Введение в «Историю государства и права зарубежных стран»

Предмет учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

История государства и права зарубежных стран является одновременно и юридической, и исторической дисциплиной. Эта двойственность позволяет осуществлять сравнительный анализ взаимоотношения государства и права в различных государственно-правовых системах, определять закономерности возникновения и эволюции государства и права и прогнозировать векторы их развития на прочном фундаменте исторических фактов.

История государства и права зарубежных стран сопряжена с блоком общегуманитарных учебных предметов, таких как общая (всемирная) история, философия, политология, социология, религиоведение, культурология и др. Наиболее тесное взаимодействие между историей государства и права зарубежных стран и общей (всемирной) историей, предметом изучения которой является развитие обществ. Историко-правовая дисциплина опирается на достижения исторической науки, ведь в обществе рождаются государственно-правовые реалии. По меткому выражению Гегеля: «Общество – мать государства», поэтому понимание проблем истории государства и права невозможно без опоры на выводы общей (всемирной) истории. Например, эта взаимосвязь ярко проявляется в вопросах периодизации истории государства и права зарубежных стран.

Историко-правовые учебные предметы, в том числе и история государства и права зарубежных стран, занимают особое место в системе юридических дисциплин. Существует прочная связь с теорией государства и права, ее выводы и обобщения используются историей государства и права, которая, в свою очередь, дает конкретный материал для теоретико-правовых построений. Изучение истории государства и права зарубежных стран неотрывно от истории политических и правовых учений и, конечно, от истории государства и права России. Очевидна связь судеб российской государственности и права со становлением и развитием государственно-правовых отношений в других странах мира.

Историко-правовые знания составляют базу, фундамент для отраслевых юридических дисциплин, являясь их историко-правовым обоснованием. Если в рамках отраслевых предметов (конституционное, административное, уголовное, гражданское право, процессуальные отрасли права и др.) изучается действующее право, то история государства и права, в том числе и история государства и права зарубежных стран, рассматривает институты права и государства в исторической ретроспективе.

Предметом учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются закономерности и особенности возникновения и эволюции государства и права разных народов, форм государственно-правовых систем, учреждений и правовых институтов на различных этапах исторического развития от древнейших времен до современности для определения тенденций развития государственности и права.

В мире существуют более 250 государств. История государства и права зарубежных стран охватывает большой объем фактического материала, поэтому в рамках этой учебной дисциплины изучаются основные этапы развития государственных и правовых институтов тех стран, которые оказали наибольшее влияние на становление и развитие государства и права в мировом сообществе. Выбор стран, как и объем посвящаемого им материала, определяется авторской точкой зрения, основанной на традиционно сложившихся в науке представлениях.

Особенностью предмета «История государства и права зарубежных стран» также является изучение источников права, принадлежащих к различным правовым системам и созданных в разные периоды времени. Сравнительный анализ национальных систем права разных стран осуществляется на основе классификации права по семьям (правовым мировым системам). Впервые термин «правовая семья» был употреблен в трактате немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1668).

Правовая семья представляет собой совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторические пути его формирования.

Каждая правовая семья уникальна, ее формирование подчинено следующим критериям: соотношению и использованию источников права, роли суда в создании прецедентов, происхождению и развитию системы права. Семья права – это группа национальных систем права, имеющих сходные юридико-технические признаки, главным из которых является форма права.

Но основе многообразных классификаций семей права выделяют следующие основные семьи права:

✓ романо-германскую (континентальную) семью права, объединяющую правовые системы всех государств континентальной Европы, возникшую на базе рецепции римского права. Кроме того, это правовые системы Квебека, Пуэрто-Рико, Филиппин, Индонезии, Киргизии, Таиланда, Турции, Узбекистана, Южной Кореи, Японии, ряда латиноамериканских стран, некоторых стран Ближнего и Среднего и Востока, африканских государств – бывших французских колоний и др. Основной источник права – нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: публичное и частное право. В системе органов государства имеет место четкое разграничение на законодательные и правоприменительные органы. Для большинства государств этой семьи права характерно наличие писаной конституции;

✓ англосаксонскую (англо-американскую) семью права (семья общего права) – доминирует в национальных правовых системах Австралии, Белиза, Великобритании (кроме Шотландии), Ирландии, Канады, Новой Зеландии, США, Ямайки и др. В основе этой семьи права лежит принцип, означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права является обычай, подтвержденный судебным прецедентом. Законодательство рассматривается как разновидность договора. В США прослеживается тенденция к смешению принципов англо-американской и романо-германской правовых систем. В Канаде частное право является прецедентным, а уголовное – кодифицированным;

