Развитие экономических наук, религиозное мировосприятие и теософия дают представление об исторических началах. Богословские трактаты религиозной литературы нашли свое место в работах Аристотеля, имевших общественно-экономический характер. Аристотель в своих идеях отрицательно отзывался о богатстве и людях, пытающихся нажиться несправедливым путем.
Разделение людей на бедных и богатых, свободных и подневольных происходило неоднократно. Общество волновало то, что сложившийся уклад жизни дрогнул. Некоторые служители Господа пытались донести до общественности необходимость «стереть» все границы между социальными слоями. Рыночные отношения тоже складывались не лучшим образом, строгой критике поддалась практика удерживания дефицитных товаров с замыслом того, что цена на них может неожиданно подняться. Если бы мы применяли такой подход в современное время, то это явило бы собой не что иное, как накопление инвестиций, которые считаются основным толчком к росту рыночных отношений. Но эта идея не нашла своего признания в тот период времени, потому что идеи о прогрессе были совсем «туманными». До XVI в. мыслители сходились во мнении, что более значительной задачей является сохранение ценностей традиционного общества.
Аристотель являлся одним из первых представителей развивавших микроэкономических направлений. Именно он первым говорил о цене товара как о центральной проблеме справедливого обмена. Из теории издержек производства возникла новая концепция цены товара, тем самым дав экономистам-теоретикам, юристам и богословам тему для дискуссии, никто не мог подумать, что споры будут продолжаться вплоть до XVIII в. Важными слияниями в хозяйственных отношениях были ремесленные цеха и купеческие гильдии, которые создавали конкуренцию в рыночных отношениях. Денежное обращение крепко обосновалось в городах.
Христианство (от гр. christos – «помазанник», «Мессия») возникло в I в. н. э. в Палестине, получив доверие у приверженцев, а также среди других народов, методом внедрения среди евреев Палестины и Средиземноморья христианского движения. В христианском обществе развивался кризис античной цивилизации, а затем произошла потеря ее основных ценностей. Большой отпечаток этот аспект наложил на экономические отношения, образовался застой. Христианство не поддерживало развития экономики в целом как фактора развития государства. Занятие торговлей в церковных книгах описывалось как совершение большого греха. Библия и ее служители призывали людей думать о ближнем, это привело к образованию христианских общин.
В истории остались рукописи многих народов о ростовщичестве, где они были указаны. Аристотель довольно смело критиковал ростовщичество в целом. В предписаниях того периода говорилось о том, что запрещается взимать процент с отдаваемого долга. Необходимо было сразу отпускать проданного в рабство на свободу. Размышления Аристотеля начали исследовать христианские мыслители. Несмотря на все дебаты, вышло постановление церкви о том, что проценты считаются недействительными и ничтожными, Венский собор католической церкви в 1311 г. издал свод законов. Хозяйственная деятельность не стояла на месте и в дальнейшем получила вполне правомерный характер. Сторонники легализации процентной ставки предлагали ввести определенную норму процентной ставки.