Часть I История государства и права зарубежных стран в Древнем мире

Общие положения

Приблизительно около 8000 лет назад на смену цивилизациям Древнейшей истории приходят цивилизации Древнего мира, история которых начинается с такого явления, как неолитическая революция.

Под неолитической революцией понимается в первую очередь доместикация (одомашнивание) растений и животных. Это привело к качественным изменениям хозяйственной жизни человека, к росту продуктивности экономики общества и, как следствие, к возникновению таких видов деятельности, как земледелие и скотоводство. Неотъемлемым элементом данных изменений было развитие таких видов ремесленной деятельности, как производство керамических изделий и ткачества.

Еще одним из важнейших изменений в процессе неолитической революции явилось начало использования металла, хотя термин «неолит» означает «новокаменный век». Первым металлом, который стал использоваться человеком, было золото («желтые камни»), которое встречалось в виде самородков.

И, наконец, важнейший признак неолитической революции – это выделение особой социальной группы, деятельность которой специализировалась на организации жизни сородичей – управленцев, т. е. проявляются зачатки формирования органов государственного управления в современном понимании. Примечательно, что формирующаяся в условиях Древнего мира власть характеризуется как плутократия (власть богатства).

В качестве первого этапа развития обществ Древнего мира, по мнению археологов, выступает неолитическо-энеолитическая стадия. Неолит, как было отмечено выше, означает новокаменный век. Энеолит – медно-каменный век. Это первая цивилизационная пара Древнего мира. Следующими этапами являются медный и бронзовый века, представляющие собой вторую цивилизационную пару Древнего мира. Затем идет период, который носит наименование «железный век» (античность). Именно он завершает историю Древнего мира и не имеет цивилизационной пары в его пределах. Развитие каждой цивилизации Древнего мира охватывало приблизительно 1500 лет.

Традиционно изучение истории государства и права Древнего мира концентрируется на странах Мезоамерики (майя, ацтеки), Древнего Востока (Древние Египет, Вавилон, Китай, Индия) и Средиземноморья (Древняя Греция и Древний Рим).

Значимыми для осмысления проблем развития цивилизаций Древнего мира, в том числе их государственно-правовых реалий, являются идеи основателя русской геополитики Л.И. Мечникова о существенном влиянии особенностей своеобразных гидрологических центров на развитие государств. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» (1924) ученый выделяет несколько гидрологических типов цивилизаций. Так, для цивилизационной пары «медь – бронза» Древнего мира, по мнению ученого, река является важнейшим фактором, определяющим их развитие (Египет – бассейн Нила, Вавилон – междуречье Тигра и Евфрата и др.), поэтому он назвал их речными цивилизациями. Железному веку Мечников приписывал другую гидрологическую особенность, так как они располагались кольцом по побережью морей (Греция – Эгейское море, Рим – Средиземное) и именовал эти государства морскими цивилизациями. Ученый проследил влияние гидрологии на государства и в эпохи Средневековья и Нового времени, применяя к средневековым цивилизациям термин «морские», а к цивилизациям Нового времени – «океанические». Однако Мечников оставил без внимания гидрологическую особенность первой цивилизационной пары Древнего мира – «неолита – энеолита». Используя подход ученого, а также новые открытия археологической и этнографической наук, можно предположить, что в качестве своеобразных гидрологических центров государств этой цивилизационной пары выступают озера и озерообразные расширения рек (майя, ацтеки и др.)

В историографии Древнего мира доминируют работы, которые в основу развития государств этой эпохи закладывают способ производства, основанный на рабском труде, а эти государства называются рабовладельческими. Однако существует иное мнение, которое изложил в своих трудах немецкий ученый, один из самых крупных специалистов по истории Древнего мира Э. Мейер. Он отрицал определяющее значение рабства, например, для экономики античных государств, и пытался доказать, что основной производительной силой этого времени были свободные общинники, а рабский труд имел вспомогательное значение. В другие же периоды Древнего мира основную массу общественного продукта создавали не рабы, а зависимые земледельцы. Мейер утверждал, что развитие цивилизаций связано с чередованием периодов с приоритетом труда свободных людей, дополняемым трудом рабов (экономическое принуждение), и периодами с господством труда зависимых земледельцев и ремесленников (внеэкономическое принуждение). Эти особенности социальной структуры государств Древнего мира нашли отражение в организации государственной власти и управления, а также в правовом регулировании общественных отношений.