✓ религиозную правовую семью, основные источники которой божественные откровения, священные писания. Эта семья права не имеет четкого разграничения на нормы правовые, моральные, религиозные. Наиболее известными примерами являются мусульманское право (шариат), индусское право (индуизм) и иудейское право (галаха), которые представлены в национальных правовых системах Ирана, Ирака, Пакистана, Саудовской Аравии, Ливана, Судана (мусульманское право), Индии, Бангладеша, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии и некоторых стран восточного побережья Африки (индусское право), Израиля, США и отдельных религиозных еврейских общих в различных регионах мира (иудейское право). Исходящее из конфуцианского мировоззрения традиционное право Китая и Японии содержит элементы религиозной семьи права. Религиозное право не является абсолютной, а лишь преобладающей нормой либо сохранившей свое значение в отдельных сферах (Алжир, Тунис, Сирия, Турция, Израиль). Наряду с религиозным правом в этих странах действуют законы государства и обычая, законодательство местных властей;

✓ социалистическую правовую семью – не считается самостоятельной правовой системой. Она содержит все формальные признаки романо-германской семьи права. Однако социалистическая правовая система характеризуется, с одной стороны, достаточно жестким контролем над многими сферами жизни общества, а с другой – законодательным закреплением значительного числа социальных гарантий. Кроме того, ей присущ упрощенный порядок судопроизводства с практическим отказом от состязательности. Социалистическая правовая семья представлена в национальных правовых системах Китая, Кубы, Северной Кореи;

✓ традиционную правовую семью (обычное право) – встречается в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Обычаи и традиции являются неписаными нормами поведения. Соблюдение норм обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков, духов природы.

Формирование правовых семей имеет давнюю историю. В романо-германскую (континентальную) семью права входит большинство национальных правовых систем, не менее 70 %. Однако происходит переплетение признаков правовых семей, они заимствуют друг у друга, казалось бы, не свойственные им черты, появляется смешенная правовая семья.

Хронологическими рамками изучения истории государства и права зарубежных стран являются момент возникновения государств и права и сегодняшнее состояние государственной и правовой систем на территориях различных стран мира. Изучение истории государства и права зарубежных стран осуществляется в хронологической последовательности.

В основе периодизации истории государства и права зарубежных стран лежат глубинные изменения в цивилизационном развитии народов, соответствующие определенным историческим периодам в развитии человеческого общества, которые традиционно выделяются в историко-правовой науке: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждая из этих эпох представляет собой вполне определенную историческую ступень в развитии государства и права. Однако из предложенной периодизации выпадает Древнейшая история как первоначальная фаза, в рамках которой формировались определенные истоки, первые, «примитивные» государственно-правовые явления. Кроме того, выделяемый период «Новейшее время» не несет в себе кардинальных отличий от Нового времени. Обычно начало периода «Новейшее время» связывают с революционными событиями в России начала XX столетия, в ходе которых решались задачи освобождения от пут Средневековья и полноценного вхождение в современную цивилизацию Нового времени. Эти события, наряду с подобными революциями XX в., скорее завершали, чем открывали новый исторический период.

Периодизация истории государства и права зарубежных стран представляет собой эпохи, которые охватывают приблизительно следующие хронологические рамки:

✓ Древнейшая история (палеолитические общества) – около 80—8 тыс. лет назад;

✓ история Древнего мира (ранние земледельческо-скотоводческие цивилизации) – около 8 тыс. лет назад – вторая половина I тыс. н. э.;

✓ Средневековье (поздние земледельческо-скотоводческие цивилизации) – около второй половины первого тыс. н. э. – XVI в.;

✓ Новое время (современные, индустриальные цивилизации) – около XVII в. – по настоящее время.

Каждый из этих периодов является исторической ступенью в развитии государства и права зарубежных стран. Однако необходимо учитывать, что хронологические рамки периодизации весьма условны. Проблемно-хронологический принцип изучения истории государства и права зарубежных стран указывает на то, что многие государства проходят означенные ступени эволюции в различное историческое время. К несовпадению временных и пространственных рамок приводят особенности экономического, социального, государственно-правового, культурного, духовного, ментального развития разных стран мира.

