Заявленная тема новеллы очень жесткая, поэтому развернем ее в виде несколько вопросов:
Первый вопрос – кто посмел приносить ЛЮДЕЙ в жертву богам в Киеве?
Второй вопрос – когда этот обряд в Киеве проводили?
Третий вопрос – кого в Киеве приносили в жертву?
Четвертый вопрос – что было поводом для этих человеческих жертвоприношений?
И как на эти вопросы ответить? Ответим фразой Горбункова из фильма Гайдая: «Будем искать!»
Так уж устроена история – хорошо ищет тот, кто заранее ЗНАЕТ ответ!
Мне известно, что это было в конце 900-х годов. Лучшим общепризнанным источником по истории этого времени является Лаврентьевский список «Повести временных лет», а самым авторитетным специалистом по этим документам был академик Дмитрий Лихачев.
Опираясь на эти знания, я открываю книгу (пишу он-лайн – книга ДЕЙСТВИТЕЛЬНО рядом со мной) «Повесть временных лет», издательство Эксмо, Москва, 2008 год. Я купил эту книгу в 2010 году по цене 141 рубль – наклейка с ценником сохранилась.
Открываю книгу – вступительная статья Лихачева, а далее с 29-й страницы «Повесть временных лет», перевод выполнен Лихачевым совместно с Дмитриевым, подготовка текста – Лихачев, Творогов, Дмитриев и еще 6 специалистов. Пока все по плану.
На страницах 45—46 летописец сообщает нам события 6488 года (980 год), где описано то, как убил князь Владимир своего брата Ярополка и занял княжеский трон в Киеве. Завершается повествование за указанный год на полуслове:
«Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и Владимира.…».
Далее чудесным образом издатель конкретно в этой книге (Лихачев умер в 1999 году) пропускает большой исторический период – а именно половину 6488-го года (980-го года), 6489-й (981-й), 6490-й (982-й), 6491-й (983-й) годы и переходит к 6492-му (984-му) году:
«Пошел Владимир на радимичей…».
Может быть, в Лаврентьевском списке «Повести временных лет» нет описания ПЕРВЫХ ТРЕХ с ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ правления Владимира (впоследствии канонизированного как Владимир Святой за крещение народа в Киеве 15 августа 989 года)?
Обратимся к изданию Лихачева в эпоху Сталинизма – в 1950 год. Почему именно туда – потому, что я знаю, где искать (см. выше).
Читаем книгу в библиотеке: «Повесть временных лет», подготовка текста Лихачева, изд. АН СССР, М.-Л., 1950. (второе издание книги в 1996 году было посвящено 90-летию академика Лихачева).
И вот на странице 37 читаем описание кровавого 6488 года (см. Рис.8.1.);
Рис.8.1.
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холму… и осквернилась КРОВЬЮ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ И ХОЛМ ТОТ…»
В христианской литературе описан известный случай, когда в жертву в 6491 году (983-й) пытались принести сына варяга-христианина, поводом для жертвы было возвращение Владимира в Киев после победы над Ятвягами:
«И иде к Киеву и творя требу кумирам с людьми своими.»
Войны Владимир вел каждый год, наконец, наступил год 6497 (989) и сам Владимир принял в мае православие в Корсуне. Затем он приехал в Киев, и уничтожил капище языческое. В Повести об этом написано так:
«Яко приде, повел кумиры испроврещи, овы исещи, а иные огню предати…»
Для окончательного ответа на поставленные вопросы продолжим поиски – нам нужна книга «Полное собрание русских летописей», том 1, Л., АН СССР, 1926—1928.
Читаем ее – текст полностью идентичен тексту 1950 года – но является оригинальным – писан старославянскими литерами.
Лихачев во втором томе за 1950 год, который содержит примечания к Повести, хвалит издание 1926 года, будем ему доверять.
Итак – отвечаем на вопросы.
Первый – принесение людей в жертву языческим богам началось в Киеве с 980 года после восхождения на княжеский престол Владимира (Владимира Святого).
Второй – обряд человеческого жертвоприношения в Киеве проводили судя по всему ДЕВЯТЬ ЛЕТ с 980 по 989 год.
Третий – судя по эпизоду из 983-го года с христианином – варягом – приносили в жертву РЕБЕНКА по жребию.
Четвертый – поводом для человеческих жертвоприношений богам на капище в Киеве служили ПОБЕДЫ ДРУЖИНЫ ВЛАДИМИРА НАД ВРАГАМИ.
Ответы, безусловно, шокируют.
Поэтому в издании 2008 года – уже после кончины Лихачева – сведения о строительстве капища и жертвоприношениях детей киевлян решили упустить.
Стыдно – Владимир Святой и убийства детей у языческих идолов, которые сам князь и повелел построить.