ТЗ № 16. Сфера интересов дилетантов

И всё вроде бы укладывается на ось традиционной истории, да и логика организации экспозиций исторических музеев и этнографических выставок никаких тревожных чувств не навевает. Вроде бы.

Однако свяжем полученную ретроспективу способов и результатов освещения жилищ, улиц и общественных зданий с уровнем образования, его всеобщностью, с преступностью, с ритмом жизни и распорядком дня, с регулярностью питания etc.

Речь, понятно, идёт о математической модели. Кто её разработает? Хребтом, на который можно было бы нанизать прикладные программы, могла бы стать Матрица продуктивных сравнений (см. вып. 3 Эссе).

Но для чего такая модель нужна? – А вот для чего: поместил в её «приёмный покой» порцию данных из какого-либо письменного исторического памятника («соскоб ДНК»), и тут же примчалась бригада дюжих врачей, дабы срочно направить автора «памятника» в палату № 6. Где томятся, например, уже трое Иоаннов Дамаскинов, один из которых помогал надевать Шапку Мономаха на Бориса Годунова, а другой (синхронно этому событию! Sic!) аж в VIII веке написал «Точное изложение православной веры»… за 3°° лет до размежевания Церквей на католическую и православную.

Cмех дилетантов – это почти всегда позор историков.

Но кто такие эти «дилетанты». Этот термин я использую здесь в стандартах понятий «дядюшки Артура» со смыслом близко к оригиналу:

Дилетанты. О дилетанты!

Так презрительно назывались в дольнем мире те, кто предавался какой-либо науке или искусству исключительно из удовольствия и любви к ним, в отличие от тех, которые занимались тем же ради выгод или денег, зарабатываемых этим занятием. Это уничижение основывалось на том подлом утверждении последних, что, мол, никто не может приняться за какое-либо дело, если к тому не принуждает нужда, голод или какое иное вожделение.

Земная публика была вся проникнута этим духом, преклоняясь перед «людьми профессии», специалистами, при полном недоверии к дилетантам.

Однако лишь дилетанты [от «il loro dilleto» – из каприза (ит.)], а не наёмники, только и способны производить самое великое [Артур Шопенгауэр, Мысли][12].

Освещение естественное. Окна

Прадеды вплоть до XVIII века так и не догадались плавить кварцевый песок (кремнезём), который, правда, было ещё нужно найти, и только затем выплавить из него стекло, обеспечив наддувом температуру выплавки не менее 13°° °С, т. е. температуру очень близкую к температуре плавления железа (1535 °С). Однако считается, что век окон в домах Древней Руси весьма долог: вплоть до XIV века узкие проёмы в стенах жилищ, которые стали называть потом окнами, всё-таки делали, но только для летнего использования. Зимой же их затыкали шкурами, а в осенний период для прохода света натягивали плёнку, снятую с брюшины животных (бычий пузырь).

Значительно бо́льшую популярность для «застекления» окон очень долгое время имели алюмосиликаты (слюда). Но с какого времени в товарных накладных русских купцов можно увидеть позицию «слюда оконная»?

И ещё вопрос. Слюда? Но добываемая где? – А на Кольском полуострове (а больше не́где). Добываемая кем? Ведь это была территория, подконтрольная Новгороду. А когда одна из пятин Новгорода, что являлась собственницей залежей слюды, стала подконтрольной Москве?

Контрвопрос: а когда была завершена Великая Гражданская война России Юг против Севера с последующим перемещением эмиссионного и торгового центра Руси в Москву? Не во времена ли правления царя Ивана IV?

Вот мы, сидя на диване, и получили датировку первого использования слюды для окон в Центральной России, включая, понятно, и Московскую область – XVI век. Что подтверждается свидетельствами.

* * *

В корпусе ПСРЛ найти данные о ранней, например, в XI веке разработке технологии изготовления стёкол и о применении их в жилых домах мне найти не удалось, что не удивительно совсем. Имеются описания только для века XVI и далее, да и то авторства иностранцев.

Паоло Кампани, 1581

Часто случалось, что мы, садясь за стол, по своему обычаю, благословляли трапезу, а приставы подходили к окнам, откуда был виден какой-нибудь крест…

Похоже, что пик «остекления» – как слюдой (для страны), так и стеклом (только для богатых) – пришёлся только на следующий, XVII век. При этом «остекление» слюдой не было проблемой даже для крестьянских хозяйств, и даже расположенных далеко за «МКАДом». А вот у магнатов поначалу трудности были, но субъективные. Судя по содержанию записок польского интеллектуала:

Станислав Немоевский, 16°6–16°8

Самый город (Москва – А.Г.) – одни усадьбы, каждая огорожена; редко где из камня сводчатая постройка или белая изба, разве что у первых бояр, с крошечными окнами в вышину на пол-локтя, хотя теперь, при князе Димитрии (царе лже-Дмитрии Иоанновиче), начали было строить большие светлицы. Он им это стал дозволять, так как раньше и этой свободы они не имели – только кому князь разрешал ех speciali gratia (По особой милости – Прим. пер.)

Вопросы к учителю

Бояре и прочая кремлёвская знать всегда из кожи вон лезла копировать повадки властителя: свои усадьбы эта публика отстраивала с заборами в пропорции к стенам Замка согласно табели о рангах.

И вот вопрос. Если вид поместье главы Газпрома («Миллергоф») в XXI известен (https://pp.userapi.com/c845°18/v845°18114/1568e1/5RnCq-rL-tI.jpg), то каковы же реальные поместья Президента и бывшего Премьера РФ?

* * *

Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Среди ископаемых самое важное место занимает слюда, которая в иных местах получается из каменоломен и употребляется для окон во всей России.

Получается, что только в начале XVII нашёлся человек, прямо отметил массовое использование слюды для остекления окон русских домов, чему в конце того же века вторят и Рейнтенфельс, и Койэтт.

Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

По берегам реки Двины добывается из скал слюда, или прозрачный камень, употребляемый, главным образом, для окон.

То есть слышал Яков звон, но не знал где он, так как слюда добывалась, по-моему, исключительно на Кольском полуострове. Хотя последнее слово в определении локализации мест её добычи – за геологами и специалистами в области экономической географии.

Бальтазар Койэтт, 1676

Тут была и весьма красивая дорогая первая карета, изящнейшим образом раззолочённая и снабжённая хорошими зеркальными окнами.

В приводимой далее информации от Витсена уже не так важен факт свинства посланцев стран Внеморальной Оси, а интересно иное: простая русская крестьянская изба постоя «цивилизованных демократов» в середине XVII таки имела окошко, и окошко на лето открываемое, через которое и стало возможным «цивилизованным» дипломатам опорожниться, войдя в роль натурщиков для скульптуры Писающего мальчика, что в Брюсселе стоит:

Николаас Витсен, 1664

В комнатах обычно имеются окошки, через которые мы ночью часто мочились; как-то через окно один из английского посольства справил свою нужду. Русские узнали об этом, а он сбежал; если бы его поймали, то зарубили бы. Это заставило нас остерегаться.

Вопросы к учителю

Ситуация со строительным элементом под названием «окно» мягко говоря странновата. Если первые упоминания о солярном освещении жилищ встречаются при описании Руси века XVI-го, то каким образом в Западной Европе уже в XII веке горожане Страсбурга и Базеля окна своих домов остекляли? Если учесть свидетельство из Кольмара:

Большие анналы Кольмара

Около года Господня 12°°… Города Страсбург и Базель обладали невзрачными стенами и башнями… Прочные и добрые дома имели лишь немногие и небольшие окна, так что они нуждались в освещении.

Но вот проходит полтораста лет и окно как строительный элемент здания даже и вопросов не вызывает в Старом Свете:

Джованни Боккаччо, †1375

Она затеяла спустить из окна своей комнаты нитку, один конец которой доходил бы до земли…

Вопросы к учителю

Фиксируем на приведённых выше примерах отставание России от Западной Европы: 3°° лет! Именно якобы столько потребовалось России для того чтобы догнать её лишь в одном строительном элементе – остеклённом окне. Тем более, в применении стекла в конструкции кибитки-«мерседеса» какого-то столичного магната.

Не многоват ли гандикап? А что говорят археологи?

А говорят они очень странные вещи. В раскопках Помпеи они откопали оплавленный кусок стекла, из чего сделали вывод… (sic!) о тотальном остеклении окон жилищ древних итальянцев. И им не важно, что технология изготовления стекла была заново изобретена лишь через тысячу лет! – Ни у кого даже и не возникает вопрос: «А чем занималось человечество 365 °°° дней со дня извержения Везувия в 79 году? Оно каждодневно пыталось вспомнить технологию производства стекла? А если нет, то чем тогда оно было занято?»

Однако мало (и уже давно) верю я датировкам историков и, в частности, дате извержения вулкана Везувия в 79 н. э. И вот почему, в частности.

Некто Ян Стрюйс, нанятый строить первый русский фрегат «Орёл», в 1647 году записал, что, мол, вулкан Санторин разбушевался в 1653 году, повторно, после 15°7 года, и, мол, одноименный греческий остров чуть ли не уничтожило то второе землетрясение до основания.

Однако официальная история датирует извержение вулкана Санторин 1628 годом до н. э.; затем, самое мощное, – 138°-ым годом уже нашей эры.

Соответственно, всё то «древнее», что находят на дне моря археологи не такое уж и древнее!

NB

Полный список несуразностей и откровенных подлогов исторических фактов собирается динамически СУБД MySQL по соответствующему запросу на моём Сайте по адресу: http://www.lifeofpeople.info/analytics/?analytics=doubtfularticles

* * *

Горит костёр: тепло и светло. А почему бы не сделать «светло» в своём доме без костра? Заметить, что подожжённая с одного конца щепка сухого дерева (лучина) горит долго, ума особо много не надо. Так на долгие века лучина стала базовым элементом освещения крестьянской избы.

Теперь взглянем на письменные свидетельства. И начнём якобы с Древнего мира.

Освещение искусственное. Лучина и свеча

Апулей, †18°

Первый (Служитель таинств на Олимпийских играх – А.Г.) держал лампу, горевшую ярким светом и нисколько не похожую на наши лампы, что зажигают на вечерних трапезах; это была золотая лодка с отверстием посредине, через которое выходил очень широкий язык пламени.

Краткая история государства Вьет

[Год] жэнь-чэнь, 3-й год Син-тун (7/II 992- 25/II 993 г.).

Весной король прибыл на повозке к башне Цянь-юань лоу смотреть фонари.

Вопросы к учителю

В свидетельствах фигурируют два разных приспособления: фонарь и лампа. В общем случае фонарь – это устройство для освещения отдельных участков пространства, а лампа – для его равномерного освещения. И вот оказывается, что эта пара осветительных приборов верно служила человечеству аж с первого века в двух разных этнических системах планеты с разницей в тысячу лет (sic!): что в Греции начала Новой эры, что во Вьетнаме в X веке.

То есть историки принципиально не замечают тысячелетний лаг в цивилизационном развитии планеты меж разными этносами, как будто и не было его вовсе. По их логике мы легко должны найти айфон в погребениях X века. Не так ли?

И другое: почему эти осветительные изобретения так и не смогли достучаться до России вплоть до XVII в., когда для освещения дороги при поездке Бориса Годунова по городу использовались не фонари, а свечи (см. свидетельство И. Франкена), и даже в середине того же века патриарх Никон, понабрав в свою собственность аж 25 тысяч крестьянских дворов, не погнусился коллекционировать фонари, видимо, как особо ценную утварь[13]

* * *

Привилегия пражским немцам князя Собеслава II, 1174–1178

Если кто-либо будет идти ночью по немецким улицам (per vicos Theutonicorum) и не будет иметь факела [в том случае], если он будет убит, пусть немцы будут [считаться] невиновными.