Различные концепции постижения истории государства и права зарубежных стран

Человечество выработало различные подходы к постижению прошлого. Суммируя научные наработки в этой области, можно выделить два основных направления исторического познания, которые применимы и при анализе истории государства и права. Для одного из этих направлений характерно чередование «светлых» и «темных» циклов. Основой другого является представление о необратимом поступательном развитии.

Первое из указанных направлений отражено в циклической модели истории. Ее изложил в своей поэме «Работы и дни» древнегреческий поэт Гесиод (конец VIII – начало VII в. до н. э.). Детальное развитие данная концепция получила в трудах древнегреческого историка Фукидида (471–400 гг. до н. э.), эллинистического историка Полибия (около 201–120 гг. до н. э.), выдающегося древнекитайского историка Сыма Цяня (140—90 гг. до н. э.) и других ученых.

Согласно взглядам Гесиода, человеческая история делится на века – циклы, каждому из которых соответствует определенное поколение людей. Причем понятие «поколение» используется им скорее в широком антропологическом смысле, нежели в его обычной узкой трактовке. Ход истории изображается в поэме как последовательная смена золотого, серебряного, медного, героического и железного веков. Поколениям I и IV в. Гесиод дает положительную характеристику, остальным – отрицательную. Таким образом, его концепция связана с идеей определенного регрессивного чередования, хотя и непоследовательного, «светлых» и «темных» вековых циклов. Более пессимистическую окраску эта модель истории получила в идеологии древних цивилизаций Нового света. Так, в ацтекском «Кодексе Риос» каждое из антропологически обособленных поколений человечества наказывалось за грехи божественной карой: голодом, ураганом, пожаром, потопом. Эти идеи нашли отражение и в Ветхом Завете.

Дальнейшим развитием циклической концепции истории явилась спиральная модель, которую ввел в круг научных представлений неаполитанец Дж. Вико (1668–1744), автор «Оснований новой науки об общей природе наций».

Итальянский мыслитель разделил историю человечества на «век богов», для которого характерны догосударственный строй, появление семьи, религии, письменности, правовых представлений, «век героев» – эпоху господства аристократии, ожесточенных столкновений феодалов и крестьянства, «человеческий век» – времена буржуазных республик, «гуманной монархии», подъема городской жизни, царства разума. За каждым из этих циклов, развивающихся по восходящей линии, следует определенный упадок, переход к варварству, но следующий цикл по сравнению с предыдущим берет начало на более высоком уровне.

Второе направление познания истории нашло отражение в линейной концепции. Линейная модель развития мирового сообщества была воспринята современной наукой из сочинения Августина Блаженного (345–430) «О граде божием». Идеи этого выдающегося мыслителя в области истории сводятся к тому, что человечество движется необратимо и поступательно по восходящей линии, повышая уровень своего развития на каждом отрезке развития. В основе такой эволюции лежит, по Августину, божественное предопределение. Теологический провиденционализм господствовал в историографии Средних веков. Как однолинейный и прямолинейный прогресс рассматривали историю просветители XVIII в. и позитивисты XIX в.

Идея линейного прогресса отражается и в ступенчатой концепции истории, включающей также тезис об определенных стадиях развития. Она ярко прозвучала в сочинениях Ж.-А. Кондорсе (1743–1794), в первую очередь в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума».

Кондорсе выделил три последовательных ступени эволюции хозяйства:

1) охоту и рыболовство;

2) одомашнивание животных;

3) земледелие.

Каждому из трех типов экономики соответствовало специфическое общественное устройство. Ступенчатая модель получила дальнейшее развитие в исследованиях шотландца А. Фергюсона (1723–1816). В «Опыте истории гражданского общества» он ввел подразделение мировой истории на стадии дикости, варварства и просвещения. Такие мыслители, как отец и сын Форстеры, Л.-Г. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс и другие, уделили внимание детализации этой классификации.

В XIX столетии на основе предшествующих концепций развития человечества формируются формационный и цивилизационный методы осмысления прошлого.

Формационный подход был детально разработан в XIX в. и стал основополагающим принципом марксизма-ленинизма. В отечественной историографии XX столетия такой подход был доминирующим.

Формационный подход – это познание исторического процесса на основе приоритета экономической и политической сфер жизни общества, рассмотрение исторических явлений в рамках пяти последовательно сменяющихся путем революций формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), постижение поступательного развития мирового сообщества в целом.

