Стойким мифом об эпизоде с захватом Киева польским князем Болеслав Храбрым и вывозом оттуда Золотых ворот потчуют современные исторические беллетристы доверчивых читателей.
Коснемся этого эпизода.
Итак, 18 апреля 1025 года первым королем Польши стал князь Болеслав Храбрый, он был коронован как Болеслав I. (о легитимности этого шага – в конце новеллы).
Болеслав объединил польские земли, превратил Польшу в крупное европейское государство. Он завоевал Данциг, Краков, Силезию и Моравию. Затем, призванный своим зятем Ярополком Окаянным, Болеслав двинулся на Волынь, разбил князя Ярослава на берегах Буга и 14 августа 1018 года овладел Киевом.
Благодушно пишет о захватчике Киева авторитетный историк Карамзин.
Н. Карамзин «История государства Российского»:
«Лучше других укрепленный, Киев хотел обороняться: Болеслав осадил его. Наконец утесненные граждане отворили ворота – и Епископ Киевский, провождаемый духовенством в ризах служебных, с крестами встретил Болеслава и Святополка, которые 14 Августа въехали торжествуя в нашу столицу, где были сестры Ярославовы. Народ снова признал Святополка Государем, а Болеслав удовольствовался именем великодушного покровителя и славою храбрости.»
Болеслав по легенде РАЗРУБИЛ ЗОЛОТЫЕ ворота Киева и увез в знак победы в Гнезно.
А благодушие Карамзина объясняется временем написания его «истории». В 20-е годы 19-го века император Александр Павлович – заказчик Карамзина – умиротворял поляков – о них нужно было писать «или хорошо, или ничего», как об усопшем.
Коронация Болеслава I проходила в Гнезно – городе неподалеку от Познани. Интересно свидетельство Генриха Гейне – он был в Гнезно через 800 лет после коронации. И обнаружил там НЕРАЗРУБЛЕННЫЕ ЧУГУННЫЕ ворота Киева, из которых доверчивый Наполеон умудрился выпилить кусочек для себя, – на память.
Генрих Гейне «О Польше» (1823), Собрание сочинений в 6 тома, 1980:
«В древнем соборе в Гнезно, былой столице Польши, я нашел сплошь новые образа и новые украшения. Внимание мое привлекли здесь только ЧУГУННЫЕ ворота, некогда бывшие воротами Киева и вывезенные в качестве добычи победоносным Богуславом; УДАР ЕГО МЕЧА до сих пор виден на них. Будучи в Гнезно, император Наполеон забрал кусок, выпиленный по его приказу из дверей, выигравших в значении от этого высокого внимания.»
Путаница в именах Болеслав-Богуслав для Гейне извинительна, но оказывается, киевляне не только отворили Болеславу ворота, – он якобы забрал все (ЧУГУННЫЕ ОНИ ЖЕ ЗОЛОТЫЕ) ворота из Киева в Гнезно! Напрасно, об этом Карамзин умалчивает! Или не напрасно?
Прекрасно комментирует польские мифы малоизвестный, но весьма правдивый русский историк Николай Полевой.
Н. Полевой «История русскаго народа», М., Тип. А. Семена, 1829—33:
«Разсказъ Польских старинныхъ дееписателей о сей войне исполненъ баснословiя: вставлены речи, прибавлены нелепости, на примеръ, что Болеславъ мечемъ своимъ в знакъ победы, разрубилъ Кiевскiя Златыя Ворота; что мечъ, коим разрубилъ онъ ихъ, былъ принесенъ ему АнгеломЪ;»
И всю правду нам открывают немецкие монахи в одной из своих летописей. Вся процедура коронации Болеслава прошла без согласия Римского императора – в связи со смертью последнего и временной потерей управления в империи.
«Annales Quedlinburgenses», Hannover, 1839:
«Болеслав, князь Польши, узнав о смерти императора-августа Генриха, обрадовался до глубины души и преисполнился ядом гордыни настолько, что безрассудно принял помазание и возложил на себя корону. Но за эту наглость и дерзость его души вскоре последовала Божья кара. Ибо в скором времени его также постиг печальный смертный приговор. После него Мешко, его старший по рождению сын, охваченный не меньшей гордыней, разлил яд высокомерия вширь и вдаль.»
Вскоре после коронации, а именно 17 июня 1025 года, сын князя Мешко I князь и первый король Польши Болеслав I умер.