Вопросы к учителю

Мы видим, что ни о каких фонарях и лампах, о которых вещали якобы древние авторы, реально писавшие в Средние века, например, под NICом Апулей, во вполне цивилизованной католической стране в XII веке никто даже и не слыхивал. Пользовались факелами, но непонятно чем пропитанных – ведь Россия тогда ещё не поставляла нефть на Запад!

Также очевидно, что немцы, по сути оккупировавшие Прагу[14], получили индульгенцию на убийство чехов: достаточно лишь было процедуру исхода туземца в мир иной провести в темнотище. – Просто «замечательно» для доблестных христиан! Более того: это положение дел узаконил чешский по крови князь Собеслав. Что лишний раз показывает: среди правителей Средневековья понятия «патриотичность», «сложить голову на благо своего народа» отсутствуют, это – «лирика».

Похоже, по такому же сценарию князья бодричей, лужичан и иных славянских племён, живших на правом берегу Эльбы и вплоть до границ Польши, были подкуплены Генрихом Львом и Фридрихом Барбароссой. Что позволило саксам по сути оккупировать земли западных славян полчищами своих «фермеров»: Drang nach Osten! Не так ли?

А если так, то почему этот же «фокус» им не удался в Польше и западнее? Но вполне удался на землях современных Чехии, Литвы, Латвии и Эстонии, где Тевтонский орден чувствовал себя вполне комфортно. Правда только в городах, так как вплоть до XVII века балты вполне успешно держали оборону от христианства, упорно поклоняясь Žemes mate (богине Мать-земля, латв.; Žemyna у литовцев) и обширной коллегии Её богов (на Руси у богини Макоши была не менее обширная коллегия).

Nicnames под древность и асинхронные враки

И эта глава – опять отлёт от темы, но отлёт в синфазную реальность.

Использование в книге сетевого термина «NIC» (как сокращения от nickname, прозвище, англ.) в применении к кличкам странных персонажей с якобы древними греческими и якобы древнеримскими именами, наверное, много кого покоробит. Однако даже в скромном объёме пяти эссе «История и баланс событий» уже набралось достаточно наблюдений, которые работают на мою «мельницу».

Общие выводы я бы сформулировал так:

хронологическая шкала, введённая Ватиканом с подачи умняшек в рясах Христофора Клавия и Алоизия Лилия при папе Григории XIII, сдвинута к реальной хронологической шкале примерно на тысячу лет (на сколько именно – см. работы А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского);

монахи-летописцы, а затем и лейб-историки Дома Готторпов-Романовых начали свои заигрывания с Западной Европой в её неуклюжих попытках удревнить истоки венценосных родов с лагом примерно в 5°°–6°° лет, достигнув в этих фейковых стараниях апогея в XVII–XVIII вв.

Но в отличие от спецов по «вакуумной акустике» я не оставлю последнюю фразу без доказательств.

При создании базы данных «Встарь, или Как жили люди» в список полей таблицы основного контента СУБД MySQL был введён признак принадлежности фрагмента какого-либо первоисточника к информации, содержание которой находится вне традиций официальной истории или же содержит откровенно сомнительные данные. Но поскольку буйная фантазия некоторых средневековых авторов потенциально может отражать отзвуки древнейших легенд, содержать в себе хотя бы одну крупицу истины, которую я мог и не заметить, эти две, на первый взгляд, разные категории данных квалифицировались одинаково, просто как отклонения от нормали. И не более того.

Технически, по умолчанию, если никаких вопросов при обработке и анализе исходного текста у меня не возникало, каждая новая статья-запись в БД в одном из полей таблицы основного контента (статей) получала значение «true», иначе – «false».

При принятии решения о выборе значения поля широко использовалась Матрица продуктивных сравнений и научные комментарии издателей; в некоторых случаях собственные аргументы, которые излагаются на Сайте в комментариях к статьям (равно как и комментарии издателей, переводчиков и посетителей Сайта).

Разумеется, что такой подход в градации сообщений истории грешит некоторым субъективизмом. Но на большом объёме информации и при относительном равенстве в БД количества записей в регионах «Славяне и российские этносы» и «Иные этнические системы» этот субъективизм, на мой взгляд, позволяет делать достаточно объективные выводы.

Перед взглядом на предлагаемый ниже график нужно знать, что на нём запись на оси абсцисс «…VIII» означает, что источник традиционно датирован восьмым веком и/или ранее, то есть в этот диапазон времени попали все литературные памятники, созданные до VIII века включительно, и купюры из которых помещены на Сайте.

Справочно, на °7.12.2°21: всего статей на Сайте – 1°373, веб-страниц по регионам «Славяне…» и «Иные этносы» – 1272 и 1211, соответственно. Статей с нетрадиционной и вздорной информацией – 1248 (то есть более 12 % от всего массива информации).

Сразу же надо отметить, что русских источников, содержащих полную ахинею при описании событий до VIII в., оказалось почти в 1° раз меньше, чем западноевропейских; далее разница на порядок уже не наблюдалась.



Рисунок 1°. Выстроено автором по материалам первоисточников, http://www.lifeofpeople.info/analytics/?analytics=doubtfularticles

Даже беглый взгляд на этот графический отчёт, полученный на данных БД Сайта, показывает, что позорным делом подлаживания своей истории и синхронизации её событий с европейской хронологией активно начали заниматься на Руси с XV века; максимум значения первой производной, то есть максимум стараний и реальных итогов по созданию и подлаживанию российской истории и её хронологии под европейские стандарты приходится на XV, аккурат на период работы команды Ивана IV Грозного по созданию Лицевого летописного свода, а экстремальное насыщение – на периоды правления первых двух Романовых и бурной деятельности немецкой бригады историков, нанятых императрицей Анной Иоанновной: на период «расцвета» АН России трудами Байера, Шлёцера и Миллера, как и их последователей, включая (к сожалению) и Карамзина. Это были XVII–XVIII века – расцвет Эпохи Моли на Руси.