Складывающиеся в рамках первой цивилизационной пары Древнего мира (неолит – энеолит) нормы, регулирующие общественные отношения, по своей сути во многом были еще этико-правовыми, а государства представляли собой синтез догосударственных и раннегосударственных институтов и структур.

Вторая цивилизационная пара Древнего мира наиболее ярко проявилась в древневосточных государствах. Именно здесь впервые зародились собственно государственные и правовые институты. В цивилизациях Древнего Востока утвердилась деспотическая политическая традиция и специфическая политическая культура – восточная деспотия. Для государственности древневосточных обществ характерно наличие огромного разветвленного государственного аппарата, довлеющего над обществом. Во главе этого аппарата стоял правитель, в руках которого концентрировалась вся полнота власти. Причем власть государства и правителя обожествлялась. Последний обладал не только светской, но и религиозной властью. Закон, источником которого являлся правитель, приобретал сакральный характер. На Древнем Востоке происходило оформление политического режима, имеющего черты тоталитарного, с его всеобъемлющим контролем власти над личностью и обществом в целом, отсутствием индивидуальных свобод и пр. В древневосточных государствах складывалась вертикально организованная система государственного управления. Для правовых систем стран Древнего Востока характерно слияние собственно права, морали, обычаев, традиций и религии в одно целое. Нарушение правовой нормы одновременно рассматривалось как религиозное преступление, как посягательство на божественный порядок.

В античных государствах возникли многообразные политические режимы, начиная с демократии и заканчивая тиранией, появился институт гражданства. Римское право стало основой современной цивилизации, вся система международного права и значительная часть национальных правовых систем воспроизводит структуру и принципы римского права.

Глава 1 История государства и права Мезоамерики в Древнем мире

В рамках неолитической революции происходило становление новой эпохи в развитии человечества – Древнего мира. Однако государства Древнего мира формировались далеко не одновременно в различных регионах нашей планеты. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где она началась приблизительно 10 тыс. лет назад, а на территории Мезоамерики 3–2 тыс. лет до н. э. Надо заметить, что первая цивилизационная пара (неолит – энеолит) Древнего мира, по мнению археологов, антропологов и этнографов, имела место практически во всех уголках Земли. Наиболее ярким и самым близким к современности примером ее развития являлись могущественные государственные образования Мезоамерики.

Термин «Мезоамерика» был введен в научный оборот немецко-мексиканским антропологом П. Кирхоффом и представляет собой область, включающую территории современных Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Белиза, западных областей Сальвадора и Гондураса. Хотя на территории Мезоамерики находилось множество древнеамериканских цивилизаций, расцвет этого региона, в рамках Древнего мира, связан в первую очередь с двумя наиболее крупными: майяской и сменившей ее ацтекской.

Приблизительно со второй половины I тыс. до н. э. в Мезоамерике на смену цивилизациям Древнейшей истории приходят цивилизации Древнего мира. Именно в это время там происходят процессы, свойственные неолитической революции, что выражается в установлении господства земледелия, основанного на возделывании кукурузы, фасоли и тыквы, в наличии постоянных поселений земледельцев, вполне сложившихся традициях в изготовлении керамики, в формировании государственно-правовых реалий, соответствующих Древнему миру. Условия очень жаркого тропического климата были вызовом природы, на который земледельческое население дало ответ в виде создания сложных ирригационных систем, искусственных сельскохозяйственных террас и чинампов (плавучих островов на озерах). Не случайно, что некоторые ученые считают озера и озерообразные расширения рек своеобразными гидрологическими центрами майя и ацтеков.

Цивилизация майя успешно развивалась (в рамках Древнего мира) со второй половины I тыс. до н. э. по IX–X в. н. э. После X в., потеряв свое могущество, переместилась на полуостров Юкатан и постепенно угасла, будучи завоеванной конкистадорами. Майяская цивилизация просуществовала около 1500 лет, что соответствует приблизительному времени зарождения и завершения развития всякой цивилизации. Когда она исчерпала свое развитие, ей на смену в XI в. пришла цивилизация ацтеков. Усвоив и творчески переработав богатое наследие майя, ацтеки прошли недолгий, но яркий путь развития и пали под натиском испанских завоевателей в XVI в., не завершив полного цивилизационного цикла развития.