Идеи цивилизационного подхода получили широкое распространение в научной среде также в XIX–XX вв. Существуют две версии цивилизационного подхода. Стадиальная, рассматривающая всемирную историю в целом, и локальная, изучающая историю отдельных цивилизаций. Сходство основных черт этих вариантов позволяет следующим образом сформулировать сущность цивилизационного подхода к постижению различных проблем исторического процесса.

Цивилизационный подход – это познание истории как совокупности культурной, экономической, социальной, политической, духовной и других сфер жизни общества без выделения приоритета какой-либо из них, рассмотрение исторических явлений от момента возникновения цивилизаций до их заката, что позволяет постичь историю мирового сообщества в целом через историю отдельных цивилизаций.

Русский ученый Н.Я. Данилевский (1822–1885) в своем труде «Россия и Европа» применил цивилизационный метод изучения прошлого, согласно которому всемирная история складывается из механической смены замкнутых цивилизаций (культурно-исторических типов). Им было выделено 12 исторически сложившихся типов цивилизаций, причем каждая из этих цивилизаций имеет четыре разряда самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Данилевский рассматривает качественно новый тип цивилизации – славянский.

В XX веке в рамках цивилизационного подхода творил О. Шпенглер (1880–1936). Он рассматривал семь цивилизаций, среди них египетская, китайская, семитская, еврейско-арабская, западная, грекоримская и мексиканская. В книге «Закат Европы» он определяет примерно тысячелетний срок жизни каждой цивилизации, подчеркивая, что развитию цивилизации характерна линейность, аналогичная стадиям жизни человека: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Шпенглер подверг критике «птолемееву» систему исторического анализа, которая объясняла историю с точки зрения западной цивилизации, считала культуру Запада неким центром. Использованная им система исторического анализа – коперниковская: она не признавала привилегированного положения какой-либо цивилизации над другими.

Так, А. Тойнби (1831–1975) посвятил исследованию цивилизаций 20 томов под общим названием «Постижение истории». Начал Тойнби с рассмотрения 100 цивилизаций, затем сократил их число до 21, а завершил исследованием 13 цивилизаций. Механизмом цивилизационного развития он считал взаимодействие «вызова», который поступает от окружающей среды, и «ответа», который дает общество. В качестве «вызова» могут выступать всевозможные природные катаклизмы, войны и т. п. Сила «ответа», по мнению Тойнби, зависит от потенциала общества. Тойнби сформулировал теорию энвайроментального детерминизма, т. е. причинно-следственной обусловленности процессов развития человеческого общества природно-климатическими факторами.

Существенный вклад в разработку цивилизационного подхода к постижению истории внес наш соотечественник Л.Н. Гумилев (1918–1992). Проблемам развития цивилизации посвящена его работа «Этногенез и биосфера Земли». Исследуя историю этносов, он установил, что любая цивилизация, общество, культура, государство, народ развиваются не более 1500 лет, причем он выяснил, что на протяжении этого срока общество проходит пять фаз эволюции: подъем, акматическую фазу, надлом, инерцию, обскурацию. Импульсом, лежащим в основе возникновения и развития этноса, Гумилев считал пассионарность. Это такое состояние общества, в котором интересы коллектива превышают уровень жажды жизни и заботы о собственном потомстве, ломают устоявшиеся традиции.

Сторонники цивилизационного подхода к познанию человечества определенное внимание уделяют обусловленности общественного развития ритмикой астрономических явлений. За этим подходом закрепилось название «клиометрия» – измерение исторического времени посредством физических единиц. Так, выявленные Гумилевым 300-летние ритмы внутри 1500-летнего срока развития цивилизации тесно связаны с таким астрономическим явлением, как совместное влияние Юпитера, Венеры и Сатурна на атмосферу Солнца.

Выдающийся отечественный экономист Н.Д. Кондратьев (1892–1938) выявил 60-летние ритмы развития экономических процессов в ряде стран мира. В частности, он дал характеристику следующих ритмов: около 1742 – около 1802 гг., около 1802 – около 1862 гг., около 1862 – около 1922 гг. В своих научных рассуждениях он затрагивает и другие сферы жизнедеятельности общества и государства. Современные исследования позволяют утверждать, что изученные Кондратьевым 60-летние ритмы развития экономических процессов обусловлены действием планетарного явления, заключающегося в одновременном влиянии Юпитера и Сатурна на Солнце.