Наверное, любители покопаться в кучах алогичных свидетельств найдут много чего и ещё интересного в диаграмме асинхронных исторических выдумок (рис. 1°).

Представляется, что по мере увеличения объёма БД Сайта и выравнивания доли статей по периодам и регионам итоги автоформирования исходной диаграммы будут всё более и более ярко отражать отмеченные тенденции.

Впрочем, это утверждение несколько наивно.

Для полноценного анализа литературных памятников (главное: определения достоверности информации в них изложенных и датировок событий), и коих имеется многие сотни тысяч, их содержание надобно предварительно перевести на какой-то единый современный язык: хоть русский, или хоть на какой иной, но вменяемый (то есть точно не на английский).

По моему разумению, полученные тексты затем, после оцифровки, – но не в убогом. pdf-формате героически оцифрованных работниками РГБ списков ПСРЛ объёмом томов аж до одного Гига-Байта (см., например, Том 11 ПСРЛ в °,43 Гб «весом»), – следует направить на обработку некоей лингво-логической программой с чудовищной мощностью (наши математики то смогут точно наваять!), которая бы отловила бы все несуразности и прочая околёсицу фантазий авторов Средневековья.

Но увы: Россия – это не Германия, где все древние литературные памятники, изначально написанные то на древне-верхне—, то на нижне—немецком языке, давно оцифрованы в оригинале, и в переводе синхронной вёрсткой изданы на современный немецкий (Ну, немцы-аккуратисты! Ну нет вам равных!).

При этом никто из библиотекарей-держателей сиих финишных уникальных фолиантов не требует от посетителей порталов древних немецких электронных книг деньги! – То есть каждая домохозяйка в ФРГ может изучать историю своей страны по первоисточникам бесплатно, и не по интерпретациям этой истории лейб-историками, спецами в области «вакуумной акустики», всегда кормящихся окрест властных структур.

Кто как, но я – в восхищении!

* * *

Но вернёмся к вроде бы простой, на первый взгляд, теме освещения жилищ.

Жан Соваж, 1586

Устье Сев. Двины, Холмогоры

Item, когда наступит зима, всякий запирается в свой дом, и занимается там своим делом. Свет проходит туда сквозь окошко со стеклом, которое делается сверху. И когда идёт снег, все дома им покрываются, так, что их вовсе не видно, и надобно выходить из них по лестницам, когда идут куда за делом, в церковь, за рыбой, и за другими делами, какие встречаются.

Item, можете поверить, что мне говорили, что месяц и звёзды дают жителям столько же света ночью, сколько солнце днём, и я тому верю, ибо, соображая круглость земли, находящейся между солнцем и месяцем, видим, что солнце не может затмить светлости месяца и звёзд в здешней стороне, в то время, когда находится на юге, во время равноденствия, ибо, чем ближе солнце к месяцу, тем месяц менее имеет света, и звезды тоже.

И говорят жители, что они так же хорошо занимаются своими делами, когда светит месяц, как будто и при свете солнца, и таким образом превращают они ночь в день, а день в ночь.

Вопросы к учителю

Выходит, что поморы зимой жили как в подводных лодках? Со внешним миром их связывало единственное окно в потолке? А тот снег, что укрывал дом до крыши, блокируя дверь, куда девался по весне? Домашнее тепло неминуемо уходило через стены, растапливая снег. – Люди жили в ледяных избушках? А какова была снеговая нагрузка на крышу и как она соотносилась с предельной нагрузкой по современным СНиПам на опоры с учётом жёсткости конструкции домов северян? Или мы уже забыли трагедию в московском «Трансвааль-парке» в 2°°4 году? И, наверное, населенцы таких домов и ходили всю зиму под себя? – Разве это не практичные вопросы?

Продолжим?

* * *

Понятно, что снег весной таял, но куда стекала вода с крыш? В дом? То есть по весне народ в своих домах плавал?

Получается, что люди веками жили практически в ледяных берлогах, разгребать снег перед домом им было лень, крыши они не чистили, к тому же предки были настолько тугодумами, что не догадались просто-напросто делать фундаменты своих жилищ высокими. Вы верите в это тугодумие, во всю эту чушь? – Я нет, точно.

Но вот выясняется, что французский путешественник, прокатившись из Дьеппа в Архангельск и обратно, свидетельствовавший о нашей зиме, нашу зиму де-факто не видел вообще! Он появился в городе в июне, а отплыл домой уже в октябре. Откуда он этих сказок наслушался? Кто с ним так сурово пошутил из наших?

Говоря про ночные работы русских при луне, Жан проявил вообще свою полную общеобразовательную дремучесть: к концу XVI века теорию Коперника уже никто не отрицал, да и капитан корабля, на котором он приплыл, точно уже пользовался секстантом. И этот капитан, поинтересуйся у него Жан, легко бы объяснил незадачливому путешественнику, что тот прибыл в Россию аккурат в период белых ночей, когда на широте Архангельска их аж числом 77 летом, а Луна тут вообще ни при чём.

Интересно, в скольких работах наших лейб-историков имеются ссылки на эту «авторитетную» ахинею француза? А в блогах сидельцев Сети?

* * *

Однако кака может быть плодотворна тема «Освещение»! Продолжу.

Иоанн Франкен, 16°2–16°3

Так как было темно, 4° человек Русских зажгли по большой восковой свече, которые и понесли возле Его Величества (Бориса Годунова – А.Г.), а он так и вернулся печальный в Кремль.