1.1. Организации государственной власти и управления у майя и ацтеков

Центральные и местные органы управления. Государственные образования Мезоамерики представляли собой города-государства. На территории майя, например, процветало свыше двух десятков государств, представлявших собой город с примыкающими к нему сельскохозяйственными угодьями. Наиболее значительными из них были Паленке, Тикаль, Копан, Киригуа. Вся эта сеть городов-государств вряд ли объединялась когда-либо в рамках единого царства, по-видимому, каждое сохраняло свою самостоятельность и управлялось собственной знатью и жрецами.

Во главе города-государства майя стоял халач уиник (верховный правитель, владыка), что означало на языке майя «настоящий человек», «настоящий мужчина». Он был наделен всей полнотой как светской, так и религиозной власти, считался полубогом. При нем существовал ах куч каб (государственный совет), в который входили жрецы и сановники. Должность халач уиника передавалась по наследству. Однако если сыновья были не годны к управлению страной, то главой государства становился брат покойного правителя или же совет выбирал дееспособного человека, вероятно, родственника умершего владыки. Ближайшими помощниками правителя были чилан (прорицатель, предсказатель) и наком (военачальник, отвечавший за жертвоприношения).

Государство майя делилось на провинции, во главе которых стояли батабы (наместники), являвшиеся родственниками правителя; они обладали гражданскими, военными и судебными полномочиями. У майя существовал разветвленный бюрократический аппарат, состоявший из советников и мелких должностных лиц, судебных приставов, военачальников и т. д., которые беспрекословно исполняли приказы высших сановников.

Пришедшая на смену майя цивилизация ацтеков также представляла собой целый ряд городов-государств. Около 1325 г. ацтеки основали Теночтитлан (Мехико). На основе союза между городами-государствами Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан был создан Ацтекский тройственный союз, который существовал с 1428 до 1521 г. В процессе активной завоевательной политики союз значительно расширил свои границы и стал называться ацтекской империей. Гибель ацтекской цивилизации явилась результатом как внутренних противоречий, так и следствием испанского завоевания.

В состав государства ацтеков входило около 500 городов и иных поселений, разделенных на 38 административных единиц во главе с местными правителями или специально присланными управляющими. Вся территория ацтекского государства называлась «земля мешиков», т. е. ацтеков. Наряду с собственной территорией в нее входили «земли врага», т. е. земли покоренных народов.

Административно-территориального единицей государств Мезоамерики были родовые общины. У ацтеков кальпулли (община) состояла из масеуалы (рядовых общинников), занимавшихся земледелием. Общины по числу домохозяйств были разными. Большинство состояло из нескольких деревушек в два-три дома, в которых жили семьи, представляющие разные поколения рода. Делами общины управлял выборный старейшина. Он следил за правильным распределением общинной земли и своевременностью отправления повинностей. Особый надел, выделяемый старейшине, обрабатывался общинниками.

Тлатоани (верховный правитель ацтеков) являлся носителем высшей военной, административной и судебной власти, исполнявший, вероятно, и важнейшие жреческие функции. В отличие от майя у ацтеков верховного правителя выбирали специальные выборщики, которые принадлежали к слою высшей ацтекской аристократии. Выборщики избирали и четырех ближайших советников тлатоани. Все избираемые управленцы происходили из одной и той же семьи: правитель и четыре его помощника являлись близкими родственниками. Именно из этой четверки советников выбирался следующий правитель. Будущий тлатоани должен был показать свою доблесть на полях сражений. Он обязан был также хорошо говорить, недаром тлатоани, означает «оратор». Кроме того, будущий правитель ацтеков должен был глубоко разбираться в вопросах религии и философии.

При тлатоани существовали четыре высших совета: по военным делам, по делам светской знати, по вопросам религии, по делам «простых людей». Они выполняли как административные, так и судебные функции. Подобные органы власти были в каждом из городов – членов Тройственного союза, причем правители этих городов имели максимальный авторитет и значительную власть в пределах своего региона.

