Итак, дело не в том, чтобы соблазнять учеников тайными математическими лайфхаками. Нет никакой секретной формулы богатства или счастливой жизни, которая была бы известна только избранным гениям вроде Марка Цукерберга. Перепридумывая преподавание математики, важно:
1. Овладеть математикой как способом мышления. Оказывается, математика – наука не про цифры, а про оптимальные решения. Если мы отдадим компьютерам черновые вычисления, у нас останется масса времени на то, чтобы учиться решать реальные проблемы, придумывая для этого все более эффективные способы.
2. Вернуть математику в реальный жизненный контекст. Как правило, школьники имеют дело с абстрактными уравнениями, которые изъяты из реального контекста. В лучшем случае речь идет про бассейны, с неизвестной целью наполняемые водой, и яблоки, которые с какой-то стати нужно между кем-то разделить.
Фокусируясь на таких вычислениях, мы изучаем математику ради математики, будто средневековые схоласты. Стоит как можно скорее отказаться от этой идеи: цифры вне контекста бесплодны. Изучение любой сферы жизни – финансов, окружающей среды, болезней – вне контекста не менее бесплодно. Более того: в эпоху, когда экспоненциальный рост информации и не думает замедляться, математика должна стать не просто одним из важных предметов, а метапредметом, который тесно связан с прочими школьными науками.
Сегодня школьники изучают природу заболеваний на уроках биологии, а вероятности – на уроках математики. Однако по-настоящему ценное знание рождается на пересечении этих предметов – в понимании того, как, например, высчитать вероятность рака при определенном стечении факторов. Поставить проблему так – задача ученика. Высчитать вероятность – задача компьютера.
Содержание математики в компьютерную эпоху должно быть пересмотрено. Стоит признать, что привычное разделение школьной математики на алгебру и геометрию не всегда отвечает практическим задачам