Вопросы к учителю

Получается, что даже на «правительственной трассе» в столице России уличное освещение в начале XVII века отсутствовало. Тем более оно отсутствовало в это время и по все стране. Так? Есть желающие поспорить?

Что же касается печали царя, то она была вызвана отнюдь не горем нации от Всеобщего голода, а скоропостижной кончиной датского принца, жениха Аксиньи (дочери царя Бориса), который скончался, похоже, от пневмонии.

Про десятки тысяч сограждан царя, умерших в это время от голода и чьими трупами были заполнены несколько городских скудельниц, бывший опричник и личный официант царя Ивана IV (вполне возможно, и штатный киллер Строгановых) не печалился точно. Его мерзкий портрет я постарался обрисовать максимально точно, в «масле», в статье «Борис Годунов. Как из мерзавца слепили образ чуть ли не страстотерпца», заблокированной по сути на Яндекс. Дзен, но вполне себе популярной на LiveJournal: https://nonfhis.livejournal.com/249°8.html

* * *

Однако продолжим изучение темы «Освещение».

Чарльз Карлейль, 1663–1664

Для освещения знатные употребляют восковые свечи, средний класс сальные свечи, крестьяне же, живущие бедно, довольствуются, по большей части, лучиною из берёзы или ели, lumignons de bouleau ou de sapin, которая, будучи тонка и суха, легко загорается и даёт много света, но так как она скоро сгорает, то нужно её иметь в достаточном запасе, чтобы избежать потёмок.

Вопросы к учителю (Ох уж эти школяры!)

Правильно ли полагать, что в конце XVII века дома минимум 97 % населения России по-прежнему освещались лучинами, если и в следующем столетии мало что изменилось?

* * *

Ответ учителя может быть разным.

Переписная книга домовой казны патриарха Никона, 1658

Фрагмент инвентаризационной описи:

Фонари: Фонарь большой слюденой. Фонарь походной о семи верхах. Фонарь слюденой в столпцах деревянных, с одной стороны закрышки нет. Фонарь слюденой в деревянных столбцах. Фонарь слюденой из жести. Фонарь ломаной

Вопросы к учителю

На широте Москвы окрест 22 декабря ночи длятся по 17 часов. Рано или поздно люди были просто обязаны изобрести фонарь – не спотыкаться же постоянно в хмурые вечера и тёмные ночи идя по улицам города!

Но что служило в тех фонарях источником света? Разумеется, не лучина же и не плошка с горящим шнурком в масле. Однозначно, это была свеча.

Но свеча – это не самое дешёвое изделие в XVII веке, а посему и фонари были отнюдь не дёшевы, коль их аж в количестве шести штук заныкал в свои амбары второй по степени богатства человек в стране, патриарх Никон. Соответственно, вся Россия (та, что за «МКАДами») в безлунные зимние ночи сидела по избам при лучине. Не так ли?

О конструкции же фонарей из коллекции Микитки Минова (т. е. патриарха Никона) можно судить и соразмеряя оную опись с имуществом схиромонаха Фёдора от 1727 года:

«Фонарь большей, слудной, в нем ставится пять свеч»

При этом, если бы люди занимались, например, ткачеством при свете лучины в том фантазийном световом окружении, которое генерировалось бы лубочными картинками-реконструкциями крестьянского быта (см., например, фантазии лишённого всяких «логических берегов» художника – о! несчастный!: https://usamodelkina.ru/uploads/posts/2°16-°8/1471°3°359_pr9.jpg), то не было бы вечного на Руси дефицита одежды и не ходила бы страна вплоть до конца XIX века в повседневных нарядах, сотканных из ости конопли-марихуаны (пеньки), как и не было бы разделения населенцев деревень на нищих и кулаков. Не так ли?

В сюжете означенного выше якобы художника, то ли на закате, то ли на рассвете, то ли на берегу моря-окияна, и при неимоверно огромных для крестьянской избы размерах окна с превосходным качеством прозрачности стекла сидит красна-девица. При этом, разодетая в парадно-выходное одеяние и в обществе мохнатого котяры размером с собаку. Девица прядёт нити при свете лучины мощностью ватт под двести, и с использованием трепального механизма, похожего больше на еврейскую менору-семисвешник. – Полная ахинея!

Что единственно радует – действо сцены происходит всё ж таки при наличии противопожарного устройства в виде ведра с водой; и на том спасибо.

Не значит ситуация, при которой бо́льшая часть народа зимой элементарно дрыхла на печи, выдавая за год объём ВВП в несколько раз меньше, чем в странах светлых и тёплых зим с системой образования, поставленной на фундамент здравого смысла (см. вып. 2 серии моих Эссе). Так?

– Похоже, да.

Кстати. Не отсюда ли берёт истоки народна любовь к косолапым увальням, чей образ жизни так близок к людям?

А спящие по 18 часов на день мурлыки-кошки, но за оставшиеся 6 часов суток полностью отрабатывающие своё бытие парой-тройкой пойманных мышей, крыс и кротов, не по той ли же причине также незабвенно любимы русскими?

* * *

Как менялся объём ВВП России по векам, приведённый к одному человеку, и по отношению к аналогичному показателю в странах Внеморальной Оси? А к приведённому ВВП стран Азии?

Если вопросы отопления жилищ и их освещения взаимосвязаны с уровнем образования и объёмом ВВП, то каковы значения коэффициентов корреляции?

С какими ещё вопросами повседневной жизни крестьян (по сути, всего населения Руси)[15] увязано состояние отопительных и осветительных систем в их домах?

А почему, кстати, свечи были дорогими? Не потому ли, что их делали топлением сала свиней или пчелиного воска? Значительно более дешёвые парафин и стеарин производить тогда ещё не научились: первые успехи по выпуску стеариновых свеч – это 1837 год, парафиновых – 185°-й. Европейский же спермацет (жир кашалота) – это вообще для Руси диковинка.