В свою очередь, А.Л. Чижевский (1897–1964) – отечественный математик, астроном, историк – занимался изучением влияния 12-летних ритмов солнечной активности на ход истории. Он проанализировал развитие человечества за 500 лет с XV по XX в. и убедительно доказал наличие тесной связи между ритмикой Солнца и поведением людей. В каждом 12-летнем ритме Чижевский выявил несколько фаз, причем на разные фазы приходится различное число значительных событий. Максимального «возбуждения» активность человечества достигает в третьей фазе.

Величайший вклад в рассмотрение эволюции общества в тесном взаимодействии с развитием других реалий нашей планеты внес В.И. Вернадский (1863–1945), создавший учение о ноосфере. Это учение формирует философскую базу, на основе которой становится возможным комплексное использование построений Гумилева, Кондратьева, Чижевского для осмысления системной ритмики общественной эволюции. Под ноосферой Вернадский понимал сферу разума, т. е. сферу жизнедеятельности людей на Земле. Как известно, наша планета имеет несколько сфер: литосферу, гидросферу, атмосферу, магнитосферу и т. д. Все они находятся во взаимодействии друг с другом. Вернадский ввел в их число ноосферу. Ученые-естественники выработали четкие знания о ритмике эволюции разных сфер Земли. Учение о ноосфере способствует выяснению природы воздействия планетарных явлений на общество.

Исследователей давно интересовало наличие в ходе истории и более глобальных по длительности ритмов, в частности, порядка 25 с лишним тысяч лет. Астрономической основой ритмов таких хронологических параметров выступает явление прецессии во вращении Земли. Оно заключается в том, что условная ось вращения Земли не находится в строго перпендикулярном отношении к плоскости обращения Земли вокруг Солнца. Земная ось располагается под наклоном к означенной плоскости. При этом земная ось на протяжении 25 с лишним тысяч лет совершает конусообразное вращательное движение. В связи с этим меняется характер взаимодействия, например, геомагнитной сферы с магнитосферой Солнца, что отражается на эволюции истории человечества.

Идеи взаимосвязи развития цивилизаций с водным ландшафтом окружающей их среды принадлежат видному российскому исследователю Л.И. Мечникову (1838–1888). В работе «Цивилизация и великие исторические реки» рассматриваются особенности речных, морских и океанических цивилизаций, показывая, что вода в истории человека является силой, побуждающей цивилизации развиваться.

Эти подходы к постижению исторического процесса являются плодотворными и при осмыслении истории государственно-правовых реалий, в том числе истории государства и права зарубежных стран.

Источники и историографическая основа истории государства и права зарубежных стран

Постижение истории государства и права зарубежных стран основано в первую очередь на изучении источников. Методике исследования источников посвящена специальная наука – источниковедение.

Источники изучения истории государства и права разнообразны. Они могут быть подразделены на юридические факты и памятники права. Юридические факты – это события, порождающие, изменяющие или прекращающие правоотношения. Памятники законодательства могут быть представлены отдельными правовыми актами или выступать в комплексе института, отрасти, системы права в зависимости от того, к какой семье права относится та или иная национальная правовая система.

Наиболее распространенными при изучении истории государства и права зарубежных стран являются письменные источники. Работая с ними, надо обращать внимание на форму и содержание источника, на его происхождение.

Другой составляющей постижения истории государства и права зарубежных стран является изучение массива трудов историков права, раскрывающих историко-правовые проблемы. Это историография данной дисциплины. Историография – это совокупность исследований, посвященных определенной эпохе (например, Великая французская революция), теме (государственный строй Римской республики), или совокупность работ, обладающих внутренним единством (марксистская историография).

Историография включает в себя работы: научные труды (монографии, брошюры, научные статьи, энциклопедические издания, словари и т. п.), учебную литературу (учебники, учебные и учебно-методические пособия), научно-популярную, художественную литературу. Данные компоненты историографии несут в себе рациональное зерно при изучении той или иной историко-правовой проблемы. Однако необходимо критическое отношение к каждой изучаемой работе, особенно к научно-популярной и художественной литературе.

Наиболее основательными, информативными с научной точки зрения являются научные труды, имеющие добротный научно-справочный аппарат, подтверждающий аргументацию автора. Учебная литература, особенно написанная известными учеными, также весьма основательно раскрывает содержание той или иной историко-правовой проблемы. В учебной литературе имеются рекомендации методического характера, помогающие усвоению материала.