Для успешного функционирования государств Мезоамерики, содержания их многочисленного чиновничьего аппарата нужны были средства, которые взимались в виде налогов. Возможно, что каждый трудоспособный мужчина майя из непривилегированного социального слоя был обязан отдать государству установленное количество своего труда, о чем делались соответствующие записи. Часть излишков урожая рядовые общинники отдавали батабу (сборщику налогов), который отвозил их в государственные хранилища. Кроме того, общинники обрабатывали личные кукурузные поля жрецов и знати и убирали с них урожай.

Для майя налоговое бремя приняло форму принудительных работ. Строительство было частью взимаемого налога. Дома представителей знати строили простые люди за свой счет. Члены общин, которые жили вблизи дорог, обязаны были выполнять тяжелую работу по их строительству. Строительство общественных зданий было главной составляющей налоговой системы государств Мезоамерики. Огромные религиозные центры, храмовые города, в которых были водохранилища, гигантские дамбы и площадки для игры в мяч, фасады зданий которых украшались замысловатой резьбой, предполагали наличие сложной системы организации труда. К этой работе привлекались в первую очередь основные налогоплательщики – свободные общинники. Сбор налогов осуществляли калпишки (специальные должностные лица), назначавшиеся из военного сословия.

Многие в обществе майя были освобождены от уплаты налогов. Представители знати, жрецы, гражданские чиновники и военные чины жили за счет налоговых сборов с простого народа. К тому же немалое число ремесленников, которые украшали храмы, содержалось за счет налоговых поступлений.

Источники свидетельствуют об обложении коллективным налогом каждой общины и данью побежденных народов. Самым хорошо задокументированным налоговым механизмом ацтеков является имперская система сбора налогов. В основном налог собирался в денежном эквиваленте (тканями из хлопка – мантас), но также товарами роскоши и повседневного использования. На каждую провинцию назначалось по два сборщика налогов, один из которых находился в главном городе региона, другой – в имперской столице.

Земельный налог был основополагающей и широко распространенной формой выплат и был основным источником доходов ацтекских городов-государств. Общинники делали выплаты различными товарами, в том числе деньгами (как мантасами, так и зернами какао), дровами, продуктами питания и прочими предметами домашнего быта. Выплатами облагали главу семейства, а объем определялся исходя из размера обрабатываемой земли. Размеры участков земли и выплаты фиксировались в пиктографических записях. Безземельные работники не платили этот налог. Знать собирала товары и перенаправляла часть из них либо все правителю. Знать также выплачивала земельный налог.

Ротационная трудовая повинность была близко связана с земельным налогом. Домашние хозяйства предоставляли рабочие руки на выполнение определенных заданий. Происходила ротация заданий между кальпуллиями. Существовали две формы ротационной трудовой повинности. Первая – это выполнение повинности в пользу знати, а вторая – услуги, оказываемые непосредственно во дворце правителя. Налоговая система ацтеков включала и общественные работы, которые были всеобщей обязанностью простолюдинов.

Государства Мезоамерики были воинственны, вели постоянные войны за расширение своих владений. Поэтому важное место в государственной системе занимали вооруженные силы. Основой власти правителей майя была многочисленная наемная армия. Хольканы (воины) получали вознаграждение. Примечательно, что у майя должность накома (военачальника) занимали два человека: одному она передавалась по наследству, другой избирался на три года.

Опорой правителя ацтеков также была армия, состоящая из профессиональных воинов, общинного ополчения и военных орденов «Орла» и «Ягуара». В орденах велась подготовка офицерского корпуса. Вассальные города, области и провинции в случае необходимости предоставляли в распоряжение правителя определенное число своих воинов. Войска состояли из отдельных подразделений – легионов или полков, каждый из которых насчитывал 8 тыс. солдат. Внутри легиона имелись более мелкие деления – числом до 20: каждое со своим штандартом или знаменем. С детских лет ацтеки проходили серьезную физическую и военную подготовку. На поле боя главная их забота состояла не в том, чтобы убить врага, а в том, чтобы взять как можно больше людей в плен для принесения их в жертву богам.