Значит ли тогда, что перенаправить обработку части продуктов свиноводства из пищевого сектора экономики в энергетический могли себе позволить только очень богатые люди, равно как только богатые люди могли дать добро на использование пчелиного воска для освещения жилищ, то есть дать добро на производство свечей из ценнейшего материала, добываемого из принадлежащих им лесных бортей? (Без попов-монополистов «пчелиного бизнеса» тут не обошлось!).

Двигателями цивилизации всегда были, есть и будут только состоятельные люди, сделавшие себя сами. – Это моё глубочайшее убеждение.

Стоит уточнить, что особо качественные восковые свечи могли изготавливаться только в монастырях, так как монополией на сбор мёда и его продажу владела РПЦ. Собственно, также и по этой причине все наши летописи написаны монахами, поскольку только они могли работать в комфортных условиях хорошего освещения своих рабочих мест[16]. Вот же сибариты!

Соответственно, и доступ к образованию был только у богатых людей, о чём позаботился ещё Ярослав Мудрый (см. вып. 2 «Истории и баланса событий»). Не так ли?

* * *

Ф.А. Котов, 1623

Во всех кофейнях (В Исфахане – А.Г.) выше роста человека протянута переплетённая проволока в виде сетки или шахматной доски. В каждой клетке стоит по стеклянной стопке с фитилём, в них налито кунжутное масло. Эти склянки с маслом зажигают по вечерам…

Каждый вечер… на площадь выезжает сам шах, там он развлекается, почти ежедневно заезжает в кофейни, а перед ним пляшут потешные его молодцы и ребята из кофеен. Некоторые молодцы стоят против него на площади с восковыми горящими свечами. Вокруг всей площади горят светильники с нефтью! И так он тешится до позднего вечера: стреляют порохом, селитрою и бумагой, и кружатся по площади, как змеи.

Вопросы к учителю

Является ли упоминание Котовым нефти, используемой для освещения улиц, первым в истории? Какие документы говорят об обратном?

Как вам приглянулось освещение с использованием нефти в принципе? Вы видели, как реально и мерзко горит нефть? Если нет, то отсылаю вас на youtube.com. – Вот и я о том. Или персы в XVII веке уже освоили крекинг нефти?

«Стреляют порохом, селитрою и бумагой» – наш разведчик в начале XVII века был, похоже, не в курсе химического состава пороха: селитра + сера + уголь. То есть квалификация работников Управления внешней разведки «КГБ» Руси начала XVII в., работавших под купеческой крышей, была не всегда высокой. Так?

* * *

С. А. Тучков, 1766–18°8, Финляндия

Притом, не зная вовсе употребления свеч, освещаются они в долгие зимние вечера лучиной, то-есть тонкими и длинными осколками сухого дерева.

В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния: Освещение в домах.

Освещение жилищ довольно разнообразно.


Не говоря о домах помещиков высшаго круга, где горят стеариновыя свечи и лампы, я обращаюсь к прочим помещикам. У них, у высших чиновников и богатых купцов молодаго поколения, освещение этого рода употребляется только при посещениях гостей, а в обыкновенное время горят сальныя свечи, четверик и пятерик; шестерик употребляется у мелких и скупых хозяев.

Мещане и некоторые крестьяне освещают свои жилища свечами мелкаго разбора, но не всегда; из первых бедняки жгут конопляное масло в ночниках, а иногда лучину; последние везде жгут лучину, которая обходится в некоторых местах дороже свеч, и всё-таки не выходит из употребления. Свечи, шестерик и семерик, употребляются только в праздничные дни.

Остановимся на последнем способе освещения.


Не сила привычки заставляет крестьян предпочитать лучину свечам, а необходимость. Свеча горит таким светом, который может дать светильня, по своей толщине и устройству; ни прибавить ей света, ни убавить нет возможности; напротив лучина щепается толсто или тонко, смотря по тому, сколько нужно света для освещения избы, и при безпрестанной поправке ярко освещает всю комнату. Если же зажечь свечу и поставить ее на столе, то без преувеличения можно сказать, что она освещает только один стол, или один тот угол, где стол поставлен, да сидящих у самаго стола; зажечь две свечи или одну четвериковую крестьянин не в состоянии. Вот почему предпочитает он лучину свечам.

Войдите в любую крестьянскую избу в зимний или осенний вечер, и вы увидите везде одну картину: у самой лавки прямо против двери стоить светец; это две или три деревянных узеньких досчечки, вышиною в 2 ½ аршина, утверждённых вертикально в небольшом отрубке дерева и скрепленных вверху бруском четверти в полторы, в котором укреплён круглый кусок дерева в стоячем положении; в оси этого куска вставляется железная рогулька, в виде креста, котораго концы разветвлены на части, верхний на три или на четыре, а боковые на две или на три, так что между каждою отраслью свободно входить конец лучины. У светца сидит мальчик или девочка, или кто нибудь из семейства, занимащийся делом не к спеху, и переменяет догорающую лучину; если одна лучина сгорела до половины, то вставляют другую. Обыкновенная длина лучины около 2 аршин.

Перед светцем стоить корыто, наполненное водою, куда падают отлетающие угли. Вокруг на лавках и перед светцем на скамейке женщины прядут лён; с шитьём садятся ближе к светцу: в средине на полу или на отрубке дерева мальчики и взрослые мужчины плетут и ковыряют лапти, или вьют верёвки. Если дитя ползает на потухших угольях; два, три ребёнка брызгаются в корыте, погружая в воду недогасшие уголья, или строят из лучины клетки, да в заднем углу качается люлька с младенцем; то картина полна. Вот домашний вечер большего крестьянскаго семейства! Как теперь вижу эту картину, в которой я участвовал и сам во всех периодах своей молодости.


