, настолько выходящей за пределы человеческих наблюдений в пространстве и времени, является обстоятельством, отмечающим мощь человека подняться над ограничениями изменчивой и непостоянной материи и утверждает его превосходство над всеми бесчувственными и преходящими формами бытия. Существует метод в последовательности событий и в соотношениях сосуществующих вещей, который улавливает человеческий ум; пользуясь этим, как ключом, он пробегает эоны материальной истории прошлого или будущего, которые никогда не могут быть удостоверены опытом человечества. События зарождаются и разворачиваются. Они имеют прошлое, которое связано с их настоящим, и мы испытываем вполне оправданное убеждение, что предназначено будущее, которое будет так же связано с настоящим и прошедшим. Эта последовательность и единство истории повторяются на наших глазах во всех постижимых стадиях прогресса. Феномены являют нам основу для обобщения двух законов, которые, истинно, суть принципы научного предвидения и лишь посредством которых человеческий ум проникает в запечатанные рекорды прошлого и в нераскрытые страницы будущего. Первый из них есть закон эволюции или, формулируя это для наших целей, – закон соответствующих последовательностей или организованной истории в индивидууме, представленный в сменяющихся фазах каждой единичной, назревающей системы результатов… Эти мысли непосредственно вызывают перед нами неизмеримое прошлое и неизмеримое будущее материальной истории. Они как бы открывают горизонт беспредельности и одаряют человеческий интеллект существованием и предвидением, лишенными ограничений времени и пространства, и конечной причинности, и подымают его к высочайшему понятию Высшего Разума, пребывающего в Вечности» (цит. по кн. Е. П. Блаватская «Тайная доктрина» т. 1, стр. 420)
По данным из «Энциклопедии по истории Европы» (Великобритания, 2001 год) в 830-м году на берегах среднего течения Оки основано государство, созданное варягами из племени Рус, со столицей недалеко от Старой Рязани (Ольгово городище). Их появление связывают с исчезновением рязано-окцев.
В археологии существует такое понятие как «Внезапно исчезнувшая культура» или «Внезапно появившееся племя». Но нужно ли усложнять то, что можно объяснить просто. Например, ещё недавно на всей территории России существовал суперэтнос Советский народ. Археолог будущего, забравшийся в нашу эпоху, откопал бы огромное количество оригинальных артефактов – от архитектуры до литературы, от культуры – до языка, нравов, мировоззрения и т. д. И вот в конце ХХ века это внезапно обрывается. Обрывается культура. Так же как она оборвалась в 1917-м, она оборвалась в 1991-м. Не резко, не сразу, но прежняя неизбежно уходит, как не отвечающая вызовам времени. Не обязательно она была плохой, и даже наоборот, она была слишком невыносимо хорошей, до которой ещё человечество не доросло. Это как внезапное озарение. Это как случайный Денисовский человек в популяции Хомо Эректус. Пусть кажется она прекрасной и счастливой уже издалека, но возврат любого прошлого невозможен. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, это уже будет или фарс, или комедия. Культура уходит, но люди остаются. Горшки прежней культуры становятся непригодными для сознания нового общества тех же самых людей. В ходе прогресса они становятся озадаченными чем-то другим, и оно их уже не отпускает, пусть даже многие вздыхают по прошлому, называя его золотым веком, но всё же будущее с каждым витком истории становится всё неизбежнее. Мир меняется не только в осознании собственной истории. Осознание постоянно возникающего будущего – явление сегодняшней техногенной эры.
Революции происходят, прежде всего, в головах. Падают прежние памятники, а на их место встают новые, ещё неуклюжие и уродливые, они ждут своего сакрального оформления, они ждут того часа, когда станут общим для всех бытием. И археологам будущего, если бы не было иных источников, показалось бы, что одна культура ушла вместе с людьми, а на их место пришли другие. Потому, что слишком невозможна разница тех и других. Но она существует. Зайдите на любое кладбище сегодня. Где культура захороненных здесь людей? Да, вот же она, среди нас. Мы есть преемники и потомки этих людей, вне зависимости – храним ли мы их культуру, или нет. Но это всего лишь иллюзия обрыва. История непрерывна как волна. И сейчас русская история находится на подъёме. Рассматривая историю как волну, нам легче разглядеть непрерывность, преемственность динамических процессов. Нам легче понять почему в разных фазах происходят свойственные только им процессы, и благодаря этому мы получаем возможность предполагать своё будущее. А оно, как известно, – вариативно! Так, согласно открытой мной Гиперволне Русской Цивилизации (см. рисунок выше) пик 6-го века повторится примерно: 1917 + 464 года = 2381 год. Тогда будет наблюдаться Вершина Российской (именно!) Цивилизации. Но, об этом чуть ниже.