Важным инструментом государственного управления стран Мезоамерики являлась судебная власть, которая была достаточно эффективной. Разрешение споров происходило на основе «горизонтальных» правовых связей без участия государства, когда те или иные дела решались заинтересованными лицами (например, общинные суды, профессиональные суды купцов), и на основе «вертикальных» правоотношений, когда решения принимали государственные органы или должностные лица.

Верховным судьей являлся тлатоани. Каждый город или крупное селение имели своего главного судью, назначаемого лично правителем. Однако имелись отличия в организации и функционировании судебной системы в разных регионах ацтекского государства. Например, в некоторых городах действовало три суда: первый – совет делам высших военных чинов, второй рассматривал дела «простых людей», третий – высший суд для знати. Были города, где работали четыре суда, соответствовавшие четырем высшим советам управления. Первый занимался гражданскими и уголовными делами, судил предателей, воров, пьяниц и т. п. и решал споры, касающиеся собственности, рабов, службы. В ведении следующего были споры по вопросам религии, науки. Третий специализировался на военных делах. Четвертый занимался наблюдением за сбором дани и распределением ее, контролировал перепись населения.

Суд не был отделен от администрации. Судебно-административный аппарат был монополизирован представителями господствующего сословия, чаще всего назначаемыми тлатоани по признаку родства. Судебные чиновники получали от правителя содержание в виде служебного надела, на котором были посажены общинники в качестве арендаторов, возделывавшие землю и выплачивающие чиновнику определенную часть урожая. Формально сыновья судей не имели права на наследование этой земли, являющейся условным должностным владением. Но фактически наследовали ее, так как судебные должности переходили от отца к сыну. Каждые 80 дней правитель одаривал судей подарками (золото, ткани, украшения, зерна какао и маиса) в соответствии с «качеством службы и достоинствами». Эти дары не имели строго определенных размеров и выдавались в том количестве, какое считал нужным тлатоани.

В ацтекской судебной системе были суды различных инстанций. Низшей инстанцией были суды на местах, которые рассматривали только незначительные преступления. Они и решали основную массу дел рядового ацтекского населения. На главной рыночной площади было особое помещение – здание суда, где заседали 10–12 судей. Они рассматривали всевозможные преступления, которые случались на рынке, и отдавали приказание о наказании виновных, которое исполняли специальные служители. Были случаи, когда судьи отправляли подозреваемых в центр, в суд более высокой инстанции для окончательного решения дела.

Под руководством правителя функционировал особый верховный суд, так называемый «Суд восьмидесяти дней». Название связано с тем, что заседания этого суда происходили один раз в четыре древнеамериканских месяца (месяц равнялся 20 дням). Суд продолжал работу в течение 10–12 дней, рассматривал апелляции. Название суда определило максимальный срок (80 дней) для окончательного решения дел. Правда, апелляции не всегда рассматривались в суде, дела решались в более узком кругу: правителем и двумя высшими судьями-советниками. Суды имели своих «писцов», точнее сказать, художников, которые с помощью пиктографии изображали, фиксировали существо дела, имена тяжущихся, вынесенные приговоры.

1.2. Правовое положение основных социальных групп майя и ацтеков

В социальной структуре древнеамериканских государств Мезоамерики выделялись следующие основные группы: сановники, войны, жрецы, купцы, простолюдины, рабы. Социальная структура характеризовалась непреодолимыми барьерами, разделяющими общество на основе происхождения и образованности. У ацтеков, например, разделение социальных групп нашло отражение в одежде, каждое сословие должно было носить свой вид одежды.

Внутри привилегированных сословий (сановников, воинов, жрецов и купцов) существовала определенная иерархия, обусловленная размером собственности и общественным положением. В государстве майя, благодаря особой системе наследования, представители привилегированных социальных групп передавали свои должности по наследству ближайшим родственникам по мужской линии.

Общество майя было весьма дифференцированным. Высшее положение занимала альмехенооб (знать). Вслед за ними стояли ахкинооб (жрецы), являвшиеся хранителями знаний, хронологии, календаря, исторической памяти и ритуалов. Основную массу населения составляли так называемые ах чембаль виникооб (низшие) или мемба виникооб (трудящиеся), или ялба виникооб (простолюдины), которые были лично свободными. Самое низшее положение майяского общества занимали пентакооб (рабы).