Вечера бедных мещан совершенно одинаковы, и отличаются только занятиями семейства.

Крестьяне начинают сидеть вечера и следовательно освещать свои жилища лучиною с Воздвиженья, а некоторые с Рождества Богородицы, и оканчивают Благовещеньем… Урочным временем прекращения вечерних занятий есть пение петуха, у одних первое, у других второе. Утром, часов около 4 ½, встают, опять принимаются за занятия и завтракают с разсветом дня. Остальное время года крестьяне встают с восходом солнца, а в рабочее время еще до восхода и ложатся на вечерней заре.

Конечно, употребление лучины имеет много неудобств: с нею нельзя сходить в клеть без опасности, от нея в избе всегда дымно и страдает зрение; переменяющий лучину в светце отвлекается от занятий; отскакивающие на пол, особенно перед морозом и во время мороза, уголья производят нечистоту на полу, на котором спит некоторая часть семейства. Но заменить лучину свечами для крестьянина всё-таки невыгодно. Если что можно придумать к улучшению освещения между крестьянами, то это придумано, или лучше сказать, подмечено у крестьян же в низовьях Волги.

Царская свеча, Verbascum nigrum (коровяк – А.Г.), есть лучший материал для освещения. Стебли ея, приготовленные по способу г. Наттера, горят светло, заменяя свет двух сальных свеч; царская свеча горит медленнее лучины, почти без дыма и не отщелкивает угольев. У нас в губернии растение это неизвестно, а распространение его было бы истинным благодеянием для безлесных селений. Свеча эта, не занимая особаго пространства земли, может быть разводима в огородах между овощами, вместо самовольно и безполезно заглушающих оныя мака и хрена.

Вопросы к учителю

Похоже, что термины «четверик», «пятерик» и «шестерик» применительно к свечам имеют мало чего общего с традиционными значениями этих терминов, которые блуждают по словарям и в Сети. Скорее всего, фраза «четверик свечей» означает, что хозяин купил фунт свечей, и в составе покупки было четыре свечи, и которые были, разумеется, больше по размеру, чем те, которых в том же фунте веса было шесть. То есть одна свеча-четверик (для богатых) была в полтора раза больше, чем свеча-шестерик для бедных, которые покупали свечи, понятно, не десятками фунтов. Не так ли?

И какие выводы сделает из того учитель на уроке истории в школе сегодня?

* * *

Ш.М. Ишаев, Мекка, 1895

Уличного освещения по ночам в городе тоже нет вовсе, а в домах практикуется освещение керосиновое при помощи английских ламп и американского керосина.

Вопросы к учителю

Американский керосин на территории современной Саудовской Аравии в конце XIX века – это как? Тащить через три моря бочки с керосином в страну, где воткни палку в землю – получи фонтан нефти? Зачем такие хлопоты?

Причём эти поставки производились американцами туда, где, – хоть в той же Библии прочти, – аж со времён еврейских патриархов нефть частенько выходила на поверхность земли сама, чем пользовались и бедуины, и, похоже, евреи:

Аарон так и сделал: на передней стороне светильника зажёг лампады его, как повелел Господь Моисею [Чис 8:3]

И зажёг факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные [Суд 15:5].

На то похоже, что бизнес-накрытие американцами Аравии произошло как шлейф перевода Ноа Вебстером текста английской Библии начала XVII века, – перевода, который таки дошёл до сознания американских евреев в XX веке!

В чём заключался интерес США к абсолютно нищим аравийским кланам Мухаммада ибн Сауда и Рашиди, которые (к тому же) в конце XIX состояли в кровной вражде? Чем бедуины расплачивались с американцами? Или лидер стран Внеморальной Оси уже тогда унюхал запах нефти, но окончательно решившись на буровые работы лишь в начале 3°-х годов XX века? – Вопросы в воздухе.

Хотя к 1895 году (это я опять – о балансе событий говорю) уже всё было готово для запуска автомобильного бума и, соответственно, взрывного спроса на топливо:

бензиновый двигатель (кто не знает) был изобретён ещё в 188°-м году опять-таки (надо же!) русским инженером О.С. Костовичем, но что оспаривается Н. Отто;

первый бензин выгнал из нефти Майкл Фарадей в 1825 году;

Готлиб Вильгельм Даймлер 29-го августа 1885 года первым в мире запатентовал автомобиль, но, скорее, это был по факту мотоцикл с одноцилиндровым мотором;

но уже в следующем, 1886 году Карл Бенц получил патент на свой транспортный самоход, что и положило начало мировому автомобилестроению![17]

И ещё. Если наш консул у саудитов обратил внимание на отсутствие освещения на улицах, это говорит лишь об одном: он уже попривык к этому благу цивилизации у себя дома. Значит, в России 1895 года улицы освещались. Но с какого года точно? – Скажите!

В качестве подсказки можно воспользоваться воспоминаниями П.Ф. Вистенгофа, из которых следует, что уличные фонари светили на городских улицах уже во времена Лермонтова:

В 1839 году, во время нахождения моего на последнем курсе во втором полугодии, случилось следующее грустное происшествие:

Студент Дерптского (Юрьевского / Тартуского – А.Г.) университета, граф Сологуб по каким-то делам приезжал на короткое время в Казань. Он познакомился со многими из наших студентов и обучил их некоторым обычаям студентов Дерптского университета. Особенно увлекательно рассказывал он про обыкновение: после студенческих оргий и попоек ходить ночью по улицам и бить стёкла в зажжённых уличных фонарях. Это приглянулось нашим студентам и вошло в моду…

Наверное, будет любопытно узнать и продолжение этой истории. В конечном итоге, эти мажоры-студенты Казанского универа допились до такого состояния, что перепутали фонарный свет с лучами от свечей, которые пробивались через оконца церкви… их булыжники попали в алтарь.