Начало историографии истории государства и права зарубежных стран было положено на рубеже XVII–XVIII вв. Нередко эта дисциплина именуется всеобщей историей государства и права, историей права и институтов и т. д. В трактате немецкого ученого Г.В. Лейбница «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1668), а затем в работе французского мыслителя Ш.Л. Монтескье «О духе законов» (1748) нашел отражение исторический опыт народов, обращено внимание на взаимосвязи форм правления и законодательства с духом и нравами, политической свободой.

Большую роль в становлении истории государства и права зарубежных стран как самостоятельной дисциплины на рубеже XVIII–XIX вв. сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухто, Ф. Савиньи, Г. Гуго и другие), в работах которой нашли отражение история римского и национального германского права.

В XIX – начале XX в. в трудах Э. Лабуле и Р. Дареста (Франция), Г. Мена и Г. Спенсера (Англия, Германия), О. Холмса (США) значительно расширился ареал стран и исторических эпох. Были созданы фундаментальные работы: многотомный труд «История права» немецкими учеными И. Колером и Л. Вегнером (1914), «Панорама правовых систем» (1928) и «История права» (1924) американскими историками права Д. Вигморам и У. Сиглям.

Во второй половине XX в. был издан ряд крупных работ по истории государства и права зарубежных стран французскими учеными (Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и другие).

В XIX – начале XX в. были проведены монографические исследования по истории государства и права зарубежных стран российскими правоведами. Это работы П.Г. Виноградова Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, В.Г. Щеглова. В российских университетах, так же как в Западной Европе и США, началось чтение курсов по истории государства и права зарубежных стран (истории иностранного права). В 1804 году профессор Московского университета П. Цветков читал лекции по «Праву знатнейших древних и нынешних народов», а с 1839 г. профессор К.А. Неволин разработал курс лекций по семействам права. В 1872 году в Демидовском университете Ярославля была создана первая кафедра всеобщей истории права, и ректор университета М.Н. Капустин подготовил и издал первый учебник «История права», в котором достойное место занимала история государства и права зарубежных стран. В 1907–1908 годах профессор Московского университета Щеглов написал и выпусти в свет курс лекций по всеобщей истории права.

Историографию истории государства и права зарубежных стран составляют и монографические исследования советских и современных российских ученых. Выдающийся историк права З.М. Черниловский разрабатывал проблемы происхождения государства и права у западноевропейских славян, написал работы по истории государства и права США, Китая, Чехии и других стран. Не утрачивает своей значимости созданный профессором учебник по всеобщей истории права и государства.

Серьезный вклад в исследование истории государства зарубежных стран внес П.Н. Галанза, автор работ по истории государственно-правовых институтов Древней Греции, средневекового государства и права Франции и Германии, целого ряда учебной литературы.

Крупным ученым историком-правоведом является О.А. Жидков, разрабатывавший проблемы истории государства и права стран Азии, Африки и Латинской Америки, создавший учебники.

Признанным специалистом по истории государства и права зарубежных стран является Н.А. Крашенинникова. Широко известны ее работы по истории восточного права, в том числе права Индии. Значительные монографические исследования по истории английского государства и права принадлежат перу В.А. Томсинова, К.И. Батыра по истории государства и права Франции Нового времени. Неоспоримый вклад в развитие исследований по истории государства и права зарубежных стран внесли Е.А. Скрипилев, В.Г. Графский, А.И. Косарев, О.А. Омельченко, Д.А. Пашенцев, А.А. Иванов. Являясь авторами монографических исследований, историки права современной России создают значительные учебники и учебные пособия по истории государства и права зарубежных стран.

Гипотезы генезиса государства и права зарубежных стран

Государство и право являются важнейшими составляющими развития человечества и неразрывно связаны между собой. Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Право – это совокупность правил поведения, установленных и охраняемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений и одобренных им посредством принятия законодательства.

Генезис основных государственно-правовых институтов уходит своими корнями в древнейшую эпоху развития человечества и связан с возникновения человечества как социума, именно тогда возникают механизмы, регулирующие жизнь и деятельность людей.