Особое место в государствах Мезоамерики занимала знать. Например, у ацтеков титул текутли (знатный) обычно получали люди, занимавшие важный государственный и военный пост. Причем большинство гражданских чинов были одновременно и военными. Знать получала от тлатоани натуральное довольствие и земельные наделы. Никто, кроме знатных, не мог под страхом смерти строить двухэтажные дома. Существовала разница в наказаниях за правонарушения для знатного человека и простолюдина. Зачастую нормы для знати были более жестокими. Так, если человек, побывавший в неприятельском плену, был низкого происхождения, то ему не угрожало изгнание из общины и семьи, знатного же майя убивали сами родственники.

Тлатоани при выборе претендентов на освободившуюся государственную должность отдавал предпочтение сыну того, кто занимал эту должность ранее. Подобная практика способствовала превращению ацтекской знати в замкнутое сословие. При разделе земель завоеванных территорий большую часть получали тлатоани и его главнокомандующий, затем следовали отличившиеся войны из числа знати. Простые войны земли не получали, кроме считанных единиц «самых храбрых». Все это вело к появлению в ацтекском обществе особой земледельческой знати.

Знать не платила со своих земель налогов, но она много тратила на подношения и подарки тлатоани, особенно когда прибывала ко двору на какие-нибудь торжественные или религиозные праздники.

К числу привилегированных сословий относилось и жречество. Ах кин (верховный жрец) майя обладал властью почти такой же, как и верховный правитель. У верховного жреца были помощники-чиланы, в обязанности которых входили прямое общение с богами, истолкование знамений и таинственных примет. Другие группы жрецов наконы и чаки принимали участие в ритуальных обрядах и жертвоприношениях. Прежде чем стать жрецом, майя должен был получить знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии.

Жречество в ацтекском обществе также было весьма почитаемо. Свои богатства храмы увеличивали за счет подарков и добровольных пожертвований. Это могли быть дарения землей или частью дани, которые делала знать и сам тлатоани. Храмы получали доходы и от собственного ремесленного производства. Жизнь жречества регулировалась определенными нормами. Жреца, виновного в связи с женщиной, забивали палками, отбирали имущество, дом разрушали. Если жрец имел противоестественные склонности, то его заживо сжигали.

Богатые торговцы также занимали привилегированное положение в древнеамериканских обществах. К этой социальной группе относились и богатые ремесленники, которые зачастую сочетали ремесло с торговлей собственными изделиями. Купцы майя, которых называли пполмс, и купцы ацтеков – почтека – были уважаемыми людьми. У почтека были свой бог Эк-Чуах и свои правила поведения в обществе. Они не платили налогов и имели другие привилегии.

Низшую социальную ступеньку в иерархии древнеамериканского общества занимали простолюдины и рабы. В государстве майя ялба уиникоб (простолюдины) были земледельцами и составляли общину. Они вели полевые работы не только на землях общины, но и на землях привилегированных сословий. Кроме того, обязаны были делать им подарки в виде рыбы и дичи. На содержание правящей верхушки уходило свыше половины урожая каждого земледельца. Кроме того, с них взимали налоги солью, душистой смолой, украшениями, одеждой, дичью, фруктами и медом. Земля находилась в собственности общины. Ни один общинник не мог единолично распоряжаться ею. Когда начиналась война, общинники становились солдатами, выступая в роли ополчения. Простолюдины задействовались на общественных работах, их трудом были созданы, выдающиеся памятники культуры, грандиозные храмы и другие величественные сооружения.

Основу социальной группы простолюдинов ацтеков, так же как и майя, составляли масеуалы (общинники). Помимо работы на земле, они несли и другие многочисленные повинности: выполнение работ по дому, занимались приготовлением пищи, переноской тяжестей, строительными и ремонтными работами, прядением, ткачеством, изготовлением циновок и иным ремесленным трудом, занимались добычей соли, рыбной ловлей, и др. Часть общинных земель передавалась в аренду, в том числе и членам другой общины. Арендаторами, как правило, были майеки («те, кто имеют руки»), которые нуждались в больших наделах земли и могли ее обработать. Масеуали и майеки являлись основной рабочей силой на государственных и частных землях. Майеки не могли покинуть ее по собственному желанию и со смертью хозяина вместе с землей переходили к наследникам. В этом статусе майеки приближались к рабам, владеющим землей.