Люди, вовлечённые волной, сами закатывают отжившие культуры и создают новые. И, чем сильнее кинематика волны, тем быстрее отрицаются культуры, даже самые лучшие и проверенные. Отрицаются одна за одной. Это происходит на взлёте и на падении волны. И, наоборот, на пиках фаз (дно, или вершина) смена культур невозможна. Так, закат Культуры боевых топоров, по разным оценкам в период 2300 год до н. э./1800 год до н. э. (а Культура эта полностью принадлежала Ариям, что доказано открытиями палеогенетики) стал следствием жестокого противостояния внезапно появившейся в Европе Культуры Колоколовидных Кубков, которая была образована эрбинами, заселяющими её с запада. О жестокости этого противостояния говорит открытая археологами Битва на реке Толлензе (северная Германия), произошедшая приблизительно между 1300 и 1200 годами до н. э., а также длительная Троянская война, закончившаяся победой ахейцев над пеласгами-ариями. Уже исход прежнего костяка доевропейской цивилизации ариев в районе 17 -18 веков до нашей эры вызвал будущую катастрофу бронзового века. Цивилизация, изобретя новое совершенное оружие, которое пришло на смену боевому топору, приблизилась к собственному отрицанию. Нужно было как-то с этим жить.
«Катастрофа бронзового века (бронзовый коллапс) – термин, которым археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье (Левант, Малая Азия и Греция). В этом регионе смена эпох была связана с катастрофическими изменениями в общественном укладе, утратой многих производственных и культурных традиций, в том числе письменности, разрушением всех крупных государств и многих городов того времени. На большой территории наступает период «тёмных веков» (в Греции период известен как Тёмные века)» – Пишет Википедия.
По словам Христианского летописца – это Сварог одарил людей умением ковать металл: «въ время царства его спадоша клеще с небес, нача ковати оружье. Прежде того палицами и камением бьяхуся». Так был обозначен закат эпохи каменных топоров. Так же летописец упомянул, что языческие Боги установили моногамию.
Долгое тесное тысячелетнее противостояние ариев и эрбинов в Европе закончилось пассионарным толчком на границе 17 – 18 веков до нашей эры, где волна пассионарного колебания достигла своего максимума. Последующее тысячелетие будет сопровождаться миграциями, исходами, кровопролитными войнами и тёмными веками в преддверии железного века.
Ещё древними ариями, создавшими Ведизм и Брахмаизм было подмечено чередование эпох падения и возрождения нравов. Когда у человечества наступает предел падения, то по вишнуизму или индуизму рождается в земном облике Бог Вишну – один из верховных Тримутри Божеств. Об этом говорит Бхагаватгита. В космологии индуизма мировое время делится на гигантские эры – юги, которые измеряются временами богов.
Современная теория Свами Шри Юктешвара была со временем принята на Западе, в том числе благодаря тому, что была доступно разъяснена Парамахансой Йоганандой в книгах «Бхагавадгита: Беседы Бога с Арджуной. Царственная наука Богопознания», «Автобиография йога» (глава) и других. Например, в 6-й главе книги The Divine Romance Йогананда вкратце рассказывает: «Эти циклы [юги] длятся по 24 000 лет, и каждый из этих циклов подразделяется на четыре юги (эпохи). 12 000 лет цикла приходятся на восходящее движение к просветлению, другие 12 000 лет – на нисходящее движение к невежеству и материализму. Каждый из этих полуциклов называется Дайва-югой. С момента сотворения Земля прошла через большое количество полных циклов. Вот четыре эпохи, из которых состоит каждая Дайва-юга: Кали-юга – тёмная эпоха материализма; Двапара-юга – эпоха электричества (атомная эра); Трета-юга – эпоха умственного развития; Сатья-юга – век истины и просвещения… Земля уже прошла через Кали-югу, эпоху материализма длительностью 1200 лет… Прошло уже около 240 лет [по состоянию на 1940 год] с момента начала второй эпохи, Двапара-юги, общая продолжительность которой составляет 2400 лет»
Каждая Юга заканчивается падением нравов и ростом невежества. Предшествует каждой Юге период «сумерки» – сандхья. «Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов»– Махабхарата, книга третья Араньякапарва (Лесная книга), глава 188, «Сказания о беседах Маркандеи»
История состоит из бесконечной череды сменяющих друг друга эпох – женского и мужского, культуры и цивилизации, материи и духа, лунного и солнечного, объединяющего и разъединяющего, религиозного и отрицающего, поэтического и прозаического. Ничто из этого ни плохо, ни хорошо. Каждое время живёт для самого себя и себя оправдывает, давая путь новым поколениям. Мы можем осудить нерадивых бояр во главе с Гостомыслом, семибоярское своеволие, но чем сами-то мы лучше? И в наше время была, но уже семибанкирщина.
Постоянная смена эпох не придумана специально, но она важна как смена дня и ночи, чтобы не дать человечеству закоснеть в какой-нибудь крайности. В каждую эпоху сетуется на падение нравов и предвосхищается приход «спасителя». И каждый раз спаситель является из той же среды обычных людей. И каждое поле боя вновь зарастает травой.