Круг источников изучения этого периода развития человечества ограничивается в основном археологическими, антропологическими и этнографическими свидетельствами. Существуют различные гипотезы социогенеза, предлагающие разнообразные, порой альтернативные концепции деятельности людей и ее организацию в Древнейшей истории. Однако по мнению некоторых исследователей, именно в эту историческую эпоху происходил генезис государственно-правовых явлений. На основе исследованных источников они предполагают, что если бы не было никакого управления в древнейшем сообществе, и его жизнь не основывалась бы на каких-либо правилах, человечество, по всей вероятности, не выжило бы. Главным аргументом сторонников такой гипотезы является сам факт существования человечества в наши дни, что было бы невозможно без «правопорядка» в Древнейшей истории.

Существуют различные подходы к определению места этого периода в истории человечества. Некоторые исследователи не включают Древнейшую историю в собственно человеческую историю и не употребляют при характеристике данной эпохи понятие «цивилизация». Другие же ученые, например, французский исследователь А. Брейль, применяют термин «цивилизация» к временам Древнейшей истории. Заметим, что места обитания древнейшего человека обнаружены или могут быть обнаружены археологами практически на территории большинства ныне существующих государств. Наиболее изученными археологическими памятниками Древнейшей истории являются Шанидор и Схул (Ближний Восток), Драхенлох, Регунда и Клюни (Западная Европа), Кро-Маньон, Монтеспан, Альтамира (Западная Европа), Хойт-Цэнхэрийн-агуй, Зараут-Сай (Азия) и др.

Интерес к Древнейшей истории усиливает то обстоятельство, что к началу XXI столетия в различных регионах земного шара насчитывалось около 500 народов, чей образ жизни схож с жизнью людей в Древнейшей истории. Это аборигены Австралии и бушмены Южной и Восточной Африки, этнические группы Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Океании и сравнительно недавно обнаруженные социумы, живущие у истоков Амазонки в Южной Америке, палеоазиатские народы Северной и Северо-Восточной Сибири и др.

Анализируя источники и используя разные подходы к постижению процесса зарождения и функционирования и развития человеческого общества, можно говорить о существовании в рамках Древнейшей истории палеолитических обществ (палеолит – древний каменный век), которые в своем развитии прошли несколько этапов.

Хронологические рамки первого этапа определены приблизительно в 80–57 тыс. лет назад, который условно называется «эпохой праистории». Следующий этап развития палеолитического общества охватывает приблизительно 56–33 тыс. лет назад – «эпоха доистории». И завершающим этапом Древнейшей истории является «эпоха предыстории», приблизительные хронологические рамки которой 32—8 тыс. лет назад. Основанием для такой временной шкалы Древнейшей истории является сопоставление археологических данных с явлением прецессии.

Археологические находки свидетельствуют, что в период праистории люди, жившие около 80–57 тыс. лет назад (антропологический тип – неандертальцы), создали культуру, которая была ориентирована в первую очередь на максимальное освоение богатств растительного мира. В эту эпоху имелись весьма развитые виды контактных орудий (рука, орудие и предмет труда находятся в непосредственном контакте): палка-копалка, дубина, съемник плодов с верхушек деревьев и др. Кроме этого, имели место и простейшие каменные орудия – скребла и рубила. Человечество использовало, но не умело добывать огонь. На протяжении всей Древнейшей истории люди, занимаясь собирательством и охотой, вели присваивающее хозяйство. Значительную роль в жизни людей палеолита играла зародившаяся в форме тотемизма религия.

Совокупное использование археологических и этнографических источников позволяет судить об организации палеолитического общества в эпоху праистории. Ячейкой такого общества был материнский род. Общество делилось на социальные группы по половому признаку. В качестве господствующего класса выступают женщины, поэтому считается, что люди того времени жили в условиях матриархата.

В рамках доисторической эпохи (около 56–33 тыс. лет назад) культура человека была ориентирована на максимальное освоение богатств животного мира. Человечество овладело умением добывать огонь искусственным путем. Орудия труда, используемые в это время, носили ярко выраженный пугающий характер: факелы, трещотки, свистульки, барабаны, дротики, не обладающие убойной силой.

В качестве социальной ячейки доисторического общества выступал отцовский род. Половой принцип и в этот период лежал в основе разделения общества на социальные группы. Но теперь господствующим классом являются мужчины. Поэтому этот период развития палеолитического общества носит название «патриархат». Специфическим общественным институтом этой эпохи были мужские тайные союзы, сыгравшие важную роль в разрушении механизмов матриархата.