Кроме простолюдинов, на низшей ступени майяского общества находились рабы, которые использовались для различных домашних работ, трудились на огородах и плантациях знати, служили носильщиками на дорогах и гребцами на торговых лодках. Считается, что рабство у майя получило значительно большее развитие, чем у других народов Мезоамерики.

Основную массу рабов составляли военнопленные, которые не были принесены в жертву богам. Жители майяского государства обращались в рабство за некоторые виды преступлений. Так, рабами становились убийцы (если они были моложе своей жертвы), разведенные жены, воры (даже за три початка кукурузы) и др. Дети, рожденные от раба, считались рабами. Тот, кто делал беременной рабыню или женился на ней, становился рабом владельца этой рабыни; та же участь постигала и женщину, которая выходила замуж за раба. Отличительным признаком раба была бритая голова, в то время как свободные люди носили длинные волосы.

Рабство в обществе ацтеков отличалось от рабства майя и от современного понимания статуса раба. Оно было уникально и более похоже на договорную зависимость, представляя собой труд зависимых людей, основанный на внеэкономическом принуждении.

Рабство не было наследственным. Хотя у ацтеков тлакотин (раб) и был личным имуществом владельца, передаваемым по наследству, дети раба были свободными. Раб мог обладать частной собственностью, даже собственными рабами. Он мог приобрести свободу, если рабу удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Беглеца мыли, выдавали новую одежду и отпускали. Преследовать убежавшего раба мог только его хозяин или его родственники. Существовал закон, по которому человек, препятствовавший побегу раба, становился рабом. Рабы могли выкупить свою свободу или получить ее, вступив в брак со свободными членами общества, или по завещанию хозяина.

В ацтекском государстве имела широкое распространение торговля рабами. Рабы обменивались на самые различные вещи – ткани, накидки, драгоценные перья и т. п. Стоимость раба колебалась в зависимости от его достоинств, но обычная его цена равнялась 20 накидкам. Рабов продавали не только в близлежащие районы, но и на чужбину. Однако раба, будь то мужчина или женщина, нельзя было продать против его согласия. Если раб не хотел быть проданным новому владельцу, вопрос о продаже решался через суд.

Источники рабства у ацтеков были разнообразные. За совершенное преступление, например, убийство, преступника или казнили, или отдавали в рабство в семью убитого. Превращением в раба наказывалось предательство по отношению к государству или своему непосредственному господину. В рабство можно было попасть из-за долгов. Отец имел право продать своего сына в рабство, если суд объявлял того «непослушным». Ацтек мог сам продать себя в рабство, так поступали обычно проигравшиеся игроки и проститутки. В ацтекском обществе полностью отсутствовал такой источник рабства, как захват рабов в результате войн. Все пленные, захваченные в бою, приносились в жертву богам.

Рабы выполняли самую различную работу в доме своего хозяина: перетаскивали тяжести, обрабатывали посевы, собирали урожай на полях. Часто рабовладелец использовал раба не только в собственном хозяйстве, но и определял его, например, носильщиком в купеческие караваны. Все заработанное в этом случае поступало хозяину-рабовла-дельцу. Труд рабов широко использовался при осуществлении крупных строительных проектов: сооружении храмов, мостов, дамб и т. д.

В ацтекском обществе использовался труд простолюдинов и рабов при сохранении для них почти в равной степени главных стимулов к трудовой деятельности: землю, жилище и семью.

1.3. Становление и развитие права в майяском и ацтекском государствах

Источниками права государств Мезоамерики были прежде всего правовые обычаи. Право майя и ацтеков закрепляло сложившиеся обычаи, превращая их в мононормы и придавая им юридическую силу обычного права. Кроме этого, источниками права являлись религиозно-правовые нормы и предписания жреческих требников, законодательные акты верховных правителей, не сохранившихся в подлиннике.

Загрузка...