Прихожане в то время были людьми суровыми, и враз протрезвевшие парни нашли спасение от разъярённой толпы, лишь спрятавшись в карцере университета за железными дверьми. – Это вам не сюси-пуси нашей власти с лесби-дебилками Pussy Riot, лишь на пару лет изолировавшей их от общества (за такое надругательство мало!).

Воспоминания же Вистенгофа навевают печальный вывод: из всех приличных учебных заведений Российской империи власти выпроваживали всех шпанистых мальчиков-мажоров того времени исключительно в Казанский университет, в качестве замены их ссылки в Сибирь за «художества» и пьяные дебоши.

Вполне понятно теперь почему Ленин выбрал для получения диплома именно этот университет: на фоне молодых гуляк студент Ульянов выглядел гением (во-первых), да и шлейф истории повешенного брата иных возможностей для обучения, наверное, не представлял (во-вторых). Не так ли?

* * *

Записки Русского Технического Общества

9-го октября 1869 года.


(Присутствовали под председательством Н.А. Кулибина, члены: Е.Н. Андреев, М.Я. Киттары, Д.И. Менделеев, А.И. Шнаковский, делопроизводитель отдела Ф.Н. Львов и приглашённый коммиссиею М.М. Дешевов)

Делопроизводитель доложил, что в 1-й отдел переданы были на разсмотрение ходатайства: шведскаго гражданскаго инженера Фалькмана, от 26-го сентября, и дворянина Пантелеймона Аксентьевича Врадия, от 2-го октября, о произведении испытания над придуманными ими осветительными приборами в сравнении с «вечною газовою свечею» г. Шандора; при чём г. Фалькман просил ещё определить силу света трёх его ламп, назначенных для освещения улиц…

Относительно ценности осветительных жидкостей, г. Фалькман заявил, что нефтяной бензин, им употребляемый в лампах, продаётся по 5 р. за пуд, а г. Врадий объяснил, что жидкость, им употребляемая, так называемый нефтяной спирт, тождественна с шандорином (сорт керосина из США – А.Г.), но, что покупая её из третьих рук, и притом в долг, он не может продавать её дешевле 8 руб. за пуд; при лучших же для него условиях, она не будет стоить дороже шандорина, т. е. 6 р. за пуд.


Результаты испытаний были следующие, и которые представлены в моей таблице с исходными данными из первоисточника:



Рисунок 12. Результаты испытаний РТО. Авторская таблица по исходным данным РТО

Примечание.

Сила света для лампы г. Фалькмана была найдена в 2,°2, но по последующим наблюдениям исправлена. В начале испытания лампа Фалькмана показала на фотометре силу света в 2,3° по широкой стороне пламени и 1,9 по узкой. К концу же испытания замечено было уменьшение…

Описание первой публичной выставки бывшей в Иркутске в 1868 году.

Сальных свечи были выставлены Брянским (8 р. пуд), Афанасьевым и Евтюхиным. (7 р. 5° коп.) Последний выставил цветныя свечи: кроме окраски оне не имеют никакого особеннаго достоинства. Свечи Афанасьева уступают в чистоте отделки свечам Брянскаго, которые и по цене и по выделке безукоризненны.

Вопросы к учителю

Это был, похоже, последний инновационный всплеск русской мысли по модернизации русской лучины, которым члены Русского технического общества (РТО) старались в 1869 году запитать прирост прибыли тогдашних «генерирующих энергетических компаний».

Меж тем открытию электричества (букв. – «янтарности») стукнуло в том году 269 лет, закону Кулона – уже 84, а первую лампу накаливания придумал аж в 184° году англичанин Уоррен де ла Рю, кстати, избранный в 1864 году почётным членом-корреспондентом Петербургской АН, о чём члены РТО не знать не могли… Через пять лет Александр Н. Лодыгин получит патент на нитевую лампу накаливания, а будущему изобретателю дуговой лампы (в 1875 г.), Павлу Н. Яблочкову на момент совещания лучших учёных страны исполнился 21 год.

– То есть Россия во второй половине XIX века уже практически догнала Западную Европу на направлениях прорывных технологий!

Однако мир поначалу запомнил первый осветительный электрический прибор под именем «лампы Эдисона-Суона». Но потом американцы имя первого изобретателя лампочки с карбоновой нитью Джефа У. Суона постарались вымарать из истории, в чём и преуспели. И теперь все полагают, что Томас Эдисон вполне обошёлся без открытий и изобретений Де ла Рю, Моллена, Джона Старра, Гёбеля, Уилсона, Лодыгина, Дидрихсона, Яблочкова и Суона. Ведь американцы – это же исключительная, избранная нация! Ей все открытия подсказал, наверное, Иегова.

Небезынтересно и иное: шестью годами ранее даты совещания РТО наш гениальный промышленник В.А. Кокорев с помощью Д.И. Менделеева наладил производство отечественного керосина в Баку. Однако русские учёные, включая и Менделеева, про эти успехи благополучно «забыли» (sic!), обсуждая опыты с американским керосином!

Создаётся впечатление, что кое-кто из конкурсантов средь персон царского, Готторпов-Романовых «госзаказа» просто проталкивал на Российский рынок американские товары. Так? А если «так», то бесплатно ли?

* * *

Похоже, что лишь в конце XIX века люди в России получили возможность освещать свои дома по приемлемым тарифам госмонополий: покупка пуда сальных свечей за 8 рублей при заработке под 2°° рублей годовых уже стала подъёмной для рабочих семей. Так?

А в деревнях?

Навязывание американцами всему миру своего шандорина (сорт керосина) в веке XIX что-то до боли напоминает из сегодня: уж не их ли идефикс века XXI по выдавливанию газа из подземных сланцев с его последующим сжижением и отправкой в Европу? Не так ли?

Ну ничего в нравах стран Внеморальной Оси не меняется!

Загрузка...