На завершающем этапе развития Древнейшей истории – предыстории (около 32—8 тыс. лет назад) потенциал развития неандертальцев как антропологического типа был исчерпан. Им на смену с началом новой эпохи пришел кроманьонец. Совершенствовались орудия труда, появились метательные орудия, лук и стрелы.

Рода как социальные ячейки общества в предысторическую эпоху постепенно объединялись в племена. Общество делится на социальные группы по половозрастному принципу. Во главе племени находится класс семейных мужчин. Устройство социума характеризовалось геронтократией (власть мужчин старших возрастных групп).

Именно в это время создавались такие институты, как вождизм, знахарство, советы старейших, которые вместили в себя зачатки властных полномочий. Происходило разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную Совет старейшин становился органом текущего управления. Это был начальный период возникновения элементов государственности – режим военной демократии, при котором складывается сильная власть военных вождей при сохранении некоторых проявлений коллективизма и общественного управления. В конце Древнейшей истории возникают зачатки протогосударства.

Человеческие сообщества в древнейшие эпохи не только выжили, но заложили основы дальнейшей эволюции благодаря определенной самоорганизации, созданию своеобразных механизмов управления, прообразов будущей государственной организации. В рамках Древнейшей истории создавались и усложнялись механизмы социального регулирования – обряды инициации.

Инициации, посвятительные обряды – испытания, которые проходили люди несколько раз в жизни; означали их переход из низшего класса общественной иерархии в более высокий, в итоге которых ими приобретались новые обязанности и права. Например, известный английский ученый Дж. Фрэзер описывает обряд инициации девушек-подростков, который состоит в том, что их, завернув в коконы из коры и листьев, подвешивают на ветвях священного дерева. При этом прошедшей испытание считается та девушка, которая проявила необходимую выдержку.

Испытания включали длительную изоляцию, овладение оружием и охотничьими навыками, выработку выносливости, способности терпеть боль, беспрекословное подчинение старшим, усвоение моральных норм, священных обрядов, познание преданий о происхождении рода. Эти обряды проходили в пещерах, которые имели сложные лазы и переходы, прохождение которых имитировало акт рождения испытуемого в новом качестве.

В палеолитическом обществе нормативным социальным регулированием были нормы-обычаи (правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени) и религиозные нормы. Они были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для регламентации хозяйственной жизни, быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, религиозно-ритуальной деятельности.

На притяжении тысячелетий нормативные требования выступали в виде табу (запретов), которые стали важнейшими инструментами упорядочения общественной жизни в Древнейшей истории. Табу распространялись на совершение определенных действий (использование каких-либо предметов, произнесение определенных слов и т. п.). Это были, например, запреты на кровнородственные браки, на отношения с носителями «злой магии»», на выход из жилища, на соприкосновение с землей, запрещение смотреть на правителя (сглаз), табу на остатки пищи (объедки следовало сжигать или закапывать), на общение с людьми в трауре, на общение с воинами, возвратившимися из похода (их еще преследовали души убитых ими врагов), а также с убийцами и палачами. Особую роль играли охотничье-производственные табу, которые предусматривали для мужчин-охотников воздержание на общение с женщинами на определенный срок перед сезоном охоты. Запреты имели ранг религиозного запрещения, налагаемого на конкретный предмет или действие, и за его нарушение следовало наказание со стороны духов и богов, причем наказание нес не только сам нарушитель (вплоть до изгнания из рода, племени, что было равносильно смертной казни), но наказание налагалось на его род, племя в целом.

Наряду с запретами возникали такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обвязывание. Дозволение – разрешение на совершение конкретных действий (или бездействия в тех или иных условиях), которые имели место в случаях определения видов промысловых животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обвязывание – категорическое предписание на совершение определенных действий – имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигание кострищ и костров, изготовления орудий и др.

Перечисленные правила поведения представляли собой мононормы, т. е. единые социальные нормы, регулирующие отношения в обществе и характеризующиеся универсальностью и нераздельностью правовых, морально-этических, религиозных и иных требований.

В Древнейшей истории не существовало в современном понимании государственных и правовых институтов. Однако в эту эпоху существовали зачатки механизмов управления (государство), а мононормы в палеолитическом обществе являлись истоком права. Именно из данных своеобразных «ростков» и выросли первые государства и правовые системы Древнего мира.

Загрузка...